«Воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста любви к книге, чтению»
статья (1 класс) на тему

Пахомова Ольга Васильевна

 

У чтения и детской литературы в современном мире появилось много конкурентов в виде различных кружков, секций, студий раннего развития, а также телевидения и интернета.

Как же сделать так, чтобы маленький читатель заинтересовался книгой, воспринимал библиотеку не только как место хранения и обмена книг, а чтение для него стало бы творческим процессом? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rastim_chitatelya.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Краснодарский край

Гулькевичский район

МБОУ СОШ № 14

«Воспитание у детей дошкольного и младшего школьного возраста любви

 к книге, чтению»

Учитель Пахомова О.В.

с.Соколовское

Н.Г.Долинина (в 70-х годах прошлого века учитель литературы, автор книг и статей) пишет: «То, что переживает каждый человек, как и каждый литературный герой, - неповторимо, и в то же время повторяет чувства миллионов людей». Вопросы каждого следующего поколения актуальны во все времена. …В чём счастье? Что такое дружба и что такое любовь? В чём долг каждого человека перед всеми остальными людьми? Эти же вопросы задают себе и многие литературные герои великих произведений. «Что такое жизнь и что такое счастье?» - спрашивает Пьер Безухов в «Войне и мире». Что дурно? Что хорошо? Что надо любить? Что ненавидеть? Для чего жить и что такое «я»? Размышляйте об этом вместе с литературными героями, и ответы будут найдены – утверждают признанные профессионалы по вопросам чтения детей и подростков.

Бытует мнение, что библиотеки – это умирающее явление и, к сожалению, на данный момент такое мнение не единственное. Даже на государственном уровне звучат предложения заменить библиотеку из книг бумажных на библиотеку электронную. Закачаем электронные ресурсы, предоставим их ребёнку, и дело сделано – ребёнок активно и плодотворно приобщается к культуре. Всё вроде бы становится легко и просто. Да, современная культура требует от человека не просто осмысления и восприятия, но и умения работать с самой разной по форме информацией. Современный информационно-потребительский бег, в котором участвуют и взрослые и дети, ориентирован не на раздумья, а на результаты. При всём этом аксиомой остаётся то, что литература, книга, текст – это не просто чтение, а определённая философия жизни. Она одновременно отражает и творит окружающее, передаёт социокультурный опыт. Работа с книгой в современной ситуации осложнена многими обстоятельствами. Литературный рынок настолько широк, что неискушённому читателю трудно разобраться, что читать, а что нет. Родителям иногда трудно понять, что лучше всего предложить своим детям сейчас, а что оставить на потом, а может быть, совсем исключить из круга детского чтения. Непонимание этого может привести к различным негативным последствиям. Ребёнок может бояться самого вида книги, будет стараться спрятаться от неё, любым образом уйти от процесса чтения – особенно чтения самостоятельного. Этот процесс будет для него трудным и утомительным. вплоть до появления неврозов, а сам процесс общения с книгой оставит неприятные эмоции и впечатления на всю жизнь. Кроме того, у чтения и детской литературы в современном мире появилось много конкурентов в виде различных кружков, секций, студий раннего развития, а также телевидения и интернета.

Как же сделать так, чтобы маленький читатель заинтересовался книгой, воспринимал библиотеку не только как место хранения и обмена книг, а чтение для него стало бы творческим процессом? Надо превратить посещение библиотеки в процесс интересный и увлекательный как для детей, так и для их родителей, продумать его и определённым образом организовать.

Книга для ребёнка, особенно для ребёнка маленького, - это один из способов познания мира и приобретения новых сведений о нём, а также возможность впервые соприкоснуться с миром творчества. Работа строится с учётом этих закономерностей, а также возрастных особенностей детей. Ребёнок может посмотреть картинки один или с помощью взрослого, поиграть с книжкой-игрушкой, порисовать, пообщаться с другими детьми, а затем почитать ту же книжку, что рассматривал, или другую. Взаимодействие ребёнка с окружающим в данном случае может быть разнообразным, но в любом случае он оказывается погружённым в мир интересных книг, к которым он потом по своему желанию возвращается.

Роль библиотекаря меняется: будучи взрослым человеком, он помогает найти нужную или интересующую ребёнка или родителей книгу, сориентироваться в бескрайнем море детской литературы, понять, что интересно ребёнку на данный момент, а что нет, организовать взаимодействие ребёнка с книгой, а если надо – оказать ему эмоциональную поддержку и помощь. В одном из социологических опросов младшие школьники высказали своё видение библиотекаря как «доброй тётеньки, которая всегда поймёт и всегда поможет тебе».

Родителям не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей. В этом им могут помочь библиотеки, возрождая традиции семейного чтения. Большинство советов, с которыми вы сейчас познакомитесь , успешно реализуют на практике родители Великобритании, Испании, Германии, США и др. стран.

Мнение психологов: привить любовь к книге и чтению можно до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас и невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.

Все родители мечтают:

- Мы хотим видеть своих детей здоровыми.

- Мы хотим, чтобы они были счастливы.

И все они, без исключения, хотят научить своего ребёнка тому, как он может добиться успеха. Для этого он должен прежде всего научиться читать. Процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Занятия в школе – это обучение чтению и письму. Мы же говорим о любви к книге, об удовольствии от процесса чтения, о привычке быть постоянно с книгой. И это абсолютно «семейное» дело. Всё начинается с раннего детства. Именно родители рассказывают детям истории на ночь и отвечают на многочисленные «почему».

Поэтому ранний возраст – благодатное время для того, чтобы развить  в своём ребёнке любовь к книге, чтению.

Как это сделать?

Вот несколько полезных и интересных идей. Для начала ответы на вопросы, которые часто возникают у родителей.

Зачем нужны книги в раннем возрасте?

  • они помогают развивать связь между ребёнком и родителями;
  • помогают познавать искусство слова и живописи, благодаря иллюстрациям;
  • прививают навыки слушания;
  • помогают подготовить ребёнка к процессу обучения чтению;
  • развивают кругозор и эмоциональную сферу, помогают развивать воображение;
  • доставляют ребёнку удовольствие.

Когда читать?

  • как только ребёнок родится;
  • выделять несколько минут, но каждый день;
  • приучать ребёнка ждать время для чтения;
  • читать в любом месте;
  • не только выбирать время, когда ребёнок в хорошем расположении духа, но и утешать ребёнка, показав ему  красивую книжку, когда он плачет или капризничает.

Как читать?

  • выбирать удобное место;
  • читать наизусть  стихи, которые вам самим запомнились с детства;
  • рассматривать книжки-картинки;
  • читать с выражением;
  • давать ребёнку возможность самому выбрать книгу;
  • перечитывать любимые книги.

А теперь - советы библиотекарей и психологов.

  1. Рассказывайте, пойте, играйте с ребёнком

Малыши с наслаждением слушают вашу речь: когда купаются и одеваются, кушают или засыпают, вечером  и на рассвете. Поэтому, подрастая, ребёнок, с которым постоянно разговаривали, начинает быстрее понимать и воспроизводить слова, услышанные тогда (как казалось вам) он ещё ничего не понимал. Он уже полюбил песенки и стихи. Он уже не может обойтись без ваших рассказов и совместных игр. Говорите с ними обо всех простых для вас, но очень важных для ребёнка делах, которые вы делаете каждый день вместе. Комментируйте свои действия: «моем ручки», «садимся на стул», описывайте то. что видите – так вы готовите внимательного слушателя.

  1. Выделяйте время для чтения каждый день.

Начинайте читать с первых же месяцев жизни. Читая малышу. вы как бы расширяете его мир, помогаете ему получать удовольствие от чтения, пополняете запас его знаний и словарный запас. Ребёнок учится слушать книгу, переворачивать страницы, водить пальчиком слева направо, запоминать слова, которые видит и слышит. Малыши обожают регулярное (а не от случая к случаю) чтение с родителями. Выбирайте небольшой прмежуток времени. когда вы можете расслабиться и не торопиться – перед сном или когда у вас перерыв в домашних хлопотах.

Не забывайте, что ребёнку могут почитать дедушка с бабушкой, старшие брат или сестра, любой член семьи. Всё время обращайтесь к книге и чтению. Купите несколько книг домой, чтобы ребёнок мог с ними возиться.

  1. Выбирайте книги с осторожностью

Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожей на эту. Ведь именно там есть книги для любого возраста и уровня развития. Кроме того профессионалам легче найти такие книги, чем вам самим. Не считайте, что все необходимые ребёнку книги есть у вас дома – это ошибка многих родителей. И она не только в том, что домашние библиотеки не могут быть разнообразнее публичных. Вашего ребёнка просто может вдохновлять пример других читающих детей. Это очень важно для формирования маленького читателя, который воспитывается на подражании. Другие книги и читатели как бы передают эстафету вашему ребёнку. Это поможет ему привыкнуть к разнообразию книг, к читательскому поведению детей и взрослых и обязательно скажется на дальнейшей жизни, учёбе , поможет подготовиться к обучению в школе. Мир книг и библиотека не будет для него неведомой страной. «Как много интересных книг и все их можно прочитать самому». Так появляется стимул к чтению.

  1. Окружите ребёнка материалами для чтения

Не только книги из библиотеки должны быть у ребёнка. Должны быть обязательно и свои собственные. Какие? Прежде всего те, в которых он сможет не только почитать , но и раскрасить картинки, что-то самостоятельно вырезать или смастерить, сделать запись. Таких книг много и они сугубо для индивидуального пользования.

Можно мастерить и самодельные книги. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими др. вещами. Вы можете помочь ребёнку записать текст, который он хочет поместить в своей книжечке. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, равно как и чтение его «собственных» книг всем членам семьи.

  1. Медленно и с удовольствием

Важно не только , что вы читаете, но и как вы читаете! Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами. Пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Читайте, когда надо, с разговорными паузами, рассматриванием картинок в книге. Это даст малышу время вдуматься в то , что слышит, «переварить» прочитанное, понять события, место и героев. Обязательно задавайте вопросы (ненавязчиво!) и отвечайте на те, что возникнут у малыша, выслушивайте, как он сам рассказывает и передаёт свои впечатления от прочитанного. Присматривайтесь во время чтения к ребёнку. Иногда он явно не хочет прерывать чтение, особенно, если история незнакомая, и он слышит её впервые. Иногда он захочет сначала рассмотреть картинки, расспросит вас , о чём книга. Будьте снисходительны и не останавливайте его. Чтение должно быть удовольствием! Помните, чтение книг – это грандиозная репетиция и предопределение будущего отношения к учёбе.

  1. Читайте снова… и снова

Как известно, дети часто любят слушать одни и те же истории. На ваше предложение почитать что-нибудь новенькое отвечают отказом. Что делать в таком случае? Читайте именно то, что просит ребёнок. Это не каприз. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Не лишайте его всего этого. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книги.

  1. Читайте везде и всегда

Читать можно везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поездке, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями обязательно лежит книга.

Когда ваш ребёнок научится различать буквы и читать по слогам, поощряйте чтение вывесок, газет и т.д. – всё пойдёт на пользу делу.

  1. Не заставляйте ребёнка читать

Никогда не усаживайте за чтение, если малыш этого не хочет. Это один из самых действенных способов убить у него интерес к чтению, книге. Не хочет – оставьте его в покое или заинтересуйте чтением. Чтение из-под палки – путь к нечтению вообще. И если ваш уже выросший ребёнок , школьник , читает только комиксы или примитивные издания – воздержитесь от критики. Помните: он читает! Ищите позитивные и эффективные пути продвижения к его душе более интересных и более значимых книг. Выбирайте самые популярные в детской среде темы и книги (вам на помощь всегда придут библиотекари) и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг.

9. Показывайте ребёнку свою заинтересованность в его чтении

Нет ничего важнее для воспитания читателя, чем воспитание в ребёнке любви к чтению. Будьте Великими Проводниками в мир книг, а не Великими Погонщиками и Оценщиками того, что и как читает ваш ребёнок.

Просите вашего ребёнка почитать вам, когда он уже научится читать. Не урок, заданный в школе, а просто хорошую историю, пока вы заняты домашними делами. Если ребёнок делает ошибки при чтении, то, когда ошибка не имеет значения для восприятия текста, - не перебивайте его сразу, не дайте ему потерять увлечённости историей, которую он читает вам, преисполненный важности. Можно позже вернуться и прочитать слово правильно.

Дайте ему уверенность в том, что вам интересно и полезно его чтение. Никогда не показывайте, что вы слушаете его по необходимости или проверяя задание. Поощряйте его чтение вслух: газеты, журналы, истории , сказки. Вам некогда почитать и это он делает для вас. Нет лучшего способа поощрить чтение! Обсудите прочитанное: удивитесь, обрадуйтесь, ужаснитесь вместе с ним.

Всё это несложно. И если последуете этим советам, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя. Вашему ребёнку будет намного легче учиться. Он будет знать, чем занять свободное время. Он с лёгкостью будет находить и творчески перерабатывать любую информацию. И всё это обязательно приведёт его к успеху!

Используемая литература:

1.И.Тихомирова «Как воспитать талантливого читателя». Журнал «Семейное чтение», № 4-5, 2010.

2.С.Кукушкина «Вхождение ребёнка в мир книги». Журнал «Семейное чтение», № 4-5, 2010.

3.Л.Лукзен «Растим читателя». Журнал «Семейное чтение», № 4-5, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Содержит игры и упражнения для развития объёма, концентрации, устойчивости, распределения, переключаемости внимания....

Театр как средство художественно – эстетического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Представляемая   модель  развития эстетических способностей средствами театрального искусства заключается в том, чтобы гармонизировать отношения ребёнка с окружающим миром, что в дальнейшем ...

Методическое пособие по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Методическое пособие создано в помощь   педагогам, занимающимся проблемами профилактики   дорожно-транспортного травматизма с  детьми дошкольного и младшего школьного возраста...

Анкета для родителей и их детей дошкольного и младшего школьного возраста "Опросник Мойдодыра"

Увважаемы родители дошколят и ребят младшего школьного возраста! Хотите проверить обладают ли Ваши дети навыками гигиены. Предложите им заполнить анкету "Опросник Мойдодыра". Рекомендуется обсудить по...

Духовно-нравственное воспитание и развитие детей дошкольного и младшего школьного возраста в условиях преемственности

в Статье представлен опыт работы МАОУ лицей №27 г.Улан-Удэ по ДНР в условиях преемственности...

"Дымковская игрушка, как средство патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста"

Патриотическое воспитание подрастающего поколения – одна из самых актуальных задач нашего времени. Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский сказал: «Пусть ребенок чувствует кра...