Психолого-логопедическое сопровождение родителей детей с нарушениями в речи, как один из способов профилактики школьной дезадаптации первоклассников.
статья на тему

Седых Наталья Викторовна

О совместной работе психолога и логопеда с родителями первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stat_2_office_word_2.docx17.96 КБ

Предварительный просмотр:

Психолого-логопедическое сопровождение родителей детей с нарушениями в речи, как один из способов профилактики школьной дезадаптации первоклассников.

Для лучшей адаптации ребенка в первом классе и полноценного речевого развития младших школьников необходима совместная работа учителя, психолога и логопеда с родителями. Ведь не секрет, что наилучшие результаты отмечаются там, где специалисты и родители действуют согласованно

Для этого в нашем учебном заведении созданы все условия, начиная от странички на школьном сайте, где дается общая информация по определенным темам, до индивидуальных консультаций детей и родителей. Традиционными формами работы являются выступления на педагогических советах, МО учителей начальной школы, родительских собраниях. Но самым действенным является прямое общение с родителями. В это время они могут задать вопрос и сразу получить на него ответ.

      В процессе регулярных индивидуальных бесед и консультаций родители получают полную информацию об организации логопедической и психологической помощи их детям. Родители знакомятся с основными вопросами психологии и педагогики, содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса. Организуется  совместная  работа родителей и детей по выполнению домашних логопедических заданий.

Учителем-логопедом даются рекомендации по выполнению заданий, подчеркивая необходимость и важность использования речевого общения с детьми, не только в качестве автоматизации полученных навыков, но и в плане психологической сплоченности  в семье. Родители получают также информацию об уровне речевого развития своего ребенка, его мотивации и состоянии  высших психических функций. Ведь ни для кого не секрет, что своевременное и правильное развитие речи является залогом не только хорошей успеваемости в школе, но и гарантией своевременного формирования всей психических функций ребёнка. Для этого, по запросу родителей, проводится диагностика ребенка.

          Логопедическая диагностика  предполагает  обследование: звукопроизношения; фонематического слуха и  восприятия; словарного запаса; лексико-грамматических понятий; развития мелкой и артикуляционной  моторики; связной речи.

Психологическое обследование  предполагает исследование мотивации; темпа умственной и моторной деятельности; состояния высших психических функций; способности к саморегуляции; пространственных представлений, понятийного и логического мышления; развития мелкой моторики.

Многим родителям знакомство с результатами обследования дает истинное представление о речевом развитии их детей и значении работы учителя – логопеда и педагога-психолога. Некоторые из них проявляют обеспокоенность и активно включаются в коррекцинно–воспитательный процесс, другие,  к сожалению, предпочитают не замечать трудностей в развитии ребенка, его успехи и неудачи их не волнуют.

Описанные формы работы с родителями эффективно применяются в нашей школе, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей младшего школьного возраста.        

Важным фактором является работа с родителями в период предшкольной подготовки.  В это время для них авторитет учителя, психолога и логопеда очень высок. Чем эффективнее сработают данные специалисты, тем легче ребенку будет учиться в первом классе, тем благоприятней  завершится период  адаптации у этих ребят.

Белгородская обл.

Г.Старый Оскол

МОУО « СОШ № 24 с УИОП»

Учитель-логопед Седых Н.В.,

Педагог-психолог Лаврентьева Т.А.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Профилактика школьной дезадаптации первоклассников

В связи с введением ФГОС ООО в начальном звене  воникает потребность разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.  С целью предотвращения явления...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....

Профилактика школьной дезадаптации первоклассников

В статье описываются результаты исследования адаптации учащихся первых классов и определяются факторы, влияющие на процесс школьной адаптации. Даются рекомендации педагогам и родителям по взаимодейств...

Коррекция нарушений в устной и письменной речи детей с билингвизмом как один из факторов профилактики школьной дезадаптации

В статье дается общая характеристика билингвизма и его влияние на развитие ребёнка, раскрываются проблемы социокультурной и социально-психологической адаптации мигрантов и их детей и предлагаются прие...