Главные вкладки

    Статья «Формула решения школьных конфликтов»
    статья на тему

    2 Всероссийская научно-практическая  конференция

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formula_resheniya_shkolnykh_konfliktov.docx18.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Международная
    научно –  практическая конференция

    «Формула решения школьных конфликтов»

     

    2 Всероссийская научно-практическая  конференция 

    «Формула решения школьных конфликтов»

    Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время конфликтная ситуация – это сигнал какого – то нарушения. Не замечать его нельзя.

          Любой учитель знает, что самые неприятные, изматывающие и, казалось бы, безвыходные конфликты бывают с родителями. Возможно, потому, что о существующей проблеме члены семьи узнают только со слов ребенка, а выяснить детали и поговорить со всеми участниками неприятного инциндента сию минуту не могут. Но, чтобы конфликт  вспыхнул, одной конфликтной ситуации недостаточно: ведь она возникает задолго до того, как происходит прямое столкновение оппонентов. То, о чём мы говорим, можно записать следующей формулой: конфликтная ситуация + инцидент= конфликт (конфликтная ситуация – накопившиеся противоречия, содержащие истинную причину конфликта; инцидент – это стечение обстоятельств, являющихся поводом для конфликта).

         Рассмотрим конкретный случай, имевший место в практике. Во второй четверти 2 – го класса между родителями учащихся разгорелся конфликт, причём конфликтогеном (стороной, порождающей конфликт) выступила мама одного из учеников – назовём его сашей, - так как именно ей предъявлялись многочисленные претензии по поводу агрессивного поведения ребёнка. Классный руководитель назначил по отдельности свтречи с теми родителями, которые были заинтересованы в разрешении конфликтной ситуации.

       Причиной конфликта было то, что Саша на переменах и занятиях в группе продлённого дня без спроса брал блокноты и тетради детей, рисовал в них, снимал и прятал обложки с тетрадей, переставлял местами чужие вещи, обзывал одноклассников плохими словами, на переменах мешал им играть, звонил домой детям и бросал трубку, пачкал красками одежду, подбрасывал в портфель мусор. Таким образом, Саша хотел привлечь к себе внимание. Дети обо всём этом рассказывали учителю и родителям. Классный руководитель, стремясь разрешить конфликтную ситуацию, неоднократно проводил классные часы на тему поведения в школе, о доброте и уважении, давал этому ученику ответственные поручения чаще, чем другим; на уроках литературного чтения и окружающего мира дети разыгрывали похожие ситуации и способы выхода из них; организовывались классные мероприятия, где Саше отводилась главная и серьёзная роль; поощрались позитивные взаимоотношения между учащимися с тем, чтобы школьники меньше вовлекались в конфликты; проводились тренинги, чтобы дети учились самостоятельно справляться с конфликтами. Кроме того, классный руководитель беседовал с мамой этого ученика о поведении сына, предлагала прийти в школу и помимо версии своего ребёнка узнать, как видят ситуацию другие участники конфликта: учителя, дети и их родители. Мама ученика выслушала мнение всех сторон и обвинили детей в том, что они сами пристают к её сыну. После такого разговора Саша стал вести себя ещё хуже.

       По просьбе классного руководителя к разрешению конфликта был привлечён психолог школы. По результатам психологических исследований и наблюдений был сделан вывод, что стиль воспитания, которого придерживаются родители Саши, либеральный, так как мальчик хорошо учиться. По результатам социометрического исследования выяснилось, что Саша хочет быть замечен всеми, стремится к лидерству, однако, примерив на себя роль дезорганизатора, не пользуется популярностью у одноклассников, у него завышена самооценка, недостаточно развита произвольность поведения, он не умеет себя контролировать, возбуждение преобладает над торможением. С учеником была организована индивидуальная консультативная и коррекционная работа. Психолог дал рекомендации классному руководителю: максимально вовлечь в работу органов детского самоуправления; формировать у Саши адекватную самооценку, учебно – управленческие навыки, положительное лидерство.

         После этого к серьёзному разговору с классным руководителем, учителем группы продленного дня и завучем начальной школы былаприглашена мама этого ученика. В разговоре она вела себя грубо и бесцеремонно, считая, что все вокруг обманывают и наговаривают на её сына. Далее выяснилось, что Саша – поздний ребёнок и ему разрешается многое. Маме была дана возможность «выпустить пар», а зетем все участники разговора спокойно и уверенно высказали свою точку зрения на происходящее, не ставя под сомнение правоту матери.

        Разговор завершился требованием мамы, чтобы детей, которые якобы мешают учёбе её сына, перевели в другой класс. Поскольку предмет спора был сложен, он требовал обсуждения для выработки компромиссного решения. Обоюдным стало решение временно перевести ребёнка в паралельный класс и определить степень комфортности его пребывания там. С третьей четверти Саша учился в паралельном классе. Его учебная успешность осталась на том же уровне. Мама активнее включилась в воспитание сына. Конфликт между ребятами разрешился сам по себе, так как теперь у них появилась возможность обмениваться впечатлениями о том интересном, что с ними происходило в течение дня. Сейчас ребята спокойно общаются на переменах, в группе продлённого дня, на совместных мероприятиях, проводимых на паралели.

        Роль педагогического состава в конфликте была определена как миротворческая, что позволило педагогам занять позицию над конфликтом. Цель – подавить ярость мамы собственным спокойствием, и это помогло ей справиться со своей агрессией и прийти к разумному решению.

        Разрешить конфликт – это значит устранить конфликтную ситуацию, исчерпать инцидент. Очередное родительское собрание было проведено на тему «Бесконфликтное общение в рамках семьи и школы»; начала работу психологическая площадка «Формирование адекватной самооценки». Для того чтобы подобные конфликты не повторялись, с ребятами проводятся мероприятия, напрадленные на сплочение детского коллектива (выезды на базу отдыха, посещение киногтеатров, театров и центров детского творчества, походы на выставки и т.п.).

        Конфликт, таким образом, - это процесс, проходящий несколько стадий: конфликтная ситуация →инцидент →разрешение. Существуют различные способы разрешения конфликтов: юмористическое отношение к предмету конфликта, признание чьих – либо достоинств, компромисс, третейский суд, анализ, ультиматум. В данном конфликте в качества способа его разрешения был применён компромисс.

         В.Г.Белинский писал: «…без страстей и противоречий нет жизни, нет поэзии. Лишь бы только в этих страстях и противоречиях была бы разумность и человечность, и их результаты вели бы человека к его цели».

        Учитель, входя в класс, попадает в конфликтную зону, но не стоит бояться. Нужно решать конфликты так, чтобы никто не видел, что они были. Это и есть формула решения школьных конфликтов.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формула решения школьных конфликтов»

    Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...

    Формула решений школьных конфликтов

    Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....

    Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

            Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

    Формула решения школьных конфликтов

    Материал предназначен для классных руководителей....

    Выступление на методическом объединении «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения ».

    «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учи...

    ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

    «Умение избежать конфликта – одна из составных частейпедагогической мудрости учителя.Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,но и создаёт воспитательную силу коллектива»В.А.Сухомлинский...

    Формула решения школьных конфликтов

    Формула решения школьных конфликтов...