Модель выпускника начальной школы
учебно-методический материал

Нарыжных Татьяна Ивановна

Модель выпускника начальной школы поможет родителям и учителям увидеть направления в развитии личности в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл model_vypusknika_nachalnoy_shkoly.docx27.94 КБ

Предварительный просмотр:

Модель выпускника начальной школы (4 класс)

Направления развития личности

определены ФГОС

Области

определены ФГОС

Ценности (освоенные умения)

НОРМА

определены ФГОС

Критерии (действия, через которые выражается ценность)

разработаны муниципальной командой

Личностная культура

Культура общения

Владеет культурой общения и применяет ее в повседневной жизни

  • Умеет выражать свои мысли доступно и понятно.
  • Знает правила культуры речи.
  • Не называет обидными словами одноклассников, учащихся других классов (не обзывается), не использует оскорбительные жесты.
  • Использует в своей речи «волшебные» слова.
  • Знает, какие позы, жесты и мимика уместны при общении в различных ситуациях.
  • Считается с мнением других.
  • Знает основные правила поведения в конфликтной ситуации.
  • Знает правила общения в социальных сетях.

Культура поведения

Соблюдает общепринятые правила поведения в различных средах (в формальной и неформальной обстановке)

  • Знает правила поведения в школе, семье, общественных местах.
  • Не затевает и не ввязывается в драку при выяснении отношений, знает альтернативные способы реагирования на провокации со стороны других детей.
  • Различает хорошие и плохие поступки.
  • Знает об ответственности за нарушение основных правил и законов РФ (за драки, кражи, оскорбления, умышленную порчу имущества и пр.).
  • Использует корректные, социально-приемлемые способы привлечения внимания к себе.
  • Умеет анализировать свое поведение, способен признаться в плохом поступке, принести извинение.
  • Способен и знает к кому можно обратиться за помощью в той или иной сложной ситуации (к учителю, родителям, психологу, социальному педагогу, администрации, органам внутренних дел).
  • Владеет начальными навыками самоконтроля.

Культура внешнего вида

Соблюдает культуру внешнего вида

  • Знает о различных стилях в одежде и их использовании сообразно ситуации: школа – форма, занятия спортом (в т. ч. уроки физкультуры) -  спортивная одежда, праздничные мероприятия – нарядная одежда и т. д.
  • Знает и соблюдает  требования к внешнему виду школьника: опрятность, чистота (как одежды, так и обуви), аккуратность прически (у мальчиков аккуратные стрижки, у девочек длинные волосы собраны).
  • Демонстрирует нормы этикета: мальчики в помещении снимают головной убор, не заходят в столовую в верхней одежде.
  • Умеет поддерживать опрятный внешний вид в течение всего учебного дня.

Образовательная культура

Планирует дальнейшую образовательную деятельность

  •  Понимает значение образования в жизни человека, стремится к улучшению своих образовательных результатов (сформирована высокая мотивация к получению знаний).
  • Владеет основными способами представления результатов своей образовательной деятельности (знает правила публичного выступления, умеет составить и использовать слайдовую презентацию и т. д.).
  • С желанием участвует в интеллектуальных играх, стремится повысить свой результат.
  • Проявляет дисциплинированность, последовательность и настойчивость в учебных, учебно-трудовых и творческих заданиях.
  • Понимает причины неуспешности образовательной деятельности, планирует действия, направленные на устранение данных причин.
  • Выказывает отрицательное отношение к лени, небрежности в труде, учёбе.
  • Знает основные приемы улучшения памяти, внимания, снятия напряжения и усталости.
  • Знает об основных видах профессий (относительно предмета труда), задумывается о своей будущей профессии.
  • Умеет находить необходимую информацию разными способами (интернет, словари, справочники).
  • Проявляет самостоятельность при выполнении заданий в классе, домашних заданий.

Культура здорового и безопасного образа жизни

Сохраняет и укрепляет здоровье

  • Умеет составлять здоровьесберегающий режим дня и соблюдает его.
  • Знает и соблюдает правила личной гигиены.
  • Знает основные правила (принципы) рационального питания.
  • Регулярно посещает занятия физкультурой и плаванием (если нет противопоказаний), участвует в подвижных играх, соревнованиях, походах.
  • Знает о разрушительном воздействии на организм человека табака, алкоголя, наркотиков, ПАВ, компьютерных игр асоциального содержания.
  • Знает и соблюдает основные правила дорожного движения и пожарной безопасности, безопасного поведения на улице (не вступать в разговор с незнакомыми людьми, не садиться в машину к незнакомым людям, не идти с ними, чтобы не обещал). Знает, как вести себя, если его насильно пытается увести незнакомый человек.
  • Знает как себя вести и что делать во время пожара, землетрясения, наводнения, теракта.
  • Знает как себя вести при травмах, сотрясениях головного мозга, кровотечениях, отравлениях, ушибах и т. д. Знает правила оказания первой медицинской помощи.
  • Знает правила безопасного пользования социальными сетями.
  • Не имеет зависимостей (табак, компьютерные игры).
  • Демонстрирует ЗОЖ.

Информационная культура

Владеет способами работы с информацией

  • умеет воспринимать предложенную информацию, владеет основными способами отбора, оценки информации из различных источников (радио, телевидение, компьютерные игры, Интернет, мобильная связь и др.) в соответствии с общепринятыми нормами;
  • умеет пользоваться различными поисковыми системами в сети Интернет (знает не менее 2х современных поисковых систем; умеет формулировать условия поиска, анализирует и отбирает полученную информацию согласно заданным требованиям);
  • умеет самостоятельно осуществлять поиск нужной информации из разных информационных источников;
  • знает и соблюдает основные правила информационной безопасности: избегает навязывания информации, способной причинить вред его здоровью, нравственному и психическому развитию, чести, достоинству и  репутации;
  • применяет основные меры, гарантирующие самозащиту от нежелательной для него информации и контактов (например: не размещает в открытом доступе конфиденциальную информацию: личные данные, номер телефона, домашний адрес, адрес электронной почты и т.п.)

Культура организации личного досуга

Используют свободное время для духовно-нравственного роста, творческой самореализации.

  •  Регулярно посещает какое-либо объединение дополнительного образования, умеет рассказать о своем увлечении одноклассникам.
  • Знает основные правила рационального планирования времени для отдыха и труда.
  • С желанием участвует в творческих конкурсах, выставках, фестивалях, проектах.
  • Способен с помощью взрослого организовать классное внеурочное мероприятие или участвует в качестве помощника при его организации.
  • С интересом посещает культурно-исторические места города (музеи, выставочный зал, театр).
  • Проводит свободное время в компании сверстников, занимающихся социально-одобряемой деятельностью.

Семейная культура

Культура семейных отношений

Выстраивает благополучные семейные отношения.

  • Знает семейные традиции, принимает в них участие.
  • С уважением относится к родителям, старшим родственникам.
  • Занимает адекватное место в ролевой структуре семьи (выполняет требования взрослых, не руководит действиями взрослых и т. п.).
  • Проявляет заботу о членах своей семьи (переживает о здоровье, оказывает посильную помощь и т. д.).
  • Имеет поручения в семье (свою зону ответственности), которые ответственно выполняет.
  • Имеет собственные представления о своей будущей семье.

Социальная культура

Культура социально-значимой деятельности

Имеет активную жизненную позицию.

  • Является участником различных социальных акций и общественных дел: акций милосердия «Помоги пойти учиться», осенняя и весенняя Недели добра, субботники.
  • Может предложить для реализации классным сообществом какое-либо «доброе» дело (т. е. видит и понимает где и кому нужна помощь).
  • Принимает активное участие в делах класса.
  • Имеет поручение в классе и качественно его выполняет.
  • Уважительно отзывается о городе Минусинске.
  • Способен пожертвовать собственными интересами ради интересов общего дела.
  • Входит в состав различных органов классного соуправления: актив класса, временные группы для выполнения какого-либо дела.
  • Проявляет сочувствие, сопереживание, внимание к тем, кто в этом нуждается. Оказывает посильную помощь.
  • Демонстрирует культурные нормы поведения на мероприятиях, проводимых вне школы и при следовании к месту проведения мероприятия.
  • Проявляет бережное отношение к природе: не ломает ветки деревьев, не рвет цветы, не ходит по газонам, не причиняет умышленный вред животным.
  • Знает основные исторические места и достопримечательности Минусинска, может их перечислить. 

Культура гражданского самосознания

Осознает себя гражданином России

  • знает (может перечислить, рассказать) названия, содержание и историю основных государственных праздников, имена соотечественников, совершивших гражданские и патриотические подвиги, выказывает уважительное к ним отношение;
  • знает и соблюдает протоколы государственных праздников и официальных мероприятий;
  • демонстрирует позитивное отношение к Российской армии, защитникам Родины, проявляет желание и готовность к службе в армии (мальчики).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель выпускника начальной школы.

В данной статье представлен материал не только о том, каким мы хотим видеть выпускника начальной школы, но представлен выпускник, который может продолжать обучение в среднем и старшем звене, не испыты...

Модель выпускника начальной школы

Выступление на педсовете«Формирование основных компетентностей учителя»по теме: Модель выпускника начальной школы. (по ФГОС)Сопровождается презентацией....

Выступление на педсовете "Модель выпускника начальной школы"

Главная цель начального образования – сохранение и поддержка индивидуальности ребенка, его физического и психического развития, формирование умения учиться.Каким должен быть выпускник начальной школы,...

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"

Родительское собрание в 4 классе "Модель выпускника начальной школы"...

Выступление на педсовете по теме:"Модель выпускника начальной школы"

В презентации представлен материал о том, как должен выглядеть ученик, завершивший обучение на ступени, начального общего образования....

Взаимодействие родителей и педагогического коллектива, как предмет договора в формировании новой модели выпускника начальной школы

Взаимодействие с родителями всегда было неотъемлемой частью деятельности школы. Введение ФГОС придаёт этому направлению работы принципиально новую значимость, ведь ключевая идея нового стандарта - это...