Методическая разработка "Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах"
методическая разработка по теме

Пронина Людмила Владимировна

В данной методической разработке представлен материал по обучению  детей старшего дошкольного и   младшего школьного возраста игре на различных музыкальных русских народных инструментах. Дети знакомятся с различными методами и приёмами игры на ударных инструментах, таких как деревянные ложки, бубны, трещётки, погремушки, коробочки, рубели, барабаны, бубенцы.Обучаются игре на духовых инструментах  различных свистульках, окаринах, дудочках и т.д. Знакомятся с клавишно - язычковыми инструментами гармониками, баянами. В процессе обучения у детей развивается музыкальный слух, звуко - высотный, тембровый слух, музыкальная память.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

        Прогимназия №675 «Талант»

   Методическая разработка

«Как обучить детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста игре на русских народных музыкальных инструментах»

         Учитель музыки: Пронина Л.В.

Пояснительная записка.

«Красота музыки имеет своим источником красоту окружающего мира»

В.А. Сухомлинский

«Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. Чтобы открыть перед ним дверь в этот мир, надо развивать у него эти способности, и прежде всего музыкальный слух и музыкальную отзывчивость. Иначе музыка не выполнит своих воспитательные функции»- эти слова Н.А.Ветлугиной стали основным лейтмотивом воспитания детей на уроках музыки. Музыка - самая приятная, доступная и прекрасная форма общения взрослого и ребёнка.

В дошкольном и младшем школьном возрасте именно музыка наиболее непосредственно воздействует на развитие творческих способностей ребёнка. В этот период жизни ребёнок эмоционально открыт, у него преобладает образное восприятие окружающего мира. Музыка познаётся как источник положительных эмоций, который расширяет его жизненный опыт, стимулирует к активной деятельности.

Первоначальное музыкальное воспитание детей можно осуществлять с опорой на традиции народной музыки и исполнительства на народных инструментах. Народная культура не застывшая форма, отображающая когда-то происходившие процессы, а живой, подвижный, но не изменяющий своим этнокультурам и традициям феномен.

Интерес к игре на русских народных инструментах как средству музыкального восприятия всегда был большим. Выдающиеся музыканты- просветители Б.Асафьев, Б. Яворский, австрийский композитор и педагог Карл Орф подчёркивали значение активных форм музыкальной деятельности и детского оркестра народных инструментов как основы элементарного музицирования и развития музыкальности детей.

Большое значение оркестру детских народных инструментов придавали и создатели действующей у нас системы музыкального воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста Н. Метлов и Л Михайлова.

Знакомство с народными традициями, изучение народных инструментов способствует формированию у маленького человека национального самосознания.

Входя в мир народной музыки и инструментов, ребёнок подсознательно ощущает причастность к народной культуре. Характерные для русской народной культуры звуки, тембры, орнаменты, ритмы, мелодии, формы пронизывают его насквозь. Ребёнок осознаёт, что он является неотъемлемой частью своего общества, своей многовековой культуры. Народная музыка и музыкальные инструменты придают этому процессу социализации детей большую естественность.

Основные цели данной методической разработки:

-музыкальное воспитание детей на основе русского народного творчества;

-создание педагогических условии для формирования умений, необходимых для успешной реализации музыкальной творческой деятельности;

-формирование и развитие творчески активной личности.

Поставленные цели реализуются через систему задач, раскрывающих конгитивные , эмоционально-мотивационные, ценностные и «поведенческие» аспекты развития личности. К ним относятся:

-Развитие индивидуальных творческих музыкальных и исполнительских способностей ребёнка на материале народного творчества, в том числе, развитие певческого народного голоса и музыкального слуха.                            

  -Развитие знаний о богатстве содержания различных видов музыкального народного творчества:

об истории музыкального фольклора,              

об истории развития народного музыкального инструментария,

о народных музыкальных инструментах как произведениях декоративно- прикладного искусства,

об изустных традициях бытования музыки,

об основных жанрах русских народных песен,

о песенности, как основной черте русской народной музыки,

о народных истоках русских композиторов.

-Развитие умений детей играть на музыкальных инструментах, петь, танцевать, играть в соответствии с музыкой, а так же выражать своё отношение к услышанному.

-Воспитание личностно-ценностного отношения ребёнка к музыкальному фольклору, что выражается в:

обогащении нравственно-эстетических качеств личности, патриотических чувств, национальной «широты» музыкального вкуса;

приобщение детей к возрождению традиций обрядовой музыкальной культуры русского народа,

воспитание бережного отношения ребёнка к традициям отечественного музыкального искусства и к музыкальному фольклору как отражению жизни народа и его истории.

-Обогащение эмоционально-мотивационного развития: интереса и любви к русской народной музыке, стремления слушать и исполнять русскую народную музыку, желание исполнять знакомый репертуар в быту, в семье и т.д., любви к пению и хоровому исполнительству, образного восприятия окружающего мира.

Направленность методической разработки на креативность позволяет обозначить в каждом содержательном блоке эмоционально-образный лейт мотив, который характеризует особенности возрастного этапа:

  1. Первый класс «Колокольчик дар Валдая».
  2. Второй класс «Сказания древние Баяна».
  3. Третий класс «Отдавали молоду».
  4. Четвёртый класс «Календарные праздники».

Для выполнения обозначенных целей и задач предусмотрен! следующие виды занятий: -уроки музыки,

-развлечения в виде посиделок, концертов, музыкально-литературных

композиций,

-праздники,

-уличные гуляния,

-посещения Этнографического музея и Санкт-Петербургского Фольклорного театра «Этно».

Занятия по фольклору являются факультативными и проводятся как дополнение к основной « Программе общеобразовательных учреждений» начальные классы по системе Л.В.Занкова с включением программы « Музыка» Г.С.Ригиной. А также с включением элементов авторской программы автора «Музыкальное воспитание детей на основе русского народного творчества».

Основные идеи настоящей работы определяются не народным творчеством в целом , а как многосторонний процесс, связанный с развитием у детей музыкально-эстетического восприятия, фантазии, общей сенсорной культуры, музыкального слуха и чувства ритма, с формированием исполнительской культуры, мотивации и установки на творчество, сочинительство, с развитием исследовательских и аналитических способностей. Весь музыкальный материал развивается по спирали, обогащается сведениями о бытовой обрядовой культуре, о православных и обрядовых праздниках. Материал

систематизирован в соответствии с календарно-земледельческим циклом, обрядово-бытовой культурой и православными праздниками.

В результате многолетнего экспериментального исследования автором были доказаны возможность и необходимость обучения дошкольников игре на русских народных музыкальных инструментах по слуху.

Игра по слуху - эффективный метод развития не только музыкального слуха, но и музыкальности в целом. Это единственный продуктивный путь обучения дошкольников игре в ансамблях и оркестрах.

Для того, чтобы дети начали играть на русских народных музыкальных инструментах по слуху, у детей должно быть предварительное накопление необходимых музыкально- слуховых представлений; индивидуальные занятия на одном чисто настроенном звуковысотном инструменте, а затем перенос приобретённых способов действия на другие инструменты. Развитие умений подбирать по слуху проводится в два этапа: первый - подготовительный, второй - основной. На подготовительном этапе у детей происходит формирование музыкально - слуховых представлений.

Лучше всего подходит песенный материал, который разучивается на занятиях по фольклору. Приёмы работы над песней или мелодией разнообразны: пение без музыкального сопровождения, и вместе с ним, отдельное пропевание сложных мелодических оборотов и проигрывание на музыкальном инструменте, индивидуальное пропевание ребёнком мелодии в удобной для него тональности с последующей корректировкой мелодической линии и т.д.

При выборе песен первое требование - художественность. Второе требование - доступность. Песни должны был несложными для исполнения , понятными детям по содержанию. Третье требование - эмоциональность, яркость материала. Четвёртое требование - постепенное усложнение материала. Важно следить за тем, чтобы музыкальный материал включал поступенное движение мелодии, движение по устойчивым звукам, не широким интервалам. А так же мелодические обороты с повторяющимися музыкальными фразами, чётким ритмическим рисунком, ярко выраженной ладовой законченностью, удобным для маленьких рук расположением звуков.

Для подбора мелодий нужно иметь чисто настроенные музыкальные инструменты.

Второй основной этап подбора мелодий по слуху на музыкальных инструментах имеет три ступени: ориентировочно-тембровую, ритмическую, мелодическую.

Ориентировочно-тембровая ступень.

Известно, что звуковысотный музыкальный слух рождается из тембрового, поэтому первое задание нужно направить на поиск нужных тембров, регистров. Эффективным оказывается подбирать отдельные звукоподражания, ассоциирующиеся с о звуками капели, боем часов, голосами птиц, животных. Формируя у детей предпосылки к подбору мелодий, важно помочь им на этой ступени услышать и воспроизвести звуки , связанные с различными жизненными явлениями. Для работы используем иллюстрации, знакомим с музыкальными инструментами, читаем и рассказываем устный народный материал, показываем различные способы звукоизвлечения, показываем различные тембровые возможности инструментов и т.д.

На первых занятиях не нужно требовать правильного положения рук, ребёнок настолько поглощён и увлечён новым, необычным видом музыкальной деятельности, что просто не способен обращать на это внимание.

В дальнейшем детей нужно познакомить с правильными способами звукоизвлечения с художественно – выразительным

исполнением, объяснить детям, что инструменты не любят, когда с ними грубо обращаются и на сильный удар отвечают резким, неприятным пронзительным звуком

Многое зависит от степени интереса детей, индивидуальных показателей музыкальности. Если на первых порах ребёнок играет любые звуки, изображая достаточно простой образ, то в дальнейшем водятся более сложные задания: на воспроизведение высоких и низких звуков, изображающих мяукание кошки (секунда) или ещё более трудное задание на воспроизведение терции - пение кукушки.

На ориентировочно-тембровой ступени можно использовать следующие методические приёмы:

-повторение за музыкальным руководителем отдельных звукоподражаний (игра с рук).

-нахождение на инструменте по слуху отдельных свуков (музыкальное эхо).

-музыкально-дидактические игры «Кто в домике живёт?», «Музыкальный зоопарк».

При «игре с рук» музыкальный руководитель медленно пропевает и играет на музыкальном инструменте тот или иной звук в регистре, удобном для воспроизведения голосом ребёнка, предлагает ему внимательно послушать, запомнить, а затем найти на инструменте. Пусть ребёнок внимательно следит за руками педагога и пытается повторить. Однако после 2-3 занятий ребёнок пусть попытается сам найти предлагаемое звукоподражание, опираясь на собственное музыкально - слуховое восприятие.

Для успешного применения методического приёма «музыкальное эхо» педагогу следует умело подбирать слова и звукоподражания , способствующие тому, чтобы музыкальное эхо было сыграно в спокойном темпе, выразительно, динамично. Воспроизведение за музыкальным руководителем сначала ритмического рисунка, а затем мелодии, состоящей из двух - трёх звуков, является первой попыткой игры несколькими пальцами.

Музыкально - дидактические игры способствуют освоению музыкального инструмента, развивают музыкальную память, точность слухового восприятия и контроля, быстроту реакции. В игровой форме становление деятельности подбора мелодий, звукоподражаний происходит успешнее. Ребёнок преодолевает возникающие у него трудности легко, не замечая, что его учат.

Ориентировочно - тембровая ступень - предполагает синтетическую форму занятий, включающих устное народное поэтическое слово, пение, рассматривание ярких иллюстраций, музыкально-дидактическую игру, подбор мелодических звукоподражаний на музыкальном инструменте. Всё это активизирует детей, естественно и легко вводит их в деятельность подбора по слуху.

Дети без труда преодолевают первую ступень, знакомясь со звучанием музыкальных инструментов на фольклорных занятиях.

Ритмическая ступень.

В дальнейшем дети достаточно легко осваивают ритмическую структуру предлагаемых русских народных песен , приёмы игры на различных ударных ,а так же звуковысотных детских русских народных музыкальных инструментах, таких как деревянные ложки, постукалки, коробочки, погремушки, трещётки, бубенцы, колокольчики, бубен и т.д. А вот овладеть звуковысотным и ритмическим движением в их единстве им трудно, что и привело к необходимости выделить ритмическую ступень становления игры по слуху как специальную. Здесь можно использовать совместную ( ребёнка и взрослого ) игру на инструменте взрослого, а ребёнок дополняет один- два звука.(например чистую квинту или октаву). Исполнение небольших песенок или попевок на одном звуке, ансамбль ударных инструментов. Первоначально следует предложить детям ритмические рисунки, основанные на чередовании одинаковых длительностей: четвертных или восьмых, в двух или трёхдольных размерах. Эти ритмические блоки даются сначала на простом музыкальном материале, а потом на постепенно усложняющемся. Следующие задания предусматривают воспроизведение более сложных

ритмических структур: ритма суммирования, дробления, пунктирного и синкопированного. Затем появляются задания на воспроизведение различных ритмических структур в конкретных музыкальных произведениях, построенных на одном звуке, например: «Андрей-воробей», «Дон-дон».

Детская партия в таких ансамблях предельно проста: равномерная ритмическая пульсация в одном ритме или на одном звуке обеими или одной рукой. Музыка должна исполняться умеренно громко. Нужно учить детей слушать себя, играя, следить за точностью воспроизведения ритмического рисунка.

Исполняя на различных музыкальных инструментах простейшие мелодии, построенные на одном звуке, дети осваивают всё более сложные ритмические структуры и способы звукоизвлечения. Игрой на ударных инструментах лучше всего сопровождать исполнение педагогом на баяне или гармошке весёлых плясовых мелодий и наигрышей, или аккомпанировать пению, не заглушая хорового или индивидуального звучания.

Играя на разнообразных ударных инструментах, воспроизведя всего лишь одну ноту на духовом или другом звуковысотном инструменте с диатоническим или хроматическим звукорядом, ребёнок осваивает ритмические закономерности, элементарную динамику, первоначальные игровые движения, приобретая навык совместной игры в ансамбле.

Мелодическая ступень.

В дальнейшем стремление подбирать мелодии по слуху проявляется сильнее, чем прежде. Дети в большинстве случаев , наряду с темпом и ритмическим рисунком, могут воспроизвести и звуковысотную сторону простейшей мелодии. Им свойственна достаточно широкая предварительная ориентировка в задании: многие из них не сразу начинают подбирать мелодию, а сначала исполнив несколько звуков, прислушиваются к звучанию, подстраиваются голосом к извлекаемым звукам. Постепенно совершенствуясь в подборе мелодии по слуху, дети перестают подпевать, делают это про себя.

Нужно подбирать мелодии, содержащие яркие музыкальны* интонации, и акцентировать на них внимание детей, раскрывая где это возможно, изобразительный и выразительный характер этих интонаций. Например, нисходящая терция «кукушка» «колыбельная» секунда, малая терция. Такие мелодии легки для пропевания, с неё начинаются многие русские народные песни «Сорока», «Петушок».

В качестве эталонных мелодических интонаций предлагай: мажорные тетрахорды, пентахорды, гамму: «Две тетери», «Скок, скок поскок», «Как под горкой», «Я на горку шла». При освоении детьми игры в ансамбле однородных детски* музыкальных инструментов (деревянные ложки) нужно сначала предлагать им достаточно медленный темп, направляя слуховое внимание на поиск нужного звучания. Если во время исполнения ребёнок ошибся, нужно остановиться, чтобы не нарушать общего звучания ансамбля, и присоединиться к играющим с новой музыкальной фразы.

Эффективным методом работы на этом этапе является совместная игра музыкального руководителя и ребёнка на одном музыкальном инструменте по фразам. Педагог исполняет более сложные, а ребёнок эталонные более лёгкие мелодические построения. Затем его партия становится всё более сложной и самостоятельной.

«Музыкальное эхо» - буквальное повторение сыгранных педагогом музыкальных фраз, предложений - ещё один вариант совместной игры ребёнка и взрослого. Хорошие результаты даёт и исполнение ребёнком мелодии на музыкальном инструменте в сопровождении аккомпанемента педагогом на баяне или гармошке.

Игра в оркестре обогащает музыкальное восприятие детей, развивает музыкальный слух как систему в единстве тембрового, динамического, мелодического и гармонического компонентов, формируя чувство лада, ритма, ансамбля и вообще доставляет детям большое удовольствие.

Оркестр детских русских народных инструментов могут быть различными по количеству участников, составу инструментов. Максимальное количество участников оркестра не должно превышать 25 человек, в противном случае педагогу трудно будет добиться слаженной игры. В зависимости от характера

музыкального произведения подбираются группы народных инструментов: ударная, духовая, свистковые, клавишно-язычковые.

Какими же правилами должен руководствоваться руководитель при организации русского народного оркестра? Во-первых, маленькие исполнители должны хорошо видеть руководителя.

Во-вторых, дети должны удобно сидеть или стоять , не мешая друг другу, а музыкальные инструменты лучше всего положить на специальные подставки..

В-третьих, инструменты относящиеся к одной группе, лучше располагать рядом.

В-четвёртых, инструментов с тихим, нежным звучанием должно быть больше и размещать их нужно впереди, слева или поближе к центру.

Духовая группа может быть расположена справа от музыкального руководителя или образовывать второй ряд, а ударно - шумовые - третий ряд, размещаясь произвольно. Таким образом, детей мы размещаем так, как голоса в хоре: справа - низкозвучащие, слева - высокозвучащие, ударным инструментам отведен второй и третий ряд. На первых порах исполнение произведений с аккомпанементом, поддержкой взрослого необходимо, но по мере накопления опыта дети могут играть и самостоятельно.

Это даёт как и в хоре при пении без сопровождения, контролировать слухом своё исполнение, добиваясь слаженности, точности, чистоты звучания.

Работа с ансамблем и оркестром на слуховой основе делает её более лёгкой и интересной и, что чрезвычайно важно, способствует значительному накоплению детьми музыкального репертуара за счёт сокращения сроков разучивания народных музыкальных произведений. Эта работа развивает у ребёнка не только музыкальный слух, но и всю систему музыкальности.

Завершает мелодическую ступень инструментальное творчество. На первых порах его хорошо организовать в игровой вопросно-ответной форме. Педагог исполняет музыкальный вопрос на том или ином музыкальном инструменте, а ребёнок самостоятельно импровизирует музыкальный ответ. Можно

использовать и коллективные импровизации. Детей захватывает процесс импровизации, когда сочинение и исполнение музыки происходят одновременно. Можно облегчить детям задачу предложить всем, определённый ритм, который обычно диктуется текстом, а затем дети могут поиграть поочерёдно в любом ритме.

Каждый педагог в зависимости от индивидуальных особенностей и степени продвинутости детей может менять сроки овладения ими этой системы.

Список методической литературы:

1. Кононова Н.Г. «Обучение дошкольников игре на детских музыкальных инструментах».

2. Бублей         С. «Детский оркестр».

  1. Рытов        Д.А. Традиции народной культуры в музыкальном воспитании детей».
  2. Рытов        Д.А. «У нашего двора нет веселья конца».
  3. Комиссарова Л.Н., Костина Э.П. «Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников».
  4. Кононова Н.Г. «Ансамбль ложкарей в детском саду».
  5. Трубникова М. «Учим детей играть по слуху».
  6. Симонова И.С. «Весёлые ложкари».
  7. Васильев Ю., Широков А. «Рассказы о русских народных инструментах».
  8. Петрова Т. «Энциклопедия детских русских народных инструментов». «Про свирель, гудок и бубен».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка по теме: "Коррекция страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста"

методическая разработка посвящена коррекции страхов у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Программа патриотического воспитания детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Программа патриотического воспитания детей младшей группы социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних....

Сценарий сюжетно-ролевой игры по ПДД "Упрямый лягушонок" для детей старшего-дошкольного и младшего школьного возраста по одноименному произведению С.Михалкова.

Данная разработка предназначена для детей старшего дошколного и младшего школьного возраста и направлена на изучение детьми правил дорожного движения.Сценарий написан с учётом возрастных и психологиче...

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Преемственность в обогащении представлений о правилах безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста....

Логопедические игры для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста

Игры для детей старшего дошкольного, младшего школьного возраста, которые позволят развить длительную, сильную, целенаправленную воздушную струю, а так же вызвать, уточнить и дифференцировать изолиров...

Конференция: "Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с СДВГ", Зеленоград, 2012г.

В рамках ГЭП в июне 2012 года состоялась конференция для педагогов-психологов, воспитателей и учителей начальных классов. Тема конференции:"Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкол...