Формула решения школьных конфликтов
план-конспект занятия (1 класс) по теме

Материал предназначен для классных руководителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon master-klass._formula_resheniya_shkolnykh_konfliktov.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс «Формула решения школьных конфликтов» 

                                                «Когда в товарищах согласья нет,

 На лад их дело не пойдёт,

                И выйдет из него не дело, только мука».

(И.А.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»)

       Ссоры и конфликты неизбежны, как в нашей повседневной жизни, так и на работе. В настоящее время очень часто стали возникать так называемые школьные конфликты. И наиболее одним из самых распространённых среди них можно назвать конфликт между классным руководителем и родителями. Такой конфликт наблюдался в моей практике, когда я набирала детей в 1 класс.

Мастер-класс.

  1. Орг. момент. Метод: игра, формирование рабочих групп (5групп по 3 чел.)
  2. Вызов. Объявляется тема и цель мастер-класса.

Актуализация знаний по теме.

Презентация (приложение).

  1. Осмысление.

     - Уважаемые коллеги, в моей практике возникла такая конфликтная ситуация.

Идёт предшкольная подготовка. Среди детей есть мальчик, отличающийся неадекватным поведением, неусидчивостью, низким уровнем развития и нежеланием к школьному обучению. Во время занятий он встаёт, ходит по классу, начинает разговоры на отвлечённые темы, мешает детям, бьёт их.

    Как поступить?

    К кому обратиться за помощью?

   Первые действия, которые предпринял учитель, чтобы увлечь ребёнка учебной деятельностью, помочь ему, стал искать союзников в лице родителей. Родители восприняли данную ситуацию негативно, стали обвинять учителя в предвзятом отношении к ребёнку, завышенных требованиях к нему, необъективности оценки его поведения. Возник конфликт: учитель – родители. Давайте обыграем данную ситуацию и найдём совместный выход из создавшегося положения. Мне помогли разрешить данную ситуацию школьный психолог, социальный педагог, заместитель директора по ВР.

    Разделимся на 5 групп:

первая группа – учителя;

вторая группа – родители;

третья группа – психологи;

четвёртая группа – социальные педагоги;

пятая группа – зам дирек. по ВР.

    Обыгрывается ситуация, изложенная учителем. Каждая группа предлагает свои пути разрешения данного конфликта.

Учитель:

     В связи с неуравновешенным поведением и низкими познавательными способностями, родителям было рекомендовано при прохождении предшкольного медосмотра получить консультацию психолога и логопеда. Несмотря на то, что в конце сентября с мальчиком были организованы индивидуальные занятия со школьным психологом, к декабрю положительной динамики в поведении и развитии мальчика не наблюдалось. С согласия родителей мальчик был обследован психоневрологом. Он назначил ребёнку лечение и рекомендовал пройти освидетельствование МПК. Родители восприняли это негативно. Стали обвинять садик, школу, учителя в том , что все хотят отстраниться от ребёнка,  а школа избавиться от него.

    Конфликт возник из-за некомпетентности родителей, поскольку направление к врачу они восприняли как желание школы определить ребёнка во вспомогательную школу.

 Родитель:

     Угрожая в вышестоящие инстанции, папа пришёл в школу с вопросом: «Почему моего ребёнка вы хотите отправить в спецшколу? Я этого никогда не допущу».

Учитель:

    Долго беседовал с папой, объясняя и доказуя, ошибочность его выводов.

    Пути решения.

  Учитель рекомендовал родителям посещать школу и посмотреть , как ребёнок отвечает на уроках, как ведёт себя на уроках и переменах, как общается со сверстниками. Порекомендовала занятия с логопедом, т.к. у ребёнка большой дефект в звукопроизношении.

Психолог:

     Провёл с родителями первичную консультацию, разъяснительную беседу, в которой смог убедить родителей в том, что учитель относится к ребёнку так же как и ко всем детям. Был проведён психологический тренинг с родителями: «Я – учитель», в котором родители выполняли роль ученика. Психолог с родителями разобрали педагогические ситуации, которые возникали на уроке и в которых принимал участие их сын. Родители сами решали эти ситуации, а психолог комментировал их реакцию на поведение сына.

    После нескольких консультаций, психолог вместе с родителями наметили пути выхода из созданной ситуации:

  1. посещение родителями уроков;
  2. дневник наблюдений на уроках и внеурочной деятельности;
  3. групповые и индивидуальные занятия с психологом;
  4. Выполнение заданий психолога дома по развитию познавательных процессов и стабилизации поведения ребёнка под руководством родителей.

         Работа психолога с учителем:

-  даны рекомендации по работе с данными родителями, с учётом их индивидуальных способностей (поведенческих реакций, уровне образованности, педагогических способностях);

-  отслеживать динамику успеваемости и поведения ребёнка через дневник наблюдений, осуществляя ежедневные записи: учителем – в школе, родителями – дома.

Социальный педагог:

     Изучив условия семейного воспитания и внутри семейные отношения, соц. педагог пришёл к выводу:

  1. семья социально неустойчивая;
  2. низкий образовательный ценз родителей;
  3. неблагополучная в воспитательном отношении;
  4. атмосфера в семье конфликтная;
  5. у ребёнка в семье нет постоянных обязанностей.

Пути решения:

  1. изменить  стиль семейного воспитания;
  2.  внутрисемейные отношения;
  3.  воспитывать уважение ребёнка к взрослым;
  4.  воспитывать трудолюбие.

 Заместитель директора по ВР:

Пути решения:

  1. совместная работа с педагогом и психологом с целью изучения ситуации;
  2. рекомендации учителю и родителям о корректном взаимоотношении друг с другом и необходимости совместных скоординированных действий направленных на пользу ребёнка;
  3. Приведение положительных примеров в подобных ситуациях. Организация встречи родителей с родителями уч-ся, находившихся ранее в подобной ситуации и в результате своевременных совместных действий, принятых школой и родителями были достигнуты положительные результаты в обучении и воспитании ребёнка. В конце 1 класса уч-ся обследовался и проходил лечение у психоневролога. Во 2-3 классах слабо усваивал учебный материал. В 4 классе – удовлетворительный уровень усвоения программы. 5 класс ученик окончил без троек.
  1. Обобщение

 Благодаря своевременной диагностике и совместным действиям учителя, родителей, психолога, социального педагога, замдиректора по воспитательной работе, данная конфликтная ситуация разрешилась положительно. (Приложение).

  Рекомендации по профилактике предупреждения конфликта.

         Чтобы конфликты не повторился, приняты следующие меры:

  1. для родителей первоклассников организован родительский всеобуч по теме «Роль ранней диагностики и коррекции знаний в достижении хороших результатов в обучении»
  2. для учителей начальных классов и воспитателей детского сада проведён психологический семинар по теме «Осуществление преемственности по работе с родителями».
  3. организовано выступление учителя начальной школы и  школьного психолога перед родителями детского сада по теме «Своевременное выявление отставаний в развитии ребёнка».

 

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формула решения школьных конфликтов»

Возможно ли, работая с учащимися, избегать конфликтных ситуаций? Нет! Конфликтные ситуации имманентно присущи процессу обучения и общению учителя и учащихся, учителя и родителей. В то же время к...

Формула решений школьных конфликтов

Рассматриваются конфликты между учителем и учеником, учителем и родителями, учителем и администрацией школы и т.д. Пути их разрешения....

Сценарий мастер-класса по теме: "Формула решения школьных конфликтов"

        Нарастающая сложность современных нравственных проблем приводит к необходимости проведения уроков человечности, которые помогли бы ребёнку особенно глубоко постигнут...

Статья «Формула решения школьных конфликтов»

2 Всероссийская научно-практическая  конференция...

ФОРМУЛА РЕШЕНИЯ ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ

«Умение избежать конфликта – одна из составных частейпедагогической мудрости учителя.Предупреждая конфликт, педагог не только охраняет,но и создаёт воспитательную силу коллектива»В.А.Сухомлинский...

Формула решения школьных конфликтов

Формула решения школьных конфликтов...

Формула решения школьных конфликтов

В основе всякого конфликта лежит противоречие, то есть, такое положение, при котором нечто одно исключает другое. Мир устроен противоречиво. Конфликт разворачивается в контексте противоречивого мира,...