Профилактика нарушений адаптации первоклассников
учебно-методический материал

Мордвинова Снежана Николаевна

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл profilaktika_narusheniy_adaptatsii_pervoklassnikov.docx463.69 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика нарушений адаптации первоклассников

Н.Д. Бобрищева-Пушкина, О.Л. Попова, Л.Ю. Кузнецова, А.А. Силаев,
кафедра экологии человека и гигиены окружающей среды ГОУ ВПО «Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова» Росздрава
 

Начало систематического обучения ребенка в общеобразовательном учреждении (ОУ) является важным этапом в его личностном развитии и сопровождается значительными изменениями в организации его жизненного пространства. Длительность и острота протекания адаптации к школе зависят от состояния здоровья и уровня стартовой готовности ребенка к школьному обучению.

Специальные исследования показывают, что число не готовых к школе детей уменьшается с возрастом: в возрасте 5 лет их около 80%; среди 6-летних – 51%; среди детей 6,5 года не готовых уже значительно меньше – 32%. Среди 7-летних детей не готовы к обучению в школе 13% детей. При этом девочки в дошкольный период развиваются быстрее, поэтому среди них число не готовых к школе меньше, чем среди мальчиков-сверстников. Ученик с низким уровнем школьной готовности может добиться в учебе достаточно хороших результатов, но дается ему это более дорогой ценой – ценой чрезмерных усилий и дополнительных занятий, что нередко приводит к ухудшению состояния здоровья. Для профилактики этих нарушений необходима организация медико-психолого-педагогического сопровождения детей в период их подготовки и адаптации к обучению в образовательном учреждении. В этой работе должны быть выделены следующие направления: подготовка детей к поступлению в ОУ и прогнозирование адаптации к нему; организация режима и условий обучения детей в период адаптации; контроль за состоянием здоровья детей в период адаптации и коррекция возникающих нарушений.

ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ШКОЛЕ 

В соответствии с действующим приказом МЗ и МО РФ № 186/272 от 1992 года «О совершенствовании медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях», медико-психолого-педагогическое обследование и подготовка будущего школьника осуществляется следующим образом. За год до поступления в школу, в сентябре-октябре, проводят комплексное обследование, включающее доврачебный, врачебно-педагогический и специализированный этапы.

Доврачебный этап проводится медицинской сестрой и психологом и должен включать расширенную скрининг-программу, куда входят анкетный тест для родителей, определение достигнутого уровня биологической зрелости и гармоничности морфо-функционального состояния, оценка осанки и свода стопы (по плантограмме), остроты зрения, возрастной рефракции, оценка уровня физической подготовленности [2, 9]. Для оценки физического развития целесообразно использовать региональные стандарты физического развития с учетом этнических особенностей физического развития. Для оценки физической подготовленности детей дошкольного возраста в общероссийской системе мониторинга используют четыре теста (бег на 30 м и 300 м, подъем туловища из положения лежа в положение сидя за 30 секунд, прыжок в длину с места). Эти тесты согласуются с системой тестов «Еврофит», разработанной комитетом по развитию спорта при совете Европы.

Врачебно-педагогический этап должен проводиться с участием педиатра, педагога, психолога и логопеда. Педиатр проводит оценку результатов скрининга, выполненного средними медицинскими работниками, осматривает ребенка, назначает консультации специалистов. Логопед исследует уровень речевого развития ребенка с оценкой звукопроизношения, словарного запаса, освоения грамматических конструкций родного языка. Психолог и педагог оценивают уровень сформированности у ребенка психофизиологических функций (развитие интеллекта, мелкой моторики, эмоционально-волевой зрелости, мотивационной сферы) и уровень социализации. Для этих целей проводится собеседование с ребенком и его родителями, оцениваются результаты освоения программы детского сада, выполнение теста Керна-Ирасека и мотометрического теста «вырезание круга» [9].

Специализированный этап включает осмотры детей врачами-специалистами (офтальмологом, неврологом, отоларингологом, хирургом-ортопедом и стоматологом), с проведением клинического анализа крови, общего анализа мочи, анализа кала на яйца глистов. По показаниям ребенок должен быть осмотрен и другими специалистами. По итогам всех исследований педиатр определяет группу здоровья и уровень функциональной готовности к школе, прогнозирует течение адаптации ребенка к ОУ.

В порядке убывания значимости можно выделить следующие факторы риска нарушения адаптации: злоупотребление родителями алкоголем; незрелость по результатам выполнения теста Керна-Ирасека; низкий культурный уровень семьи; неблагоприятный психологический микроклимат в семье; отсутствие у ребенка мотивации к обучению в школе; курение матери; малое внимание, уделяемое ребенку в семье; пневмония на первом году жизни; отставание в умственном развитии; мужской пол ребенка; асфиксия в родах; использование физических методов наказания ребенка; гестоз 1-й и 2-й половины беременности; наличие у ребенка морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний; неблагоприятная адаптация к дошкольному образовательному учреждению (ДОУ). При наличии у ребенка четырех и более факторов риска возможно неблагоприятное течение адаптации к ОУ [2, 9]. Информацию о состоянии здоровья ребенка, функциональной готовности и прогнозе адаптации заносят в «Медицинскую карту ребенка» в раздел «Данные плановых профилактических медицинских осмотров».

По итогам обследования составляется комплексный медико-психолого-педагогический план коррекции и лечения. Задачей педиатра является коррекция (при необходимости) режима дня, питания, физического воспитания и закаливания ребенка, назначение (совместно с узкими специалистами) лечебно-оздоровительных мероприятий. В план лечебно-оздоровительных мероприятий должны быть включены диспансерное наблюдение, дополнительное обследование, лечение в условиях стационара, поликлиники и санаторно-курортных учреждений.

Обязательным этапом подготовки ребенка является гигиеническое обучение родителей. В поликлиниках, ДОУ, школах целесообразно оформление информационных стендов для родителей будущих первоклассников, желательна организация консультаций врачей, психологов и педагогов этих учреждений по фиксированным дням. Возможна организация родительских конференций по темам «Подготовка детей к поступлению в ОУ», «Критерии школьной зрелости и возможности их коррекции», оформление информационных стендов, памяток, сайтов по этим темам. По результатам первого осмотра целесообразна организация родительских собраний в ДОУ. Родители должны освоить принципы организации щадящего режима дня и рационального питания, оптимального двигательного режима, простейшие приемы зрительной, артикуляционной и пальчиковой гимнастики, игры и упражнения, направленные на формирование правильной осанки, подготовки руки к письму.

Последний этап подготовки детей включает повторное медико-психолого-педагогическое обследование по той же программе непосредственно перед поступлением в школу (как правило, в апреле-мае). По результатам обследования определяют степень готовности ребенка к обучению.

Готовым к обучению считается ребенок, у которого биологический возраст опережает паспортный или соответствует ему; морфофункциональное состояние гармонично, отсутствуют хронические заболевания (группа здоровья 1 или 2); за последний год им перенесено не более трех ОРЗ и не было тяжелых и длительно протекавших острых заболеваний; тест Керна-Ирасека выполнен не более чем на 7 баллов; отсутствуют отклонения в речевом развитии (возможно присутствие единичных дефектов звукопроизношения); выполнен мотометрический тест; уровень интеллектуального развития соответствует возрасту; физическая подготовленность выше средней или средняя; имеется мотивация к обучению; отлично или хорошо освоена программа детского сада. Такие дети, достигнув возраста 6,5 года, к 1 сентября могут заниматься в школе без ограничений, поступать в гимназии и школы с углубленным изучением ряда предметов. Дети, не достигшие 6,5 года к 1 сентября, согласно санитарным правилам и нормам, могут обучаться в школе при условии соблюдения образовательным учреждением всех требований по организации обучения детей 6-летнего возраста или приступать к освоению программы 1-го класса в детском саду или учебно-воспитательном комбинате [1, 6].

Условно готовы к обучению дети, у которых наблюдается одно или несколько следующих отклонений: отставание биологического возраста от паспортного; дисгармоничность морфофункционального развития; имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии; в предшествующий год фиксировалось четыре-пять случаев ОРЗ или тяжело и длительно протекавшие острые заболевания; тест Керна-Ирасека выполнен на 8–9 баллов; имеются отклонения в речевом развитии; мотометрический тест не выполнен; отмечается нерезко выраженная задержка интеллектуального развития; физическая подготовленность ниже средней; мотивация к обучению не сформирована; программа обучения в детском саду освоена в основном удовлетворительно. Такие дети, достигнув возраста 6,5 года, к 1 сентября могут поступать в школу, но нуждаются в дифференцированном подходе к обучению. Для них рекомендуется обучение в классах коррекции или выравнивания, щадящий режим занятий, противопоказано обучение в гимназиях и школах с углубленным изучением ряда предметов.

Не готовыми к обучению считаются дети, имеющие хронические заболевания в стадии субкомпенсации и декомпенсации; сниженную иммунную резистентность (более пяти ОРЗ за последний год); выраженные нарушения речевого развития, задержку психического развития; выполняющие тест Керна-Ирасека на 10 и более баллов; не выполнившие программу обучения в детском саду. Обучение таких детей в общеобразовательной школе нецелесообразно. Им может быть рекомендовано повторное прохождение медико-психологической реабилитации в специализированных дошкольных учреждениях, в том числе санаторно-курортного профиля, обучение в специальных образовательных учреждениях, индивидуальные программы обучения и реабилитации.

Описанная схема трехэтапного обследования успешно применяется при условии посещения ребенком ДОУ, где педиатр, психолог и педагог работают совместно. Однако при поступлении в школу ребенка, не посещавшего ДОУ, довольно часто наблюдается разрыв медицинского и психолого-педагогического этапов обследования. Ребенок проходит медицинские осмотры в поликлинике, а психолого-педагогическое обследование – только при записи в первый класс, да и то не во всех школах (директора ссылаются на приказы департамента образования, запрещающие тестирование первоклассников при записи в школу). Достаточно часто при собеседовании не используются и тесты для оценки мелкой моторики, что является одним из критериев готовности к обучению. Нередко при записи в первый класс родители ребенка не предоставляют карты медицинского обследования, оформляя ее позже (к сентябрю и даже к октябрю). Следует отметить, что соответствующие приказы запрещают тестирование первоклассников с целью определения подготовленности (умения читать, считать, писать буквы), а не готовности к освоению этих действий. Обязательное прохождение медико-психолого-педагогической комиссии определяется и действующими санитарными правилами [1, 6]. Педиатру образовательного учреждения следует добиваться обязательного наличия медицинской карты (или хотя бы справки о состоянии здоровья) при прохождении собеседования при записи в школу, проводить работу с педагогом и психологом для учета состояния здоровья ребенка или присутствовать на собеседовании самому.

На собрании родителей будущих первоклассников, где наряду с выступлениями педагога и психолога следует выступать и медицинскому работнику, знакомящему родителей с критериями готовности ребенка к обучению в школе, дающему рекомендации по их коррекции и оздоровлению детей в летний период, организации постепенного (хотя бы за две-три недели до поступления) перехода на режим дня образовательного учреждения, воспитания мотивации к обучению, как фактора сохранения здоровья в школе. Возможно оформление памяток, которые раздаются при записи детей в школу.

ОРГАНИЗАЦИЯ РЕЖИМА И УСЛОВИЙ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ 

После зачисления детей в школу педиатр и психолог должны ознакомиться с медицинской документацией, выделить детей групп риска (условно годных к обучению, с неблагоприятным прогнозом течения адаптации, леворуких, медлительных, с высоким уровнем тревожности), предупредить о них педагогов, разработать индивидуальные программы обучения и коррекции.

Для облегчения адаптации чрезвычайно важен рациональный режим обучения и отдыха первоклассников. При организации обучения детей моложе 6,5 года в школе уроки должны начинаться не ранее 9 часов утра, длиться по 35 минут, содержать две физкультминутки, длительность перемен должна быть не менее 20 минут. После второго урока ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью не менее 40 минут с организацией подвижных игр под наблюдением педагога на воздухе или, в случае неблагоприятных погодных условий, в рекреации или спортивном зале. Облегченным днем в расписании должна быть среда. Домашние задания шестилеткам не задаются и оценки не выставляются на протяжении всего учебного года. Рекомендуются недельные каникулы через каждые пять-шесть недель обучения. При организации продленного дня для этих детей должен быть предусмотрен обязательный 2-часовой сон после обеда, прогулки не менее 2,5 часа, трехразовое питание. Для соблюдения такого режима и обеспечения благоприятных условий рекомендуется выделение отдельной непроходной секции для учащихся 6 лет или организация такого обучения в ДОУ или учебно-воспитательном комплексе [6].

Для учащихся, достигших 6,5 года к началу обучения, занятия проводятся только в первую смену, не ранее 8 часов утра, по пятидневной учебной неделе, с соблюдением ступенчатого режима (в первой четверти – три урока по 35 минут; во второй четверти – четыре урока по 35 минут). Для создания такого режима рекомендуется первые классы размещать в отдельной учебной секции. Планировка многих школ не позволяет этого сделать; в таком случае следует рекомендовать педагогам последние 10 минут урока посвящать спокойным играм, рисованию, просмотру веселых мультфильмов. Со второго полугодия допускается не более четырех уроков по 45 минут. После второго или третьего урока ежедневно следует организовывать динамическое занятие длительностью не менее 40 минут с организацией подвижных игр под наблюдением педагога на воздухе или, в случае неблагоприятных погодных условий, в рекреации. Обучение должно производиться без балльного оценивания успеваемости весь год и без домашних заданий первые полгода. Следует в среду предусматривать в расписании занятий облегченный день (менее трудные для обучения предметы или с динамическим компонентом). Обязательны дополнительные недельные каникулы в середине третьей четверти [1]. Большое значение для облегчения адаптации имеет соблюдение первоклассниками норм двигательной активности. Для этого для них должны быть организованы в школе: гимнастика до уроков, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, динамическая пауза – ежедневно, уроки физкультуры – три раза в неделю, а также внеклассные спортивные занятия. Родителям следует рекомендовать ежедневно гулять с ребенком после окончания занятий в школе и перед сном.

Одним из наиболее важных условий достижения адаптации является благоприятный психологический микроклимат на уроках и дома. Позитивная педагогика, педагогика ненасилия, применяемая учителями и родителями, способствуют созданию такого микроклимата и поддержанию мотивации к обучению [8]. Исследования ученых показали также, что очень большое количество стрессовых реакций возникает у детей при нарушении взаимоотношений со сверстниками. Для профилактики этого педагог, психолог, родители должны контролировать эти взаимоотношения ребенка и при возникновении трудностей оказывать помощь.

Педагогу и родителям необходимо следить за тепловым состоянием ребенка, предупреждая состояния охлаждения и перегрева. Для этого необходимо контролировать температуру воздуха в помещениях, организовывать регулярное проветривание, а также использовать одежду, обеспечивающую условия теплового комфорта. Обязательно следует организовать питьевой режим: в классе могут использоваться специальные питьевые установки с помповой подачей воды или бутилированная питьевая негазированная вода в емкостях не более 0,5 л. Педагоги должны учитывать, что в период адаптации у первоклассников может наблюдаться учащенное мочеиспускание, и разрешать детям отлучаться в туалет с урока.

Безусловно, для облегчения адаптации первоклассников должен быть организован рациональный режим дня. Специалисты рекомендуют по возможности не отдавать сразу первоклассника в группу продленного дня на весь день; крайне желательно хотя бы в первой четверти устраивать для ребенка один-два дня, полностью или частично свободных от «продленки». Режим группы продленного дня должен включать двухразовое питание (обед и полдник), прогулки общей продолжительностью не менее 2 часов. Учащиеся первых классов могут заниматься в секциях и кружках (следует рекомендовать преимущественно физкультурные и эстетические занятия): рекомендуется не более двух кружков при общей продолжительности занятий не более 6 часов в неделю. Выполнение домашних заданий рекомендуется начинать не ранее 16:00. В режиме дня детей следует предусмотреть время спокойного отдыха после обеда, возможна организация дневного сна для детей, не посещающих группу продленного дня. Продолжительность ночного сна первоклассников должна составлять не менее 9,5 часа, а игры на компьютере и просмотр телепередач не должны превышать 1 час в день.

Обязательным элементом организации деятельности в период адаптации является гигиеническое обучение родителей. На первом родительском собрании медицинский работник должен рассказать родителям о примерном режиме дня первоклассника, необходимости создания благоприятного психологического микроклимата и поддержания мотивации к обучению, о возможных проявлениях нарушения адаптации и неотложных мерах по коррекции ее течения.

КОНТРОЛЬ ЗА СОСТОЯНИЕМ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ И КОРРЕКЦИЯ ВОЗНИКАЮЩИХ НАРУШЕНИЙ 

Контроль за поведением и состоянием здоровья ребенка в период адаптации осуществляется с первого дня пребывания ребенка в ОУ. Медицинским персоналом на каждого ребенка заводится «Лист наблюдения за адаптацией», который заполняется педагогами и медицинскими работниками [2, 9]. При наблюдении за адаптацией детей необходимо осуществлять:

1. Контроль за эмоционально-поведенческими реакциями, который проводит педагог в первой четверти – один раз в две недели; в остальных – в конце каждой четверти. Оцениваются такие поведенческие реакции, как снижение настроения, социальные контакты, игровая и познавательная деятельность, выполнение дисциплинарных требований, наличие агрессии, страха, двигательная активность, сон, аппетит. Разработаны специальные шкалы для оценки этих реакций в баллах, однако для упрощения оценки можно пользоваться отметками «отклонений не выявлено», «отклонения незначительные», «отклонения умеренно выражены», «отклонения сильно выражены» [2]. После каждой оценки педагога медицинская сестра анализирует результаты, выявляет детей, имеющих отрицательные оценки или их значительное снижение, и информирует об этом педиатра и психолога.

2. Контроль за возникновением пограничных нервно-психических расстройств – невротических реакций (беспричинные боли в животе, энурез, нарушение сна, тики, сосание пальца, обгрызание ногтей, страхи и т.п.). Их активное выявление проводится с помощью анкетирования родителей в конце каждой четверти. Для этого разработан специальный опросник для родителей [2].

3. Контроль за динамикой массы тела. Взвешивание проводит медицинская сестра в конце каждой четверти.

4. Контроль за динамикой уровня гемоглобина. Проводится по назначению педиатра.

5. Учет частоты острой респираторной заболеваемости и обострений хронических заболеваний на основании данных справок о перенесенных заболеваниях.

6. Контроль за динамикой остроты зрения проводится медицинской сестрой в конце каждой четверти.

7. Выявление нарушений осанки проводится медицинской сестрой в конце каждого полугодия.

8. Измерение артериального давления проводится медицинской сестрой в конце каждого полугодия.

Медицинская сестра школы в конце каждой четверти должна анализировать листы адаптации и выделять детей, имеющих эти отклонения. Консультирование проводится педиатром и психологом, а по показаниям и другими специалистами.

Оценку течения адаптации детей к ОУ проводят педиатр и психолог в конце учебного года. При этом педиатром обязательно учитываются результаты профилактического медицинского осмотра в конце учебного года, психолог учитывает результаты усвоения образовательной программы и адаптации к школьному коллективу.

Адаптация считается благоприятной, если эмоционально-поведенческие реакции были слабо или умеренно выраженными и нормализовались в течение первой четверти; возможны слабо выраженные невротические реакции и (или) снижение массы тела на протяжении одной четверти; все изменения не потребовали медикаментозной коррекции; программа обучения усвоена на «отлично» или «хорошо»; ребенок является лидером или принят в коллективе.

Условно благоприятной считается адаптация с умеренно выраженными эмоционально-поведенческими реакциями и симптомами невротизации на протяжении второй – третьей четвертей, потребовавшими лечения; с появлением отдельных функциональных нарушений и снижением или недостаточной прибавкой массы тела за учебный год. Ребенок может иметь или неудовлетворительную успеваемость, или быть изолированным от коллектива.

При неблагоприятном течении адаптации наблюдаются выраженные эмоционально-поведенческие и невротические реакции, учащение острых респираторных заболеваний (более четырех в год), появление нескольких функциональных нарушений или нового хронического заболевания. У ребенка отмечается неудовлетворительное освоение программы и изолированность от коллектива.

В конце учебного года листы наблюдения за адаптацией вклеиваются в «Медицинскую карту ребенка для образовательных учреждений». Медико-психолого-педагогическая коррекция нарушений адаптации всегда индивидуальна и должна назначаться педиатром и психологом, а при необходимости – и другими специалистами, к которым ребенок направляется на консультацию. Для ребенка с затрудненной адаптацией рекомендуется снижение образовательной нагрузки, щадящий режим дня с увеличением кратности питания, продолжительности ночного и дневного сна и прогулок, индивидуальные занятия с психологом, использование рисования, сказкотерапии и игротерапии для коррекции эмоциональных нарушений [3, 4]. Важную роль в успехе реабилитации таких детей играет семейное психологическое консультирование.

Для детей со сниженным иммунитетом рекомендуется использовать растительные адаптогены (элеутерококк, аралию, китайский лимонник) в виде настоя или экстракта из расчета разовой дозы 1–2 капли на год жизни 2–4 раза в день (развести в молоке) в течение 10–15 дней. Использование адаптогенов не рекомендуется для детей с гипертоническими реакциями, нарушениями сна и дезадаптацией по гиперкинетическому типу. Для повышения неспецифической резистентности рекомендуется прием аскорбиновой кислоты и витаминов А и Е в профилактической дозе в течение 10–15 дней, эндоназальное введение интерферона, лизоцима, оксолиновой мази [5]. В случае отсутствия терапевтического эффекта целесообразно назначение фармацевтических иммуномодуляторов с учетом возраста и сопутствующих заболеваний ребенка. Рекомендуется использование таких физиотерапевтических процедур, как массаж и ультрафиолетовое облучение (в осенне-зимний период). Обязательное УФО детей должно проводиться в районах севернее 57,5 северной широты и в районах с загрязненной атмосферой [1, 5, 9]. При наличии физиотерапевтического кабинета в ОУ спектр профилактических физиотерапевтических процедур может быть значительно расширен (гальванизация, индуктотермия, УВЧ, ультразвук, лекарственный электрофорез, парафиновые и озокеритовые аппликации) [5]. В занятия по физическому воспитанию следует включать элементы ЛФК (дыхательные упражнения, постуральный дренаж, вибрационный массаж грудной клетки).

В настоящее время широко применяется ароматерапия. Имеются положительные результаты по действию фитонцидов в виде аэрозолей эфирных масел мяты, лаванды, аниса, каланхоэ, эвкалипта [5]. Однако ароматерапия должна проводиться по назначению педиатра и строго индивидуально – с использованием препаратов, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение. В последнее время отмечается учащение аллергических реакций и бронхоспазма у детей при использовании ароматерапии в классных помещениях.

Естественным регулятором состояния воздушной среды являются комнатные растения, которые обладают бактериостатическим действием, оптимизируют состав воздуха, повышают содержание кислорода. Всероссийским НИИ лекарственных и ароматических растений разработаны и апробированы специальные фитомодули для образовательных учреждений [5].

С целью нормализации метаболических процессов в центральной нервной системе рекомендуется применение витаминов В1 и В2, липоевой и пантотеновой кислоты в профилактической дозе на протяжении 10–15 дней. Индивидуально, по назначению педиатра (с учетом аллергических реакций) – возможно использование кислородно-витаминных коктейлей, поливитаминных препаратов. Необходимо следить за соблюдением рационов питания, разработанных для ОУ, так как в них подобрано оптимальное соотношение пищевых веществ, витаминов и микроэлементов для детей различного возраста. Обязательно использование йодированной соли с пониженным содержанием натрия [7]. По назначению врача-педиатра допускается применение биологически активных добавок к пище, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение, зарегистрированных в Федеральном реестре Минздрава РФ и предназначенных для использования в питании детей школьного возраста.

Для детей с патологией носоглотки и гипертрофией лимфоидной ткани рекомендуется эндоназальное введение ряда метаболитов – ингаляции 4%-ного раствора пантотената кальция, ионофорез липоевой кислоты, тепло-влажные ингаляции с настоем эвкалипта, шалфея отваром коры дуба [5].

Для уменьшения психоэмоционального напряжения и коррекции выраженных эмоционально-поведенческих реакций могут быть рекомендованы седативные средства растительного происхождения (экстракт валерианы, настойка пустырника), глицин, янтарная кислота; целесообразно использование педагогом и психологом методики мышечной релаксации, занятий в комнатах психологической разгрузки. Для снижения эмоционального напряжения эффективным средством является функциональная музыка, которая может сопровождать основные режимные моменты – утреннюю гимнастику до занятий, начало и окончание урока (вместо традиционного звонка), физкультминутки, игры на переменах.

При возникновении нарушений в осанке рекомендуется назначение ЛФК и комплекса индивидуальных упражнений для занятий дома, занятия плаванием, танцами.

Падение остроты зрения требует консультации офтальмолога и назначение специальных упражнений для глаз, использование офтальмотренажеров. На переменах, уроках физкультуры и во время динамических занятий следует шире использовать игры с мячом (футбол, пионербол, настольный теннис, лапта, «вышибалы» и др.), в ходе которых сочетается движения глаз, головы и туловища, а зрение постоянно переключается с близкого расстояния на дальнее, что играет важную роль в профилактике близорукости.

В случае диагностики неблагоприятного течения адаптации ребенок должен быть поставлен на диспансерный учет, а при невозможности посещения ОУ медико-психологическая реабилитация должна быть продолжена в поликлинике по месту жительства. Дети с нарушением течения адаптации в первом классе являются группой риска по нарушению адаптации к предметному обучению, и в пятом классе должны находиться под наблюдением педиатра и психолога.

При необходимости проведения анализа эффективности системы профилактических мероприятий по предупреждению нарушений адаптации первоклассников в ОУ рекомендуется осуществлять его по следующим показателям: число детей с различными видами адаптации; сравнение данных прогноза и реальной адаптации.

Как показывает практика, те или иные трудности в процессе школьного обучения возникают у всех первоклассников. Несмотря на внешнее сходство, у разных учеников затруднения в учебе могут иметь различные причины и определяются индивидуальными особенностями развития и готовности к школьному обучению.

Так, например, причинами невнимательности на уроке могут быть: заболевания нервной системы; плохое самочувствие; отсутствие интереса к учебе; негативные переживания, связанные с ситуацией школьного обучения - так называемая школьная тревожность; непонимание объяснений учителя из-за отсутствия некоторых базовых знаний и умений.

Причинами плохого письма могут быть: недостаточное развитие мелкой моторики пишущей руки; несформированность графического навыка; отсутствие интереса к графическим упражнениям.

Большое количество ошибок при выполнении заданий и «грязь» в тетрадках также могут иметь различные причины: отсутствие интереса к учебе и негативное отношение к школе; непонимание учебной задачи, поставленной педагогом; неумение контролировать свои действия и сравнивать их результаты с образцом; отсутствие навыков учебной работы и необходимых для обучения знаний; низкий уровень обучаемости, связанный с заболеваниями центральной нервной системы.

Медико-психолого-педагогические воздействия будут целенаправленными и оправданными, а помощь со стороны взрослых - эффективной только в том случае, если они ориентированы на индивидуальные особенности развития ребенка и учитывают специфику его стартовой готовности к обучению в школе. Только в этом случае педиатр, педагог и родители маленького ученика совместными усилиями помогут ему преодолеть школьные трудности, освоиться в школьной жизни, стать настоящим школьником.

Диагностика первоклассников. Трудности школьной адаптации

Адаптация первоклассников

Адаптация ребенка к школе – довольно длительный процесс. Не день, не неделя требуются для того, чтобы маленький ученик освоился в школе по-настоящему. Главная роль в создании благоприятного психологического климата в классе, несомненно, принадлежит классному руководителю. Ему надо постоянно работать над повышением уровня учебной мотивации, чтобы ребенку хотелось идти в школу, было стремление получать знания. Классный руководитель должен создавать для ребенка ситуации успеха на уроке, во время перемены, во внешкольной деятельности, в общении с одноклассниками.

Не все ребята знакомы с правилами поведения в школе, особенно домашние дети. Поэтому на первых порах требования классного руководителя могут вызвать естественное сопротивление, негативные эмоциональные реакции. Определенную трудность вызывает ориентировка в школе, до тех пор пока школа не станет привычным местом для учебы и общения.

Первоклассникам предстоит познакомиться друг с другом и построить отношения с одноклассниками, узнать имена и личностные особенности ребят.

Классный руководитель может в значительной степени смягчить и ускорить процесс адаптации первоклассников к школе. Для этого необходимо провести диагностику, выявить детей с низким уровнем адаптации и провести профилактическую внеклассную работу по преодолению дезадаптации ребят в школе и вовлечению их в коллектив.

В таблице представлено 9 показателей адаптации первоклассников к школе и уровни их проявления: настроение ребенка (7 уровней проявления); контакты со сверстниками (6 уровней); познавательная активность (5 уровней); дисциплина (6 уровней); реакции агрессии, гнева (6 уровней); страх (5 уровней); двигательная активность на перемене (4 уровня); общее самочувствие (5 уровней); успеваемость (4 уровня).

Учитель выбирает наиболее характерный для ребенка уровень проявления в каждом из 9 показателей адаптации. Порядковый номер уровня является баллом. Баллы суммируются, и по ним определяется уровень адаптации.

наверх 

Диагностика отношения первоклассника к школе

Фамилия, имя ребенка _____________________________________________

Дата рождения ___________________________ Возраст __________________

Школа № __________ Класс___________ Дата ___________________________

№ уровня показателя адаптации

Показатели адаптации и характеристика

их различных уровней 

Выбранный уровень
показателя адаптации

Примечание

Настроение ребенка

1

 

Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

 

 

2

Эпизодические проявления снижения настроения

 

 

3

 

Легкая депрессия, из которой ребенок выходит
в случае интересных заданий

 

 

4

Вялость, рассеянность

 

 

5

Заторможенность, истерия, плач

 

 

6

Выражение негативного отношения к школе

 

 

7

Полное нежелание идти в школу

 

 

Контакты со сверстниками 

1

Легко и уверенно входит в коллектив

 

 

2

Активно ищет и устанавливает контакты
со сверстниками

 

 

3

Инициативы в установлении контактов
не проявляет, но при случае выражает готовность “сотрудничать” со сверстниками

 

 

4

Робок, малоинициативен, избирателен в общении

 

 

5

Не поддерживает социальных контактов

 

 

6

Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

 

 

Познавательная активность 

1

На уроках проявляет активность и интерес

 

 

2

Посещает все уроки без принуждения

 

 

3

Проявляет избирательный интерес к определенным урокам и остается равнодушным к другим

 

 

4

Учится без видимого желания

 

 

5

Не проявляет интереса к учебе, тяготится ею

 

 

Дисциплина

1

 

С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя

 

 

2

 

Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается

 

 

3

 

Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из?за несобранности

 

 

4

Требования учителя выполняет неохотно

 

 

5

На уроках часто отвлекается

 

 

6

Игнорирует требования учителя

 

 

Реакции агрессии, гнева

1

 

Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

 

 

2

 

Гнев практически отсутствует в силу характерологических особенностей

 

 

3

 

Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением

 

 

4

 

Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

 

 

5

 

Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников

 

 

6

 

Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя

 

 

Страх

1

Страх отсутствует

 

 

2

Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

 

 

3

Робок, застенчив, легко теряется

 

 

4

Указанные черты ярко выражены

 

 

5

 

В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя

 

 

Двигательная активность на перемене 

1

Ребенок подвижен, активен

 

 

2

Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях

 

 

3 

Двигательная активность низкая

 

 

4

Двигательная активность всегда низкая

 

 

Общее самочувствие 

1

Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым

 

 

2

Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости

 

 

3

Периодически жалуется на недомогания

 

 

4

Жалобы принимают устойчивый характер

 

 

5

Проявление невротических расстройств

 

 

Успеваемость 

1

Хорошая

 

 

2

Хорошая/удовлетворительная

 

 

3

Удовлетворительная

 

 

4

Удовлетворительная/плохая

 

 

 

Определение уровня адаптации

Оценка ситуации

Баллы

Уровни адаптации

Благоприятная

9–17 

Высокий

Условно благоприятная

18–24 

Средний

Неблагоприятная

25 и выше 

Низкий

 

Детей, имеющих низкий уровень адаптации, можно отнести к “группе риска”. На ребенка “группы риска” заполняется диагностический бланк.

Диагностический бланк

Фамилия, имя ребенка ___________________________________________

Дата рождения _________________________ Возраст ________________

Школа № ________________________ Класс _______________________  

Дата _________________________________________________________

Трудности школьной адаптации

1. В поведении _________________________________________________

2. В учебной деятельности _______________________________________

3. Наблюдаются признаки предрасположенности ребенка к нарушению здоровья (соответствующее подчеркнуть): тревожность, высокая утомляемость, раздражительность, чрезмерная невнимательность, отвлекаемость, неусидчивость, расторможенность, заторможенность, обидчивость, плаксивость, упрямство, драчливость, агрессивность, двигательное беспокойство, головные боли, плохой аппетит, навязчивые привычки (грызет ногти и др.).

4. Жалобы со стороны родителей (соответствующее подчеркнуть): чрезмерная усталость после школы; недосыпание; нарушение сна; страх темноты; одиночество; непослушание; конфликтность; беспричинный подъем температуры; плохой аппетит; тошнота; укачивание в транспорте; непереносимость резких звуков, жары, духоты, холода; потливость; аллергические реакции; ночное недержание мочи; другие жалобы.

Общие сведения о семье и условиях жизни ребенка

1. Тип семьи (полная, неполная) ____________________________________

2. Родители ребенка (фамилия, имя, отчество, образовательный уровень, профессия, место работы)

Мать ________________________________________________________

Отец _________________________________________________________

3. Количество детей в семье, их возраст _____________________________

4. Наличие других членов семьи ___________________________________

5. Материальные условия жизни семьи ______________________________

6. Жилищные условия ___________________________________________

7. Наличие у ребенка места для занятий и отдыха _____________________

8. Характер внутрисемейных отношений (благоприятные, неблагоприятные, источники последних)  

Информация о детях с низким уровнем адаптации и проблемных семьях может быть передана классным руководителем школьному педагогу-психологу, который на основании данных связывается (с помощью классного руководителя) с родителями ребенка, проводит консультационную работу и (по необходимости и с согласия родителей) индивидуальную развивающе-коррекционную работу с ребенком. В наиболее трудных случаях педагог-психолог имеет возможность направить родителей в Медико-психолого-педагогический центр, где они смогут получить не только психолого-педагогическую консультацию по преодолению дезадаптации ребенка, но и квалифицированную медицинскую помощь. Информация о проблемных семьях классным руководителем передается социальному педагогу школы

Рембрандт

[править]

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к: навигация, поиск 

Рембрандт

Автопортрет (около 1661), Кенвуд-хаус, Лондон
Автопортрет (около 1661),
Кенвуд-хаус, Лондон

Имя при рождении:

Рембрандт Харменс ван Рейн

Дата рождения:

15 июля 1606

Место рождения:

Лейден

Дата смерти:

4 октября 1669 (63 года)

Место смерти:

Амстердам

Жанр:

живопись, гравюра

Commons-logo.svgРаботы на Викискладе

Ре́мбрандт Ха́рменс ван Рейн (нидерл. Rembrandt Harmenszoon van Rijn [ˈrɛmbrɑnt ˈɦɑrmənsoːn vɑn ˈrɛin], 16061669) — нидерландский художник, рисовальщик и гравёр, великий мастер светотени, крупнейший представитель золотого века голландской живописи[1]. Он сумел воплотить в своих произведениях весь спектр человеческих переживаний с такой эмоциональной насыщенностью, которой до него не знало изобразительное искусство[2]. Работы Рембрандта, чрезвычайно разнообразные по жанровой принадлежности, открывают зрителю вневременной духовный мир человеческих переживаний и чувств[3].

Содержание

[убрать]

[править] Биография

[править] Годы ученичества

Рембрандт Харменсзон («сын Харменса») ван Рейн родился 15 июля 1606 года (по некоторым данным, в 1607) в многодетной семье состоятельного владельца мельницы в Лейдене. Семья матери даже после Нидерландской революции сохраняла верность католическому вероисповеданию[3].

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a1/Rembrandt_concert.jpg/200px-Rembrandt_concert.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

«Концерт» 1626 года — пример ластмановского влияния на юного Рембрандта.

В Лейдене Рембрандт посещал латинскую школу при университете, но наибольший интерес проявлял к живописи. В 13 лет он был отдан учиться изобразительному искусству к лейденскому историческому живописцу Якобу ван Сваненбурху, католику по вере. Рембрандтовские работы этого периода исследователями не выявлены, и вопрос о влиянии Сваненберха на становление его творческой манеры остаётся открытым: слишком мало известно сегодня об этом лейденском художнике.

В 1623 году Рембрандт занимался в Амстердаме у Питера Ластмана, прошедшего стажировку в Италии и специализировавшегося на исторических, мифологических и библейских сюжетах[3]. Вернувшись в 1627 году в Лейден, Рембрандт совместно с другом Яном Ливенсом открыл собственную мастерскую и начал набирать учеников. За несколько лет он завоевал значительную известность.

[править] Влияние Ластмана и караваджистов

Ластмановское пристрастие к пестроте и мелочности исполнения[1] оказало огромное влияние на молодого художника. Оно явственно сквозит в его первых сохранившихся произведениях — «Побиении камнями св. Стефана» (1629), «Паламеде перед Агамемноном» (1626) и «Крещении евнуха» (1626)[3]. В сравнении с его зрелыми работами они необычайно красочны, художник стремится тщательно выписать каждую деталь материального мира[2], как можно достовернее передать экзотическую обстановку библейской легенды[3]. Почти все герои предстают перед зрителем наряженными в причудливые восточные наряды, блистают драгоценностями, что создаёт атмосферу мажорности, парадности, праздничности («Концерт», 1626; «Давид перед Саулом», 1627).

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/f/f3/Rembrandt_Christ_in_the_Storm_on_the_Lake_of_Galilee.jpg/200px-Rembrandt_Christ_in_the_Storm_on_the_Lake_of_Galilee.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Единственный морской пейзаж Рембрандта (ок. 1630 г.) был выкраден в 1990 году из музея Изабеллы Гарднер и до сих пор находится в розыске.

Итоговые произведения периода — «Товит и Анна», «Валаам и ослица» — отражают не только богатую фантазию художника, но и его стремление как можно выразительнее передать драматичные переживания своих героев. Подобно другим мастерам барокко, он начинает постигать значение резко вылепленной светотени для передачи эмоций[3]. Его учителями в отношении работы со светом были утрехтские караваджисты[3], но ещё в большей степени он ориентировался на произведения Адама Эльсхаймера — немца, работавшего в Италии[3]. Наиболее караваджистские по исполнению полотна Рембрандта — «Притча о неразумном богаче» (1627), «Введение во храм» (1628), «Христос в Эммаусе» (1629).

К этой группе примыкает первый дошедший до нас автопортрет (1628), на котором художник запечатлел себя в мастерской в момент созерцания собственного творения. Холст, над которым ведётся работа, вынесен на первый план картины; в сравнении с ним сам автор кажется карликом[3].

[править] Мастерская в Лейдене

Одним из неразрешённых вопросов творческой биографии Рембрандта является его художественная перекличка с Ливенсом. Работая бок о бок, они не раз брались за один и тот же сюжет, как, например, «Ослепление Самсона» (1628) или «Воскрешение Лазаря» (1630). Отчасти оба тянулись за Рубенсом, который слыл тогда лучшим художником всей Европы[3], иногда Рембрандт заимствовал художественные находки Ливенса, иногда дело было ровно наоборот[3]. По этой причине разграничение работ Рембрандта и Ливенса 1628-32 гг. представляет известные сложности для искусствоведов[3].

В 1629 году художника заметил секретарь принца Оранского, Константин Гюйгенс (отец Христиана Гюйгенса) — известный в то время поэт и меценат. В одном из писем того времени Гюйгенс превозносит Ливенса и Рембрандта как многообещающих молодых художников[3], а полотно Рембрандта «Иуда возвращает тридцать сребреников» он сравнивает с лучшими произведениями Италии и даже античности[3]. Это Гюйгенс помог Рембрандту связаться с богатыми клиентами и заказал ему несколько религиозных полотен для принца Оранского.

[править] Выработка собственного стиля

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/05/Rembrandt_aux_yeux_hagards.jpg/200px-Rembrandt_aux_yeux_hagards.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Таким изобразил себя Рембрандт в возрасте 23 лет.

В 1631 году Рембрандт перебрался в Амстердам, где свойственная эстетике барокко динамичность и внешняя патетика полотен[1] сыскали ему множество состоятельных почитателей, подобно Гюйгенсу увидевших в нём нового Рубенса. Год спустя Ливенс закрыл лейденскую мастерскую и уехал в Англию, где подпал под влияние ван Дейка, потом до возвращения на родину в 1644 году работал в Антверпене[3].

Период переезда в Амстердам ознаменовался в творческой биографии Рембрандта созданием множества этюдов мужских и женских голов[3], в которых он исследует своеобразие каждой модели, экспериментирует с подвижной мимикой лиц. Эти небольшие произведения, впоследствии ошибочно принимавшиеся за изображения отца и матери художника, стали настоящей школой Рембрандта-портретиста[3]. Именно портретная живопись позволяла в то время художнику привлечь заказы состоятельных амстердамских бюргеров и тем самым добиться коммерческого успеха.

В первые амстердамские годы видное место в творчестве Рембрандта занимает жанр автопортрета; изображая себя в фантастических одеяниях и замысловатых позах, он намечает новые пути развития своего искусства. Иногда пожилые персонажи этюдов, наряженные художником в роскошные восточные костюмы, преображаются его воображением в библейских персонажей[3]; таков задумчивый «Пророк Иеремия» из собрания Рейксмюсеума (1630). Для штатгальтера Фридриха-Генриха Оранского он создаёт парные полотна «Воздвижение креста» и «Снятие с креста» (1632-33), вдохновлённые многофигурными гравюрами Рубенса[3].

[править] Успех в Амстердаме

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/0e/Rembrandt-Belsazar.jpg/275px-Rembrandt-Belsazar.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

«Пир Валтасара» (1635)

Слава о Рембрандте как о незаурядном мастере распространилась по Амстердаму после завершения им группового портрета «Урок анатомии доктора Тульпа» (1632), на котором внимательные студенты-медики не были выстроены в параллельные ряды обращённых к зрителю голов, как то было принято в портретной живописи того времени, а строго распределены в пирамидальной композиции, позволившей психологически объединить всех действующих лиц в единую группу[3]. Богатство мимики каждого лица и драматическое использование светотени подводит итог под годами экспериментирования, свидетельствуя о наступлении творческой зрелости художника.

Первые годы в Амстердаме были самыми счастливыми в жизни Рембрандта. Состоявшийся в 1634 году брак с Саскией ван Эйленбюрх открывает перед художником двери особняков зажиточных бюргеров, к числу которых принадлежал её отец — бургомистр Леувардена[3]. Заказы сыплются к нему один за другим; не менее полусотни портретов датируются именно первыми годами пребывания Рембрандта в Амстердаме[3]. Особенно благоволили к нему консервативные меннониты. Немало шума наделал его двойной портрет меннонитского проповедника Корнелиса Ансло, который воспел в стихах сам Вондель[3].

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/b/b0/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_139.jpg/250px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_139.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Дрезденский автопортрет с Саскией на коленях (1636)

Материальное благосостояние Рембрандта позволило ему приобрести собственный особняк (см. дом Рембрандта), который он наполнял скупленными им у антикваров предметами искусства[2]. Это были не только картины итальянских мастеров и гравюры, но также античная скульптура, оружие, музыкальные инструменты[2]. Для изучения великих предшественников ему не было нужды выезжать из Амстердама, ибо в городе тогда можно было увидеть такие шедевры, как тициановский «Ариосто» и портрет Бальтазаре Кастильоне кисти Рафаэля[3]. Под влиянием этих работ Рембрандт переходит от двойных портретов к масштабным изображениям моделей в полный рост (кассельский портрет Андриса Граффа, 1639).

К числу наиболее значительных портретов тех лет принадлежат изображения Саскии — иногда в домашней обстановке, лежащей в постели, иногда в роскошных одеяниях (кассельский портрет, 1634) и театрализованных обличьях («Саския в образе Флоры», 1634). В 1641 году у них родился сын Титус; ещё трое детей умерли в младенчестве. Избыток жизненных сил художника в годы брака с Саскией с наибольшей бравурностью выражен в дрезденском «Автопортрете с Саскией на коленях» (1636). Иконография этой прославленной работы восходит к моралистическим изображениям разврата блудного сына из библейской притчи и тем самым предвещает неизбежность будущего раскаяния[3].

Это предсказание сбылось — Саския умерла через год после рождения сына, и в жизни Рембрандта начался период непрерывных личных утрат[2].

[править] Диалог с итальянцами

На творческий диалог Рембрандта с великими итальянскими художниками указывают не одни только портретные работы, но и многофигурные картины на мифологические и библейские темы, отразившие заботу художника о внешних эффектах и в этом отношении созвучные произведениям мастеров барочной Италии[2].

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/8/88/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_026.jpg/275px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_026.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

«Даная» в 1985 г. подверглась вандальному нападению, но была восстановлена российскими реставраторами.

Знаменитая «Даная» (1636) вся лучится светом[2]; вероятно, именно эту картину как одно из лучших своих произведений художник преподнёс в дар Гюйгенсу, о чём сохранилось указание в их переписке[3]. «Похищение Европы» и «Похищение Ганимеда» (оба 1632) — также обычные сюжеты итальянской живописи — совершенно преображены Рембрандтом путём введения, в первом случае, голландского пейзажа, во втором — иронической трактовкой легендарного юноши-красавца как младенца с искажённым гримасой ужаса лицом[3].

Как и в годы работы с Ластманом, творческое воображение Рембрандта требует библейских сюжетов с относительно неразработанной иконографией. В «Пире Валтасара» (1635) на лицах действующих лиц написан неподдельный ужас, впечатление тревоги усиливается драматичным освещением сцены. Не менее динамично «Жертвоприношение Авраама» (1635) — застывший в воздухе нож придаёт сцене непосредственность фотографического изображения[3]. Более поздняя версия этой композиции из Мюнхена — пример того, как качественно копировали картины Рембрандта его подмастерья[3].

Эффекты света и тени Рембрандт разрабатывал и в офортах («Христос перед Пилатом», 1636), которым нередко предшествовали многочисленные подготовительные рисунки. На протяжении всей последующей жизни офорты приносили Рембрандту не меньший доход, чем собственно живопись[3]. Как офортист он особенно славился применением сухой иглы, динамичного штриха и техники затяжки[1].

[править] «Ночной дозор»

Основная статья: Ночной дозор (картина)

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/2/28/The_Nightwatch_by_Rembrandt.jpg/265px-The_Nightwatch_by_Rembrandt.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Рембрандт. «Ночной дозор» (1642).

В 1642 году Рембрандт получил заказ на один из шести групповых портретов амстердамских мушкетёров для нового здания Стрелкового общества; два других заказа достались его ученикам. При создании этой четырёхметровой картины — самого масштабного из своих произведений[3] — Рембрандт порвал с канонами голландской портретной живописи, за два столетия предсказав художественные находки XIX века — эпохи реализма и импрессионизма. Модели были изображены весьма непосредственно, в движении, что вовсе не понравилось заказчикам, многие из которых оказались при этом задвинутыми на задний план:

Монументальное создание Рембрандта, запечатлевшее внезапное выступление в поход стрелковой роты, возглавляемой её командирами, решено им как массовая сцена, пронизанная движением толпы конкретных и безымянных персонажей и построенная на мерцающем контрасте ярко освещенных цветовых пятен и затенённых зон. Создающая впечатление разнобоя и напряжённости случайность запечатленной на полотне ситуации вместе с тем проникнута торжественностью и героическим подъёмом, сближается по своему звучанию с исторической композицией.[2]

Столь смелое сочетание группового портрета с военными воспоминаниями Нидерландской революции отпугнуло заказчиков, которые отказались принять эту работу. Биографы Рембрандта спорят о том, насколько неуспех «Ночного дозора» (именно такое название впоследствии получила картина, до реставрации 1940-х гг. скрытая под потемневшим лаком) имел на дальнейшую карьеру художника[4]. Конспирологическая версия истории «Ночного дозора» приведена в фильмах британского режиссёра Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007)[5] и «Рембрандт: я обвиняю!» (2008)[6].

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/a/a1/De_Nachtwacht_%281%29.JPG/265px-De_Nachtwacht_%281%29.JPG

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Рембрандт и герои «Ночного дозора» на площади Рембрандта в Амстердаме (скульпторы А. Татаринов, М. Дронов)

Каковы бы ни были причины охлаждения амстердамской публики к Рембрандту, результатом перемены во вкусах стало угасание его славы и постепенное обнищание. После «Ночного дозора» в мастерской Рембрандта остаются единичные ученики. Его прежние подмастерья, позаимствовав и развив какую-либо одну черту раннего Рембрандта, становятся более удачливыми и востребованными художниками, чем их учитель. Особенно характерен в этом отношении Говарт Флинк, в совершенстве освоивший внешнюю бравурность динамичных рембрандтовских полотен 1630-х гг. Лейденец Герард Доу — один из первых учеников Рембрандта — всю жизнь оставался под влиянием ластмановской эстетики полотен вроде «Концерта» 1626 года[3]. Фабрициус, который работал в мастерской около 1640 года, охотно экспериментировал с перспективой и разрабатывал высветленные фоны, что принесло ему незаурядный успех в Делфте[7].

То, что в продолжение 1640-х годов от Рембрандта отворачиваются заказчики и оставляют ученики, можно объяснить не только провалом «Ночного дозора», но и общим поворотом живописной моды в сторону скрупулёзной детализации, к которой сам Рембрандт был наиболее склонен в ранние годы[3]. Логика творческого развития вела художника в прямо противоположном направлении. С годами он стал отдавать предпочтение смелым мазкам кисти и резким контрастам света и тени, скрадывающей почти все фоновые детали[3].

[править] Переходный период

Сведений о частной жизни Рембрандта в 1640-е гг. в документах сохранилось мало[3]. Из учеников этого периода известен только Николас Маес из Дордрехта[3]. Видимо, художник продолжал жить на широкую ногу, как прежде. Семейство покойной Саскии высказывало озабоченность тем, как он распорядился её приданым[3]. Няня Титуса, Гертье Диркс, подала на него в суд за нарушение обещания жениться; ради улаживания этого инцидента художнику пришлось раскошелиться[3].

В конце 1640-х Рембрандт сошёлся со своей молодой служанкой Хендрикье Стоффелс, образ которой мелькает во многих портретных работах этого периода («Девушка у окна», «Купающаяся женщина», «Женщина в постели»). Приходской совет осудил Хендрикье за «греховное сожительство», когда в 1654 году у неё с художником родилась дочь Корнелия. В эти годы Рембрандт отходит от тем, имеющих грандиозное национальное либо общечеловеческое звучание[3]. Живописные работы этого периода немногочисленны; автопортреты и вовсе неизвестны[3].

Портреты семьи Рембрандта

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/9a/Self-portrait_at_34_by_Rembrandt.jpg/83px-Self-portrait_at_34_by_Rembrandt.jpg

Автопортрет, 1640

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/c/c4/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_089.jpg/77px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_089.jpg

Саския в красной шляпке

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/5e/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_102.jpg/84px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_102.jpg

Титус в красном берете

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7a/RembrandtHendrickje.jpg/95px-RembrandtHendrickje.jpg

Хендрикье Стоффелс

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/50/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_060.jpg/76px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_060.jpg

Хендрикье Стоффелс

Художник подолгу работает над гравированными портретами бургомистра Яна Сикса (1647) и других влиятельных бюргеров. Все известные ему приёмы и техники гравировки пошли в ход при изготовлении тщательно проработанного офорта «Христос, исцеляющий больных», более известного как «Лист в сто гульденов», — именно столько выручил за него художник на аукционе[3]. Над этим офортом, поражающим тонкостью светотеневой игры, он работал шесть лет, с 1643 по 1649 годы[3]. До 1660 года продолжалась работа над последним офортом Рембрандта, «Три креста» (не закончен).

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/55/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_058.jpg/200px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_058.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

«Святое семейство» (1645, Эрмитаж).

В годы жизненных невзгод внимание художника привлекают пейзажи с нахмуренными облаками, шквальным ветром и прочими атрибутами романтически взволнованной природы в традициях Рубенса и Сегерса[3]. К жемчужинам рембрандтовского реализма принадлежит «Зимний пейзаж» 1646 года. Однако вершиной мастерства Рембрандта-пейзажиста были не столько живописные работы, сколько рисунки и гравюры, такие как «Мельница» (1641) и «Три дерева» (1643)[3]. Он осваивает и другие новые для себя жанры — натюрморт (с дичью и освежёванными тушами) и конный портрет (хотя, по общему мнению, лошади Рембрандту никогда не удавались)[8][9].

Поэтическое истолкование в эти годы получают сцены повседневной домашней жизни,[2] каковы два «Святых семейства», 1640 и 1645 годов. Вкупе с «Прощанием Давида и Ионафана» (1642), «Поклонением пастухов» (1646) и «Отдыхом на пути в Египет» (1647) они позволяют говорить о наметившейся у Рембрандта тенденции к идеализации патриархального уклада семейной жизни[1]. Эти работы согреты тёплыми чувствами родственной близости, любви, сострадания[2]. Светотень в них достигает невиданного прежде богатства оттенков. Колорит особенно тёплый, с преобладанием мерцающих красных и золотисто-коричневых тонов[1].

[править] Поздний Рембрандт

В 1653 году, испытывая материальные трудности, художник передал почти всё своё имущество сыну Титусу[3], после чего заявил в 1656 г. о банкротстве. После распродажи в 1657-58 гг. дома и имущества (сохранился интересный каталог художественного собрания Рембрандта)[3] художник перебрался на окраину Амстердама, в еврейский квартал, где провёл остаток жизни[1]. Самым близким к нему человеком в те годы, по-видимому, оставался Титус; именно его изображения наиболее многочисленны. На одних он предстаёт принцем из волшебной сказки, на других — сотканным из солнечных лучей ангелом[2]. Смерть Титуса в 1668 году стала для художника одним из последних ударов судьбы; его самого не стало годом позже.

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/7/7f/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_049.jpg/200px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_049.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Здесь художник изобразил себя в виде апостола Матфея, а сына — как вдохновляющего его ангела.

Отличительная черта рембрандтовского творчества 1650-х — ясность и монументальность крупнофигурных композиций[1]. Характерна в этом отношении работа «Аристотель перед бюстом Гомера», исполненная в 1653 году для сицилийского аристократа Антонио Руффо и проданная в 1960 году его наследниками американскому музею за рекордную на тот момент сумму в два с лишним миллиона долларов[10]. Аристотель погружён в глубокое раздумье; внутренний свет, кажется, исходит от его лица и от бюста Гомера, на который он возложил свою руку[3]. Парное с «Аристотелем» изображение Александра Македонского сохранилось фрагментарно[3].

Если на полотнах 1650-х годов число фигур никогда не превышает трёх, то в последнее десятилетие своей жизни Рембрандт возвращается к созданию многофигурных композиций. В двух случаях это были крупные и престижные заказы. Групповой портрет «Синдики» (1662), несмотря на естественность поз, оживлённость мимики и спаянность композиционного решения, представляет собой шаг назад по сравнению с бескомпромиссным натурализмом «Ночного дозора»[3]. Монументальная героическая фреска «Заговор Юлия Цивилиса» (1661) создавалась для новой Амстердамской ратуши, но по каким-то причинам не удовлетворила заказчиков и не была оплачена[3]. Фрагмент картины, сохранившийся в Стокгольме, поражает суровым реализмом и неожиданными вспышками светлых красок на фоне окружающей тьмы[2].

Последние два десятилетия жизни Рембрандта стали вершиной его мастерства как портретиста[2]. Моделями выступают не только товарищи художника (Николас Брейнинг, 1655; Герард де Лересс, 1665; Йеремиас де Деккер, 1666), но и безвестные солдаты, старики и старухи — все те, кто подобно автору прошёл через годы горестных испытаний[2]. Их лица и руки озарены внутренним духовным светом. Парадный портрет Яна Сикса (1654), натягивающего на руку перчатку, выделяется редкостной гармонией колорита, широтой пастозных мазков. Внутреннюю эволюцию художника передаёт череда автопортретов, раскрывающая зрителю мир его сокровенных переживаний. К серии автопортретов примыкает вереница изображений умудрённых жизнью апостолов; нередко в лице апостола угадываются черты самого художника[3].

Рембрандтовские старики

Rembrandt Harmenszoon van Rijn - Portrait of a Bearded Man in Black Beret.JPG

Rembrandt Harmenszoon van Rijn - An Old Man in Red.JPG

Rembrandt Harmenszoon van Rijn - Bust of an Old Man in a Fur Cap.JPG

Rembrandt Harmensz. van Rijn 106.jpg

Rembrandt Harmensz. van Rijn 142.jpg

[править] Последние работы

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/0/01/Rembrandt_Harmenszoon_van_Rijn-_Assuerus%2C_Haman_and_Esther.JPG/250px-Rembrandt_Harmenszoon_van_Rijn-_Assuerus%2C_Haman_and_Esther.JPG

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Сильно повреждённая картина «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660, ГМИИ им. Пушкина)

Художественный гений Рембрандта развивался по восходящей[2]. Его последние работы представляют собой уникальное явление в истории живописи. Секрет их липких, как бы стекающих по холсту красок до сих пор не разгадан. Фигуры монументальны и нарочито приближены к передней плоскости холста. Художник останавливается на редких библейских сюжетах, поиск соответствий которым в Библии до сих пор занимает исследователей его творчества. Его влекут такие моменты бытия, когда человеческие переживания проявляются с наибольшей силой[2].

Глубокое драматическое напряжение свойственно таким работам, как «Ассур, Аман и Эсфирь» (1660) и «Отречение апостола Петра» (1660). По технике исполнения им созвучны последние картины, объединённые семейной темой, — неоконченное «Возвращение блудного сына» (1666), семейный портрет из Брауншвейга (1669) и т. н. «Еврейская невеста» (1665). Датировка всех этих произведений условна, обстоятельства их создания окружены тайной. Исследователи с трудом подбирают слова для описания их густых «переливающихся и тлеющих в золотистой мгле красок», нанесённых на холст шпателем, или мастихином[3]:

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/9/91/Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg/220px-Rembrandt_Harmensz._van_Rijn_-_The_Return_of_the_Prodigal_Son.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

«Возвращение блудного сына» (ок. 1666-69, Эрмитаж)

Активное действие отсутствует, статичные, внешне сдержанные персонажи, подчас окутанные сиянием парчовых одежд, выступают из окружающего их затенённого пространства. Господствующие темные золотисто-коричневые тона подчиняют себе все краски, среди которых особая роль принадлежит горящим изнутри, подобно тлеющим углям, оттенкам красного. Густые рельефные мазки, пронизанные движением светоносной красочной массы, сочетаются в затенённых зонах с написанными тонким слоем прозрачными лессировками. Фактура красочной поверхности произведений позднего Рембрандта кажется мерцающей драгоценностью. Волнующая человечность его образов отмечена печатью таинственной красоты.[2]

Рембрандт скончался 4 октября 1669 года в Амстердаме. Похоронили его в амстердамской Вестеркерк[3]. На предпоследнем автопортрете черты автора, поражённого смертью сына, искажены горькой усмешкой, однако в самом последнем автопортрете он, несмотря на бросающуюся в глаза физическую немощь, спокойно смотрит в лицо судьбе[2]. Всего за свою жизнь Рембрандт создал около 400 картин, 300 гравюр, 1400 рисунков и 300 офортов[11]. Достижения Рембрандта-рисовальщика не уступают его достижениям в области живописи[2]; особенно ценятся его поздние рисунки, выполненные тростниковым пером[1].

[править] Посмертная слава

Человечеству понадобилось два столетия, чтобы в полной мере оценить значение творчества Рембрандта. Хотя ещё Джованни Кастильоне и Джованни Баттиста Тьеполо вдохновлялись его офортами[3], смелость Рембрандта-живописца и меткость его наблюдений в качестве рисовальщика впервые получили признание в XIX веке, когда художники реалистической школы Курбе (а в России — передвижники) противопоставили его глубоко прочувствованную поэзию света и тени беспрекословной чёткости и ясности французского академизма[12].

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/5/52/Rembrandt_van_Rijn_-_The_Windmill.jpg/265px-Rembrandt_van_Rijn_-_The_Windmill.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Знаменитый офорт «Мельница» (1641).

Ещё сто лет назад самым большим собранием рембрандтовских полотен мог похвастаться Императорский Эрмитаж[13], однако в XX веке часть этого собрания была распродана, некоторые картины были переданы в Пушкинский музей, авторство других было оспорено. В течение всего XX века голландцы вели кропотливую работу по скупке полотен Рембрандта и их возвращению на родину; в результате этих усилий наибольшее число картин Рембрандта можно ныне увидеть в амстердамском Рейксмюсеуме[14]. В амстердамском доме художника с 1911 года также действует музей, где выставлены преимущественно офорты[15].

[править] Проблемы атрибуции

Основная статья: Исследовательский проект Рембрандт

Одной из неразрешимых проблем для исследователя творчества Рембрандта до последнего времени оставалось огромное число копий и реплик с его полотен, которые с незапамятных времён проходили в каталогах под его именем[16]. Так, например, известно десять версий картины «Иуда возвращает тридцать серебреников», которые невозможно однозначно атрибутировать определённому художнику[17]. В 1968 году в Амстердаме заработал Исследовательский проект Рембрандт, поставивший своей целью составление критически выверенного реестра произведений Рембрандта с использованием новейших техник атрибуции. За годы его работы число атрибутируемых Рембрандту полотен сократилось до 350 единиц[18]. Скажем, из 12 картин, выставлявшихся в Собрании Уоллеса под именем великого художника, проект подтвердил рембрандтовское авторство только одной[19]. Успех проекта сподвиг учёных на подобные исследования в отношении других художников, в частности, Тициана.

[править] Ученики

http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/4/45/Rembrandshuis.jpg/250px-Rembrandshuis.jpg

http://bits.wikimedia.org/skins-1.5/common/images/magnify-clip.png

Дом Рембрандта в год 400-летия художника.

[править] Известные картины

[править] Примечания

↑ Показывать компактно

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 М. В. Доброклонский. "Рембрандт, Харменс ван Рейн" // Большая советская энциклопедия / Гл. ред. С. И. Вавилов. — 2 издание. — М.: Сов. энциклопедия, 1965.
  2. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 Т. Каптерева. Рембрандт Харменс ван Рейн. // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия. — М.: Белый город, 2006. — Т. 3.
  3. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 Silver, Larry. Статья «Rembrandt». Британская энциклопедия, 15th edition
  4.  Berger, Harry. Manhood, Marriage, & Mischief: Rembrandt’s 'Night watch' and other Dutch group portraits. Fordham University Press, 2007. ISBN 0-8232-2557-7. Page 177.
  5.  Фильм Питера Гринуэя «Ночной дозор» (2007) (англ.) на сайте Internet Movie Database.
  6.  Фильм Питера Гринуэя «Рембрандт: я обвиняю!» (2008) (англ.) на сайте Internet Movie Database.
  7.  Roland E. Fleischer, Susan Scott Munshower, Susan C. Scott. The Age of Rembrandt: Studies in Seventeenth-century Dutch Painting. Pennsylvania State Press, 1988. ISBN 0-915773-02-3. Page 96.
  8.  Rembrandt's Trick with Mirrors  (англ.). — Interview with Nigel Konstam. Проверено 8 марта 2009.
  9.  Art in the Making: Rembrandt. Yale University Press, 2006. Page 189.
  10.  Knox, Sanka. Museum Gets Rembrandt for 2.3 Million, The New York Times (16 ноября 1961). Проверено 9 марта 2009.
  11.  Turner, Jane. The Dictionary of Art. Grove’s Dictionaries, 1996. Page 152.
  12.  Alison McQueen. The Rise of the Cult of Rembrandt: Reinventing an Old Master in Nineteenth-century France. Amsterdam University Press, 2003. ISBN 90-5356-624-4.
  13.  Ст. «Рембрандт ван Рейн» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона.
  14.  Rembrandt's Pupils  (англ.). — Официальный сайт Рейксмюсеума. Проверено 9 марта 2009.
  15.  Collection history  (англ.). — Сайт дома-музея Рембрандта в Амстердаме. Проверено 9 марта 2009.
  16.  См. подробнее: Catherine B. Scallen. Rembrandt, Reputation, and the Practice of Connoisseurship. Amsterdam University Press, 2004. ISBN 90-5356-625-2.
  17.  Kristin Bahre u. a. (Hrsg.): Rembrandt. Genie auf der Suche. DuMont Literatur und Kunst, Köln 2006. Seite 208.
  18.  De Witt, David. A Rembrandt comes out of the shadows., Queen's Quaterly (22 декабря 2003). Проверено 8 марта 2009.
  19.  Gash, John. Rembrandt or not? - Rembrandt Research Project attempts to authenticate certain works., Art in America (January 1993). Проверено 8 марта 2009.

[править] Ссылки

commons:

Рембрандт на Викискладе?

Эта статья входит в число хороших статей

✰

Эта статья входит в число хороших статей русскоязычного раздела Википедии.

Источник — «http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B5%D0%BC%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B4%D1%82»

Категории: Персоналии по алфавиту | Родившиеся 15 июля | Родившиеся в 1606 году | Умершие 4 октября | Умершие в 1669 году | Художники по алфавиту | Художники Нидерландов | Картины Рембрандта | Родившиеся в Лейдене | Умершие в Амстердаме

Скрытые категории: Статьи со ссылками на Викисклад | Википедия:Хорошие статьи | Википедия:Хорошие статьи по алфавиту | Википедия:Избранные статьи ca-wiki | Википедия:Избранные статьи de-wiki | Википедия:Избранные статьи el-wiki | Википедия:Избранные статьи nl-wiki | Википедия:Хорошие статьи en-wiki | Википедия:Избранные статьи af-wiki

Личные инструменты
Пространства имён
Варианты
Просмотры
Действия
Поиск

Начало формы

Найти

Конец формы

Навигация
Участие
Печать/экспорт
Инструменты
На других языках
  • Powered by MediaWiki
  • Wikimedia Foundation

Мюзикл "Notre Dame de Paris"

назад

Мюзикл "Notre Dame de Paris"
Мюзикл

Премьера мюзикла Notre Dame de Paris состоялась в сентябре 1998 года. Происходило это, во Дворце Конгресса в Париже. Рассчитывали на 800 зрителей - пришло 2000... Но уже за 9 месяцев до этого, в январе 1998 года в Каннах на интернациональном фестивале музыкальной индустрии (MIDEM) впервые выступали будущие звёзды Notre Dame de Paris - Bruno Pelletier, которого французский зритель открыл для себя еще в Starmania, Luck Mervil, рокер с Гаити, в то время уже звезда Квебека. И затем - волшебное трио "BELLE", песни, которой суждено было стать настоящим хитом шоу, - Daniel Lavoie, Patrick Fiori и Garou. Для Noa это было одно из её немногочисленных выступлений в роли Эсмеральды... Её соперницу, Флёр-де-Лис, играет Julie Zenatti. В свои 17 лет она стала настоящей сенсацией.
Всё началось с того, что встретились два человека - автор, Luc Plamondon и композитор Richard Cocciante. Richard Cocciante: Мы пообещали друг другу, что однажды мы должны создать что-то - музыкальную комедию, оперу - что-нибудь, что угодно. И вот несколько лет назад у Люка появилась идея, он спросил у меня: "А почему бы не Notre Dame de Paris?"
Luc Plamondon: Мне хотелось создать длинную, универсальную историю. Я сказал себе: "Хорошо, в конце концов я рискую связаться с историей, известной во всём мире... что ж, никто не знает, возможно это поможет открыть двери... в оставшийся мир."
Как и во времена соборов, всё было сделано грандиозно. Специалист в области монументальной декорации Catherine Feff покрыла Дворец Конгресса 700 квадратными метрами полотна, предоставленного Charles Talar и Loulling System, продюсерами Notre Dame de Paris. Maxime Ruiz и Alain Siauve нанесли на него фреску. Она пробудет на этом месте целый год, как одна из достопримечательностей столицы...
Мастера и художники! В проекте Notre Dame de Paris они получили поистине радужные перспективы.
Luck Mervil: Это честь работать с таким человеком, как Luc Plamondon. Это шанс работать с действительно фантастической командой, командой, проверенной временем, играть прекрасную роль Клопена, короля воровского притона.
Они отдали весь свой талант и всю свою душу, причём и звёзды наравне с остальными, как, например, хор иммигрантов, которыми руководстят Richard Cocciante и Marina Albert. Что уж говорить о звёздах...
Среди артистов есть и дети. Детский хор Bondy - это те самый ангельские голоса, что мы слышим в песне Ave Maria...
Richard Cocciante: Музыканты у нас исключительные, играют они замечательно! Это Serge Perathoner за клавишными, Jannick Top - бас. И вместе мы делаем аранжировку для наших песен. На ударниках у нас Claude Salmieri, на гитаре - Claude Engel, Marc Chantereau - перкуссия. Manu Guiot занимался записью и микшированием. Они - лучшие!
Сцена просто монументальна. 20,20 метров в длину, 8,90 метров в высоту. Один только колокол - 100 килограмм, а все вместе - 20 тонн! Создатель - Christian Ratz. В ходе гастролей сцену перевозят из города в город на 9 грузовиках. К этому ещё нужно добавить костюмы, которые создал Fred Sathal, освещение Alain Lortie...
Дворец Конгресса готов разместить 3700 зрителей каждый вечер.
Перед премьерой, которая состоялась 16 сентября 1998 года - два месяца интенсивных репетиций. Каждый день, с полудня до полуночи ритуал неутомимо повторяется... Gilles Maheu, мастер церемонии, оттачивает каждый нюанс: "Garou может страдать ради искусства, но в нём его сердце". Дублёры готовы заменить основной состав, и шоу может продолжаться без единой заминки. Они за сценой, но, быть может, уже завтра станут звёздами... Gilles Maheu: "Требуется дисциплина, выносливость, сила воли и по-настоящему сильное желание успеха. Не каждый день создаются подобные большие проекты, но ясно одно: для того, чтобы участвовать в деле, подобном этому, ты должен быть крепкой фигурой, как физически, так и морально".

Танцоры и акробаты труппы... пробовали многие, но выбрали лишь немногих! Из 700 кандидатов только 16 получили роли... Создатель балета - хореограф Martino Muller, танцор классического жанра который работал в знаменитой Берлинской опере...
Но выше всего этого сгустка талантов секрет успеха Notre Dame de Paris лежит в объединённом вдохновении.
Luc Plamondon: Я нашёл в Richard Cocciante своего музыкального соавтора, с которым я, если можно так выразиться, вновь открыл в себе стремление создавать. Это было дело большого напряжения и эмоций. Когда просматриваешь написанное, кажется, что , возможно, зритель тоже будет тронут.
Richard Cocciante, Luc Plamondon, Patrick Vilaret и Charles Talar - они разделяют это чудо...
"Belle"... гимн, гимн любви... Было продано 2,5 миллиона синглов, песня стала победителем "Victoires de la Musique", ещё один приз был получен на "World Music Awards", и главное, к безмерной гордости, в номинации песни песней века...
Но легенда только начинается. Скоро красота Эсмеральды будет воспета на всех языках мира...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика нарушений дисциплины и адаптация гиперактивных детей к школе.

Проводить работу по профилактике нарушений дисциплины и адаптации гиперактивных детей к школе необходимо с первого класса, там, как, в более позднем возрасте резко возрастает риск антисоциальног...

Профилактика нарушений письменной речи у первоклассников

Презентация для родительскокого собрания в первом классе первое полугодие, по проблеме нарушений письменной речи учителя-логопеда....

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи

Рекомендации и советы логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи...

"Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников."

Консультация  для родителей "Профилактика нарушений письма и чтения у первоклассников"Цель: помочь родителям, вовремя исправить дефект речи ребёнка, направить в правильное русло развитие речи, на...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений устной и письменной речи.

Путь профилактики нарушений письменной речи будущего первоклассника должен быть основным в решении данной проблемы и осуществляться не только силами специалистов, но и в семье. Родителям важно понять,...

Рекомендации логопеда родителям будущих первоклассников по профилактике нарушений письменной речи.

Важным направлением работы логопеда является просветительская деятельность родителей, где в доступной для их понимания форме будет изложена информация о нарушениях письменной речи и о возможност...