ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ
статья на тему

Суханова Татьяна Владимировна

«Умение избежать конфликта – одна из составных частей

педагогической мудрости учителя.

Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,

но и создаёт воспитательную силу коллектива»

В.А.Сухомлинский

 1 ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formula_resheniya_shkolnyh_konfliktov.doc126 КБ

Предварительный просмотр:

«Умение избежать конфликта – одна из составных частей

педагогической мудрости учителя.

Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,

но и создаёт воспитательную силу коллектива»

В.А.Сухомлинский

 1) ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

Педагогические конфликты могут быть отнесены к трём основным группам. В первую группу входят мотивационные конфликты. Они возникают между учителями и учащимися по причине слабой учебной мотивации последних или, проще говоря, из-за того, что школьники либо не хотят учиться, либо учатся без интереса, по принуждению. Имея в своей основе мотивационный фактор, конфликты этой группы разрастаются и в конечном итоге между учителями и ребятами возникают взаимная неприязнь, противостояние, даже борьба.

Послушайте, например, о чем говорят учителя в учительских. Конечно же, об учениках: «Они ничего не умеют и ничего не понимают», «Они не хотят учиться», «Не слушаются». Нетрудно догадаться, о ком говорят школьники, разумеется, об учителях: их неумении и нежелании понять, несправедливых оценках, неуважении к ученикам. И часто  трудно понять «кто — прав, а кто — виноват». Конечно же, учителя устают, а ребята не хотят учиться. Много усилий требует класс, в котором более 25 человек; можно понять также учащихся, скучающих на уроке. По существу мотивационные конфликты возникают потому, что учителя и школьники разобщены, противопоставлены, имеют разные цели и разную направленность.

Вторая группа. Эту группу образуют конфликты, связанные с недостатками в организации обучения в школе. Имеется в виду четыре конфликтных периода, через которые проходят ученики в процессе обучения в нашей школе. Представим себе, что школа — это «труба», в которую входит ученик I класса и из которой выходит выпускник.

Начиная обучение, первоклассник переживает довольно сложный и даже болезненный этап в своей жизни (конфликтный период ): происходит смена его ведущей деятельности (с игровой на учебную), меняется его социальная позиция (из ребенка он превращается в школьника), возникают новые для него требования и обязанности. В среднем, психологическая адаптация к школе может длиться от 3 месяцев до 1,5 лет.

Только ученик привыкает к своей новой роли, учителю в школе, как наступает новый конфликтный период: он переходит в 5 класс. Вместо одного учителя учащиеся начинают учиться у разных учителей-предметников. И если учитель начальных классов, как правило, опекает своих ребят, помогает им и заботится о них, то учителя средних классов, в основном, относятся более строго и требовательно. Да и приспособиться сразу к нескольким учителям бывает нелегко. Кроме этого, появляются новые школьные предметы, более сложные по сравнению с предметами начальной школы.

Следующий конфликтный период. В начале 9 класса возникает новая болезненная проблема: нужно решить, что делать после 9 класса - идти в среднее специальное учебное заведение или продолжать учебу в 10 классе. Те из ребят, кто идут в техникумы и училища, часто испытывают своеобразный «комплекс неполноценности» по сравнению с другими школьниками. Тем самым они переходят на более низкую социальную ступень жизненного старта, чем их сверстники. Довольно часто, возникают ситуации, когда молодой человек намерен идти в 10 класс, но получает в школе отказ по причине низкой успеваемости. Наибольшее сожаление вызывают случаи, когда способный учащийся вынужден идти в средне-специальное учебное заведение по причине материального характера, чтобы помочь семье, ему необходимо как можно раньше начать работать. Таким образом, для многих молодых людей 9 класс выступает чертой, до которой они прожили беззаботное детство и бурное отрочество, но после которой они вынуждены начинать взрослую жизнь с ее заботами и проблемами. И, наконец, четвертый конфликтный период: окончание школы, выбор будущей профессии, конкурсные экзамены в ВУЗ, начало личной и интимной жизни и др. К сожалению, обеспечивая базовое среднее образование, школа не всегда готовит ребят к вступлению во взрослость, к выполнению роли работника, студента, мужа, отца. Поэтому данный период зачастую бывает остроконфликтным: неудачи, срывы, проблемы.

Третья группа. Эту группу педагогических конфликтов составляют конфликты взаимодействий: учащихся между собой, учителей и школьников, учителей друг с другом, учителей и администрации школы (завучей, директоров). Данные конфликты происходят по причинам не объективного характера, а личностных особенностей конфликтующих, их целевых установок и ценностных ориентаций.

Наиболее распространенными среди учащихся являются конфликты лидерства, в которых отражается борьба 2-3 лидеров и их группировок за свое первенство в классе. В средних классах часто конфликтуют группа мальчиков и группа девочек. Может резко обозначиться конфликт 3-4 подростков с целым классом или вспыхнуть конфликтное противостояние одного школьника и класса.

Конфликты во взаимодействиях «учитель-ученик», помимо мотивационных, могут выступить как конфликты нравственно-этического характера. Иногда учителя не придают должного значения этой стороне их взаимодействий с ребятами: нарушают данное ими слово, открывают ребячьи секреты. Многие подростки и старшие школьники высказывают недоверие учителю. Так, по данным, только 15-30% школьников имеют доверительные беседы с учителями, остальные предпочитают общаться вне школы.

Конфликты между учителями могут возникать по различным причинам: начиная с проблем школьного расписания и кончая столкновениями интимно-личного порядка. В нашей школе возникали конфликты между учителями начальных классов и преподавателями средних и старших классов. Суть взаимных претензий учителей друг к другу кратко можно обозначить следующим образом. Учителя-предметники высказываются о том, что дети, пришедшие к ним из четвёртых классов, недостаточно самостоятельны и привыкли к излишней опеке взрослого. Учителя начальных классов с горечью говорят о том, что они потратили много усилий на то, чтобы научить ребят читать, считать и писать. Высказываются также упреки в адрес учителей-предметников в недостатке у них внимания и теплоты к детям. По-видимому, данный конфликт обусловлен объективными причинами: отсутствием преемственности в содержании и организации обучения в начальной и средней школе.

Во взаимодействиях «учитель-администрация школы (завучи, директор)» возникают конфликты, вызванные проблемами власти и подчинения. В последнее время появляются конфликты, связанные с педагогическими инновациями (введением новшеств в школе).

И так как, школьная жизнь не обходится без конфликтов, хотелось бы разобраться в психологической природе конфликта, его структуре и динамике, эффективных способах разрешения.

Любой конфликт, в том числе и школьный, имеет определенную структуру, сферу и динамику.

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиции участников, их взаимодействий и объекта конфликта.

Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она непосредственно влияет на течение конфликтной ситуации и находится как бы «за кадром» часто не проговаривается в ходе конфликтного взаимодействия. Внешняя позиция проявляется в речевом поведении конфликтующих, она отражается в их мнениях, точках зрения.

Различение внутренних и внешних позиций участвующих в конфликте людей необходимо нам для того, чтобы, зная об этом, стараться увидеть, за внешним, ситуативным — внутреннее, существенное.

Например, в моём классе есть трудный ребёнок. На уроках он вёл себя вызывающе, грубил, был демонстративно непослушен, да и выглядел, на мой взгляд, просто безобразно: разлохмаченная прическа, на лацкан пиджака приколот значок, вид небрежный. Сначала я ориентировалась только на поведение ребёнка и на внешний образ, который он демонстрирует, и напряжение в наших взаимоотношениях очень обострилось. Чем чаще я выражала строгость и нетерпение, высказывала запреты, тем большую агрессию проявлял школьник. Он начинал бунтовать и все делал наоборот. Я требовала тишины на уроке — он громко говорил с соседом по парте. Я вызывала его к доске — он молчал или стоял с подчеркнуто независимым видом.

Конфликтные взаимоотношения с учеником изменились в лучшую сторону, когда я стала ориентироваться не на его поведение, а на внутреннюю позицию, т.е. смогла понять его цели, интересы и мотивы. У большинства учащихся к 10 годам возникает «комплекс самоутверждения». Ребёнок стремится быть взрослым и хочет равенства в отношениях, он хочет выделиться и утвердить свое «Я». Мне хотелось помочь мальчику, постараться найти ему деятельность, в которой он сможет добиться успеха. Учащиеся класса были разбиты на звенья и мой «трудный» назначен звеньевым. Между звеньями было объявлено соревнование. Баллы за работу звена ежедневно вносились в экран соревнования. Как только он почувствовал ответственность за возможность победы звена, то проявил себя активным лидером и в этом нашёл свое призвание. Трудный воспитанник стал гораздо лучше учиться и хорошо вести себя на уроках, с готовностью выполнял все мои поручения. В конце четверти его звено показало высокие результаты по итогам соревнования, и таким образом, он удовлетворил свою потребность в самоутверждении. Через время он стал увереннее, спокойнее и наш конфликт был решён.

Объект конфликта определить бывает непросто. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для учащегося — стремление к самоутверждению. Решение конфликта может начаться с объединения объектов: решая задачу поддержания дисциплины в классе, можно поручить ребёнку, интересное дело в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения его потребности в самоутверждении.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействуя друг с другом, учителя и учащиеся часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не перетекал в личностную. Проще говоря, конфликтовать надо культурно и не переходить «на личности».

Например, выражая порицание своему воспитаннику, нарушившему дисциплину на уроке русского языка, обсуждаю только этот вопрос и не затрагиваю его личных качеств. В противном случае учащийся обидится, ожесточится, и моя воспитательная беседа будет иметь противоположный результат: вместо позитивных изменений в поведении, школьник подчеркнуто станет нарушать дисциплину. Беседа с ним должна проводиться в деловой сфере.

Не говорю следующее:                        Говорить примерно:

«Ты — грубый и невоспитанный!                 «Давай вместе подумаем, почему у

По русскому языку ты получаешь                тебя проблемы с русским языком?

одни двойки! Лентяй! Не можешь         Тебе неинтересно или ты что-то не

заставить себя выучить домашнее         понял? Тебе нужна помощь?»

задание! А еще разговариваешь,

когда надо сидеть и слушать,

хотя бы на уроке!»

Динамика конфликта складывается из трех основных стадий: нарастания, реализации, затухания.

Следует помнить, что успешно «блокировать» развитие конфликтной ситуации можно на стадии ее возникновения. Один из эффективных способов «блокировки» конфликта — переведение его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельную. Например, в тот момент, когда я замечаю нарастание напряженности между двумя моими учениками, даю им обоим какое-либо поручение. Причем, если это задание будет связано с выполнение физического труда (уборкой классной комнаты, уход за комнатными растениями и др.), то «отрицательная энергия» ребят будет израсходована в деятельности и не «выплеснется» в их взаимодействиях и не вызовет конфликт между ними.

Конфликтная ситуация реализовалась, конфликтующие исчерпали свои силы и энергию, наступает стадия затухания. Надо помнить, что воспитательная коррекция эффективна именно на данной стадии, когда произошла разрядка напряжения и участники «выплеснули» свои эмоции. У них возникают чувства виноватости, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов. В этот период участники, как правило, готовы к позитивным изменениям и хотят стать лучше.

Попадая в конфликтную ситуацию, учитель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психического состояния с целью погашения конфликта или его профилактики.

В первом случае разрешение конфликтной ситуации достигается путем налаживания взаимопонимания между людьми, устранения различных недоразумений, недомолвок, несогласованности. Проблема понимания другого человека (ученика, коллеги по работе, собственного ребенка) довольно сложна и поэтому хочется остановиться на ней подробно.

Человек существует в двух измерениях: своем внутреннем «Я» и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного «Я», есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека: он чувствует, думает, переживает, желает, стремится и т.п.

«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает некоторой «загадкой», которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания и стремления другого не представлены непосредственно в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться по поведению, словесным и символическим средствам выражения.

Выйти за границы своего «Я» и приблизиться к внутреннему «Я» другого не так-то просто. Существуют различные способы, помогающие понять другого человека.

Одна из формул решения школьных конфликтов заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации. После того, как такая психологическая имитация внутреннего мира другого произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов анализа строится взаимодействие с человеком.

Мне помогает сделать это психотехническое упражнение «Поставь себя на место другого»:

Вспоминаю школьный конфликт, в котором я начала позицию «над». Расслабляюсь, закрываю глаза и представляю себя на месте того человека, с кем разговаривала. Внутренне, про себя спрашиваю у него, какие впечатления он получил от общения со мной? Думаю, что бы мог сказать мой собеседник.

Затем проигрываю в своём воображении беседу таким образом, чтобы оставить у моего партнёра приятные воспоминания о себе. Меняется моя внутренняя позиция и я готова к полноценному диалогу.

Важно так же при решении школьных конфликтов доверять своему интуитивному ощущению и способностям вовремя остановить возникновение интеллектуальных интерпретаций. Действительно, человек часто чувствует одно, но не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. А практика затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующее рассуждение «от головы» — ошибочным.

Учитель всегда должен стараться сохранить внутреннее спокойствие, стабильность, стремиться не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из взаимодействующих людей обретает и сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой участник лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухает, а потенциальные конфликтные отношения нормализуются. Любопытно, что данная формула нейтрализации конфликта известна с давних времен и оформлена в русских народных сказках. Вспомните, например, сказку «Волшебная водица» ссоры между мужем и женой прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз набирая в рот «волшебной водицы».

Конечно, деятельность учителя всегда должна быть направлена главным образом на то, чтобы дипломатично улаживать конфликтные ситуации «сглаживать» углы, снимать напряжение. Но не всегда в жизни и на работе следует идти на компромиссы и смягчение острых проблем. Нередко возникают обстоятельства и ситуации, в которых мы должны достичь своей цели, убедить собеседника в своей правоте, добиться принятия своей точки зрения, словом, одержать безусловную победу! Как сделать так, чтобы сложный разговор с учеником, его родителями, коллегой по работе или администрацией школы, не закончился конфликтом, и в то же время победа была за нами? Ведь по сути дела конфликт — это поражение, а задача состоит в том, чтобы организовать бесконфликтное взаимодействие и в то же время добиться согласия со своей позицией.

Иногда беседа похожа на «хождение по канату» и приходится удерживать равновесие на нем. Наклон в одну сторону — конфликт, крен в другую — мирное, но не конструктивное решение проблемы.

Например, веду я деловые переговоры с завучем и директором школы с целью получения разрешения на преподавание нового предмета по экспериментальной программе. Для этого нужно выделить дополнительное учебное время, закупить пособия, наглядные материалы, размножить экспериментальный учебник для каждого ученика, апробировать программу нового курса, ввести организационные изменения (увеличить время урока, запланировать серию экскурсий и проч.). Допустим также, что у администрации школы есть свои резоны сдерживать мою активность по введению нового школьного предмета. Если буду излишне жестко, напористо и прямолинейно отстаивать свою позицию, то может возникнуть конфликт и я не добьюсь успеха и, наоборот, если во всем стану уступать, лавировать, идти на компромиссы то, возможно, получу разрешение на введение нового школьного предмета, но придется сделать такое огромное количестве уступок, что это принесет вред содержанию нового курса.

Стратегия ведения делового разговора здесь — «хождение по канату» балансирование на одной линии разговора, ведущей к цели: не допустить обострение беседы и в то же время добиться признания своей позиции.

Много раз образ «хождения по канату» и фиксация равновесия всегда помогали мне отстоять собственную точку зрения в сложной проблемной ситуации.

Наше общение осуществляется не только при помощи слов, но и посредством мимики и пантомимики, а также психоэнергетического воздействия. Причем, информация, передаваемая по несловесным каналам, воспринимается мгновенно, гораздо быстрее, чем сами слова. Поэтому если учитель, говорит своим воспитанникам необходимые и в целом правильные слова о том, что необходимо хорошо учиться и быть дисциплинированными, но через несловесные средства передает им эмоционально-отрицательный «заряд» (высокомерие, отчуждение, отстраненность), то ребята не услышат слов, но сразу же почувствуют наше отношение к ним. Они мгновенно займут «оборону перед боем». Именно так зачастую и начинается конфликт между учителем и учениками.

Напротив, даже самые резкие, прямые и нелицеприятные слова могут иметь воспитательный эффект, если они сказаны в откровенной манере, если учитель искренне озабочен учебой и поведением своих воспитанников и действительно переживает их проступки.

Следовательно, словесное поведение может реализовываться в широком диапазоне: от симпатии и поощрений до порицаний и наказаний. Но несловесный «язык» должен строиться только на эмоционально теплой ноте: открытости и принятии.

Предлагаю встать перед зеркалом, и проиграть сценку, в которой учитель хвалит ученика. Нужно сказать несколько фраз. Посмотреть на свое лицо, руки. Увидеть, что они выражают, обратить внимание на интонацию своего голоса.

А потом проиграть сценку, в которой учитель высказывает порицание. Произнести несколько критических и резких фраз, но выражение лица постараться оставить прежним: открытым и доброжелательным. Не получается?

Стоит задуматься: может быть, в некоторых случаях сигнал к началу конфликта подаём именно мы? Конечно, неосознанно, не имея перед собой цели обострить отношения с учащимися? Напряженность часто несут не наши слова, но контексты, в которых они передаются: сердитое лицо, сжатые руки, вибрирующая интонация голоса.

Надо меняться! Отказываться от эмоционально-отрицательных несловесных средств общения со школьником!

От учителей и от родителей наши ученики слышат примерно следующее: «Ты должен хорошо учиться!», «Ты должен думать о будущем!», «Ты должен уважать старших!», «Ты должен слушаться учителей и родителей!». Почти нет обращений, построенных в модальности возможного: «Ты можешь...», «Ты имеешь право...», «Тебе интересно...».

Позиция же о себе у учителей и родителей следующая: «Я могу тебя наказать...», «У меня есть полное право...», «Я знаю, что делать...», «Я старше и умнее...».

Что же получается в результате? Происходит отчетливо выраженное противоречие в модальности обращения к ученику. Те речевые средства, которые направлены на него, формируются в модальности долженствования, а то, что касается самих взрослых (учителей, родителей), — в модальности возможного. Ребята понимают, что они «не могут ничего», для них — одни запреты, а взрослые — «могут все», у них — полная свобода действий.

Эта очевидная несправедливость обостряет взаимодействие их с взрослыми и в ряде случаев выступает причиной конфликтов. Нельзя забывать также, что модальность долженствования вообще тяжело переносится человеком, ее ощущение вызывает у него тревожные, стрессовые состояния, страх оказаться несостоятельным и не «вытянуть» возложенной на него тяжелой ноши долга. Безусловно, модальность долженствования в обращении учителя к ученику необходимо свести к минимуму.

Иногда послушный, дисциплинированный ученик начальных классов вдруг превращается в неуправляемого, бунтующего, всегда готового на резкость и грубость подростка.

Как «погасить» возбужденного ученика? Как успокоить и сбалансировать его психику? Как снять нарождающийся конфликт во взаимоотношениях с ним?

В этом случае, я использую один из эффектных приемов. Известно, что кроме потребности в самоутверждении, у подростков актуализируется потребность в общении. Они много говорят друг с другом, причем предметом их коммуникаций зачастую выступает их собственное «Я»: как Я отношусь к тому или иному человеку, какой Я — сильный или слабый, как Я выгляжу и т. п. Происходит рождение личности подростка, возникновение его индивидуальности. Он еще и сам не знает, какой он человек? Он как бы стоит перед большим шкафом, в котором висит множество разных «психологических костюмов». Ребёнок примеряет на себя то одну «одежду», то другую и пытается почувствовать, в какой из них ему психологически комфортнее, что ему больше всего подходит. Не надо обвинять его в эгоизме! Нужно помочь ему успешно пройти сложный путь личностного самоопределения и назревающий конфликт сменится сердечной дружбой и взаимопониманием. У меня есть правило - регулярно разговаривать со своими учениками. Эти беседы могут длиться 40-50 минут. Предметом разговора выбираю темы, интересные для ребёнка, его переживания, характер, привычки, желания, потребности.

Говорю спокойно, мягко, ровным, умиротворяющим голосом. Не читаю морали, не «учу жизни», общайтесь на-равных. Звук голоса доброжелательный. Открытое лицо выступят эффективными психотерапевтическими средствами для воспитанника. Уже через месяц-полтора замечаются положительные изменения в поведении ребёнка: он становится спокойнее, сдержаннее, уравновешеннее. И, как следствие этого, все реже и реже нарушает дисциплину, начнет лучше учиться.

Многие конфликты между учителями и учащимися начинаются с невысказанности последних, отсутствием условий для их участия в равноправном диалоге.

В работе с детьми я стараюсь выполнять следующие условия:

1. Если задаю вопрос, то дожидаюсь, когда мой собеседник ответит на него.

2. Если высказываю свою точку зрения, то поощряю ученика в том, чтобы он высказал к ней свое отношение.

3. Если не согласна, формулирую аргументы и поощряю поиск таковых самим учеником.

4. Делаю паузы во время беседы. Не разрешаю себе захватывать все «коммуникативное пространство».

5. Чаще смотрю в лицо школьнику, своему собеседнику.

6. Чаще повторяю фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение, «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я неправа!».

Приведу ещё пример из своей практики. Ученик 4-го класса резко снизил свою успеваемость в школе. На уроке он мог произвольно встать и выйти из класса, не объясняя своего поведения. Часто брал в школу разные игрушки. В ходе урока, когда производился опрос учащихся, мальчик начинал играть. Класс отвлекался. В школу вызывались родители, но 5-и минутные разговоры с ними не помогали. Назревал довольно болезненный конфликт с ребенком и его родителями.

Обдумав ситуацию, я решила применить метод логического анализа. Начала с того, что отнеслась к ребенку заочно положительно. Приняла как абсолютную данность, что он нарушает дисциплину и плохо учится не «специально», а по какой-то причине, возможно от него не зависящей. Сам мальчик по «природе» — хороший и умный.

Далее, стала анализировать ситуацию, в которой находился ученик. Его родители: отец — военный, мать — библиотекарь. Мать любит сына, подчеркнуто бережно заботится о нем. Отношение отца к сыну долго оставалось непонятным. По некоторым фактам можно было судить о том, что мальчик боится  папу, избегает его.

Чтобы ответить, почему и зачем ребенок так ведет себя в классе, надо было понять его отношения с отцом, а так же прояснить общую семейную ситуацию. В ходе длительных бесед с родителями выяснилось, что супруги находятся в длительном конфликте друг с другом. Фактически они живут порознь и намерены развестись. Ребенок, конечно, не понимал взаимоотношений родителей, но чувствовал эмоциональный дискомфорт в семье. Неблагополучие, вызванное обстановкой в семье, не давало мальчику сосредоточиться в классе. Он терял внутреннюю стабильность, ощущал постоянную напряженность, и чтобы хоть как-то восстановить психологическое равновесие, как к спасительному средству, прибегал к игре. Ученик делал это не «специально», срабатывал механизм «психологической защиты», игра для ребенка была способом «ухода от травмирующей ситуации» на уроке.

Посоветовавшись с психологом школы свою работу, я направила не только на развитие личности и эмоционально-волевой сферы ребенка, но и на оптимизацию отношений его родителей. Именно длительные беседы с ними привели к хорошим результатам. В семье наладились взаимоотношения, и поведение ученика изменилось в лучшую сторону. Игры на уроках прекратились, он опять стал заинтересованно изучать школьные предметы. Конфликт был разрешён и больше не повторялся.

Приведу ещё один конкретный пример конфликта среди учеников моего класса. Как-то вспыхнули «мальчишечьи бои». Почти каждый день после уроков, ученики собирались во дворе школы и под возгласы зрителей, других школьников, находящихся в роли зрителей, начинали выяснять отношения посредством кулачных боев. В результате дети возвращались из школы домой с синяками, в разорванной одежде, и родители приходили в школу с жалобами. Проблема неоднократно обсуждалась на классных часах с ребятами и на родительских собраниях, применялись также различные способы наказания. Однако если вовремя начало конфликта не было замечено, он опять выливался в драку.

Вначале мои действия по улаживанию конфликта являлись неэффективными потому, что они были направлены на устранение внешних форм проявления конфликта и не снимали их внутренней причины. Чтобы устранить скрытые причины конфликтной ситуации, оказалось полезным проведение переговоров конфликтующих мальчиков, в которых учитель выступит посредником. Я предложила ребятам поиграть в игру «ООН», на заседании которого разбирается конфликт, вспыхнувший «между двумя странами».

Договорилась с учащимися о дне и времени переговоров, нашла свободное помещение, сформулировала для них два правила-запрета. Эти правила написала на плакате и повесила в комнате, в которой будут проходить переговоры.

В начале я сказала примерно следующее: «Конфликты и столкновения часто возникают в общении и взаимодействиях людей. Полностью исключить конфликтные ситуации никогда не удается. Наша с вами задача заключается в том, чтобы перевести возникшее противоречие в конструктивное русло. Если мы сможем вместе найти пути улаживания конфликта, мы станем более развитыми и творческими людьми, и будем улаживать любые конфликты. Я уверена, что мы сможем найти правильное решение».

Установка, которая реализовалась на переговорах, заключалась в том, что мне не пришлось заставлять ни одного из участников полностью отказаться от собственной позиции. Вместе с учащимися мы выработали новую позицию, в которой были учтены позитивные моменты всех конфликтующих сторон. Никто не должен быть обижен! Наши переговоры были успешными потому, что ребята ушли уверенные в том, что к мнению каждого из них прислушались при разработке общего соглашения.

Моя задача в предстоящих переговорах была — избежать трех основных ошибок.

Первая ошибка: «Либо выиграешь, либо проиграешь». Иллюзия того, что только одна из конфликтующих сторон может быть права в конфликте, а другая — всегда не права, мешает людям договориться. Действительно, никому не хочется признать себя неправым. Важно было объяснить детям, что здесь нет правых и виновных. Каждый человек имеет право стремиться к собственным целям и удовлетворять свои желания, важно только добиваться этого так, чтобы учитывать цели и желания других людей.

Вторая ошибка: «Ты плохой человек». Часто конфликты между людьми разрешаются неконструктивно потому, что один из участников доказывает себе и другим, что его противник — плохой человек, и что конфликт вызван тем, что у партнера тяжелый характер. Например, один из воспитанников постоянно говорил: « Сережка во всем виноват! Он всегда первый начинает? Он — злой человек!». Эти фразы нужно корректно парировать: «Давайте не будем никого обвинять! Все люди имеют как хорошие, так и плохие черты характера. Давайте выработаем общее решение!».

Третья ошибка: «Камень преткновения». В процессе переговоров выяснилось, что объект конфликта является довольно сложным препятствием к достижению соглашения.  У присутствующих возникло ощущение, что необходимо либо терпеть, либо разорвать отношения.

Мне пришлось столкнуться с таким случаем: один из подростков взял у другого велосипед без разрешения и во время катания сломал его. Сломанный велосипед и его обиженный владелец — это довольно сложное препятствие к улаживанию конфликта. Что делать? Нашёлся путь конструктивного решения вопроса. Оказывается, что мальчик, отнявший велосипед, хотел покататься и не был уверен, что ему позволят это сделать. И владелец велосипеда получил жизненный урок в том, что быть добрым и идти навстречу желаниям товарищей — хорошо в нравственном отношении и «выгодно» в материальном. Нужно отметить и то, что провинившийся не хотел ломать велосипед, он упал, врезавшись в дерево.

Когда выслушали подробные объяснения присутствующих, сразу уменьшилось напряженность разговора, это поспособствовало принятию общего решения. Ребята решили починить велосипед вместе, общими усилиями. В результате не только был отремонтирован сам велосипед, но и укреплена дружба в классе.

Эта игра дала возможность детям выговориться, полностью высказать свою позицию и выслушать позицию другого и показала им необходимость уважать достоинства друг друга. «Облегчив душу», они стали психологически готовыми к примирению. Они успокоились, снизилась напряженность их высказываний, расправились черты их лиц. Наверное, им самим надоело ссориться или они просто устали. Но в любом случае наступил момент для составления соглашения.

Заранее были приготовлены бумага и ручки. Текст документа содержал решение переговоров и описание того, что, как и когда должны сделать каждая из конфликтующих сторон для реализации принятого решения. Каждый участник написал свой текст, что он ждет от партнеров и что он смог бы сделать сам. Затем произошло обсуждение: в котором, имеющиеся тексты были совмещены и возник общий единый текст. Это соглашение повесили в классе, чтобы его все видели. Через некоторое время организовали вторичное обсуждение по выполнению решения, сформулированного в соглашении.

Огромные позитивные воспитательные результаты были достигнуты в этом случае. Во-первых, мои воспитанники, да и я сама получили личный опыт разрешения конфликтной ситуации не посредством наказания, упреков и выговоров, а «мирным» путем, при помощи разговора. В ходе беседы ребята смогут понять не только друг друга, но и меня, как учителя и как посредника. Они поняли, что я забочусь о них, что возникающие сложности в их отношениях меня беспокоят. Они смогли понять, наконец, что я хотела им искренне помочь. Во-вторых, ребята получили опыт культурного участия в конфликте без взаимных упреков и угроз, без применения силовых приемов. Несомненно, также, что умение анализировать собственную позицию и позицию оппонента пригодится им в жизни.

В-третьих, как в последующем я могла убедиться, достаточно  один - два раза разобрать школьный конфликт между детьми, как затем они уже сами, без моего участия, могли разобраться в своих делах, не прибегая к кулачному бою. Кроме этого, класс стал дружнее, развились взаимопомощь в коллективе ребят.

Результат был превосходным!

Безусловно, мне во многих случаях очень помогает психологическая служба, работающая в нашей школе, чтение специальной литературы по психологии и жизненный опыт. Прислушиваясь к рекомендациям психологов, правильно реализуя их в практической работе, опираясь на собственный опыт в педагогической деятельности, мне удаётся избегать и разрешать конфликтные ситуации в школе. И, по моему мнению, формулу решения школьных конфликтов можно представить следующим образом:

2) ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Опыт показывает, что правильное и умелое разрешение конфликта положительно  влияет на школьную жизнь. Необходимо обучаться разрешать их. Делясь своим опытом и знаниями, педагоги тем самым, помогают друг другу справится с трудными конфликтными ситуациями. Такие цели я и преследовала в своей работе.

Мною использовались методики и психотехнические упражнения кандидата психологических наук – Натальи Васильевны Самоукиной. Результаты превосходные, о чём я и постаралась рассказать в данной конкурсной работе.

3) АНКЕТА

* Ф.И.О. участника  Суханова Татьяна Владимировна;

* образование  высшее;

* место работы  353200, Краснодарский край, Динской район, улица Калинина,

 дом 58, муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №4 станицы Динской;

* должность  учитель начальных классов;

* педагогический стаж  32 года и такой же стаж работы классным руководителем;

* контактные телефоны  раб. 8(86162)6-15-43, дом. 8 (86162)5-33-36,

с.8-918-3175982;

* e-mail suhanovatv@inbox.ru;

* паспортные данные  0308, 908168, ОУФМС России по Краснодарскому краю в Динском районе, 25.07.2008;

* адрес проживания  353200, Краснодарский край, станица Дирская, улица Новая, дом 7 «А»;

* ИНН  233000789201;

* номер страхового пенсионного свидетельства  002-293-771-18;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формула решения школьных конфликтов»

Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...

Формула решений школьных конфликтов

Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....

Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

        Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

Формула решения школьных конфликтов

Материал предназначен для классных руководителей....

Статья «Формула решения школьных конфликтов»

2 Всероссийская научно-практическая  конференция...

Формула решения школьных конфликтов

Формула решения школьных конфликтов...

Формула решения школьных конфликтов

В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира,...