Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка с интеллектуальными нарушениями»
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Кирильчук Ольга Николаевна

Особенности развития речи у детей интеллектуальными нарушениями.Что необходимо делать,рекомендации,примерные игры и упражнения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_rodit.docx21.78 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Развитие речи ребёнка с интеллектуальными нарушениями»

Все исследователи говорят о том, что у детей с интеллектуальными нарушениями, нарушения произношения встречаются значительно чаще. Фонетически неправильная речь создает препятствия для общения ребенка с окружающими его взрослыми и сверстниками, следствием чего становится речевая замкнутость, нерешительность, излишняя застенчивость, резко обнаруживается неуверенность в своих знаниях. Эти личностные черты усугубляют нарушения интеллектуального и эмоционального развития, снижают и без того слабую любознательность, не способствуют появлению новых интересов. Овладение фонетически правильной речью затрудняется также и тем, что у детей с интеллектуальной недостаточностью не сформирована мотивация учебной деятельности. Необходимо обогащать словарь ребенка новой лексикой, объяснять каждое новое слово и вводить в активный словарь, упражнять его в правильном проговаривании слов, словосочетаний и предложений.

        Словарный запас, которым располагают эти дети, весьма ограничен. Ограниченность словаря отчетливо обнаруживается при назывании детьми предметов и явлений окружающего мира, их внешних и функциональных свойств, выполняемых действий. Дети далеко не всегда знают названия многих, постоянно встречающихся им объектов, таких как перчатки, будильник, подоконник и др.  В словаре мало слов, имеющих обобщающие значения, таких как «мебель», «одежда», «обувь» и т.п. Употребляя эти слова,они далеко не всегда понимают их значения. В этом проявляется неумение обобщать объекты по основному признаку. Очень редко встречаются в речи слова, имеющие абстрактные значения. Их можно услышать преимущественно тогда, когда дети произносят механически заученные словосочетания. Весьма ограниченным кругом слов располагают для обозначения действий. Развитие словаря, осуществляемое своевременно, является одним из главных направлений подготовки к школьному обучению. Дети, которые не овладели необходимым лексическим запасом, испытывают большие трудности в обучении. Они не могут подобрать подходящие слова для выражения собственных мыслей. В процессе формирования связных высказываний дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в постоянной стимуляции со стороны взрослого, в систематической помощи, которая проявляется либо в виде вопросов, либо в подсказке. Немаловажную роль в недоразвитии связной речи, играет недостаточная сформированность диалога. Потребность в общении у них снижена, побуждения к речи быстро исчерпываются. Необходимо специально подчеркнуть исключительную значимость мотивационной основы для возникновения и поддержания диалога, важность потребности в коммуникации, желания о чем-то узнать, чем-то поделится, о чем-то рассказать. Ребенок должен чувствовать, что все то, о чем он спрашивает и говорит, не безразлично собеседнику и вызывает у него интерес. Диалог возможен только при условии, если каждый из участвующих в нем слушает друг друга и откликается на реплики собеседника. Значит, ребенку нужно постоянно следить за мыслью собеседника. Эта задача для этих детей нелегка. Дети пользуются преимущественно простыми, далеко не всегда правильно построенными и законченными предложениями. Словарь их беден. Наблюдаются многократное, назойливое повторение одних и тех же слов, неадекватные замены имен существительных личными и указательными местоимениями. Чрезвычайно беден словарь словами, характеризующими свойства  и качества предметов. Они обычно называют 2-3 признака рассматриваемого объекта или его изображения, но, пересказывая текст, пропускают встречающиеся в нем имена прилагательные.  Особенно редко пользуются словами, характеризующими внутренние качества человека. Весьма не  богат запас наречий и предлогов. Они не могут подобрать подходящие слова для выражения собственных мыслей  

      А в заключение хотелось бы процитировать известного французского писателя и педагога Жозефа Жубера, который говорил: «Детям нужны не поучения, а примеры! ». Поэтому родитель всегда должен помнить, что лучшее учение – это пример, а правильная грамотная речь - результат общения взрослого с ребенком!

Что необходимо делать дома:

  1. В первую очередь, разговаривая с ребенком, постоянно обращайте внимание на собственную речь: она должна быть четкой и внятной. Разговаривайте всегда спокойным тоном. Не забывайте, что ребенок в первую очередь учится говорить у вас, поэтому следите за своей речью, за её правильностью.
  2. Чаще читайте ребенку. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух. И помните, что ваше произношение должно быть четким и ясным, выразительным и обязательно обсуждайте прочитанное.
  3. Большое внимание уделяем рассказыванию:
  • Составлению рассказов по картине, по серии картин
  • Пересказам

   4. Очень важно с детьми разучивать стихи - это способствует развитию выразительности, тренирует память.

    5. Что способствует улучшению звукопроизношения - это скороговорки, чистоговорки.

  6. Очень любят дети отгадывать и загадывать загадки - это занятие учит детей делать выводы, анализировать, развивает мышление. Обязательно при этом надо спросить ребенка «как догадался?», «почему?»

Рекомендации для родителей по развитию речи детей

Важным условием для развития речи является повседневное позитивное общение ребёнка с взрослым! Предлагаю несколько упражнений, игр. Учеными доказано, что через игру ребенок усваивает знания быстрее.

        Словарный запас 

  • Обращайте  особое  внимание  в  играх  с  детьми  на признаки предмета - то есть,    на то какой предмет (по форме, цвету, величине, какой он на вкус, на ощупь и пр.) и на то, как это свойство можно выразить словом.
  • Для развития умения находить сходные и различные признаки в предметах можно дать ребенку такое задание: «Внимательно рассмотри два яблока. Одинаковые яблоки или нет? Чем они похожи и чем отличаются друг от друга?» Ребенок обнаруживает, что одно яблоко большое, красное, с пятнышком на боку, сладкое, другое - маленькое, зелёное, кислое. Если ребенок упускает какие-то признаки, то взрослый может задать наводящие вопросы или сам назвать их.
  • Детские игрушки, предметы домашнего обихода также могут быть использованы    для    сравнения,    сопоставления    и    описания. Так, девочке можно предложить рассказать все, что она знает о своей кукле: как ее зовут? Какие у нее волосы, глаза? Какое на ней платье, туфли? Мальчику можно предложить описать, например, машину.

 

  • «Один – много». Окно – окна, ухо – уши и т.п.
  • «Подбери к слову рифму»: кора – нора и т.п
  • «Скажи одним словом»: голубые глаза – голубоглазый …
  • «Назови листья»: берѐзы – берѐзовые листья, клѐна – кленовый лист ...
  • задания на подбор эпитетов, антонимов, синонимических рядов без наглядного материала, в словесных играх: «Кто больше слов скажет про куклу, мяч»
  •  «Назови ласково»
  •  «Скажи по-другому»
  •  «Я начну, а ты продолжи»
  •  «Добавь слово».

Пальчиковая игра «Капуста»

- Мы капусту руби – рубим, (Движения прямыми ладонями вверх – вниз)

 -Мы  капусту солим – солим, (Пальцы сложить в щепотку. Посолить)

 -Мы капусту трем – трем, (Потереть кулак о кулак)

-Мы капусту жмем – жмем, (Сжимать и разжимать кулаки)

-А потом (Поднести, сложенные в щепотку руки, ко рту)

-Мы капусту в рот кладем. Ам!

Дидактическая игра «Скажи наоборот»

 Материал: муляжи, картинки овощей.

Ход игры: Задаётся вопрос, а дети отвечают.

«Картошка большая, а свекла …?» «Картошка круглая, а морковь…?»

          Развитие фонематического слуха и восприятия

  • Повторить слоговой ряд (с чередованием согласных звуков па-ба-па, ка- га-ка,

 та-да-та, ра-ла-ра, са-ша-са и т.д.

  • -Назвать предметы (игрушки) с заданным звуком:  

«с» - санки, самокат, сапоги  и т.п.

  • Повторить пары слов и сказать, чем отличаются: горка – корка, Мишка – миска, рожки – ложки, бочка – почка, коса – коза и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Развитие речи детей младшего школьного возраста.

Овладение правильной речью необходимо для формирования полноценной личности. Человеку с хорошо развитой речью легко вступать в общение, он может понятно излагать свою точку зрения , задавать воп...

Консультация для родителей . «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями».

Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые отклонения возникают в раннем возрасте их необходимо своевременно выявлять и исправлять....

Игры на развитие речи детей с интеллектуальными нарушениями

Методический материал для проведения интересных уроков!...

Развитие активной речи обучающихся с интеллектуальными нарушениями

Среди обучающихся 3 в класса очень распространены  нарушения фразовой речи. Проявляются  они в том, что ребята не понимают в достаточной степени речевые конструкции и не используют их в речи...

Консультация для родителей "Развитие речи и словаря через ежедневное чтение"

Многих трудностей можно избежать, если систематически заниматься речевым развитием детей. Особое место в этом процессе отводится художественной литературе....

Консультация для родителей «Развитие связной речи в семье»

Уважаемые родители!С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Кроме того, не...