Психолого - педагогическая готовность ребенка к школе.
статья (1 класс)

Надежда Васильевна Лазукина

В статье раскрыто содержание понятия "психологическая готовность ребёнка к школе".Раскрыта структура и содержание готовности к обучению в школе. Представлены тесты, по которым родитель, педагог определить уровень развития своего ребёнка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:

 

Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе.

      Готовность ребенка к обучению в школе в одинаковой мере зависит от физиологического, личностного и психологического развития ребенка. Это не разные виды готовности к школе, а разные стороны ее проявления в различных формах активности. В зависимости оттого, что является предметом внимания педагогов, родителей в данный момент - состояние здоровья дошкольника, успешность усвоения школьных программ, -  говорит о физиологической, личностной или психологической готовности ребенка к школе. Остановимся на психологической готовности ребенка к обучению в школе.

     Основным содержанием понятия «психологическая готовность к обучению в школе» является «готовность к учебной деятельности (учению)»

         Рассмотрим структуру и содержание готовности к обучению в школе.

  1. Мотивы обучения.

      Это внутреннее  побуждение к активности. В качестве мотивов выступают потребности, интересы, убеждения, представления о нормах и правилах поведения, принятых в обществе. В структуре мотивов можно выделить 6 групп мотивов:

-социальные, основанные на понимании общественной значимости и необходимости учения («Я хочу в школу, т.к. все дети должны учиться»).

- учебно - познавательные мотивы, интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;

- оценочные мотивы, стремление  получить высокую оценку взрослого, его одобрение;

- позиционные мотивы, связанные с интересом к внешней атрибутике школьной жизни и позиции школьника. («Я хочу в школу, потому что там большие, мне купят тетради, портфель);

- внешние по отношению к школе и учению мотивы («Я пойду в школу, потому что мама так сказала»)

- игровой мотив, неадекватно перенесенный в учебную деятельность.

Каждый из перечисленных мотивов в той или иной степени присутствуют в мотивированной структуре ребенка 6-7 лет, каждый из них оказывает определенное влияние на формирование и характер его учебной деятельности.

  1. Принятие учебной задачи.

     Принятие учащимися учебной задачи является важнейшим условием успешности усвоения общих способов учебных действий и формирования учебной деятельности. Принятие учебной деятельности включает в себя два момента: желание выполнить задачу, поставленную педагогом, т.е. принятие задачи «для себя» и понимание задачи, т.е. понимание того, что надо делать и что должно получиться в результате выполнения задания.

Индивидуальные особенности принятия задачи, поставленной взрослым, у детей можно выявить с помощью методики «Раскрась картинку» Е.Е. Кравцовой.

Тест «Раскрась картинку».

    Для ребенка необходимо приготовить два одинаковых контурных рисунка, один из которых уже раскрашен в нетрадиционные цвета: дерево - красное, небо - черное, солнце - зеленое, облака - коричневые, земля - синяя. Детям  предлагают раскрасить картинку по образцу:  «Раскрась так же, как у меня»

   По результатам теста каждый ребенок может быть отнесен к одной из 4-х групп:

  1. Принимает и понимает задачу.
  2. Принимает, но не понимает задачу.
  3. Не принимает, но понимает.
  4. Не принимает и не понимает.

Таким  образом, принятие задачи взрослого ребенком включает:

  1. желание выполнять задание взрослого (принятие задачи для себя);
  2.  понимание того, что надо делать (понимание задачи).
  3. Вводные навыки.

Успешность обучения детей во многом определяется наличием у них определенных представлений о содержании обучения и способах выполнения учебной деятельности (вводных навыков). Достаточный уровень вводных навыков облегчает адаптацию ребенка к школе и рассматривается как один из основных показателей готовности к школе.

  Качественный анализ вводных навыков проводится в процессе педагогического обследования. Таким образом, выявляются:

а) речевые знания и умения:

-знание букв, умение читать;

-звуковой анализ слова;

-построение фразы;

-словарный запас;

-фонематический слух;

- звукопроизношение.

б) математические знания и представления:

- счет в пределах 10 (прямой и обратный счет);

-состав числа;

-решение арифметических задач на сложение и вычитание ( в устной форме);

-представление о форме квадрата, круга, треугольника, овала, прямоугольника.

-пространственные представления (верх, низ, право, лево)

в) навыки учебной работы:

- посадка за столом;

-способ удерживания ручки;

-ориентация на странице в тетради;

-умение слушать и выполнять задание педагога;

- знание и выполнение правил на уроке.

Приводим несколько игр  и упражнений с дошкольниками для педагогического обследования.

  Игры на звуковой анализ слов:

1.«Что собрали братья?»

 «Шли по лесу два брата. В имени одного был звук [в], а в имени другого – звук [о]. Как их звали? ( Ваня, Коля). Повстречали они в лесу девочку Машу. Ваня помог собрать ей ягоды, в названии которых слышался звук  [к] (рыжик, боровик). Братья проводили Машу домой, помогли донести корзину, а Маша угостила их фруктами, в их названиях были звуки [м], [л], [г].  (Яблоко, груша, мандарин).

2.Поймай мяч.

Взрослый бросает ребенку и называет число. Ребенок ловит мяч и говорит следующее число, которое на единицу  больше, или предыдущее число - на единицу меньше.  Задание можно усложнить, предложив ребенку вспомнить, между какими числами находится данное число.

3. Занимательные задачки.

На  столе лежало 4 яблока, одно из них разрезали пополам и положили на стол. Сколько яблок на столе?(4)

У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (одна -Маша).Горело 7 свечей. 2 погасло. Сколько свечей осталось? (2, остальные сгорели).

У отца 6 сыновей. Каждый имеет сестру. Сколько всего детей у отца?(7)

Над рекой летали птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей? (5, остальные рыбы)

4. Графический навык.

   Практика показывает, что наибольшие трудности у первоклассников в период обучения грамоте возникают при выполнении графических упражнений. Причина этого, во-первых, отсутствие интереса к освоению письма; во - вторых, неразвитая мелкая моторика кистей рук, в-третьих, недостаток опыта выполнения графических движений. Формирование интереса к выполнению графических упражнений, подготавливающих руку к письму, является важной задачей подготовки ребенка к систематическому обучению в школе.

Формирование интереса к графическим упражнениям следует начинать в игровой деятельности. Например: «Нарисуй узор по клеточкам», «Соедини точки», «Нарисуй рисунок по точкам».

Для развития мелкой моторики рук используются следующие приемы и упражнения:

- массаж кистей рук,

-пальчиковая гимнастика и игры,

- выполнение движений с мелкими предметами (мозаика, конструктор, вырезание ножницами).

-специальные упражнения для подготовки руки к письму.

5. Уровень обобщений (предпосылки логического мышления).

    К концу дошкольного возраста мышление ребенка приобретает черты обобщенности, формируется способность к начальным формам обобщения.

Для определения уровня обобщений и предпосылок логического мышления используют методики «Исключение лишнего», «Обобщение понятий», «Классификация геометрических фигур», « Классификация понятий».

Тест «Классификация предметных картинок» («классификация понятий»).

Необходимо заранее приготовить карточки с картинками: морковь, яблоко, заяц, платяной шкаф, корова, стол, елка, лиса, собака, кресло, апельсин, доктор, диван, тетрадь, лошадь, девочка, огурец, ручка, карандаш, коза, портфель, мальчик, собака, медведь, белка, шарф, диван, помидор, трамвай, автобус, самосвал.

Картинки раскладываются на столе, предлагают ребенку их рассмотреть, а потом разложить на группы и назвать группы одним словом. После того как карточки будут сгруппированы, обязательно нужно попросить ребенка объяснить, почему он объединил карточки в эту группу, чем они похожи. Это позволяет выявить принцип классификации, использованный ребенком, и, соответственно, уровень обобщений.

Нормально развивающиеся дети 6-7 – летнего возраста могут правильно объединить в группы и называть обобщающим словом предметы (мебель, цветы, животные, овощи).

  Можно использовать игры и упражнения для развития логического мышления и способности к обобщениям.

а) Назови три предмета

В этой игре дети учатся относить три видовых понятия к одному родовому. Ведущий называет слово (например, мебель)  и бросает мяч одному из играющих, тот должен назвать три предмета, которые можно назвать одним словом (например, стул, стол, кровать).

б) похож - не похож.

Эта игра позволяет учить детей сравнивать предметы, находить сходство по форме, величине, цвету, материалу, развивает наблюдательность, мышление и речь ребенка.

Играющие садятся в кружок. Взрослый предлагает детям загадать 2 предмета, а затем, не называя их, рассказать, чем они похожи и чем отличаются друг от друга. Все отгадывают, что было задумано.

Например, «Две машины. Одна пашет землю, другая возит грузы. Одна громко едет, другая тихо (трактор и грузовик).

6.Зрительный анализ геометрических фигур (образное мышление).

         В старшем дошкольном возрасте ведущую роль в познании окружающей действительности играет образное мышление. Оно характеризуется тем, что решение практических и познавательных задач осуществляется ребенком с помощью представлений, без практических действий. По мере накопления индивидуального опыта в результате практической и познавательной деятельности и общения ребенка с окружающими конкретные образы предметов приобретают все более схематизированный характер. Подчеркивая важность и значимость схематизации представлений  для умственного  развития  детей, психологи выделяют образно – схематическое мышление. Этот вид мышления наиболее характерен для старшего дошкольного возраста. Дети 6-7 летнего возраста легко понимают схематические изображения реальных объектов и явлений (например, план комнаты или местности). На интуитивном уровне они могут находить сходства и различия сложных графических изображений, группировать их. Задача педагогов и родителей на этом уровне – научить ребенка осознанному анализу графических изображений. Способности анализировать графические изображения – вычленять составляющие их элементы, соотносить их друг с другом называют зрительным анализом. Недостаточное развитие зрительного анализа у учащихся начальной школы является причиной специфических ошибок при чтении и письме: зеркальности, замене букв и др.

Наибольшие трудности учащиеся испытывают при усвоении букв, состоящих из одних и тех же графических элементов, но различно расположенных в пространстве (Н-П-И, З-Е, т-ш, д-в), а также букв, отличающихся друг от друга каким – либо одним элементом ( ь-ы, З-В, Р-В, М-Л, Ц-Щ, п-т).

В процессе специально организованной деятельности и обучения учебно – важное качество «зрительный анализ» легко тренируется у детей 6-8 летнего возраста. Поэтому одна из важнейших задач учебно – воспитательной работы детского сада и семьи – организовать деятельность детей так, чтобы облегчить полноценное развитие образного мышления и зрительный анализ.

Игры и упражнения для развития образно – схематического мышления и зрительного анализа.

 

Контурные рисунки.

Ребенку показывают картинку, на которой изображены контурные рисунки предметов (животных, геометрических фигур и т.д). Один рисунок наложен на другой. Ребенка просят перечислить изображенные предметы, сосчитать их, обвести карандашом и т.д.

Сделай как у меня.

Играют двое. У каждого набор кнопочек разного цвета из мозаики ( всего 24 кнопочки). Взрослый начинает игру и располагает в пазах своего игрового поля 3 кнопочки, показывает их, а затем закрывает. Ребенок должен из своего набора выбрать те же кнопочки и так же расположить их на своем игровом поле. Взрослый открывает свое игровое поле и сравнивает с тем, что сделал ребенок. Теперь ребенок на своем игровом поле располагает элементы мозаики, а взрослый по памяти воспроизводит. Постепенно игра усложняется: увеличивается количество используемых кнопочек. 

7. Произвольная регуляция деятельности. (ПГД).

Главной отличительной особенностью нового для ребенка вида учебной деятельности является формирование произвольного уровня регуляции действий в соответствии с заданными нормами.

Недостаточное развитие учебно – важного качества ПГД затрудняет учебный процесс. Эти учащиеся неорганизованны, невнимательны, плохо понимают объяснение учителя.  

Для развития способности выполнять действия по словесной инструкции взрослого, контролировать и оценивать свою деятельность можно использовать графический диктант.

Взрослый предлагает нарисовать узор в тетради: «Сейчас мы будем рисовать узор. Поставьте карандаш на красную точку. Проведите линию вверх на две клеточки. Не отрывайте карандаш от бумаги. А теперь проведите линию вправо на одну клеточку, вниз на две клеточки, теперь вправо на одну клеточку….., а теперь продолжите этот узор до конца строчки.

Такие упражнения учат детей слушать педагога и выполнять его инструкции, формировать графический навык, зрительный анализ.

Педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых эффективной только в том случае, если ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе.  Только в этом случае педагог и родители маленько ученика совместными усилиями  помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

   Используемая литература:

1. Н.В. Нижегородцева, В.Д.Шадриков. Психолого – педагогическая готовность ребенка к школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого - педагогическая готовность к школе.

В данном материале освещаются требования современной школы к развитию речи будущих первоклассников.Рекомендуются пути и методы речевой подготовки детей к школе....

Психолого-педагогическая готовность к школе.

В данном материале освещаются требования современной школы к развитию речи будущих первоклассников.Рекомендуются пути и методы речевой подготовки детей к школе....

Согласие родителей на психолого-педагогическое сопровождение ребенка в школе

Форма индивидуального заявления родительского согласия на работу школьного психолога с ребенком...

Родительское собрание «Психологическая и педагогическая готовность ребенка к школе».

виды готовности ребенка к школе. Рекомендации для родителй....

Психолого-педагогические проблемы построения новой школы в условиях значимых изменений ребенка и ситуации его развития

В данной презентации описываются проблемы современного ученика,родителя,школы...

презентация по теме "Психолого - педагогическая готовность ребёнка к школе".

В данной презентации представлен материал для родителей дошкольников, воспитателей. Рассмотрена структура и содержание готовности к обучению в школе, выделено основное содержание понятия "психоло...

Психолого- педагогическая подготовка ребенка к школе.

Готовность ребенка к обучению в школе является основой, от которой зависят его дальнейшие успехи в учебной деятельности, способность к произвольной деятельности, самодостаточность и самочувствие, кото...