Родительское собрание «Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»
материал

Муртазина Лилия Мавлидзяновна

Родительское собрание

«Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_vypolnenie_domashnih_zadaniy.docx165.99 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание

«Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»

Цель: способствовать интеграции и координации усилий родителей и детей с ОВЗ по формированию у младших школьников мотивации к выполнению домашних заданий. Задачи:

  • выяснить причины затруднений выполнения домашних заданий младшими школьниками;
  • определить место домашних заданий в системе учебной деятельности младших школьников с ОВЗ;
  • выявить проблемы взаимодействия родителей и детей в ходе выполнения последними домашних заданий;
  • отработать с родителями приёмы поддержки самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома;
  • подвести родителей к общему пути оптимизации выполнения домашнего задания учащимися.

Форма проведения: родительское собрание - практикум

Участники: родители обучающихся воспитанников третьего класса, воспитатель Оформление и оборудование: мультимедийная презентация, проектор, экран, ноутбук, карточки для игры «Разброс мнений», макет «Дерево проблем», Карточки отзыва по теме собрания, памятки и таблицы «Виды домашних заданий».

Подготовительная работа:

  • Проведение анкетирования с родителями и обучающимися по теме собрания;
  • Подбор тренинговых упражнений для организации групповой работы с родителями;
  • Постановка сценки «Бабушки учат уроки» Ход собрания
  1. Организационный момент. Постановка проблемной ситуации. Просмотр видеосюжетов: «Дети учат уроки»

Воспитатель:

Уважаемые родители! Сейчас вы просмотрели ряд видеосюжетов. Скажите, пожалуйста, какой теме будет посвящена наша сегодняшняя встреча?

Варианты ответов родителей.

  1. Сообщение темы родительского собрания:

Воспитатель: Тема нашей встречи посвящена проблемам самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе.

И сформулировала я её таким образом: «Проблемы самостоятельного выполнения домашних заданий в начальной школе: пути решения»

В ходе нашего собрания мы рассмотрим следующие вопросы:

  1. Роль старшего поколения в организации выполнения домашних заданий младшими школьниками.
  2. Какие ошибки вы допускаете при подготовке домашних заданий?
  3. Определим оптимальные пути решения проблемы организации самостоятельной учебной деятельности ребёнка дома в процессе выполнения домашнего задания.

  1. Анализ проведённого анкетирования

Воспитатель: За несколько недель до собрания, вы и Ваши дети заполняли анкеты по теме собрания. Обработка результатов Ваших ответов анкет позволила мне выяснить следующую картину в нашем классе:

  • заинтересованность родителей в выполнении домашнего задания детьми самостоятельно
  • на уровне ниже среднего
  • повышен уровень неосведомлённости родителей о том, как надо правильно выполнять домашнее задание с детьми и каково участие родителей в качестве выполненного

домашнего задания.

  1. Организация анализа ситуации с элементами дискуссии

Уважаемые родители, давайте попробуем выяснить одну из главных причин некачественного выполнения домашних заданий. Какие ошибки вы допускаете, которые служат понижением качества ребёнка при выполнении домашних заданий?

Предлагаю Вам посмотреть сценку «Бабушки учат уроки» Сидят две старушки, которые ведут разговор.

Первая: Здравствуй, голубушка, моя! Гулять не выйдешь? Вторая: Да что ты? Я ещё уроки не выучила!

Первая: Какие уроки? Ты что, в детство впала? Ты же сто лет назад школу закончила!

Вторая: А внуки? Сейчас модно делать домашнее задание за внучат, хотя это не педагогично!

Первая: Брось, «непедагогично»? Да я всю жизнь за внуков уроки делаю! Вторая: Правда? Ты их балуешь.

Первая: Я не балую, я с ними строга. Вот делаю уроки, а вот начисто они у меня переписывают сами.

Вторая: О, ты действительно, с ними строга!

Первая: А то, будет необходимость – обращайся ко мне! Опыт у меня большой! Вторая: Хорошо, у меня внук в первом классе, так там учительница попросила в школу кассу принести.

Первая: Какую еще кассу? Из магазина что ли? Не-ет, ты меня в это дело не впутывай! Вторая: Ну причем тут магазин? Касса - это алфавит! Ладно, я его сама сделаю

А у меня ещё опыт по природоведению провести надо, фасоль вырастить... Первая: А, да-да, я помню, вы у меня фасоль брали.

Вторая : Да что-то не растет твоя фасоль! Видно, некачественная...

Первая; Как некачественная, как некачественная?! Ну вот, делай людям добро! Можно сказать от себя оторвала, из супа вынула!

Вторая: Погоди, погоди, как - из супа? Это я, выходит, вареную фасоль растила? Спасибо, удружила!

Первая: Ой, ну я же не знала, не обижайтесь! Ну может, я вам тоже помогу? Что вашим внукам задали?

Вторая: Сейчас дневник погляжу. Так, «принести тапочки» - это я взяла, завтра за внучка стометровку побегу. Ну ладно, побегу я, в форму надо войти, сама понимаешь.

Старушки уходят

Организация дискуссии с родителями

Вы сейчас посмотрели сценку. Я бы хотела с Вами обсудить инсценировку и услышать ваше мнение о том, к чему может привести подобная ситуация

Разброс мнений:

Перед Вами карточки с вопросами:

  1. Какая на Ваш взгляд ошибка допущена родителями детей, чьи бабушки «учили уроки»
  2. Какое влияние оказывают бабушки на внуков, выполняя за них домашнее задание? К чему может привести подобная ситуация? Обоснуйте свой ответ.
  3. Какие выводы можно сделать по данной ситуации, которая продемонстрирована в сценке?

Ответы на них могут помочь проанализировать сценку и сделать определённые выводы. Для обсуждения вопросов предлагаю Вам объединиться в подгруппы. Время на

обсуждение 5 минут.

Воспитатель выслушивает ответы родителей, затем сообща с родителями формулирует вывод.

Вывод: необходимо как можно реже доверять бабушкам и дедушкам выполнение домашнего с их детьми, так как это может навредить самостоятельности детей в выполнении домашнего задания. Основной причиной снижения самостоятельной

активности детей при выполнении д/з является то, что именно люди старшего поколения стремятся выполнить домашнее задание за своих внуков.

Уважаемые родители, а какие ещё на Ваш взгляд могут быть причины проявления низкой самостоятельности детей, а то и вообще отсутствие у них желания выполнять домашнее задание?

Давайте попробуем выяснить такие причины.

Упражнение «Дерево проблем».

Уважаемые родители, перед Вами «дерево проблем». Но оно без листьев. Листья от

дерева у Вас на столах. Ваша задача – написать причины недостаточного интереса наших детей к домашней учебной деятельности и прикрепить листья к дереву.

Выводы:

  1. Повышенная утомляемость у детей по причине перегруженности со стороны родителей.

Очень часто родители проявляют чрезмерную активность, предлагая ребёнку выполнить дополнительные задания, не посоветовавшись с педагогами.

  1. Несоблюдение рекомендаций и правил по выполнению д/з.
  2. Родители пытаются взять на себя роль учителя и пытаются ещё раз объяснить ребёнку пройденную тему. Такой подход может запутать ребёнка и учитель может потерять в его глазах авторитет.

Чтобы избежать некоторых моментов, которые могут привести к понижению качества выполнения д/з, хочу предложить Вам несколько рекомендаций по организации самостоятельной работы в процессе выполнения д/з. Данные рекомендации находятся в папках, лежащих на ваших партах. Их можно будет взять с собой по окончании нашего собрания.

Я не буду заострять внимания на подробностях, а вот основные важные моменты я хотела бы проговорить.

5.Организация родительского всеобуча с элементами ситуативного практикума.

Итак, в чём заключается успех качественной подготовки наших детей к урокам? Какие важные моменты родители должны не упустить, чтобы домашнее задание было ребёнку не в тягость и не в ущерб его здоровью?

  1. Перед тем, как приступить с ребёнком к выполнению домашней работы, родитель должен знать и уметь определять виды домашнего задания.

Таблица 1. Виды домашних заданий Вид д/з Назначение

На закрепление знаний и умений Заучивание учебного текста, его пересказ, поиск дополнительной информации из других источников

Задания на систематизацию изученного материала Установление связей и отношений между изучаемыми явлениями и процессами. Например: «Подсчитай результаты

наблюдений за погодой и составь характеристику осенней погоды»

Для проверки знаний и умений Осмысление фактов, умение применять знания на практике. Например: «Посади семена гороха. Когда появятся первые всходы, одно растение оставь на окне, другое поставь в тёмное место. Через неделю сравни проростки. Сделай вывод о значении света в жизни растений»

На подготовку к восприятию материала следующего урока Например: на уроке «Птицы зимой» изучались снегирь и дятел. На дом учащимся даётся задание провести наблюдение за синицей.

Творческого характера Решение творческих и проблемных задач. Например, написание собственного рассказа или сказки.

  1. Важно знать и ряд нормативов, которые разработаны учёными – медиками и согласованы с Федеральным агентством по образованию РФ.

Таблица 2. Нормативы сна младших школьников (ч) Возраст Ночной сон Дневной сон

6-7 лет 10, 5 - 11 1,5 - 2

7-8 лет 10, 5 - 11 1,5 - 2

8-9 лет 10, 5 - 11 ----------

9 – 10 лет 10, 5 ----------

Таблица 3. Нормативы продолжительности прогулок на свежем воздухе (ч) Возраст, лет Продолжительность

6 4

7 - 10 3,5

Таблица 4.

Нормативы продолжительности домашних учебных заданий (мин) Возраст, лет Продолжительность

6,5 30 - 60

7 60 - 90

8 -10 90 - 120

Важно помнить, что утомление при выполнении домашнего задания наступает гораздо быстрее, если ребёнок работает при шуме.

7. Практическая работа. Работа в группах.

Задание 1. «Найди выход из ситуации»

А сейчас предлагаю Вам разделиться на 3 группы. Каждая группа получит карточку с описанием ситуации. Ваша задача найти целесообразное решение ситуации. Так как всего три группы, значит три ситуации. В течение 5 минут вы должны представить два ответа, выхода из данной ситуации.

  1. Как не следует, на ваш взгляд, поступить в ситуации.
  2. Как следовало бы поступить в данной ситуации.

Ситуация 1. В дневнике у ребёнка вы увидели запись: «Отвлекался на уроке, запускал бумажных голубей. А ведь сколько времени просидели за домашним заданием вместе!»

Ситуация 2. Ваш ребёнок не любит конкретный предмет, отказывается выполнять задание по этому предмету, либо откладывает его на «потом»

Ситуация 3.У ребёнка проблемы на почве учёбы в школе. По этой причине он не хочет выполнять домашнее задание и вообще идти в школу.

Задание 2. «Составь режим дня школьника по организации выполнения домашнего задания»

Используя таблицы, которые перед Вами лежат на партах и папки с памятками для учащихся, составьте такой режим дня для своего ребёнка, который послужит успехом к качественному выполнению домашнего задания в течение 10 минут.

8. Подведение итогов собрания

Воспитатель: Дорогие родители, спасибо за Ваш труд, за активное участие в нашей встрече. Наше собрание подошло к концу. В заключение мне бы хотелось, чтобы вы вынесли решение по теме собрания и заполнили карточку отзыва.

Принятые решения по теме собрания:

  1. Прежде чем садиться с ребёнком за уроки необходимо спланировать совместную деятельность в соответствии с режимом дня на определённый день
  2. Родителям необходимо чаше обращаться к учителю за разъяснениями и уточнением домашнего задания.
  3. Родителям необходимо контролировать выполнение домашнего задания, а не выполнять за ребёнка.
  4. Родителям целесообразно убедить ребёнка в использовании памяток и инструкции по домашним заданиям для организации их самостоятельной деятельности.
  5. Родители не должны настаивать на выполнении непосильного числа дополнительных заданий, следует помнить о санитарно-гигиенических нормах и возрастных особенностях.

Источники:

  1. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2004.
  2. Коростелёва Н.Б. Воспитание здоровго школьника. М.: Учитель, 1999.
  3. Родительские собрания в начальной школе: методические разработки / Под ред. С.О. Домбек, Н.В. Лебедевой. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
  4. Родительские собрания: 3 класс / Авт. – сост. И.Ф. Яценко, С.И. Чупина. – М.: ВАКО, 2008.
  5. Родительские собрания: 4 класс / Авт. – сост. И.Ф. Яценко, С.И. Чупина. – М.: ВАКО, 2008.