Главные вкладки

    Формула решения школьных конфликтов
    план-конспект занятия (1 класс) по теме

    Материал предназначен для классных руководителей.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon master-klass._formula_resheniya_shkolnykh_konfliktov.doc41 КБ

    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс «Формула решения школьных конфликтов» 

                                                    «Когда в товарищах согласья нет,

     На лад их дело не пойдёт,

                    И выйдет из него не дело, только мука».

    (И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

           Ссоры и конфликты неизбежны, как в нашей повседневной жизни, так и на работе. В настоящее время очень часто стали возникать так называемые школьные конфликты. И наиболее одним из самых распространённых среди них можно назвать конфликт между классным руководителем и родителями. Такой конфликт наблюдался в моей практике, когда я набирала детей в 1 класс.

    Мастер-класс.

    1. Орг. момент. Метод: игра, формирование рабочих групп (5групп по 3 чел.)
    2. Вызов. Объявляется тема и цель мастер-класса.

    Актуализация знаний по теме.

    Презентация (приложение).

    1. Осмысление.

         - Уважаемые коллеги, в моей практике возникла такая конфликтная ситуация.

    Идёт предшкольная подготовка. Среди детей есть мальчик, отличающийся неадекватным поведением, неусидчивостью, низким уровнем развития и нежеланием к школьному обучению. Во время занятий он встаёт, ходит по классу, начинает разговоры на отвлечённые темы, мешает детям, бьёт их.

        Как поступить?

        К кому обратиться за помощью?

       Первые действия, которые предпринял учитель, чтобы увлечь ребёнка учебной деятельностью, помочь ему, стал искать союзников в лице родителей. Родители восприняли данную ситуацию негативно, стали обвинять учителя в предвзятом отношении к ребёнку, завышенных требованиях к нему, необъективности оценки его поведения. Возник конфликт: учитель – родители. Давайте обыграем данную ситуацию и найдём совместный выход из создавшегося положения. Мне помогли разрешить данную ситуацию школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора по ВР.

        Разделимся на 5 групп:

    первая группа – учителя;

    вторая группа – родители;

    третья группа – психологи;

    четвёртая группа – социальные педагоги;

    пятая группа – зам дирек. по ВР.

        Обыгрывается ситуация, изложенная учителем. Каждая группа предлагает свои пути разрешения данного конфликта.

    Учитель:

         В связи с неуравновешенным поведением и низкими познавательными способностями, родителям было рекомендовано при прохождении предшкольного медосмотра получить консультацию психолога и логопеда. Несмотря на то, что в конце сентября с мальчиком были организованы индивидуальные занятия со школьным психологом, к декабрю положительной динамики в поведении и развитии мальчика не наблюдалось. С согласия родителей мальчик был обследован психоневрологом. Он назначил ребёнку лечение и рекомендовал пройти освидетельствование МПК. Родители восприняли это негативно. Стали обвинять садик, школу, учителя в том , что все хотят отстраниться от ребёнка,  а школа избавиться от него.

        Конфликт возник из-за некомпетентности родителей, поскольку направление к врачу они восприняли как желание школы определить ребёнка во вспомогательную школу.

     Родитель:

         Угрожая в вышестоящие инстанции, папа пришёл в школу с вопросом: «Почему моего ребёнка вы хотите отправить в спецшколу? Я этого никогда не допущу».

    Учитель:

        Долго беседовал с папой, объясняя и доказуя, ошибочность его выводов.

        Пути решения.

      Учитель рекомендовал родителям посещать школу и посмотреть , как ребёнок отвечает на уроках, как ведёт себя на уроках и переменах, как общается со сверстниками. Порекомендовала занятия с логопедом, т.к. у ребёнка большой дефект в звукопроизношении.

    Психолог:

         Провёл с родителями первичную консультацию, разъяснительную беседу, в которой смог убедить родителей в том, что учитель относится к ребёнку так же как и ко всем детям. Был проведён психологический тренинг с родителями: «Я – учитель», в котором родители выполняли роль ученика. Психолог с родителями разобрали педагогические ситуации, которые возникали на уроке и в которых принимал участие их сын. Родители сами решали эти ситуации, а психолог комментировал их реакцию на поведение сына.

        После нескольких консультаций, психолог вместе с родителями наметили пути выхода из созданной ситуации:

    1. посещение родителями уроков;
    2. дневник наблюдений на уроках и внеурочной деятельности;
    3. групповые и индивидуальные занятия с психологом;
    4. Выполнение заданий психолога дома по развитию познавательных процессов и стабилизации поведения ребёнка под руководством родителей.

             Работа психолога с учителем:

    -  даны рекомендации по работе с данными родителями, с учётом их индивидуальных способностей (поведенческих реакций, уровне образованности, педагогических способностях);

    -  отслеживать динамику успеваемости и поведения ребёнка через дневник наблюдений, осуществляя ежедневные записи: учителем – в школе, родителями – дома.

    Социальный педагог:

         Изучив условия семейного воспитания и внутри семейные отношения, соц. педагог пришёл к выводу:

    1. семья социально неустойчивая;
    2. низкий образовательный ценз родителей;
    3. неблагополучная в воспитательном отношении;
    4. атмосфера в семье конфликтная;
    5. у ребёнка в семье нет постоянных обязанностей.

    Пути решения:

    1. изменить  стиль семейного воспитания;
    2.  внутрисемейные отношения;
    3.  воспитывать уважение ребёнка к взрослым;
    4.  воспитывать трудолюбие.

     Заместитель директора по ВР:

    Пути решения:

    1. совместная работа с педагогом и психологом с целью изучения ситуации;
    2. рекомендации учителю и родителям о корректном взаимоотношении друг с другом и необходимости совместных скоординированных действий направленных на пользу ребёнка;
    3. Приведение положительных примеров в подобных ситуациях. Организация встречи родителей с родителями уч-ся, находившихся ранее в подобной ситуации и в результате своевременных совместных действий, принятых школой и родителями были достигнуты положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка. В конце 1 класса уч-ся обследовался и проходил лечение у психоневролога. Во 2-3 классах слабо усваивал учебный материал. В 4 классе – удовлетворительный уровень усвоения программы. 5 класс ученик окончил без троек.
    1. Обобщение

     Благодаря своевременной диагностике и совместным действиям учителя, родителей, психолога, социального педагога, замдиректора по воспитательной работе, данная конфликтная ситуация разрешилась положительно. (Приложение).

      Рекомендации по профилактике предупреждения конфликта.

             Чтобы конфликты не повторился, приняты следующие меры:

    1. для родителей первоклассников организован родительский всеобуч по теме «Роль ранней диагностики и коррекции знаний в достижении хороших результатов в обучении»
    2. для учителей начальных классов и воспитателей детского сада проведён психологический семинар по теме «Осуществление преемственности по работе с родителями».
    3. организовано выступление учителя начальной школы и  школьного психолога перед родителями детского сада по теме «Своевременное выявление отставаний в развитии ребёнка».

     

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    «Формула решения школьных конфликтов»

    Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...

    Формула решений школьных конфликтов

    Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....

    Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

            Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

    Выступление на методическом объединении «Конфликт между учителем и учащимся: формула решения ».

    «Конфликт между педагогом и ребёнком, между учителями и родителями, педагогом и коллективом – большая беда школы. Умение избежать конфликта – одна из составных частей педагогической мудрости учи...

    Статья «Формула решения школьных конфликтов»

    2 Всероссийская научно-практическая  конференция...

    ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

    «Умение избежать конфликта – одна из составных частейпедагогической мудрости учителя.Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,но и создаёт воспитательную силу коллектива»В.А.Сухомлинский...

    Формула решения школьных конфликтов

    Формула решения школьных конфликтов...