Профилактика школьной дезадаптации первоклассников
статья (1 класс)

Захарова Татьяна Витальевна

В статье описываются результаты исследования адаптации учащихся первых классов и определяются факторы, влияющие на процесс школьной адаптации. Даются рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с тревожными детьми.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, тревожность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профилактика школьной дезадаптации у учащихся первых классов

Захарова Татьяна Витальевна, педагог-психолог

ГБОУ лицей № 299 (г. Санкт-Петербург)

В статье описываются результаты исследования адаптации учащихся первых классов и определяются факторы, влияющие на процесс школьной адаптации. Даются рекомендации педагогам и родителям по взаимодействию с тревожными детьми.

Ключевые слова: адаптация, дезадаптация, тревожность.

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Первоклассник осваивает новую социальную роль — роль ученика, ведущей становится учебная деятельность. Ребенок оказывается в новой социальной среде, появляются одноклассники, учителя. Наконец, меняется уклад жизни, появляются новые обязанности [5].

Адаптация понимается как приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режимным моментам [4]. Ребенок, который соответствует требованиям школьной системы, считается адаптированным [1].

Школьная дезадаптация — термин, фактически определяющий любые затруднения, возникающие у ребенка в процессе обучения. К числу первичных, внешних признаков школьной дезадаптации относят затруднения в учебе и нарушения поведения школьника [4].

В данной статье описываются результаты психологического исследования адаптации первоклассников и, на основе данного исследования, раскрываются факторы, влияющие на адаптацию.

Исследование, в котором приняли участие первоклассники в количестве 91 человека, проходило с использованием следующей программы[1]:

  1. Определение сформированности «внутренней позиции школьника». Методика, представляющая собой перечень вопросов о школе, помогает выяснить, осознает ли ребенок цели и важность учения, как первоклассник воспринимает учебный процесс. Позиция считается сформированной, если ребенок хочет ходить в школу, ему нравится учиться, Он осознает важность и необходимость учения, проявляет познавательный интерес. Позиция сформирована на среднем уровне, если ребенку нравится ходить в школу, но цели и важность учения им не осознаются в полной мере. Позиция школьника не сформирована, если ребенок ходит в школу только для того, чтобы играть, общаться, не осознает цели и важности учения.
  2. Определение мотивов учения. С помощью проективной методики исследователь определяет уровень мотивации, а также ведущий мотив учения: учебный, социальный, игровой, позиционный, направленность на оценку или избегания неудач (внешний).
  3. Исследование адаптации методом М. Люшера — определение эмоционального отношения ребенка к школьным ситуациям. Ребенку предлагается соотнести предложенные цвета с различными школьными ситуациями. Уровни выполнения: 1) положительное отношение – большинство предложенных ситуаций соотносится с красным, желтым, синим и зеленым цветами; 2) возможно проявление негативного отношения к школе в целом или к отдельным сторонам учебного процесса – более половины предложенных ситуаций соотносятся с основными цветами, 3) преобладание негативного отношения к школе – ребенок меньше, чем в 50% случаев выбирает для обозначения предложенных ситуаций красный, желтый, синий или зеленый цвет.).
  4. Проективная методика диагностики школьной тревожности (А. М. Прихожан). О наличии школьной тревожности можно говорить в том случае, если ребенок в 50% случаев говорит о том, что мальчик (девочка) на картинке грустит или у героя плохое настроение. Важно учитывать и обоснование ответа.
  5. Методика «Рисунок человека». Данная методика используется для определения наличия недостаточной сформированности познавательной сферы первоклассника.

По сумме баллов, полученных ребенком, определяется уровень адаптации - хороший, средний, низкий. Успешно адаптирующийся ребенок учится с удовольствием, выполняет все требования учителя, у него преобладает хорошее настроение, складываются дружеские отношения с одноклассниками, отношение к учителю в целом положительное. Уровень адаптации средний, если ребенку в целом нравится в школе, но могут возникать трудности в учебной деятельности по причине недостаточной мотивации. Низкий уровень мотивации свидетельствует о преобладании негативного отношения к школе, низкой мотивации, наличии отрицательных эмоций. У такого ребенка не складываются отношения с учителем и одноклассниками.

Результаты исследования:

Хороший уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Внутренняя позиция школьника

26,00%

58,00%

19,00%

Мотивация

37,00%

53,00%

10,00%

У большинства первоклассников был определен средний уровень сформированности внутренней позиции школьника и мотивации.

Устойчивое позитивное эмоциональное отношение к школе зафиксировано у 73% учащихся. У 27% учеников какие-то ситуации вызывают позитивное отношение, какие-то, напротив, негативное. Первоклассников с преобладанием негативного отношения к школе в данной выборке не обнаружено.

Тревожность является повышенной у 22% первоклассников.

Рисунок человека, соответствующий возрастным нормам зафиксирован у 70% учеников. То есть у 30% первоклассников возможно недостаточное развитие компонентов познавательной сферы.

В целом 29,5% учащихся первых классов имеют хороший уровень адаптации, у 67,5% уровень адаптации средний, у троих выявлен низкий уровень адаптации.

Корреляционный анализ показал, что все определяемые показатели имеют статистически значимую положительную связь с показателем адаптации. То есть успешная адаптация связана с сформированной позицией ученика, высокой мотивацией, положительным настроем у первоклассника к школе, достаточным уровнем развития познавательной сферы. Было обнаружено, что наиболее тесную связь с показателем адаптации имеет показатель школьной тревожности (коэффициент корреляции = 0,564). Таким образом, наличие школьной тревожности у первоклассника может играть первостепенную роль в развитии такого явления, как школьная дезадаптация.

В педагогике выделяют пять основных видов школьной дезадаптации: интеллектуальный, эмоционально-оценочный, поведенческий, соматический, и коммуникативный. Интеллектуальная дезадаптация, связанная с несформированностью основных познавательных и учебных навыков. Возникает в результате недостатка внимания и пробелов в знаниях. Поведенческая дезадаптация характеризуется сознательным или несознательным нежеланием ребенка следовать правовым, моральным и этическим нормам, принятым в школе. К проявлениям поведенческой дезадаптации относятся агрессивность, конфликтность и недисциплинированность. Коммуникативная дезадаптация проявляется как проблемы с социализацией. Эмоциональная дезадаптация характеризуется повышенным уровнем тревожности, переживания за свои успехи. Часто сочетается с низкой самооценкой и высокой мотивацией. Соматическая дезадаптация проявляется в частых заболеваниях и соматических состояниях, которые препятствуют ученику посещать школу [7].

Известно, что школьная тревожность - это специфический вид тревожности, характерный̆ для определенного класса ситуаций — ситуаций взаимодействия ребенка с различными компонентами школьной̆ образовательной̆ среды. Интенсивное, дезорганизующее учебную деятельность переживание тревожности рассматривается как системообразующий̆ признак школьной̆ дезадаптации или неконструктивного протекания процесса адаптации. Наиболее типично возникновение школьной тревожности, связанной̆ с социально - психологическими факторами или фактором образовательных программ [3].

Для профилактики явлений школьной дезадаптации, наряду с развитием психических процессов и учебных умений, традиционно используются приемы стабилизации эмоциональной сферы, развития волевой саморегуляции, коммуникативных навыков, навыков самопознания и рефлексии [3;4].

Для коррекции тревожности используют приемы повышения самооценки детей, обучение способам снятия мышечного и эмоционального напряжения, обучение навыкам владения собой в трудных для ребенка ситуациях [2].

Очевидно, что для профилактики школьной дезадаптации недостаточно только психологических занятий, направленных на коррекцию тревожности и страхов у первоклассников, а также развитие познавательных процессов и функций. Огромную роль в успешном вхождении ребенка в школьную систему играют родители и педагоги. В связи с этим, предлагаются следующие рекомендации:

В классах необходимо работать над созданием безопасной образовательной среды, включающей в себя бережное отношение к первокласснику: единство и адекватность требований, создание ситуации успеха, повышение самооценки. При выполнении заданий необходим общий положительный эмоциональный фон. Недопустимо сравнивать ребенка с кем-либо, особенно, если это сравнение не в его пользу. Сравнение должно быть только с собственными успехами и неудачами ребенка. Желательно не ставить тревожных детей в ситуации соревнования, не вызывать для ответа первыми. Предлагать планы выполнения заданий, алгоритмизировать деятельность. Осторожно и дозировано использовать критику. Обращаться к ребенку по имени. Хвалить за самостоятельность. Позволять детям помогать учителю в классе, давать несложные посильные поручения.

Рекомендации родителям тревожных детей [6]:

  1. Будьте последовательны в воспитании.
  2. Демонстрируйте образцы уверенного поведения.
  3. Общаясь с ребёнком, не подрывайте авторитет других значимых для него людей.
  4. Учитывайте возможности ребенка, не требуйте от него того, что он не может выполнить. Если ребёнку с трудом даётся какой-либо учебный предмет, помогите ему, поддержите, а при достижении даже малейших успехов не забудьте похвалить.
  5. Снижайте количество замечаний.

Выполнение данных рекомендаций способствует снижению школьной тревожности и тем самым будет содействовать успешной адаптации первоклассников. Кроме этого, адаптации будет содействовать развитие познавательного интереса через наглядность и занимательность изучаемого материала, а также развитие психических процессов, расширение кругозора.

Литература:

  1. Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах (1, 5, 10 классы) : система работы с детьми, родителями, педагогами / авт.-сост. С. А. Коробкина. - Изд. 2-е. - Волгоград : Учитель, 2019.
  2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. М.: Генезис, 2000.
  3. Микляева А.В., Румянцева П.В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. – СПб.: Речь, 2004.
  4. Шарапановская Е. В. Социально-психологическая дезадаптация детей и подростков: Диагностика и коррекция. - М.: ТЦ Сфера, 2005.
  5. Школьный психолог. № 19, 2008.
  6. https://infourok.ru/rekomendacii-pedagogam-i-roditelyam-trevozhnih-detey-2748523.html
  7. http://pedsovet.su/metodika/6308_desadaptacia_eto


[1]         Дарья Соловьева. Программа исследования адаптации первоклассников. // Школьный психолог №19, 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа с родителями дошкольников в период подготовки детей к школе: профилактика школьной дезадаптации

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Многочисленные “можно”, “нельзя”, “надо”, “положено”, “прав...

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

Программа профилактики школьной дезадаптации "Трудности первоклассника"

Тема школьной дезадаптации приобретает в настоящее время все большую актуальность. Атмосфера современного школьного обучения складывается из совокупности умственных, эмоциональных и физических нагрузо...

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

Профилактика школьной дезадаптации первоклассников

В связи с введением ФГОС ООО в начальном звене  воникает потребность разработки и реализации психолого-педагогического сопровождения учащихся начальной школы.  С целью предотвращения явления...

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ.

ОРГАНИЗАЦИЯ  ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ  МЕЖДУ  ДОУ И ОУ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ ПЕРВОКЛАССНИКОВ....