Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Ракитина Ольга Владимировна

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети знакомятся с основными эмоциями (злость, радость, испуг, удивление) - учатся их распознавать, определять признаки различных эмоциональных проявлений, а также определять эми  оциональное состояние в соответствии с различными ситуациями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл raduga_emotsiy_novoe.docx19.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №29

 города Липецка «Университетская»

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций»

(из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития»

по профилактике школьной дезадаптации).

Подготовила: педагог-психолог

первой квалификационной категории

 Люфт Ольга Владимировна

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций».

Цели:

образовательная - формирование эмоционально-волевой сферы;

развивающая - развитие произвольного внимания и коммуникативных навыков;

воспитательная - воспитание уважительного и доброжелательного отношения к окружающим.

Задачи:

1. знакомство с понятием «эмоции», развитие умения распознавать и описывать свои эмоции и эмоции других людей;

2. содействие формированию произвольности и саморегуляции поведения, снятие страхов и эмоционального напряжения, формирование регулятивных УУД;

3. развитие у детей социальных и коммуникативных умений, необходимых для установления межличностных отношений со сверстниками и соответствующих отношений с педагогами, формирование коммуникативных УУД;

4. создание условий для развития групповой сплоченности классного коллектива, принятия ребенком себя как представителя новой социальной общности.

Ход занятия.

I. Вводная часть.

Цель: создание эмоционально комфортной атмосферы, введение в тему занятия.

Материалы: перчаточная кукла Незнайка или игрушка, интерактивная доска или экран, подборка моментов из мультфильма.

Описание:

Психолог: Здравствуйте, ребята! Повернитесь друг к другу лицом, поприветствуйте друг друга по имени и улыбнитесь.

Посмотрите, ребята, кто пришел к нам сегодня в гости?  Как зовут этого героя? Какое настроение у Незнайки, как вы думаете? Как вы это определили? Помните, ребята, Незнайка жил в Цветочном городе и у него был много друзей-коротышек.

Давайте посмотрим на наш волшебный экран и вспомним их!

(По каждому фрагменту попросить детей определить настроение персонажа-какое настроение у …?. Примеры на доске-таблички с эмоциями).

  1. «Незнайка за рулем» - 4-ая минута. Что чувствует Торопыжка и остальные коротышки? Используйте опорные слова на доске.
  2. «Незнайка за рулем» - 10:50. Что чувствует Пончик, Винтик и Шпунтик?
  3. «Незнайка за рулем» - 17:40. Какое настроение у Незнайки?
  4. «Воздушный шар» - 14:15. Что чувствует Знайка?
  5. «Незнайка-художник» - 10:04. Что чувствует Гунька?

Психолог: Ребята, мы с вами увидели, что у героев было разное настроение.

Ребята, а кто догадался, о чем мы сегодня будем говорить на занятии?

(Об эмоциях, о настроении……)

Правильно, и знаете учеными доказано, что на наше настроение и самочувствие влияет цвет. 

Красный цвет повышает активность помогает избавиться от сомнений страхов и вселяет в человека решимость и оптимизм, но в то же время этот цвет предупреждают об опасности.

Оранжевый и желтый – цвет радости, веселья и счастья.

Зеленый цвет – он успокаивает и освежает, это цвет природы и весны.

Голубой цвет – цвет прохлады, спокойствия, расслабления.

Фиолетовый цвет – цвет чувствительности, капризности.

Психолог: Ребята, скажите, а в каком явлении природы мы наблюдаем сразу все эти цвета? (Радуга).

В радуге это соединение не только цветов, это ещё и целый спектр эмоций – от спокойствия, умиротворения до бурной радости, оптимизма и счастья.

Ребята, а кто может сформулировать тему нашего занятия?

(Тема «Радуга эмоций»).

Правильно! Мы будем с вами учиться узнавать эмоции и выражать их с помощью мимики, жестов и слов, а также внимательно слушать и правильно выполнять различные задания, быть дружными, понимать друг друга.  

II. Основная часть.

Упражнение "Найди половинку".

Цель: развитие навыков межличностного общения, умения определять эмоциональное состояние.

Материалы: заготовки бланков с нарисованными эмоциями (портреты гномиков), музыкальная композиция.

Описание:

Психолог: Ребята, мы уже немного научились узнавать эмоции, а для того, чтобы лучше их запомнить, мы поиграем с вами в игру «Найди половинку». Правила игры: каждый из вас получает половинку от целой картинки. Я включаю музыку и пока она играет ваша задача найти себе среди ребят пару так, чтобы ваши половинки образовали целую картинку.

(Звучит музыка, дети выполняют задание)

Психолог: Молодцы, ребята, вы справились с заданием! А теперь давайте посмотрим, какое настроение у каждой из картинок.

(По очереди дети отвечают на вопрос: - Какая эмоция? - Как вы это определили? Дети описывают эмоции)

Психолог: Ребята, вы все правильно говорите, а это значит, что эмоции мы можем определить по выражению лица. И чтобы потренироваться в выражении этих эмоций мы с вами сейчас поиграем еще в одну игру, которая называется "Эмоциональная гимнастика".

Упражнение «Эмоциональная гимнастика»

Цель: развитие умений выражать и определять различные эмоциональные состояния.

Материалы: не требуются.

Описание:

Психолог: А теперь ребята, каждая пара продемонстрирует нам ту эмоцию, которая у них получилась.

(Психолог по очереди вызывает каждую пару).

Психолог: Ребята, вы чувствуете здесь обиду, радость и т.д. Молодцы, у вас правильно получилось выразить свою эмоцию с помощью мимики.  

Мы совсем забыли про нашего друга Незнайку, а он к нам пришел не с пустыми руками. Он принес нам…. Кто догадался? Цветик – семицветик. Это не простой цветок, он волшебный. Посмотрите - у него разноцветные лепестки и на каждом лепестке для вас, ребята, приготовлено задание. Каждый из вас оторвет лепесток, на котором написано начало предложения, а вам необходимо придумать его окончание.

(Психолог подходит к каждому из ребят, лепесток отрывается и читается задание - ребенок должен закончить предложение (Мне грустно, когда…, Мне обидно, когда..., и т.д.).

Психолог: Ребята у вас у всех все получилось, вы молодцы!  А сейчас немного отдохнем. Я попрошу вас встать, быть внимательными и повторять за мной движения.

(Вызвать одного ребенка к доске. Физминутка).

III. Заключительная часть.

Психолог: Молодцы, ребята! А теперь давайте подведем итог и проверим все ли из вас научились различать эмоции? А для этого сыграем в игру «Конструктор эмоций».

Упражнение «Конструктор эмоций».

Цель: закрепление представлений детей об эмоциональных состояниях.

Материалы: конверты по числу участников, листы А4 по числу участников, части лица (глаза, брови, губы) отражающие различные эмоции, клей-карандаш, музыкальная композиция.

Описание:

Психолог: В каждом конверте наборы частей лица. Вам необходимо из частей сделать аппликацию. Открывайте свои конверты, доставайте содержимое и принимайтесь за работу.

(Под музыку дети создают аппликации).

Психолог: Я вижу вы уже готовы. А скажите ребята, у всех ли аппликации получились одинаковые? (Нет). А чем они отличаются? (Они отличаются настроением). Какая эмоция у вас получилась?

(Дети по очереди отвечают, эмоции вывешиваются на магнитную доску)

Психолог: Молодцы, ребята, у нас получилась целая галерея различных эмоций!

IV.Рефлексия.

Цель: подведение итогов занятия.

Материалы: магниты двух цветов (синего и желтого), смайлики желтого цвета.

Психолог: Наше занятие подходит к концу, давайте вспомним - о чем мы сегодня говорили и что нового узнали на занятии? А скажите, ребята, вам понравилось наше занятие? Мне хотелось бы, чтобы вы вышли к доске и передали свое настроение и впечатление от занятия, используя цвета радуги. Спокойное или грустное настроение можно обозначить магнитом фиолетового, синего или зеленого цветов; если вам радостно и весело используйте желтый, оранжевый и красный цвета.

Я желаю вам всегда сохранять хорошее настроение и дарю вам желтые смайлики. Мне было с вами очень приятно работать, спасибо вам, до новой встречи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа коррекционно-развивающих занятий для учащихся первого класса "Психологическое развитие"+презентации на развитие психофизических способностей, анкеты для детей, анкеты и советы родителям.

Программа направлена на развитие познавательной сферы школьников, так как именно познавательное развитие обеспечивает основу успешности школьного обучения....

Методические рекомендации в помощь педагогам и родителям детей с задержкой психического развития для профилактики школьной дезадаптации.

В статье описываются психофизиологические особенности развития детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития, влияющие на школьную дезадаптацию. Раскрываются параметры успешной а...

ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ...

Программа Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Лесная школа"

Пояснительная запискаНачало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к ново...

Программа коррекционно- развивающих занятий Для учащихся 1-4 классов школы VIII вида в форме индивидуально- групповых консультаций с элементами социально- психологического тренинга по теме «Азбука позитивного общения»

Предполагаемая программа коррекционно-развивающих занятий рассчитана на учащихся школы VIII вида.Главная цель– развитие личности ребенка, в частности, его самосознания и рефлексивных способносте...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...