Статья на тему "Адаптация первоклассников"
статья (1 класс)

Шкневская Александра Марковна

Данная статья познакомит родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением; научит родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_adaptatsiya_pervoklassnikov.docx17.33 КБ

Предварительный просмотр:

Статья «Адаптация первоклассников к школе»

Цель:

 Помочь родителям разобраться в основных аспектах адаптации первоклассника.

Задачи:

  • Познакомить родителей с вопросами адаптации ребёнка к школе, их решением;
  • Предложить практические советы по адаптации первоклассников;
  • Научить родителей понимать свои родительские права и обязанности, уметь правильно их применять в общении со своими детьми.

Целевая аудитория: родители будущих первоклассников

Вспомним такую известную фразу «Первый раз в первый класс». Она знакома каждому. Светит солнце, вокруг много счастливых людей, громко играет музыка, а старшеклассник везёт первоклассницу на плече. Раздаётся первый звонок.

И любому первокласснику, несмотря на его широкую улыбку, будет страшно.

  • Страшно представить, что сейчас ты пойдёшь в свой класс, а мама останется на улице.
  • Страшно знакомиться с первым учителем.
  • Страшно идти по коридору школы за руку с одноклассником, который боится не меньше твоего.

Но мы с вами уже забыли те трудности, через которые проходит каждый ребёнок, пришедший в первый класс. Мы забыли, как это тяжело.

Современные дети сложно адаптируются к школе. По данным психологических исследований, только 20% первоклассников без особых проблем проходят этот этап. А у 50% (то есть у каждого второго учащегося) адаптация затягивается. Порой на долгие годы!

Как вы думаете, первый класс - это праздник или стресс? Многие родители придерживаются того мнения, что это в первую очередь праздник. Но я могу вас заверить, что в первую очередь - это стресс. Например, прокатившись на мотоцикле со скоростью 200 км/ч, человек в любом случае испытает стресс. Весело, круто, драйвово, но это стресс! Хоть и положительный! Первоклассник испытывает нечто похожее, приходя в школу. И это абсолютно нормально.

Наша с вами задача - сделать так, чтобы ребёнок прошёл этот этап как можно быстрее. Если работа с ребёнком выстроена правильно, то период адаптации должен закончиться уже к середине/к концу учебного года.

 

Начнем с того, что существует определённая группа «риска». Детям, находящимся в ней, нужно уделять особое внимание.

К этой группе относятся:

  • Левши (этим деткам сложно перестраиваться с одного вида деятельности на другой)
  • Дети с какими-либо внешними особенностями (высокий/низкий рост, большие уши, родимые пятна, слуховой аппарат и т.д.
  • «домашние» дети (под «домашними» детьми подразумеваются не те, кто просто не посещал детский сад. Это те дети, которые большую часть своего времени проводили в семье и не посещали какие-либо секции, кружки. Самое главное условие - ребёнок должен посещать место, где есть определенный коллектив, который не меняется из раза в раз, как, например, на детской площадке.

       Условия комфортной для ребёнка адаптации:

❌ не планируйте каких-либо других больших событий, таких как ремонт или переезд.

❌ не пугайте ребёнка школой! «Вот пойдёшь в школу, там тебе покажут, что такое не слушать маму/папу!»

✅  ещё до поступления в первый класс разговаривайте с ребёнком о плюсах обучения в школе.

✅  учите ребёнка правильно себя оценивать. «Я отлично читаю, а вот задачи по математике мне даются не так хорошо. И это нормально!» Это называется дифференцированная оценка.

Очень важно сформировать данное умение у первоклассника, оно даёт ему устойчивость к критике.

На моей практике было много деток, которые чересчур остро реагировали на мои замечания.

Приведу пример: в моем последнем выпуске была девочка, которая практически не воспринимала критику. Стоило мне её поправить при неправильном чтении слова, она тут же замолкала, злилась, а один раз просто встала и ушла.

✅ учите ребёнка тому, что он САМ несёт ответственность за свой рюкзак и за то, во сколько ему нужно встать с утра. Здесь я рекомендую такой способ, который я нашла у одного замечательного психолога: вам нужно подарить ребёнку его собственный будильник. Пусть он выберет его сам. Цвет, мелодию. Для него это будет интересно, вот увидите.

✅ конечно же ваш ребёнок ещё до поступления в 1 класс должен обладать такими бытовыми навыками: одеваться/раздеваться, мыть руки до еды и после туалета (вы не представляете, как я воюю с детьми на этот счёт), хранить в порядке все свои учебные принадлежности.

✅ учим детей дружить! Можно провести какую-либо игру на знакомство 1 сентября. Желательно, вне школы (парк, площадка). Приглашайте друг друга в гости, проводите вместе выходные. Дети должны общаться вне школы!

Ведь школа - это место, куда дети идут в первую очередь УЧИТЬСЯ, а уж потом общаться. (Не забывайте напоминать об этом детям)

   В завершение, я хотела бы перечислить три важнейших момента, которые вы должны проработать до школы:

  • половое воспитание

Ваш ребёнок должен знать, как называются половые органы, что такое плохие прикосновения, что такое интимные места.

  • финансовая грамотность

Ребёнок должен понимать, сколько денег он тратит, а также он должен знать, что свои деньги он никому отдавать не должен.

В моей практике часто были случаи, что дети покупают друг другу булочки, соки, конфеты. Обычно это делают те, кому просто хочется понравиться, утвердиться в коллективе. А просят об этом те, кто имеет давление на ребёнка. «Если ты не купил кому-то булочку с яблоком по его требованию - это не значит, что ты жадина!»

  • опасные моменты: курение, распитие алкоголя, наркотическая зависимость, общение с посторонними людьми. Многие думают, что все эти темы нужно обсуждать с ребёнком 13-14 лет, но это не так!

По каждой из этих тем есть замечательные книги, названиями которых я хочу с вами поделиться:

Финансовая грамотность: Б. Шефер «Пёс, по имени Мани»

Половое воспитание: Р. Харрис «Давай поговорим про это»

Опасности: Л. Петрановская «Что делать, если»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Ваш ребенок - первоклассник"

В статье даются советы родителям будущих первоклассников....

Статья " ФГОС адаптация первоклассников"

Первый опыт работы по стандартам второго поколения. Влияние ФГОС на адаптацию первоклассников....

Статья "Родителям будущих первоклассников"

Родители, дети которых поступают в первый класс, испытывают чувство тревоги, волнения и беспкойство из своего ребёнка. Часто задают себе вопрос: готов ли ребёнок к школе? Эта статья поможет родителям ...

Статья «Формула общения первоклассника в первые дни в школе»

В данной статья, анализируя собственный опыт, я предлагаю некоторые способы адаптации первоклассников к школе....

Статья Особенности адаптации первоклассников к школьной жизни.

В данной статье рассказывается о одаптации первоклассников к школьной жизни....

Статья "Особенности адаптации первоклассников к школе"

В статье говорится о том, с  какими трудностями встречается первоклассник и его родители и как их преодолеть...