упражнения на развитие дыхания
методическая разработка (1 класс)

Миронова Любовь Александровна

выборка материалов по развитию сильного плавного выдоха

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_razvitiya_dyhaniya.docx405.91 КБ

Предварительный просмотр:

ВОЗДУШНЫЙ ПОТОК
Простая, но впечатляющая детей забава - игра с шариком из бумаги или фольги, который держится в воздухе! Нужны только соломинка, бумага и скотч. Из бумаги вырежьте круг, сделайте надрез до центра круга, соедините в воронку и закрепите скотчем, вставьте соломинку, также закрепите ее скотчем. Волшебное приспособление, запускающее шарики в полет, готово!

http://cs543107.vk.me/v543107939/1bde1/PVoH_uGjvhA.jpg

http://cs543107.vk.me/v543107939/1bde3/R5uBmBg_0cY.jpghttp://cs543107.vk.me/v543107939/1bdea/RAmbBDXB9yI.jpghttp://cs543107.vk.me/v543107939/1bdf1/6HUHO3H4g5Y.jpghttp://cs543107.vk.me/v543107939/1bdf8/5X01XxnF2yY.jpghttp://cs543107.vk.me/v543107939/1bdff/bWjKAsqKTOs.jpg

  • РАЗВИВАЕМ РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ 🐥 

    Хорошо поставленное речевое дыхание обеспечивает правильное произношение звуков, слов и фраз. Для того чтобы научиться выговаривать многие звуки, ребенок должен делать достаточно сильный вдох через рот. Ниже приведены упражнения, в которых ребенку в игровой форме предлагается подуть на различные предметы.

    Цель дыхательных упражнений - увеличение объёма вдыхаемого и выдыхаемого воздуха с последующей вокализацией выдоха. Такие игры помогут ребенку достичь плавного вдоха и быстрее освоить «трудные» звуки, развить речевое дыхание.

    ❄ «Сдуй снежинку»
    Цель: Обучение плавному, свободному выдоху.

    Чтоб не таяли снежинки
    На ладошках у Маринки,
    Подсказали ей синички
    Спрятать ручки в рукавички.
    М. Даценко

    🎂 «Огонечек пляшет»
    Цель: учить контролировать силу ротового выдоха (вдох носовой) .

    Взрослый дает образец длительного несильного ротового выдоха перед свечой, затем побуждает ребенка сделать так же.

    У восковой девицы,
    Вся коса искрится,
    Только дунет ветерок,
    Затанцует огонек.

    ***
    Сгорает тонкий фитилёк,
    Стекает воск, и огонёк
    На ней задорно пляшет.
    Уютно в доме нашем!

    🍵 «Горячий чай»
    Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .

    Оборудование: Чашка с блюдцем наклеивается на картон, «пар» вырезается из голубого полиэтиленового мешочка и прикрепляется к чашке с помощью скотча.

    Взрослый предлагает ребенку подуть на горячий чай, чтобы он быстрее остыл. Ребенок дует а “пар”. Если правильно дует то “пар” отклоняется от чашки. Показ действия сопровождается словами: “Наберу воздуха и подую на чай”.

    🐝 «Пчёлка, лети! »
    Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

    Отчего цветок дрожит?
    Посредине кто жужжит?
    Я приблизилась слегка,
    Пчелка взмыла в облака!
    Зажужжала, позвала
    В небо синее пчела.
    Л. Буртан

    🐛 «Стрекоза»
    Цель: Выработка длительного, направленного, плавного ротового выдоха.

    Жила была стрекоза
    Длинные крылья, большие глаза
    Утром проснется, росой обольется
    В зеркальце мило себе улыбнется
    Как я красива право сказать,
    Ни передать, ни пером описать.
    А. Алферова

    🐞 «Божья коровка полети на небо»
    Цель: Выработка длительного непрерывного ротового выдоха.

    Божья коровушка,
    Полети на облачко,
    Принеси нам с неба,
    Чтобы было летом:
    В огороде – бобы,
    В лесу – ягоды, грибы,
    В роднике – водица,
    Во поле – пшеница.

    ***

    Божью Коровку можно поймать,
    Черные точки пересчитать.
    Раз, два, три. Не успела!
    Божья коровка моя улетела!
    О. Ребрикова

    * * *

    Посмотри скорее, Вовка!
    Это – божия коровка!
    Красненький кружочек,
    Много чёрных точек.
    Крылья раскрывает,
    В небо улетает.
    Ю. Дулепина

    🍁 «Подуем на листочки»
    Цель: тренировка навыка правильного носового дыхания; формирование углубленного выдоха.

    Взрослый показывает правильное выполнение упражнения: носом вдохнули, сложили губы трубочкой и долго дуем на листочки, как ветерок. Следить за тем, чтобы при вдохе рот был закрыт.
    Повторить 4-5 раз.

    Мы листочки, мы листочки,
    Мы веселые листочки,
    Мы на веточках сидели,
    Ветер дунул – полетели.

    🐸 «Лягушонок»
    Цель: Развитие речевого дыхания, формирование умения делать плавный и длительный выдох (не добирая воздуха) .

    По кувшинкам,
    Как пружинка,
    Лягушонок прыг-прыг-прыг!
    По листочкам,
    По цветочкам,
    В воду с брызгами - бултых!
    Выплывает,
    Отдыхает,
    Греется на солнышке,
    А на листике,

Качаясь,
Думает, что в лодочке.

Упражнения для развития речевого дыхания

«Загнать мяч в ворота».
Цель: вырабатывать длительную, направленную воздушную струю.
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, лежащий на столе, пытаясь загнать его в «ворота» между двумя кубиками. Загонять шарик следует на одном выдохе, не допуская, чтобы воздушная струя была прерывистой. Следить, чтобы щеки не надувались; для этого их можно слегка прижать ладонями.

«Подуть через трубочку».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык свернуть в трубочку и подуть на узкую полоску из бумаги, закрепленную между бровями и свисающую до середины лица. При правильном выполнении упражнения бумажная полоска отклоняется вверх. Стараться как можно дольше удерживать ее на выдыхаемой воздушной струе. Следить, чтобы щеки не надувались.

«Кто дальше загонит мяч».
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю, идущую по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края лопатообразного языка подняты. Как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный край стола. Следить, чтобы не надувались щеки, нижняя губа не натягивалась на нижние зубы, чтобы дети произносили звук ф, а не дс, то есть чтобы воздушная струя была узкая, а не рассеянная.

«Сдуть снежинку».
Цель: вырабатывать плавную, целенаправленную воздушную струю воздуха, идущую по середине языка.
Рот приоткрыт. Губы в улыбке. Широкий язык высунут. Кончик языка опущен. Боковые края языка прижаты к верхним зубам. На кончик языка положить бумажный квадратик размером 1×1 см и сдуть его. Следить, чтобы щеки не надувались и губы не натягивались на зубы, чтобы дети как бы произносили звук ф, а не х.

«Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Цель: вырабатывать умение направлять воздушную струю по середине языка.
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.

«Вырастем большими».
На счет «раз, два» подняться на носки, руки в стороны, вверх, ладонями вовнутрь, потянуться — глубокий вдох через нос; на счет «три, четыре» — руки вниз, сгибая ноги в коленях, наклониться вперед — усиленный выдох через рот. Повторить в медленном темпе 5—6 раз.

«Дровосек». 
Исходное положение — широкая стойка ноги врозь, кисти рук в замок. «Раз» — поднять руки вверх, прогибаясь в пояснице — глубокий вдох через нос. «Два» — наклоняясь вперед, руки опустить резко вниз между ног (имитация рубки дров) — усиленный выдох через рот. «Три» — исходное положение. Повторить 7—8 раз в медленном темпе.

«Гуси шипят». 
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки на пояс. «Раз, два, три, четыре» — наклониться вперед и, вытягивая шею, произнести на удлиненном выдохе: «Ш-ш-ш-ш». Повторить 4—5 раз в медленном темпе.

«Косарь». 
Встать, ноги врозь на ширине плеч, руки слегка согнуты в локтях и подняты вперед, пальцы сжаты в кулак. Поворачиваясь направо и налево, имитируя движения косаря, делать размашистые движения руками и произносить: «Ж-у-х! ж-у-х!» Повторить 7— 8 раз в среднем темпе.

«Пилим дрова». 
Упражнение выполняется парами. 
Встать лицом друг к другу, ноги врозь, левая нога вперед, взяться за руки. Наклонившись вперед и поочередно сгибая и разгибая руки в локтях, имитиро-вать движениями рук пилку дров, при этом произносить: «Ж-ж-ж-ж». Повторять в течение 35—40 секунду в медленном темпе

«Паровоз». 
Ходьба на месте или по комнате с попеременным движением согнутыми руками и имитацией звука отходящего или останавливающегося поезда: «Ч-у-х! Ч-у-х!» Повторять в течение 35—40 секунд.

«Надуй шар».
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемый шар. На счет «раз, два» — сделать глубокий вдох через рот. На счет «три, четыре» — усиленный выдох через рот, имитируя движениями рук увеличивающийся шар. Повторить 3—4 раза в медленном темпе.

«Спускай воздух». 
Встать, ноги врозь, держа в руках воображаемую накачанную воздухом резиновую камеру. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через рот; «три, четыре, пять, шесть» — спустить воздух из камеры со звуком «с-с-с-с!». Повторять 3—4 раза в медленном темпе.

«Подуй на свечку».
Сесть на полу, ноги врозь, держа в руке воображаемую свечу. На счет «раз, два» сделать глубокий вдох через нос и рот; «три, четыре» — продолжительны и медленный выдох, имитирующий задувание свечи. Повторить 3—4 раза.

https://pp.vk.me/c627320/v627320808/2404a/EguK_sBuvsc.jpgD:\Users\ChernyukO\Desktop\Миронова Л.А\скачка\дых.jpg

D:\Users\ChernyukO\Desktop\Миронова Л.А\скачка\вар дых.jpgD:\Users\ChernyukO\Desktop\Миронова Л.А\скачка\дыхание.jpg

D:\Users\ChernyukO\Desktop\Миронова Л.А\скачка\дыха.jpgD:\Users\ChernyukO\Desktop\Миронова Л.А\скачка\дыхан.jpg

https://pp.vk.me/c631525/v631525504/4084b/BqAQ625ONzE.jpg

Пособие «Поддувалочки» (для развития речевого дыхания и тактильных ощущений). Автор: Анна Курачева.

Цель: развитие речевого дыхания, выработка длительной, плавной, направленной воздушной струи; активизация мышц губ.
Взрослый предлагает ребенку открыть окошко в избушке, отодвинув занавеску – подув на нее. При этом предупреждает, что отодвинуть занавеску можно только на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. Губы при этом складывает трубочкой, щеки не раздуваются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для развития речевого дыхания

 Для того чтобы звукопроизношение было чистым, нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, мягкое небо. Так как все речевые органы состоят из мышц, то, следовательно, они поддаются тр...

Игры и упражнения на развитие дыхания.

Статья содержит практический материал, который может быть использован логопедами при работе по развитию речевого дыхания....

Упражнения на развитие речевого дыхания.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного речевого дыхания, продолжительного выдоха, развивают его силу....

Статья: "Упражнения для развития дыхания"

Развитие речи у детей. Развитие речевого дыхания. Упражнения для развития речи у детей. Игры для развития речи у детей. Упражнения для развития дыхания. Упражнения для развития дыхательной системы....

Картотека упражнений на развитие дыхания

Подобраны упражнения для развития дыхания ребенка....

Нетрадиционные упражнения на развитие речевого дыхания для обучающихся с ОВЗ на уроках развития речи в начальной школе.

Подобран материал на формирование плавной речи. Нетрадиционные игры и упражнения развитие дыхания....

«Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста»

laquo;Занимательные игры и упражнения для развития дыхания у детей дошкольного возраста»...