Статья «Формула общения первоклассника в первые дни в школе»
статья (1 класс) по теме

Аввакумова Альфия Умаровна

В данной статья, анализируя собственный опыт, я предлагаю некоторые способы адаптации первоклассников к школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формула общения первоклассника в первые дни в школе»  

Аввакумова Альфия Умаровна

учитель начальных классов

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 354   г. Санкт - Петербурга

Как помочь первоклашке освоить основные коммуникативные формулы, которые ему пригодятся в первые дни в школе? Делать это лучше всего в игре. Сначала в семейном кругу, затем  - со знакомыми детьми и взрослыми, потом – с посторонними.

Детский сад сегодня оставляет детям всё меньше возможностей для не регламентированной взрослыми деятельности. И современные дети на пороге школьного возраста подчас не представляют себе, что нужно сказать, чтобы познакомиться и быть принятым в компанию сверстников, как выразить свои симпатии и антипатии, как попросить чужое имущество и защитить от посягательства собственное, как, никого не обидев, отстоять свою точку зрения и как извиниться, если попал в неловкое положение.

Контакт? Есть контакт!

В большинстве случаев проблемы с общением возникают из – за того, что дети попросту не знают, что именно нужно сказать в той или иной ситуации сверстникам  или взрослым и из – за этого стесняются или боятся вступать в диалог. А это, в свою очередь, может серьёзно затруднить и без того непростой процесс адаптации к школе.

Справиться с  проблемой помогут так называемые «речевые формулы» - готовые выражения на определённый случай жизни. Летом, на даче или во время путешествий, родители проводят с детьми значительно больше времени, а у детей появляется несколько больше возможностей для спонтанного общения со сверстниками, чем в городе. Этим стоит воспользоваться.

Будем знакомы!

Очень часто ребёнок, приходя в школу, не знает, как познакомиться. До сих пор ему помогали в этом или родители, или воспитательница в садике. Теперь же приходится налаживать контакты самостоятельно. И детям часто бывает крайне сложно перебороть трудность «незнакомства» и начать разговор.

Итак, учимся, как представиться:

  • « Меня зовут Андрей, я живу на соседней даче».
  • « Я хочу с тобой познакомиться. Меня зовут…»

Можно начать знакомство и с фразы « Хочешь играть вместе?», которая сама по себе уже содержит приглашение к коммуникации.

Отработать ситуацию знакомства можно в игре. Предложите всем членам семьи, включая, естественно, и малыша, перезнакомиться заново, представляясь каждый раз по новому: папа – мамин муж, мама – как бабушкина дочка, сам малыш – как дедушкин внук.

Разрешите попросить!

НЕ менее важно научить ребёнка правильно обращаться к кому – то с просьбой. Если друг у друга дети ещё могут что – то  попросить и знают, как это сделать, то обратиться за помощью к чужому взрослому они часто не решаются. Просто потому, что не знают, какие подобрать слова.

Прежде всего, ребёнок должен знать: он имеет право обратиться к учительнице или любому взрослому и попросить что угодно – и разрешения сходить в туалет, и дополнительных объяснений, если на уроке было что – то непонятно или ребёнок что – то не расслышал.

  • Ольга Ивановна, пожалуйста, разрешите мне выйти.
  • Ольга Ивановна, повторите, пожалуйста…
  • Ольга Ивановна, объясните мне, пожалуйста…

Все эти формулы можно отработать, когда родители занимаются с ребёнком дома, готовя его к школе. Обратите внимание малыша, как именно нужно обращаться с просьбой к учителю, потому что кричать с места « Мне непонятно» - ещё не просьба. Нужно поднять руку, дождаться, когда учитель тебя заметит, и обязательно сказать  «волшебное слово».

НЕ просто «спасибо»

Говорить «спасибо» ребёнка учат сызмальства. Но всё – таки само по себе слово «спасибо» достаточно обезличенное. Стоит научить ребёнка поблагодарить и сверстника, и взрослого за что –то конкретное, выразить своё отношение.

Эти несложные речевые формулы  тоже можно обыграть. Воспользуемся для этого повседневной ситуацией. К примеру, папа привёз нам корзинку клубники. А теперь пусть каждый член семьи придумает свой вариант благодарности:

  • Спасибо, очень вкусно.
  • Спасибо, мне было очень приятно!
  • Спасибо, это так неожиданно!
  • Спасибо, ты такой добрый!

Чтобы речевые формулы усвоились, их необходимо обыгрывать многократно, пока ребёнок не начнёт их употреблять автоматически.

Я с тобой больше не вожусь!

Как достойно повести себя в ситуации конфликта? Однако всё же желательно, чтобы ребёнок понимал, что у него есть возможность дать отпор обидчику, не оскарбляя его, не крича, не говоря грубых слов. Готовых формул для конфликтных ситуаций, пожалуй, нет, но вполне допустимо сказать:

  • Ты меня обидел.
  • Я не хочу с тобой больше играть.
  • Я с тобой не вожусь.

Очень важно, чтобы ребёнок понимал, что он имеет право и взрослому сказать: « Вы меня обидели».

Я больше не буду…

Извиниться, признать свою неправоту ребёнку бывает непросто. Но в последнюю очередь потому, что и взрослые друг перед другом извиняются нечасто. А уж чтобы взрослый признал свою неправоту перед ребёнком – вообще большая радость, хотя нам достаточно часто есть за что извиниться перед своими детьми. Кроме того, дети редко извиняются ещё и потому, что мы обычно наказываем их за упущения, а наказание сразу оправдывает ребёнка: раз уж наказан, за что просить прощения? Поэтому умение просить прощения в детях нужно целенаправленно развивать. Желательно, чтобы помимо классического детского  « Я больше не буду» ребёнок знал и другие формулы извинения, уместные в разных  ситуациях, и умел их употреблять:

  • Прости, я не хотел тебя обидеть.
  • Прости, что так получилось.
  • Извини, я не думал, что тебе будет больно.

Позвольте с вами не согласиться!

Выразить несогласие или отказ так, чтобы не обидеть при этом собеседника, - настоящее искусство. Однако его азами вполне может овладеть и будущий первоклашка. Тем более что в школе возникает масса ситуаций, когда эти навыки могут очень сильно облегчить жизнь. Ребёнок должен знать, что он имеет право отстаивать собственное мнение. Однако чтобы несогласие не звучало слишком резко или даже грубо, его можно смягчить при помощи специальных коммуникативных формул:

Мне кажется, что это не так…

Может, я что – то не понял, но…

Я думаю по другому…

Отказ тоже можно смягчить и сделать ее категоричным, если ребёнок начнёт фразу со слова «спасибо». «Спасибо, мне нельзя шоколада», « Спасибо, но я тороплюсь», - и т. д.

Если в отказе частично раскрывается его причина, он, как правило, не обижает.

Речевые формулы – тот случай, когда тон делает фразу. Предложите ребёнку сказать с разными интонациями и с разным выражением лица несколько фраз, например: «Извините», «Спасибо», «Поздравляю». Спросите его, меняется ли смысл сказанного в зависимости от тона и мимики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пожелание первоклассникам от первого учителя в конце учебного года

Данный материал включает в себя пожелания от первого учителя своим первоклассникам. Также оно может быть использовано как учителями, так и педагогами доп.образования, ведущие группы предшкольной подго...

Статья «Формула решения школьных конфликтов»

2 Всероссийская научно-практическая  конференция...

Статья.Формула успеха учителя начальных классов.

Формула успеха учителя начальных классов...

Советы родителям первоклассников. Первый год в школе

В материале представлены советы родителям первоклассников...

ПЕРВЫЕ ДНИ В ШКОЛЕ (АДАПТАЦИЯ ПЕРВОКЛАССНИКОВ)

КАК АДАПТИРОВАТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ? ОТВЕТЫ  НАЙДЕТЕ ВО ВЛОЖЕНИИ...

Статья "Формула продуктивности урока"

Сегодня в школьном образовании происходят значительные перемены, которые охватывают практически все стороны педагогического процесса. Личный интерес обучающегося – это решающий фактор процесса о...