Выступление на ГМО учителей начальных классов. ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».
учебно-методический материал

Хэкало Алла Викторовна

Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

 Перефразируя известное высказывание К.А.Тимирязева «цель лекции – возбуждение умственного аппетита», мы вправе сказать, что цель всей технологии развития критического мышления состоит в том, чтобы пробудить аппетит исследовательский.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.39 МБ
Файл vystuplenie_1_etap.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

КОЛОМЕНСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ МОУ СЕРГИЕВСКАЯ СОШ ХЭКАЛО АЛЛА ВИКТОРОВНА УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КАТЕГОРИЯ

Слайд 2

«Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире» – одно из основных положений Национальной Образовательной Инициативы «НАША НОВАЯ ШКОЛА

Слайд 3

Использование технологии развития критического мышления в начальной школе Мышление развивается в проблемной ситуации, когда ребенок сам «собирает» понятия о предмете. Л. Выготский

Слайд 4

Основная цель применения ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ – научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

Слайд 5

ЗАДАЧИ УЧИТЕЛЯ

Слайд 6

Критическое мышление – это:

Слайд 8

РОЛЬ УЧИТЕЛЯ

Слайд 10

Оценка самочувствия, активности, настроения

Слайд 11

ОСНОВА ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ – ТРЕХФАЗНАЯ СТРУКТУРА УРОКА:

Слайд 12

СТРУКТУРА УРОКА 1 этап ВЫЗОВ

Слайд 13

Приём «Верные и неверные утверждения» первый этап « ВЫЗОВ »

Слайд 14

2 этап Осмысление Приемы

Слайд 15

? V + 2 этап Осмысление Первая в мире кошка, которая получила от хозяев имя, была египтянкой. Она жила в Древнем Египте в период правления фараона Тутмоса III. Кошки обожают спать на бумаге - для них этот шуршащий материал самый теплый и мягкий, поэтому выбирая место для отдыха любимца, стоит учитывать его вкус. Кошек не нужно считать привередливыми только потому, что они подолгу обнюхивают свое блюдо, прежде чем приступить к трапезе. Они не перебирают харчами, а пытаются носом определить температуру пищи, чтобы не обжечься. Кошка слышит хорошо, но реагирует только на то, что ей интересно. V ? + V

Слайд 16

3 этап Рефлексия Приемы

Слайд 17

Существительное Часть речи Кто? Что? Единственное число Предметы Одушевленные Неодушевленные Множественное число Собственные Нарицательные

Слайд 18

ТРКМЧП МОТИВИРУЮЩАЯ ЭФФЕКТИВНАЯ УЧИТ ВОВЛЕКАЕТ АКТИВИЗИРУЕТ ПОМОГАЕТ СДЕЛАТЬ ОБУЧЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНЫМ РАЗВИТИЕ

Слайд 19

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Хэкало А. В.

Выступление на ГМО учителей начальных классов.

ТЕМА: «Реализация технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе».

Слайд №1. Здравствуйте, уважаемые коллеги, рада приветствовать всех вас на столь знаменательном, в широком смысле этого слова, мероприятии. Так как состояние души педагога, окунувшегося в этот процесс, изменяется до неузнаваемости: преображается, перерождается, модифицируется, так сказать.

Мой путь в профессию педагога начался с раннего детства, уже тогда? в далекие семидесятые мною были организованы «частные» образовательные учреждения, причем совершенно бесплатные,  для сверстников, подруг помладше, любимых игрушек.

Мечта стать учителем,

Это призвание?

А может быть это упорство, старание?

А может со мной родилась она,

И стала реальностью эта мечта?!

Сегодня я очень счастлива от того, что смогла стать учителем, так как за 27 лет трудовой деятельности у меня ни разу ни возникали мысли о смене профессии. Мало того, наш суммарный семейный педагогический стаж работы на данный момент составляет 109 лет.

Слайд №2. Я начинала свою трудовую деятельность еще в СССР, сейчас мы работаем в совершенно других условиях, перед нами стоят новые требования и задачи ФГОС, где  «Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащихся, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта».  Каждый учитель должен был суметь перестроиться для того, чтобы сформировать у выпускников начальной школы личностную готовность и способность к саморазвитию, к непрерывному образованию.

Слайд №3.  В начальном звене дети находятся «под крылом» своего учителя, который рядом практически каждый урок. Иная картина в среднем и старшем звене. Преподавателей все больше, количество информации и предметов увеличивается, растет и темп деятельности учащихся. Так вот чтобы облегчить этот адаптационный период, подготовить учащихся к модели работы в старших классах, я  заинтересовалась технологией «Развития критического мышления». Так как данная технология позволяет строить учебный процесс на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации, технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять её в реальности.

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» – РКМЧП) возникла в Америке в 80-е годы ХХ столетия. В России технология известна с конца 90-х годов и по-другому называется «Чтение и письмо для развития критического мышления» (Reading and Writing for Critical Thinking – ЧПКМ).

В основу ее положены идеи и положения теории

Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка;

Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка;

Активными  разработчиками технологии  РКМ стали  Куртис Мередит, Чарльза Темпла и Джинни Стилл,  неоспоримой заслугой которых  является то, что они смогли «переложить» положения данных теорий на язык практики, причем довели свою работу до уровня педагогической технологии, выделив этапы, методические приемы и критерии оценки результата. Именно поэтому их разработками может пользоваться огромное количество педагогов, достигая эффективных результатов в работе.

Слайд №4.   Ещё лев Толстой говорил: «Знание только тогда знание, когда оно обретено усилиями своей мысли, а не памятью».

 Основная цель применения ТРКМ - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом, а затем и с другими источниками информации.

 Перефразируя известное высказывание К.А.Тимирязева «цель лекции – возбуждение умственного аппетита», мы вправе сказать, что цель всей технологии развития критического мышления состоит в том, чтобы пробудить аппетит исследовательский.

Слайд № 5.  Дети от природы любознательны, они хотят познавать мир, способны рассматривать серьезные вопросы и выдвигать оригинальные идеи. Роль учителя – быть вдумчивым помощником,

 стимулировать учащихся к неустанному познанию

помогать им сформировать навыки продуктивного мышления.

 Слайд№6.  «Что же такое критическое мышление?»

«Думать критически означает проявлять любознательность и использовать исследовательские методы, ставить перед собой вопросы и осуществлять планомерный поиск ответов.

Слайд №7. Критическое мышление работает на многих уровнях, не довольствуясь фактами, а вскрывая причины и последствия этих фактов. Критическое мышление предполагает, сомнение в общепринятых истинах, постоянный вопрос: «А что, если?..» Критическое мышление означает выработку точки зрения по определенному вопросу и способность отстоять эту точку зрения логическими доводами. Критическое мышление предусматривает внимание к аргументам оппонента и их логическое осмысление».

Критическое мышление, таким образом, – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).

Слайд №8. Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для использования теоретического знания, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Слайд 9. Таким образом, основными направлениями деятельности педагога в области данной технологии являются:

  • Теоретическое изучение основ технологии
  • Использование моделей уроков в учебно-воспитательном процессе
  • Распространение накопленного  педагогического опыта

Я заинтересовалась данной технологией сравнительно недавно, но изучив теоретическую часть, поняла, что довольно долго использовала элементы данной технологии в работе. Пользуясь своими наблюдениями, результатами анкетирования, опросов учащихся, я уже могу сделать выводы о том, что по всем параметрам идет улучшение показателей:  

Слайд 10.  Прокомментировать его.

Слайд 11.  Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение – основная часть – заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».

Слайд 11. В рамках ТРКМ данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак, это трёхфазная структура урока : ВЫЗОВ, ОСМЫСЛЕНИЕ, РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 12. Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Слайд 13. , Слайд 14.  Примеры приёмов.

Слайд 15. Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Задачи данного этапа состоят в следующем:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Слайд 16.  Прием ИНСЕРТ кошка

Третий этап-РАЗМЫШЛЕНИЕ:  (рефлексия)

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Слайд 17.  Рассмотрим этап рефлексии на примере приема КЛАСТЕР. Это графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы.

Ученик записывает в центре листа ключевое понятие, а от него рисует стрелки-лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими, от которых в свою очередь лучи расходятся далее и далее. Кластер может быть использован на самых разных стадиях урока.

Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Целостная  структура знания существенно повышает

эффективность восприятия новой информации,

уровень использования знаний,

 интерес к учению,

навыки самостоятельного поиска и обработки информации.

Ребенок получает, наконец, «инструмент», помогающий ему реализовать на практике принцип собственной активности как субъекта обучения. Педагог, в свою очередь, получает практическую возможность стать равным партнером ребенка в его образовании.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа.. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала. Возможность комбинирования имеет немаловажное значение и для самого педагога – он может свободно чувствовать себя, работая по данной технологии, адаптируя ее в соответствии со своими предпочтениями, целями и задачами. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии ЧПКМ – научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

                                            ИНСЕРТ

I – interactive

N – noting   самоактивизирующая «V» - уже знал

S – system системная разметка «+» - новое

E – effectivt для эффективного «-» - думал иначе

R – reading and чтения и размышления «?» - не понял, есть вопросы

T - thinking  

Да, педагоги действительно находятся между молотом и наковальней: с одной стороны,

от нас требуют, чтобы дети хорошо сдавали экзамены и получали максимально высокие

оценки, поскольку от этого зависит рейтинг школы; с другой стороны, хорошие оценки не

означают, что дети научились думать, излагать свои мысли или создавать собственные идеи.

Они лишь означают, что мы натаскиваем детей к экзаменам. Но человечество двигают впе-

ред отнюдь не роботы, которые действуют и мыслят одинаково!

Несмотря на то что подготовка учащихся к контрольным играет в образовании боль-

шую роль, мы все же обязаны научить их вычленять мысль, стоящую за подаваемым мате-

риалом. Без этого они, скорее всего, не разберутся в «что» и «почему» учебного процесса.

Когда учащиеся задаются вопросами и осмысливают программу и ее содержимое, у них

появляется уникальная возможность копнуть глубже, проникнуть в суть идей и фактов. При

таком подходе они могут захотеть пойти дальше – узнать, что же стоит за знанием, на чем

основывается тот или иной предмет изучения. А это, в свою очередь, покажет им, как при-

менить эти знания в реальном мире, если, конечно, там найдется для них место! (Не помню,

чтобы после экзамена по математике я когда-либо возвращалась к квадратным уравнениям

или теореме Пифагора. Но я неоднократно задумывалась, как же Пифагор ее вывел. Разве

это не серьезный вопрос, вполне способный воодушевить кого-то из ваших учеников?) 

Вы пробовали по-разному вызывать детей на размышление, по-разному преподносить

им знания? К примеру, попросите их сделать видео, создать подкаст о том, что они вынесли

из урока, или визуализировать усвоенное иными способами: с помощью рисунков, ассоци-

ативной карты или чего-то подобного, особенно если это позволит объединить несколько

разных тем. Необязательно все время подавать материал и содержащиеся в нем мысли в

текстовой форме, ищите альтернативы. Ведь многообразие обучающих методик – основа

инклюзивности и дифференцированного подхода. 

Вот вопросы из серии «Вот это да!», которые развивают детское мышление на несколько ином уровне по сравне-

нию со школьной программой. Эти вопросы можно подстраивать под изучаемый материал.

• Что хуже – провалиться или не пытаться?

• Что тебя волнует больше – как поступать правильно или как совершать только пра-

вильные поступки?

• Сколько бы ты дал себе лет, если бы не знал, сколько тебе на самом деле?

• Какие силы потребовались бы тебе, задайся ты целью изменить мир, и так ли уж

важна сила для того, чтобы что-то изменить?

• Если бы никто тебя больше никогда не осудил, ты изменил бы что-то в своем пове-

дении или нет?

• Случалось ли тебе пообщаться с кем-то, не произнеся ни слова, и уйти с чувством,

что только что состоялась лучшая беседа всей твоей жизни?

• Что значит «чувствовать себя живым»?

• Ты бы хотел дружить с таким человеком, как ты?

• Почему у любви две стороны, одна – волшебная, а другая – ужасно горькая? Или у

любви вообще нет никаких сторон, одно лишь стремление к совершенству?

• Какой бы совет ты дал новорожденному?

• Ты бы преступил закон, чтобы спасти того, кого любишь?

• Думаешь ли ты, что если нажать кнопку вызова лифта несколько раз, то он приедет

быстрее?

• Кто решает, какую жизнь тебе вести? Быть ведомым – твой путь?

• Почему то, что радует тебя, не радует других?

• Почему ты – это ты? Что делает тебя тобой, а не кем-то другим?

• Ты и правда такой уникальный?

• Что такое «нормальный»? Кто нормальный? Нормально ли быть нормальным?

• Можешь ли ты почувствовать цвета на вкус? И какой у них вкус?

Видите ли, задаваться разнообразными вопросами и продумывать их – любимое и

самое увлекательное занятие для мозга. Применив к текущей программе и изучаемому мате-

риалу вопросы, подобные приведенным выше, вы поможете своим ученикам учиться и мыс-

лить более независимо, а это именно то, к чему мы все должны стремиться.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование приемов технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе как средство активизации познавательной деятельности учащихся»

Мыслительный процесс начинается только тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чем-то разобраться, то здесь тоже речь ...

использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе

Статья об использовании технологии развития критического мышления через чтение  и письмо на уроках в начальных классах...

ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ЧЕРЕЗ ЧТЕНИЕ И ПИСЬМО В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В статье рассматривается технология развития критического мышления через чтение и письмо. Она побуждает учащихся к активной, творческой работе на уроке и дома. Знакомит с приёмами создания модели обуч...

Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»

Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо»    На тему«Андрей Платонов&la...

Урок литературного чтения в 3 классе с использованием технологии «Развития критического мышления через чтение и письмо».В.М.Гаршин "Лягушка-путешественница"

Материал содержит технологическую карту урока по теме "Произведение В.М.Гаршина "Лягушка-путешественница"" с использованием технологии "Развития критического мышления через чт...