Роль «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы
статья на тему

Гончарова Эльвира Наильевна

Выступление на педагогическом совете.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goncharova_e.n.docx74.38 КБ

Предварительный просмотр:

Роль «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы

 

               Начальная школа закладывает фундамент  всего последующего обучения.

В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД).

        В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться.  

      Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях.   На каждом уроке обучающийся работает с текстом, а для этого необходимы  творческий подход к решению проблем, умение задавать вопросы, обобщать, интегрировать информацию.  Но, к сожалению, у многих учащихся мотивация к обучению снижена, что приводит к поверхностному, формальному чтению заданий. Таким образом, возникает проблема:  современное образование требует развития информационной компетенции, а у большинства школьников культура работы с текстом низкая.  В чем причина этого?  Как повысить познавательный интерес учащихся к обучению?  Для достижения положительных результатов своей деятельности учителю необходимо развиваться,  овладевать современными технологиями.

       Меня  заинтересовала «Технология  развития критического мышления через чтение и письмо» (ТРКМЧП), так как данная технология

делает способы обучения совершенно непохожими на стандартные.

Я  считаю, что  использование технологии  развития критического  мышления  на  уроках  в  начальной  школе способствует  эффективному  формированию   всех видов УУД  обучаемых:

  • личностных (развитие коммуникативных способностей, культуры общения, умение аргументировано отстаивать свою точку зрения);
  • метапредметных (формирование умения использовать знако-символические средства для дальнейшего моделирования, овладение навыками смыслового чтения, овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения);
  • предметных (новые знания по конкретному предмету).

 И, самое главное, обеспечивает включение каждого  в учебный процесс, где через свою деятельность ученик сам открывает и приобретает новые знания.

Почему среди многих технологий современного образования меня заинтересовала «Технология развития критического мышления»? Ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которые успешно используются на уроках с целью решения актуальных образовательных и воспитательных задач. Меняется характер таких уроков. На них преобладает атмосфера взаимодоверия, взаимопомощи и сотрудничества. В такой обстановке ребенок спокоен и уверен в себе, а значит чувствует себя комфортно.   В данной технологии, в отличие от традиционной, меняются роли педагогов и обучающихся. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся рассуждениями друг с другом, читают, пишут, обсуждают прочитанное, а педагог координирует их работу.

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.).

Напомню, базовая модель этой технологии состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, осмысление и  рефлексия. Причём нет чёткой границы между фазами урока, это позволяет учителю быть максимально гибким в каждый момент времени. Данная структура урока соответствует этапам человеческого восприятия. Каждый этап имеет свои цели и задачи, приёмы и методы.

Первая стадия – вызов.

Ставится задача – «вызвать» (восстановить в памяти, побудить, вспомнить все имеющиеся знания у детей по данной теме.).

 Некоторые приемы стадии «Вызова»: «Кластер», «Корзина идей», «Верные и неверные утверждения», «Дерево предсказаний» и др.

2 стадия – Осмысление.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

- осуществляют контакт с новой информацией;

-пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом;

- акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения;

- обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

Приемы стадии, которые используются мной в работе:«Инсерт» (чтение с пометками),  «Сводная таблица» и др.

3 стадия – Рефлексия.

Это стадия осмысления, рождения нового знания собственными словами. На этой стадии обязательно возвращение к прежним знаниям и сравнение.

Приемы, которые используюся на этой стадии: написание творческих работ ( синквейн, РАФТ),  кластер.

Различные приемы технологии развития критического мышления формируют и развивают определенные универсальные учебные действия (умения).

Рассмотрим фрагменты уроков с применением технологии «Развитие критического  мышления»:

   Стадия «Вызов». Прием «Верные и неверные утверждения»

- Я предлагаю вам поиграть в игру «Верите ли вы?» На каждой парте лежит карточка. Вы обсуждаете с соседом ответы на вопросы и ставите знак «+», если вы верите,  или «-», если не верите.

Урок литературного чтения, 4 класс Л.Чарская «Записки маленькой гимназистки».

Приём «Верите ли вы?»

Высказывание

+ или -

+ или -

1

Журнал «Мурзилка» издаётся уже почти 300 лет.

2

Журнал «Северное сияние»-первый журнал для детей в ХХ веке.

3

Александра Осиповна Ишимова издавала журнал для девочек «Звёздочка».

4

Лидия Алексеевна Чурилова и Лидия Чарская –это один и тот же человек.

5

Лидия Чарская была самой любимой детской писательницей в России, но её книги перестали печатать.

Урок литературного чтения, 4 класс В.Набоков «Обида».

«Верите ли вы?»

Высказывание

+ или -

+ или -

1

Владимир Набоков с раннего детства в совершенстве владел тремя языками.

2

Владимир Набоков перевёл на русский язык «Алису в стране чудес» Л. Кэррола.

3

Владимир Набоков открыл 20 новых видов бабочек.

4

Коллекция бабочек В.Набокова составляла 4324 экземпляра.

Стадия «Вызов». Приём «Корзина идей».

Окружающий мир. 2 класс, «Что такое погода и климат?»

Каждая группа после предварительного обсуждения высказывает свои предположения:    

Погода  – это …

… температура воздуха

… осадки и ветер

… изменения на улице

… облачность

… светит солнце или нет

На доске фиксируются все предположения. Потом подводим  итоги работы групп.

Стадия «Осмысление». Приём «Инсерт» - приём маркировки текста.

Для маркировки текста используем следующие знаки.

«+» - новое для меня

 «-» - не знал (думал иначе)
«V» - уже знал
«?» - есть вопросы

Вот пример «Инсерта» по предмету  «Окружающий мир», 2 класс, по теме  «Про кошек и собак».

Кошка домашняя относится к разряду млекопитающих, семейству кошачьих.

Всего известно 37 видов кошачьих. 

  С кошкой связано много примет. Все знают, что если кошка ложится поближе к теплу - быть холодам, пол или стенку скребет - к непогоде, умывается - жди гостей, ну а уж если черная кошка дорогу перейдет - неприятностей не миновать.

      Кошки очень хорошо ориентируются в незнакомой обстановке, благодаря чему, как правило, всегда без особого труда находят дорогу домой.

v

+

+

v

+

Стадия  Рефлексия. Прием «Кластер»

- Я предлагаю вам составить кластер на доске. Давайте вспомним,  что мы знали по теме  и что нового сегодня узнали? (на чистых листах учащиеся записывают всё то, что вспомнилось им по поводу данной темы. В результате вокруг "разбрасываются" слова или словосочетания, выражающие идеи, факты, образы, подходящие для данной темы (модель "хаос").

Урок окружающего мира, 2 класс, тема «Земля в космосе».

Кластер.

Урок окружающего мира, 3класс , тема «Из чего всё состоит».

Кластер.

Прием "Синквейн" на стадии «Рефлексия» удобно использовать на уроках литературного чтения для составления характеристики герою. В  ходе работы над текстом ребёнок  выделяет  необходимые для составления синквейна прилагательные, глаголы, характеризующие героя

Учащиеся составили синквейн:

         Герда

Смелая, добрая

Спасает, преодолевает, помогает

Её сила в её сердце

Друг

Синквейны  составленый учащимися 2 класса на уроке русского языка – на слово  «Ученик»

                   Ученик

          Терпеливый, внимательный

          Читает, изучает, запоминает

          Он хочет стать учителем

          Отличник

Приём «РАФТ» на стадии «Рефлексия».

Урок литературного чтения, 4 класс, тема Л.Андреев «Петька на даче». РАФТ.

Ребятам дается задание. Каждый выбирает свое.

1 – написать письмо маме от имени Петьки.

2 – написать письмо маме Петьки от имени хозяина парикмахерской.

3 – написать от …

Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны, работают на развитие не только интеллектуальных, но и личностных умений, способствуют развитию регулятивных действий, помогают овладеть умением учиться самостоятельно.

Комбинируя различные приемы ТРКМ, я планирую уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Применение технологии развития критического мышления способствует развитию у моих учеников умений работать с информацией, активно ее воспринимать, проводить анализ и преобразование информации, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения (познавательные УУД). У них формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, выдвигать гипотезы, проводить исследование, решать проблему, рассматривая несколько возможностей ее решения, логически рассуждать. ТРКМ обеспечивает развитие и коммуникативных УУД: ученики учатся использовать средства языка, в том числе и математического, и речи для получения и передачи информации, учатся самовыражению (монологическим высказываниям разного типа). Они активно участвуют в диалоге, умеют работать в сотрудничестве с другими. Идет формирование и регулятивных УУД: умений строить прогнозы, обосновывать их, ставить перед собой обдуманные цели, проводить оценку и планомерный поиск альтернативных решений.

Наблюдая за детьми вместе с родителями, я вижу положительную динамику: их свободу общения, удивляет их желание творить, не останавливаться на достигнутом. Их самооценка, мнение, каждое достижение радует меня.

Когда ученику на уроке  интересно, он активный участник образовательного процесса, он что-то познаёт и делает сам, его не учат, а он учится, формируются определённые УУД.

Вместе с развитием критического мышления формируется новый стиль интеллектуальной работы. Человек с хорошо развитым критическим мышлением коммуникабелен, мобилен и самостоятелен. Он внимательно относится к людям и несет ответственность за результаты своей деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе

Статья об использовании технологии развития критического мышления через чтение  и письмо на уроках в начальных классах...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе.

Можно ли научиться мыслить более эффективно? Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление — значит развивать умение думать. Одним из инновационных методов, позволяющих добит...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она побуждает учащихся к активной, творческой работе на уроке и дома. Знакомит с приёмами создания модели обуч...

Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках в начальной школе

Сегодня оформляется новый социальный заказ на выпускника школы, отражающий тенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков. Для откры...

Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».

Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации. Перефразируя известное высказывание ...

Технологии развития критического мышления через чтение и письмо» в формировании модели выпускника начальной школы

Сегодня предъявляются новые социальные требования кшколе, отражающиетенденции развития современного общества. Сущность образования уже не сводится к усвоению знаний, умений и навыков.Обществу нужны кр...