использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо в начальной школе
статья на тему

Статья об использовании технологии развития критического мышления через чтение  и письмо на уроках в начальных классах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Постоянное увеличение объема знаний, быстрое устаревание имеющихся сведений, необходимость ориентироваться во все возрастающем потоке информации, заставляют нас искать источник новых знаний непосредственно внутри системы образования образовательных процессов. Выпускник школы должен самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Задача школы и каждого педагога создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе и интеллектуальные. В современных условиях мы должны сформировать у учащихся:

  • мотивацию к работе;
  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;
  • способность к самооценке.

Научить учащихся:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
  • осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий;
  • строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Помочь в решении этих проблем и в создании условий, максимально стимулирующих развитие интеллектуальных способностей школьников, может использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо.

В основу ее положены идеи и положения теории Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка; Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка.

Критическое мышление – не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (говоря привычным языком, самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи).

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием я строю урок по  схеме: «вызов – осмысление – рефлексия», позволяющая учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активный поиск информации и размышлять о том, что они узнали.

Первый этап – ВЫЗОВ – задачи (функции)которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Для этого использую различные приемы: прием «Мозгового штурма», составление кластера, сбор «корзины идей». На основе имеющихся знаний учащиеся могут строить свои прогнозы, определять цели познавательной деятельности на данном уроке.

Второй этап – ОСМЫСЛЕНИЕ – поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мостики между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, созданной во время фазы вызова.

Здесь происходит основная содержательная работа ученика с текстом, причем «текст» следует понимать достаточно широко, это может быть и исторический документ, а также – речь учителя, видеоматериалы и др. В процессе работы ученика с новой информацией используются следующие приемы – чтение текста с остановками, составление сравнительных таблиц, бортовых журналов.

Третий этап – РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и учителем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Здесь ученик осмысляет изученный материал и формирует свое личное мнение, отношение к изучаемому материалу исправляет предшествующие представления, собранные на стадии вызова, получает новую информацию и определяет дальнейшие перспективы в изучении темы. На данной стадии возможно написание  сочинения, составление синквейна, хокку, сказки, составление  таблицы.

В процессе применения технологии развития критического мышления:

  • вырабатываются общеучебные умения: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение распределить информацию по степени новизны и значимости; умение обобщить полученные знания;
  • появляется возможность объединить отдельные дисциплины;
  • создаются условия для вариативности и дифференциации обучения;
  • вырабатывается собственная технология обучения.

На уроках, построенных в ТРКМЧП, ученики обязательно должны проговорить или записать возникшие мысли, так как только в этом случае к ним придёт осознание того, чему они научились. Я, как педагог начальных классов, использующая технологию РКМЧП, отмечаю стремление учеников принять более активное участие в учебном процессе, появилась уверенность в своих творческих возможностях, не боясь брать ответственность на себя, способны делать аргументированные выводы.

Литература:

  • 1.И.О. Загашев, С.И. Заир-Бек «Критическое мышление: технология развития». Пособие для учителя. СПб: Альянс «Дельта», 2003 г.
  • 2.С.И. Заир-Бек, И. Муштавинская «Развитие критического мышления на уроке». Пособие для учителя. М., 2004 г.
  • 3.Бутенко А.В., Ходос Е.А. Критическое мышление: метод, теория, практика. Учеб.-метод. пособие. М.: Мирос, 2002.
  • 4.Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления/Школьные технологии. 2004. №2. С.3-10.