Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»
учебно-методическое пособие (1 класс)

Исаева Валентина Викторовна

Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ослабленным здоровьем.

Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Раздел 4. Заключительная часть.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации дошкольников с ослабленным здоровьем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл umk.docx93.08 КБ

Предварительный просмотр:

Учебно-методическое пособие

Программа коррекционно-развивающих занятий

по профилактике социальной дезадаптации

у первоклассников с ослабленным здоровьем  

«Путь к успеху!»

Цель программы: создание благоприятной обстановки для нормализации межличностного взаимодействия между первоклассниками и преодоления социальной дезадаптации.

Данная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с ослабленным здоровьем.

Формы и методы работы: основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, психогимнастика, релаксационные методы, продуктивно-творческая деятельность.

Программа включает себя четыре раздела:

Раздел 1. Введение. Знакомство школьника с нормами школьной жизни

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Раздел 4. Заключительная часть.

В каждое занятие включены упражнения, направленные на развитие познавательных психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения)

Структура каждого занятия включает в себя:

1. Организационный момент

2. Разминка

3. Основная часть

4. Заключительная часть. Ритуал прощания

Планируемый результат: благоприятное течение социально-психологической адаптации дошкольников с ослабленным здоровьем.

Основные показатели благоприятной адаптации ребенка:

- сохранение физического, психического и социального здоровья детей;

- удовлетворенность ребенка - ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов;

- установление контакта со сверстниками, с учителем;

- удовлетворенность межличностными отношениями – со сверстниками, с учителем;

- формирование адекватного поведения.

Пространственно-временная организация

Программа рассчитана на работу в группе из 10-14 человек.  Продолжительность занятий: 20-30 минут. Периодичность встреч: 2 раза в неделю, в течение 2 месяцев.

Содержание программы коррекционно-развивающих занятий

по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем  «Путь к успеху!»

Планирование игровых занятий

Название занятия

Цель занятия

Количество часов

Раздел 1. Введение. Создание доброжелательной атмосферы в коллективе

1

«Знакомство»

Помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослым, осознать себя как личность

1

2

«Какой я?»

Познание себя при помощи группы, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, развитие навыков сотрудничества, воображения.

1

3

«Я – школьник!»

Закрепить знания первоклассников о правилах школьной жизни.

1

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

4

«Мои эмоции»

Развивать умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

1

5

«Моё настроение»

Осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

1

6

«Я радуюсь!»

Знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

1

7

«Я грущу»

Рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.

1

8

«Я владею собой»

Развитие произвольной регуляции поведения детей, повышение уверенности в себе.

1

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

9

«Я общаюсь»

Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений.

1

10

«Я понимаю, меня понимают»

Усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие навыков сотрудничества.

1

11

«Я и мои друзья»

Формирование уважительного отношения друг к другу.

1

12

«Я и волшебство»

Развитие сочувствия и внимания к людям.

1

13

«Я умею мириться»

Формирование способности к разрешению конфликтов; развитие эмпатии.

1

14

«Я уверен в себе»

Повысить у детей уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности; научить двигательному раскрепощению, развитие эмпатии.

1

Раздел 4. Заключительная часть

15

«Паутинка дружбы»

Сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата в группе.

1

Содержание коррекционно-развивающих занятий программы по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

Раздел 1. Введение. Создание доброжелательной атмосферы в коллективе

Занятие 1. «Знакомство»

Цель: помочь детям войти в контакт друг с другом и со взрослым, осознать себя как личность.

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Меня зовут ______________, я школьный психолог. Мы с вами будем встречаться 2 раза в неделю – будем играть, рисовать, слушать сказки, учувствовать в конкурсах, а так же выполнять интересные задания.

А пришла я к вам не одна. Со мной волшебный первоклассник, и его зовут – ёжик Тимофей. Тема нашего занятия – «Знакомство». Вы познакомитесь со мной, ёжиком Тимофеем, и друг с другом, а мы познакомимся с вами.

Упражнение «Приветствие в кругу» (авторское)

Цель: представление участников.

Инструкция: Ёжик Тимофей интересуется, что люди делают при знакомстве? (ребята отвечают на вопрос)

Верно, приветствуют друг - друга.  Я сейчас поприветствую вас, а вы в ответ, приветствуете меня (кивок головы, ладошкой)

Упражнение  «Давайте знакомиться» [40, c. 48]

Цель: создание доброжелательной атмосферы в коллективе.

Инструкция: Ёжик Тимофей предлагает познакомиться. По моей команде вы назовёте свое имя, а по сигналу  (поднести палец к губам) - молчок.

Ой, какой шум и гам. Тимофей интересуется: «Узнали ли вы имена друг – друга?», «Получилось ли наше знакомство?».

Ни я, ни ежик Тимофей не услышали, как вас зовут, ведь было шумно – все говорили одновременно. Что же делать? Правильно, надо говорить по очереди, и тогда мы услышим имя каждого.

 Психолог предлагает детям представиться, затем встать по кругу и назвать свое имя с улыбкой, глядя в глаза стоящему справа соседу.

Ставится стул в середину круга, один ребенок садится на стул, остальные по очереди говорят ему свой вариант ласкового имени. Когда все участники по одному разу назовут имя сидящего на стуле, он встает, благодарит за приятные слова кивком головы и словом «спасибо» выбирает и называет наиболее понравившееся.

Упражнение «Броуновское движение» [40, c. 17]

Цель: раскрепощение членов группы,  установление контактов друг с другом.

Инструкция: Представим себе, что все мы атомы. Атомы выглядят так (показать). Атомы постоянно двигаются и объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное, оно определяется тем, какое число я назову. Мы все сейчас начнем быстро двигаться, и я буду говорить, например, три. И тогда атомы должны объединиться в молекулы по три атома в каждый. Молекулы выглядят так (показать).

Упражнение  «Солнце светит на того» [41, c. 122]

Цель: помочь участникам ближе узнать друг друга, сплотиться.

Инструкция: Стоящий в центре круга (для начала им буду я) предлагает поменяться местами (пересесть) всем тем, кто обладает общим признаком. Например, я скажу: "Пересядьте все те, кто родился весной" - и все, кто родился весной, должны поменяться местами. При этом тот, кто стоит в центре круга, должен постараться успеть занять одно из освободившихся мест, а кто останется в центре без места, продолжает игру. 

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Ребята, и мне и ёжику Тимофею очень приятно было с вами познакомиться. До свидания. До новых встреч.

Занятие 2. «Какой я?»

Цель: познание себя при помощи группы, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки и актуализации личностных ресурсов, развитие навыков сотрудничества, воображения.

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня мы с ёжиком Тимофеем пришли к вам! Тимофей, как и я, очень ждал встречи с вами, он хочет лучше узнать вас.

Упражнение «Имя-движение» [7, c. 28]

Цель: упражнение дает возможность представиться, лучше узнать друг друга, способствует самопознанию, так как позволяет получить обратную связь от группы, взглянув на свое движение со стороны.

Инструкция: участники встают в круг, каждый из них по очереди выходит на шаг вперед, произносит свое имя и делает какое-нибудь движение, дающее ему возможность выразить себя. Группа повторяет имя хором, сопровождая его таким же движением.

Упражнение «Шерлок Холмс» [18, c. 154]

Цель: настроить детей на работу и успокоить их, если они возбуждены.

Инструкция: В комнате Тимофей спрятал красную точилку (или другую маленькую вещь), которую необходимо найти. Разрешается повсюду ходить и заглядывать во все углы. Нет необходимости искать её на ощупь, открывать шкафы и ящики, так как она лежит на видном месте. Тот, кто найдет точилку, должен сохранить свою находку в тайне, не выдавая себя ни смехом, ни намеками. Он просто должен сесть на свое место и молча наблюдать, как остальные продолжают поиск. Тот, кто первым её найдет, в следующий раз прячет.

Упражнение «Я великий мастер…» [64, c. 87]

Цель: развивает умение хвалить себя, позволяет увидеть, что ты в чем-то являешься мастером.

Инструкция: Каждый по кругу заканчивает фразу: «Я великий мастер…» Называются только положительные качества, которые подчёркиваются говорящим.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 3. «Я - школьник!»

Цель: закрепить знания первоклассников о правилах школьной жизни..

Организационный момент

Здравствуйте ребята! Сегодня я и ёжик Тимофей снова пришли к вам в класс.

Упражнение «Цвет моего настроения» [21, c. 65]

Цель:  упражнение в умении определять свое настроение при помощи цвета.

Инструкция: Ежик Тимофей предлагает вам представить, что у каждого из нас сейчас в руках воздушный шарик. Это не простые шарики, поскольку цвет воздушного шарика – это цвет нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет воздушного шарика, который сейчас держим в руках.

Ребята, ежик Тимофей очень любит сказки. А вы?

Сказка М.А. Панфиловой  Создание «Лесной школы» [40, c. 70]

Жил-был Ёжик. Он был маленький, кругленький, серого цвета, с остреньким носиком и черными глазками-пуговками. На спине у Ежика были самые настоящие колючки. Но он был очень добрым и ласковым. А жил Ежик в школе.

Да, в самой обыкновенной школе, где было много детей, которых учили мудрые учителя. Как он сюда попал, Ежик и сам не знал: может быть, какой-то школьник принес его для "живого уголка" еще крохотным, а может, он и родился в школе. Сколько Ежик себя помнил, он всегда вспоминал школьные звонки, теплые руки детей, вкусные угощенья и уроки...

Очень нравилось Ежику, как проходили уроки. Вместе с детьми Ежик учился читать, писать, считать, изучал и другие предметы. Конечно, это было незаметно для людей. Им казалось: бегает Ежик, радуется жизни. А Ежик мечтал...

И мечтал он о том, что, когда вырастет, станет учителем и сможет научить своих лесных друзей всему, что умеет и чему научился сам у людей в школе.

Вот Ежик стал взрослым, и пришла пора осуществиться его мечте. Лесные жители построили настоящую школу, в которой будут учиться зайчата, лисята, волчата, мышата и другие зверята. Учитель-Еж готовил класс к приему первоклассников. В светлой комнате стояли столы, стульчики. На стене висела доска, на которой можно писать мелом. Еж принес учебники - книжки с картинками, которые помогут научить писать, считать.

Сорока принесла в Лесную школу блестящий звонкий колокольчик.

- Зачем ты принесла в школу какую-то игрушку? - спросил у Сороки Сторож-Крот. - Ведь в школе не играют, а учатся!

Сорока важно ответила:

- Меня Еж попросил. Я буду отвечать за звонки.

- А зачем нам звонить? Школа же не пожарная машина! - удивился Крот.

- Эх, ты ничего про школу не знаешь! Если звенит звонок - значит, пора на урок. А если на уроке звонок, значит, пора отдохнуть, дружок! - затрещала Сорока.

- Подожди, Сорока, объясни мне еще разок. Если ребята придут в школу, то, услышав звонок, побегут на урок?

- Да, только не побегут, а подойдут к столикам, будут ждать начала урока, - ответила Сорока.

- Это верно! - подхватил Еж. - Именно так делают настоящие школьники.

- Так наши ребята - зверята могут и не знать эти правила? - заволновался Крот.

- Придут в школу и узнают! - вновь затрещала Сорока.

- Да, - подтвердил Еж, - узнают, как стать школьником, как правильно писать, считать и многое другое.

Еж, Крот и Сорока затихли. В Лесной школе было тихо и свежо. В ожидании первоклассников деревья на школьном дворе принарядились и шелестели своей желто-красной листвой. Казалось, что они тоже разговаривают.

- Пора, пора! - объявляет всему лесу клен.

- В школу, в школу! - шепчет березка.

Беседа по сказке

Какое школьное правило рассказали сторожу Кроту?

Как готовился учитель Ёж к учебному году? С каким настроением он ожидал учеников?

Игра «Дотронься до…» [8, c. 16]

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Инструкция: Все играющие одеты по-разному. Ведущий выкрикивает: «дотронься до…синего!». Дети должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета периодически меняются. Кто не успел, тот ведущий. Взрослый следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.

Сказка М.А. Панфиловой  «Школьные правила» [40, c. 76]

На следующий день наши первоклассники спешили в школу. Они смело поднимались по школьным ступенькам, вспоминая события прошлого дня. Когда прозвенел звонок, Еж увидел готовность всех учеников к уроку. Все ребята стояли около своих столиков и улыбались своему Учителю.

- Здравствуйте, садитесь, пожалуйста! - сказал Еж. - Сегодня мы на этом уроке поговорим о правилах. Что такое правило, кто нам скажет?

- Мне мама говорила, - произнесла Белочка, - что существуют правила питания. Например, когда мы кушаем, то надо меньше разговаривать, чтобы лишний воздух не попал в животик.

- А мне папа говорил, - продолжал разговор Волчонок, - что во всем мире живет много правил. Есть правила питания, есть правила игр, поведения: в лесу, на дороге, в гостях и в других местах.

- "Правило" - значит делать правильно" - подвел итог Медвежонок.

- Молодцы! - похвалил всех Учитель. - А зачем нужны эти правила, может быть, и без них можно прожить?

- Наверное, можно, но ведь будешь тогда всегда на своих ошибках учиться, - улыбаясь, произнес Волчонок. - Как мы вчера с Белочкой.

- Да, и неприятностей будет много, - согласилась с другом Белочка. - А я не люблю неприятности.

- Неприятности никто не любит, - подтвердил Учитель. - Поэтому и появились правила, чтобы знать, как лучше жить и со всеми дружить.

- Как у Вас так интересно стихи получаются? - удивился Заяц.

- А мы сейчас вместе стихи сочинять будем о школьных правилах. Согласны, ребята?

Конечно, согласны! - хором ответили ученики.

- Я буду называть правило, а вы будете из него стихотворение придумывать.

Правило первое: В школе все ученики здороваются, улыбаясь взрослым и друг другу.

Готово! - обрадовался Лисенок. - В школе "Здравствуй" говорят и с улыбкой дарят взгляд!

- Отлично, Лисенок!

Второе правило потруднее:

До звонка на урок надо подготовить все необходимое для учебы. А когда прозвенит звонок, каждый ученик ждет приглашения учителя около своей парты.

- Можно я попробую? - предложил Зайчонок. -

До звонка ты приходи

И порядок наводи!

По звонку все дружно в ряд

Ждут учителя, стоят!

- Молодец, Зайчонок!

Третье правило: Чтобы узнать новое и многому научиться на уроке, ученики внимательно слушают и выполняют требования учителя. К товарищу с просьбой обращаются редко и только шепотом, а к учителю обращаются, подняв руку.

- Это сложно! Не знаю, подойдет ли то, что я придумал, - проворчал Медвежонок.

Друга зря не беспокой.

Береги его покой.

На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

если хочешь отвечать

или важное сказать.

- Очень хорошо, Медвежонок!

Правило четвертое: Когда отвечает ученик, подсказки запрещаются, пусть он сам спокойно вспоминает ответ, сам учится думать.

- Это легко! - воскликнул Волчонок.

На уроке ждут ответ.

Кто-то знает, кто-то нет.

Отвечает только тот,

Кого учитель назовет.

- Превосходно! Да вы как настоящие поэмы сочиняете! Еще попробуем?

Правило пятое, оно уже вам знакомо: Играем на перемене в спокойные игры, чтобы все смогли отдохнуть и товарищам не мешать. Да, помните о подготовке к следующему уроку и о порядке на парте, в классе.

- Сейчас моя очередь! - произнесла Белочка.

Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть,

Подготовь к уроку все,

Чтоб училось нам легко!

- Да, замечательно! Я думаю, что вам будет учиться легко и интересно, раз вы так хорошо справились с этим сложным заданием, - порадовался за своих учеников Еж. - Эти пять правил мы запомним, но существуют и другие правила, с которыми вы познакомитесь позже.

Беседа по сказке

Давайте вспомним все школьные правила.

Игра  «Для чего ходят в школу» [64, c. 67]

Психолог: У ежика Тимофея есть приятель, его зовут бельчонок Дима, и он не знает для  чего ходят в школу. Давайте поможем бельчонку. Если то, что он говорит, правильно, вы хлопните в ладоши. Если неправильно топаете ногой. Приготовились?

  • В школу ходят, чтобы играть. 
  • В школу ходят, чтобы читать.
  • В школу ходят, чтобы считать. 
  • В школу ходят, что научиться дружить.
  • В школу ходят, чтобы писать.
  • В школу ходят, чтобы драться.
  • В школу ходят, чтобы выполнять задания учителя.
  • В школу ходят, чтобы учиться. 

Бельчонок Дима узнал сегодня, что в школу ходят для того, чтобы учиться, чтобы узнать много нового, что может пригодиться в жизни, что в школу ходят, чтобы внимательно слушать учителя, выполнять его задания, чтобы подружиться с ребятами в классе и доброжелательно относиться друг к другу.

Ребята, я вижу, вы настоящие ученики.

Упражнение «Рисуем школьные правила» (авторское)

Цель: невербальное воплощение школьных правил.

Инструкция: Ребята, Вам понравились сказки? (дети отвечают) Хорошо, а теперь ежик Тимофей предлагает Вам нарисовать школьные правила.

Выставка детских рисунков

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Раздел 2. Развитие эмоционально-волевой сферы

Занятие 4 «Мои эмоции»

Цель: развивать умение узнавать, показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня я снова пришла к вам с ежиком. Кто запомнил, как его зовут? А кто помнит, как зовут всех ребят?

Игра «Снежный ком» [41, c. 58]

Цель: разминка, настроиться на рабочий лад, запомнить имена всех участников.

Инструкция: Участник, у которого в руках мячик, должен повторить имена все, кто кидал мяч до него, и только после этого назвать свое имя.

Упражнение «Передай улыбку по кругу» [18, c. 53]

Цель: создание доброжелательной атмосферы, положительных эмоций.

Инструкция: У меня сегодня хорошее настроение, и я хочу передать свою улыбку вам по кругу (педагог улыбается, рядом стоящему ребенку, этот ребенок улыбается своему соседу и т.д.).

Послушайте историю ежика Тимофея про бельчонка Диму.

Бельчонок Дима пришёл в школу. Он подошел к двери в класс и заглянул внутрь. На его мордочке было вот такое чувство (показ карточки "робость"). Оно называется?

А робкий - это какой? Какие чувства он  испытывает? (Не смелый, боязливый, скромный, всего боится)

Давайте попробуем изобразить его. Глаза чуть опущены. Голова слегка наклонена в бок. Кто хочет изобразить бельчонка Диму?.. (дети изображают мимикой чувство робости)

Что могут сделать ученики лесной школы, чтобы помочь Диме? (Познакомиться, пригласить принять участие в игре)

Мимическая гимнастика  «Победи свой страх» [18, c. 178]

1. Страхи нас пугают,

    Корчат злые рожи,

    Станем на секундочку

    Мы на них похожи.                   злость

2. Покажите-ка мне все,

    Как можно испугаться?             испуг

3. «Как будто» бы заплачем,

   И станем обижаться.                  обида

4. Теперь за руки возьмёмся,

    Страхам дружно улыбнёмся!     радость

    Три раза хлопнем,

    Три раза топнем,

     Руки вверх поднимем,

     На весь лес все крикнем:

     «Не боюсь!»

    Ещё раз: «Не боюсь!»

    Снова улыбнёмся,

    Громко рассмеёмся!                                        

Упражнение «Солнечный зайчик» [18, c. 165]

Цель: снятие мышечного напряжения.

Инструкция: А теперь закроем глаза. Пусть каждый представит себе, что в глаза ему заглянул солнечный зайчик. Закройте их ладошками. Зайчик побежал дальше по лицу, нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, рту, щечках, подбородке. Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть. Погладьте голову, шею, руки, ноги... Он забрался на животик, погладьте его там. Солнечный зайчик любит вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним. Что вы чувствуете сейчас? (Спокойствие)

Игра «Азбука настроения» [11, c. 59]

Цель: распознавание эмоций.

Инструкция:         Бывают чувства у зверей,

                                 У рыбок, птичек и людей.

                             Влияет, без сомнения,

                                На всех нас настроение.

                                 Кто веселится?

                                 Кто грустит?

                                Кто испугался?

                                 Кто сердит?

                                 Рассеет все сомнения

                                 Азбука настроения.

                                                       (И. Белопольская)

(Детям раздается по конверту с набором из шести карточек, на каждой из которых изображен персонаж с разным эмоциональным состоянием.)

 Инструкция: Внимательно рассмотрите свои карточки... А теперь по моему сигналу поднимите карточку, на которой ваш персонаж удивлен, радуется... и т. д.

Упражнение «Неоконченное предложение» [64, c. 48]

Цель: рефлексия.

Инструкция: Я читаю начало предложений, а вы заканчиваете их.

Радость — это...

Удивление — это…

Страх — это...

Злость — это...

Грусть — это…

Психолог: Молодцы! Вот и закончилось наше путешествие в страну Эмоций.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 5. «Моё настроение»

Цель: осознание своего эмоционального состояния, снижение психоэмоционального напряжения, развитие умения чувствовать настроение и сопереживать окружающим.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Мы с ежиком Тимофеем приветствуем вас! Сегодня мы поговорим о настроении. Тимофею интересно, а какое у вас сейчас настроение?

Упражнение «Цвет моего настроения» [7, c. 119]

Цель: упражнение в умении определять свое настроение при помощи цвета.

Инструкция: Представим, что на нас сейчас надеты волшебные майки, цвет которых является цветом нашего настроения. Мы будем называть свое имя и цвет своей волшебной майки.

Упражнение «Возьми и передай» [64, c. 35]

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Инструкция: Дети встают в круг, берутся за руки, смотрят друг другу в глаза и мимикой передают радостное настроение, добрую улыбку.

Упражнение «Превращения» [18, c. 76]

Цель: снятие напряжения, развитие креативности.

Инструкция: Психолог предлагает детям:

  • нахмуриться как… осенняя туча; рассерженный человек;
  • позлиться как… злая волшебница; два барана на мосту; голодный волк; ребёнок, у которого отняли мяч;
  • испугаться как … заяц, увидевший волка; птенец, упавший из гнезда;
  • улыбнуться как … кот на солнышке; само солнышко; хитрая лиса.

Рисование на тему «Моё настроение» (авторское)

После выполнения рисунков дети рассказывают, какое настроение они изобразили.

Игра «Что может поднять тебе настроение» [40, c.39]

Цель: обсуждения способов повышения настроения

Инструкция:

Психолог: Ежику Тимофею интересно, что может поднять ваше настроение? Если вы согласны, покажите большой палец вверх, если не согласны – вниз.        

Веселая шутка, таблетки, хорошая передача по телевизору, веселая музыка, уколы, цветы, цирк, книга, рисование, воздушный шарик.

Вот сколько способов поднять настроение есть!

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 6. «Я радуюсь!»

Цель: знакомство с чувством радости; развитие умения адекватно выражать свое эмоциональное состояние; развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека.

Упражнение «Доброе животное» [18, c. 128]

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.        

Инструкция: Ведущий тихим, таинственным голосом говорит: Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы – одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох – делаем шаг вперед, на выдох – шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох – 2 шага назад. Вдох – 2 шага вперед. Выдох – 2 шага назад.

Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук – шаг вперед, стук – шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе

Упражнение «Глаза в глаза» [41, c. 76]

Цель: развивать в детях чувство эмпатии.

Инструкция: Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом. Смотрите друг другу только в глаза, чувствуя руки, попробуйте молча передать разное состояние: «я грущу», «мне весело», «давай играть», «я рассержен».

А теперь посмотрите на лицо этого человека (пиктограмма "радость"). Как вы думаете, этот человек грустный? А может быть, он сердитый? Или веселый, радостный?.. Да, этот человек радостный. Попробуем изобразить радость на своем лице. Что для этого нужно сделать?

Упражнение «Азбука настроений» [7, c.99]

Цель: развивать способность понимать и выражать с помощью движений и речи эмоциональное состояние другого.

Инструкция: На карточках изображены мама, папа, кошка, мышка, попугай и рыбка. Они все радостные на этих картинках. Каждый ребенок должен подумать и решить, какую роль он сможет сыграть. Те ребята, которые возьмут какую-нибудь карточку, должны будут выйти и представиться от имени выбранного персонажа. Например: "Я — кошка. Я живу в доме. Люблю пить молоко. Я радуюсь, когда поймаю мышку".

Упражнение «Бабочка» [18, c. 157]

Цель: снятие напряжения.

Инструкция: свести лопатки на вдохе (как будто бабочка сложила крылышки), на выдохе лопатки развести (бабочка расправила крылышки).

Упражнение: «Букет приятных событий» [64, c. 18]

Цель: развитие способности понимать свое эмоциональное состояние.

Инструкция: «А сейчас мы с вами будем составлять букет, но не простой, а букет приятных событий.

На лепестках вам нужно написать: Я радуюсь, когда…Я счастлив, когда…Я весел, когда…

В центре: Я радуюсь, когда…(желтый). Я счастлив, когда…(красный). Я весел, когда…(оранжевый). Далее скрепляем и получаем букет цветов – приятных событий».

Упражнение «Волшебный платок» [41, c. 73]

Цель: снять эмоциональное напряжение, дать детям возможность творчески выразить себя, развивать способность к переключению внимания с одного образа на другой.

Инструкция: «Представьте себе, что мы попали в театр. В театре есть сцена, актеры и зрители. Выберем место для сцены. Для того чтобы узнать, кто из вас будет актером, а кто — зрителем, проведем небольшую артистическую разминку.

У меня в руках платок. Попробуйте с помощью платка, а также различных движений и мимики (выражения лица) изобразить:

— бабочку,

— принцессу,

— волшебника,

— бабушку,

— фокусника,

— человека, у которого болит зуб,

— морскую волну,

— лису.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 7. «Я грущу»

Цель: рассмотреть особенности содержательного наполнения грусти и печали; обучать распознаванию и описанию своих чувств и чувств других людей.

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с ежиком Тимофеем рады вас видеть!

Упражнение «Прогноз погоды» [11, c.91]

Цель: развивать умение распознавать свое настроение.

Инструкция: Возьмите лист бумаги и карандаши и нарисуйте рисунок, который будет соответствовать вашему настроению. Вы можете показать, что у вас сейчас «плохая погода» или даже «штормовое предупреждение», а может быть, для вас солнце уже светит вовсю!

Игра «Мартышка» [21, c. 45]

Цель: учить передавать в мимике и жестах гамму эмоций (страх, грусть, обиду, страдание) и ощущений (боль, холод).

Инструкция: Дети инсценируют четверостишье:

Плохо, очень плохо маленькой Мартышке.

Лапы посиневшие спрятала под мышки.

Слёзы льёт Мартышка, кашляет, чихает,

А свирепый ливень всё не затихает.

Сегодня мы будем продолжать говорить об эмоциях. Ежик Тимофей загадал что-то. Чтобы отгадать о каких эмоциях мы будем говорить, послушайте 3 подсказки.

Первая подсказка:

Плохое настроение

У кролика с утра.

И потому у кролика не роется нора.

Не радуют цветочки,

Морковь растёт не густо,

Редиска очень горькая,

И не хрустит капуста!

Вторая подсказка.

Эта эмоция противоположна эмоции радость.

И третья подсказка на доске (пиктограмма эмоции «Грусть»).

Ежик загадал «Грусть»!

Упражнение «Письмо для хорошего настроения» [41, c. 160]

Цель: развитие эмпатии.

Инструкция: Представьте, что у вашего друга плохое настроение. Напишите письмо/нарисуйте рисунок, каким вы можете поднять настроение другу, которому грустно?

Игра «Волшебный стул» [18, c. 36]

Цель: Воспитывать умение быть ласковым, активизировать пантомимику.

Инструкция: Один ребенок садится в центре на «волшебный» стул, остальные говорят о нем добрые, ласковые слова, комплименты. Можно погладить сидящего, обнять, поцеловать.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 8. «Я владею собой»

Цель: развитие произвольной регуляции поведения детей, повышение уверенности в себе.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с ежиком Тимофеем снова будем играть с  вами!

Игра «Эхо» [11, c. 83]

Цель: настроить детей на позитивный лад, дать каждому ребенку почувствовать себя в центре внимания.

Инструкция: Тот, кто сидит справа от меня, называет свое имя и прохлопывает его в ладоши, вот так: "Ва-ся, Ва-ся", а мы дружно, как эхо, за ним повторяем. Затем свое имя прохлопывает Васина соседка справа Ира, а мы снова повторяем. Таким образом, все по очереди назовут и прохлопают свое имя.

Упражнение «Гора с плеч» [8, c. 27]

Цель: сброс психомышечного напряжения в области плечевого пояса и спины, контроль за осанкой и уверенностью в себе.

Инструкция: Выполняется стоя, можно на ходу. Максимально резко поднять плечи, широко развести их назад и опустить. Такой должна быть постоянно ваша осанка.

Когда у ёжика Тимофея все хорошо, он всех любит, всем доволен у него настроение похоже на чистую воду (показ) и мысли его ясные и «чистые». Когда в его голову приходят отличные идеи, то настроение прекрасное и его мысли становятся блестящими (показ), но иногда ему бывает грустно, обидно и его мысли похожи на темную, мутную воду (показ), (разводится три краски: голубая, жёлтая, чёрная). Детям предлагается помочь ежику Тимофею, избавить его от плохого настроения. Нам нужно будет пройти несколько испытаний, чтобы не поддаваться плохому настроению и вернуть хорошее.

Упражнение «Камень-верёвка» [7, c. 92]

Цель: снятие психомышечного напряжения, контроль за уверенностью в себе.

Инструкция: Рассмотреть и потрогать поочерёдно камень и верёвку. «Камень - сжать кулаки так, чтобы они были похожи на камень, ощутить напряжение и твёрдость. Разжать кулаки. Верёвка – руки расслаблены, как плети, мягкие». Те же упр. по превращению тела в камень и верёвку.

Упражнение «Домик» [7, c. 76]

Цель: развитие произвольности, умения действовать по образцу.

Инструкция: Дать ребенку внимательно посмотреть на образец, затем постараться как можно точнее нарисовать такой же домик на своем листе бумаги. «Если нарисуешь что-то не так, то поверх неправильного  или рядом нарисовать правильно, стирать ластиком нельзя».

Самопроверка выполнения задания.

Игра «Скалолаз» [11, c. 119]

Цель: формирование чувства уверенности в себе.

Инструкция: Дети стоят в шеренге, на полу верёвка на расстоянии 20 см от них. Ребёнок-скалолаз должен пройти вдоль шеренги, держась за детей, не выходя за пределы верёвки-тропы, дети поддерживают и подбадривают «скалолаза».

Рефлексия: поддерживающие слова помогают нам справиться с трудностями.

Игра «Сова» [18, c. 97]

Цель: развитие произвольности, самовыражения.

Инструкция: Дети сами выбирают водящего – «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». Дети двигаются.   Затем ведущий командует: «Ночь!». Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить.   Кто из играющих пошевелится или рассмеется, тот становится совой.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Раздел 3. Развитие коммуникативных умений и навыков

Занятие 9. «Я общаюсь»

Цель: усвоить нормы общении с детьми и взрослыми; развитие у детей социальных и коммуникативных умений.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Сегодня ежик Тимофей хочет поговорить с вами о дружбе. Но сначала давайте поздороваемся и немного помечтаем.

Упражнение «Мое желание» [8, c. 10]]

Цель: возможность лучше узнать друг друга.

Инструкция:

Участниками произносится и повторяется не только имя, но и короткая фраза на тему «Мое желание…».

Игра «Закончи слово» [41, c. 173]

Цель: развитие познавательных психических процессов, активизация мыслительной деятельности, создание мотивации на работу в группе.

Инструкция: Внимание! В этой игре мы будем пытаться заканчивать слова, которые будут начинаться, например, на слог: ра; зем; го; па. Я буду кидать каждому из вас мяч, и говорить первый слог слова, вы должны будете поймать мяч, бросить его мне обратно, договорить это слово (т.е. закончить слово). Сначала все дети заканчивают слова, начинающиеся на слог «ра» (дается несколько раз закончить слова, начинающиеся на один и тот же слог), а потом можно каждому из детей задавать разные слоги, с которых начинаются слова.

Беседа на тему «Общение» (авторская)

Общение – это взаимодействие людей друг с другом. Общаясь, люди передают друг другу знания, опыт, обмениваются мнениями и впечатлениями, делятся чувствами, открывают других людей и при этом лучше узнают себя.

Вопросы для обсуждения:

– Скажите, всегда ли ваше общение с другими людьми бывает успешным и вызывает положительные эмоции?

– Нужно ли учиться общению?

– Как вы считаете для чего это нужно?

Игра на внимание «Кряк-квак» [41, c. 153]

Цель: развитие свойств внимания, показать роль общения.

Инструкция: чтение стихотворения Б. Липановича «Интересный разговор».

Лягушонок «Квак-квак!»,

 А Утенок «Кряк-кряк!»,

 Все сказали, все спросили…

 Хорошо поговорили!

Дети стоят. Ведущий в произвольной последовательности произносит слова «Лягушонок» и «Утенок». Мальчики хором говорят слова лягушонка («Квак-квак»), девочки – слова утенка («Кряк-кряк»).

 Игра проводится в быстром темпе на выбывание: кто ошибется – садится. В конце подводится итог, кто был внимательнее («Утенок» или «Лягушонок?»)

Беседа об общении по итогам чтения стихотворения

– Согласны ли вы с тем, что герои стихотворения “хорошо поговорили”? Почему?

– Зачем люди разговаривают между собой?

– Известно, что Робинзон Крузо 28 лет провел на необитаемом острове. Как вы думаете, что было для него самым трудным? (Несмотря на то, что добывать огонь, заниматься строительством,. охотой, земледелием, изготавливать мебель, одежду и т. д. было непросто, тяжелее всего было одиночество (“Не с кем поговорить”.)

Упражнение «Я рад общаться с тобой» [40, c. 115]

Цель: создание положительного эмоционального фона, сплочение коллектива.  

Инструкция: Психолог предлагает одному из учащихся протянуть руку кому-нибудь из ребят со словами: “Я рад общаться с тобой”. Тот, кому протянули руку, берется за нее и протягивает свободную руку другому ребенку, произнеся эти же слова. Так постепенно по цепочке все берутся за руки, образуя круг. Завершает упражнение ведущий словами: “Ребята, я рада общаться с вами!”

Упражнение «Мостик дружбы» [40, c. 89]

Цель: развитие у детей социальных и коммуникативных умений, создание доброжелательной атмосферы, воспитание уважения друг к другу.

Инструкция: Ведущий просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Если желающих не будет, ведущий может сам встать в пару с кем-то из детей и показать, как можно изобразить мостик (например, соприкоснувшись головами и ладошками).

 Затем он спрашивает, кто из детей хотел бы “построить” мостик втроем, вчетвером и т. д. до тех пор, пока будут находиться желающие. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая “Мостик дружбы”.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 10. «Я понимаю, меня понимают»

Цель: усвоить нормы общения с детьми и взрослыми; развитие способности к разрешению конфликтов; развитие навыков сотрудничества.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Ежик Тимофей рад всех вас видеть! Посмотрите, какой он довольный!

Упражнение «Взаимное представление»[18, c. 76]

Цель: расширение ролевой гибкости, формирование новых поведенческих моделей участников.

Инструкция: участники разбиваются на пары и рассказывают партнеру о себе (мои любимые и нелюбимые качества в людях, мои увлечения, моя мечта…). Каждый представляет своего партнера на основании прослушанного рассказа.

Упражнение «Ракета» [40, c. 172]

Цель: дает ребенку возможность почувствовать свою значимость. Игра вызывает положительные эмоции и способствует снятию напряжения.

Инструкция. Давайте попробуем запустить в космос ракету с космонавтом. Какой человек может быть космонавтом? Конечно, смелый, умный, сильный человек. Но мы здесь все такие, поэтому выберем космонавта с помощью считалки. Итак, космонавт занимает место в корабле — на стуле, а мы будем мотором этого корабля, сядем на корточки вокруг стула и начнем ракету запускать.

Дети сначала шепчут «У-у-у», потом постепенно приподнимаются, усиливая голос, затем с громким криком «ух» подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ведущий может попросить детей повторить запуск, если им не удалось достаточно резко прыгнуть и достаточно громко крикнуть

Психолог: «Сегодня мы пройдем испытания, которые сделают нас одной командой. Мы справимся с заданиями, только если будем уважать, помогать друг другу. Только тогда мы сможем попасть в страну «Понимание»».

Игра «Слепой и поводырь» [40, c. 39]

Цель: развитие умения доверять друг другу, сплочение классного коллектива, развитие навыков взаимодействия.

Инструкция: По извилистой тропе (выложена из верёвок) могут пройти лишь два человека. Одному ребёнку завязывают глаза, второй ведёт его, держа за руку по тропе. Меняясь парами, по тропе проходят все дети.

Игра «Волшебный круг» [40, c. 72]

Цель: создание доброжелательной атмосферы, развитие эмпатии, сплочение коллектива.

Инструкция: Я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.

Игра «Чтение эмоций» [41, c. 178]

Цель: учить понимать эмоции, застывшие на лицах (злость, гнев, удивление, радость, страх, страдание, грусть и т.д.).

Инструкция: Подбираются фото из журналов, газет, домашних архивов (не рисунки). Дети рассматривают их. Воспитатель задает вопросы: - Что случилось с этим человеком? - Можно ли ему помочь? - Тебе хотелось бы с ним познакомиться?

Мы зашли в Зеркальную комнату, вы превратились в зеркала, Вас расколдуют, если сумеете правильно передать мимику, жесты товарища.

Психогимнатика  «Ручеек радости» [18, c. 110]

Цель:  снятие эмоционального напряжения.

Инструкция: Дети садятся на пол по кругу, берутся за руки. Ведущий предлагает мысленно представить, как внутри у каждого поселился добрый, весёлый ручеёк. Водичка в ручейке была чистая, прозрачная, тёплая. Ручеёк был совсем маленьким и озорным. Он не мог долго усидеть на одном месте. Давайте с ним поиграем и мысленно представим себе, как чистая, прозрачная, тёплая водичка через ваши ручки переливается друг другу по кругу.

Игра «Зеркало» [40, c. 65]

Цель: развивать умение понимать и переживать чужие эмоции.

Инструкция: Дети делятся на пары, встают лицом друг к другу и смотрят друг другу в глаза. Один начинает выполнять какое-либо движение - другой повторяет его (в зеркальном отражении). Воспитатель предлагает в жестах и мимике передавать разные эмоциональные состояния (грусть, радость, страх, боль, отвращение ….).

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 11. «Я и мои друзья»

Цель: формирование уважительного отношения друг к другу.

Организационный момент

Здравствуйте, дорогие ребята! Мы с ежиком Тимофеем рады видеть вас!

Упражнение «Хорошее настроение» [11, c. 13]

Цель: настроить участников на позитивный лад, поприветствовать друг друга.

Инструкция: дети, стоя в кругу с психологом, приветствуют друг друга, пожимая поочередно руки, передавая тем самым свое хорошее настроение соседу справа, и так далее по кругу.

Игра «Пирамида любви» [40, c. 68]

 Психолог: «Каждый из нас что-то или кого-то любит, всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свою работу. Расскажите и вы, кого и что вы любите». (Рассказы детей).

 «А сейчас давайте построим пирамиду любви из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку». (Дети выстраивают пирамиду). «Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая у нас получилась пирамида. Высокая, потому что все мы любимы и любим сами».

Упражнение «Неоконченные предложения"[40, c. 52]

Цель: создание положительного эмоционального фона, развитие навыков сотрудничества.

Инструкция: По кругу каждый участник произносит своему соседу справа фразу: «Ты самый лучший на свете, потому что …». Затем упражнение повторяется в противоположном направлении.

Игра «Чем мы похожи»  [18, c. 54]

Цель: развитие внимания к личности другого.

Инструкция: Начинает игру взрослый: приглашает в круг одного из ребят по сходству с собой. Например: "Катя, выйди, пожалуйста, ко мне, потому что у нас туфли одинакового цвета". Катя выходит в круг и приглашает выйти кого-либо из участников таким же образом.

Игра продолжается до тех пор, пока все члены группы не окажутся в кругу. Игра может повторяться несколько раз. После игры психолог говорит о том, что все люди разные, но у всех людей есть что-то одинаковое (перечисляет, какие одинаковые черты внешнего вида, элементы одежды были названы).

Упражнение «Угадай-ка» [7, c. 18]

Цель: развитие внимания к личности другого ребенка.

Инструкция: По сводным таблицам педагог готовит описания нескольких учеников (не более 5-7). Заранее пишет их имена на карточках и кладет их в конверт. Держа конверт в руках, он описывает ребенка и предлагает детям угадать, о ком идет речь. После некоторых ответов он открывает конверт и называет имя. Победитель награждается.

Упражнение «Волшебные слова» [40, c. 57]

Цель: развитие коммуникативных умений и навыков.

Инструкция: Доброта, милосердие, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья. Человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым. Быть вежливым к окружающим – это тоже доброта.

- От кого вы часто слышите добрые слова?

- Много добрых слов в приветствиях, пожеланиях, с которыми мы часто встречаемся в жизни. И есть приветствия, пожелания, слова в которые входит само  слово «добро».

ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!          ДОБРОЕ УТРО!

В ДОБРЫЙ ЧАС!                       ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

В ДОБРЫЙ ПУТЬ!                    ДОБРЫЙ ВЕЧЕР!

Вспомните, а часто ли вы употребляете добрые слова? Эти слова еще называют «волшебными словами».  Почему? (Ответы детей)

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 12. «Я и волшебство»

Цель: развитие сочувствия и внимания к людям.

Организационный момент

Упражнение «Друг к дружке» [41, c. 60]

Цель: приветствие, снятие психологических барьеров.

Инструкция: «Любое общение, любой контакт начинается с приветствия. Сегодня мы будем приветствовать друг друга в парах. Выберете себе пару взглядом, подойдите и пожмите партнёру руку. Можно приветствовать друг друга в парах самыми разными частями тела: ладонями-внутренней и тыльной стороной, локтями, плечами, спинами, бёдрами, коленями, носками, пятками, ушами, носами, затылками и т.п.»

Беседа о «Волшебных средствах понимания» (авторская)

Расскажите Тимофею, что может помочь человеку, которому грустно, страшно, плохо? Что помогает вам, когда вас обидели, когда вы провинились? Что делают люди, с которыми вам приятно общаться?

«Волшебные средствами понимания»:

Улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый, ласковый голос, мягкие, нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.

Психолог вводит понятие об интонации, затем детям предлагают по очереди произнести фразы (зло, радостно, с обидой)

 - Пойдем играть!

 - Дай мне игрушку!

- Я хочу с тобой дружить!

Психолог делает выводы.

Как можно еще узнать настроение человека? (По выражению лица).

Картинки-ситуациии «Страна Эмоций», отображающие эмоциональное состояние радости, удовольствия. Персонажи: Веселинка, Обидка, Раздражинка.

Этюды на различные позиции в общении [40]

 Общение в парах идет в диалоговом режиме. Предлагаются темы: ''Моё любимое животное'', ''Мой самый радостный день''. Сначала дети сидят лицом друг к другу, потом один сидит, другой стоя рассказывает. В 3-м диалоге дети сидят спиной друг к другу. Как удобнее было разговаривать? Идёт обсуждение общения.

Игра «Мы - силачи» [11, c. 67]

Цель: снятие психоэмоционального напряжения.

Инструкция: Дети встают в круг. Психолог предлагает им поиграть в «силачей». «Силачи» показывают всем, какие они сильные: набирают воздуха и напрягают мышцы рук, сгибая их в локте. Затем делают выдох и расслабляют руки, опуская их и тряся ими.

Игра «Обзывалки» [40, c. 91]

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Инструкция: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться. Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Беседа про драки авторская)

Почти все маленькие дети иногда дерутся - точно также, как и животные. Для животных драться более естественно, чем для людей, потому что животные не умеют мирно улаживать споры. Можно спокойно договориться с одноклассником, братом, сестрой - и проблема будет решена без всякой драки. И это самый лучший способ улаживать конфликт. В драке вы рискуете получить серьезную травму и сам и твой противник, потому что многие дети сами не знают, сколько у них силы.

   Г. Остер  «Вредные советы»

 Решил подраться - выбирай

 Того, кто послабей.

 А сильный может сдачи дать,

 Зачем она тебе?

 Чем младше тот, кого ты бьешь,

 Тем сердцу веселей.

 Глядишь, как плачет, и кричит,

 И мамочку зовет.

 Но если вдруг за малыша

 Вступился кто-нибудь,

 Беги, кричи, и громко плачь,

 И мамочку зови.

!!! Не дерись без обиды!!!

!!! Сам ни к кому не приставай!!!

- А значит, будь терпимым, справедливым, умным.

Обзывалки, обижалки.

И.Токмакова

         ОБИЖАЛКИ

 Мы с моей соседкой Галкой

 Сочиняли обижалки.

 Вот придет обидный срок,

 А у нас готово впрок:

 Я скажу ей ты - ворона,

 А она мне ты- глухарь.

 Я скажу ей - макарона,

 А она мне ты - сухарь.

 Я ей - мышь!

 Она мне - крыс!

Стой-ка!

 Чем мы занялись?

 Для чего нам обижалки?

 Мы стоим соображаем:

 Мы совсем друг друга с Галкой

 Никогда не обижаем!

!!! Почаще говори "Давай дружить! Давай играть!" Не выставляйся!!!!

Упражнение «Неоконченное предложение» [8, c.21]

Цель: рефлексия.

Инструкция: Предлагаю вам закончить фразу:

•        Когда кто-то ошибается на занятии, я …;

•        Когда мне хочется засмеяться над ошибкой своего друга, я …;

•        Когда я ошибаюсь перед всеми, то чувствую, что…;

•        Я считаю, что ошибаться на занятии …

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 13. «Я умею мириться»

Цель: формирование способности к разрешению конфликтов; развитие эмпатии.

Организационный момент

Здравствуйте, ребята! Ёжик Тимофей придумал для вас что-то необычное!

Упражнение «Раз, словечко – два словечко» [40, c. 66]

Цель: создать благоприятную непринужденную психологическую атмосферу в группе.

Инструкция: Психолог предлагает детям  составить общее приветствие от всех и каждого всем и каждому. Участники тренинга в порядке очередности (начинает ведущий) говорят по одному слову. Каждый последующий член группы дополняет предыдущего. Тренер командует «СТОП», когда текст приветствия становится завершенным.

Рассматривание иллюстраций с элементами конфликта (пособие Р.С. Буре «Как поступают друзья»). Разыгрывание ситуаций «Ссора»: с тобой не дружат, почему?

Анализ проблемных ситуаций

«Ох, уж эти споры - учимся договариваться», в которых ребёнку приходилось бы найти самостоятельный способ преодоления эмоционального недуга. Вывод: если поссорился, надо вовремя извиниться и помириться. Когда миришься, обида проходит, становится приятно и радостно

Мирилки. Кто знает их больше?

 «Мирись, мирись, больше не дерись».  «Мир, мир - навсегда! Ссор, ссор - никогда!»

«Больше ссориться не нужно, Мир и дружба! Мир и дружба!»

Игра «Уходи, злость, уходи» [64, c. 139]

Цель: снятие психоэмоционального напряжения, снятие агрессивности.

Инструкция: Играющие ложатся на ковер по кругу. Между ними подушки. Закрыв глаза, они начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком: «Уходи, злость, уходи». Упражнение идёт  3 мин, затем участники по команде взрослого ложатся в позу «звезды», широко раздвинув ноги и руки, и спокойно лежат, слушая музыку 3 минуты (релаксация).

Предостережение: Следите, чтобы, ударяя руками по подушке, дети не попадали очень часто по рукам соседа. Отдельные попадания полезны.

Упражнение «Солнечные лучики» [40, c. 78]

Цель: сплочение коллектива, создание дружеской атмосферы.

Инструкция: Протянуть руки вперёд и соединить их в центре круга. Тихо так постоять, пытаясь почувствовать себя тёплым солнечным лучиком.

Мы все дружные ребята,                             Никого в беде не бросим.

Мы ребята-мы друзья.                                Не отнимем, а попросим.

Никого не обижаем.                                    Пусть всем будет хорошо        

Как заботиться - мы знаем.                             Будет радостно, светло!

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Занятие 14. «Я уверен в себе»

Цель: повысить у детей уверенность в себе, способствовать преодолению замкнутости, пассивности, скованности; научить двигательному раскрепощению, развитие эмпатии.

Упражнение «Приветствие» [7, c. 118]

Цель: создание доброжелательной атмосферы.

Инструкция: Участникам тренинга предлагается продолжить фразу, обращаясь к соседу по кругу: «Привет, (имя), сегодня замечательный день, потому, что...».

Упражнение «Солнце светит для тех, кто...» [64, c. 60]

Цель: развить коммуникативные навыки, внимание, координацию, аналитические способности.

Инструкция: Все участники, кроме одного (он будет первым водящим), должны сесть на стулья. В это время ведущий должен назвать какой-нибудь признак, общий для всех (или для некоторых) участников. Это может быть цвет волос, половая принадлежность, детали гардероба и др. После того как ом его назовет, те участники, к которым относится названное определение, должны поменяться местами. При этом цель ведущего — самому успеть занять стул. Тот участник, который не успел сесть на стул, становится новым водящим. Он должен назвать новое качество, способное объединить нескольких участников. Теперь по команде они должны поменяться местами.

 Для ведущего важно делать сообщение внезапно, чтобы самому успеть занять место.

Игра «Я – лев» [18, c. 79]

Цель: повышение уверенности в себе.

Инструкция: Закройте глаза представьте, что каждый из вас превратился во льва. Лев – царь зверей. Сильный, могучий, уверенный в себе, спокойный, красивый, мудрый. Откройте глаза и представьтесь от имени льва: «Я – лев Коля», пройдите по кругу гордой, уверенной походкой.

Игра «У кого руки теплее» [18, c. 26]

 Цель: Регуляция мышечного напряжения, ощущения тепла.

Инструкция: Дети встают в круг и берутся за руки. Один из стоящих пожимает руку стоящему справа, тот в свою очередь подает руку следующему и так далее. Психолог  предлагает им почувствовать, у кого руки теплее.

Игра «Марш самооценки» [40, c. 105]

Цель: повышение уверенности детей в себе.

Инструкция: Дети, встав друг за другом по кругу, идут, с силой ставя ногу на пол. Педагог «Я чувствую землю под ногами, земля прочная, твердая, я иду смело и уверенно». Предлагает детям на каждый шаг при выдохе произносить «хо-хо-хо» (10-15 сек), затем, ударяя ладонью в грудь, на выдохе произносить «я-я-я» (10-15 сек). В заключение спокойная ходьба.

Игра «Прорвись в круг» [41, c. 35]

Цель: помочь поверить в себя, преодолеть робость, войти в коллектив сверстников.

Инструкция: Ребенка, испытывающего наибольшие сложности в общении с детьми, отводят в сторону. Остальные дети встают в круг, крепко взявшись за руки. Ребенок должен разбежаться, прорвать круг и проникнуть в него.

Упражнение «Я-самый» [40, c. 71]

Цель: развитие позитивной «Я -  концепции», уверенности в собственных силах.

Инструкция:

Я - смелый. Ребенок с завязанными глазами стоит на подушке. Спрыгнув с подушки, говорит "Я - смелый". Упражнение дети делают по очереди.

Я - ловкий. Ребенок обегает кегли, пролезает под стулом, берет в руки надувной мяч, подбрасывает вверх и говорит.

Я - умный. Ребенок стоит на одной ноге, правая рука на животе, левой гладит себя по затылку, повторяет " Я - умный". Упражнение повторить 3 раза.

Я сильный. Ребенок стоит на одной ноге, держит два мяча под мышками, прижимая к себе. Ребенок повторяет три раза " Я - сильный", по сигналу "Брось! " - бросает мячи.

Я - добрый. Дети стоят по кругу, бросают друг другу мяч, кидая и ловя его, говорят: " Я - добрый" Упражнение продолжается 3 минуты.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.

Раздел 4. Заключительная часть.

Занятие 15. «Паутинка дружбы»

Цель: сплочение коллектива, создание благоприятного психологического климата в группе.

Упражнение «Барометр настроения» [21, c. 34]

Цель: определение эмоционального настроя участников.

Инструкция: Детям предлагается показать свое настроение только руками. Если хорошее настроение – активные махи руками над головой, если  настроение плохое – то медленные раскачивания руками над полом (наклонившись). Если настроение ни хорошее, ни плохое – махи руками на уровне груди.

Упражнение «Радуга» [18, c. 70]

Цель: создание доброжелательной атмосферы в группе.

Инструкция: Нам нужно украсить эту картину. Что можно добавить? Детям раздаются шаблоны для украшения. Им предлагается написать на них свои имена и имена своих друзей, добрые пожелания друг другу и приклеить.

Упражнение «Неоконченное предложение» [40, c. 57]

Цель: дать детям почувствовать важность общения и дружбы.

Инструкция: «У одного злого волшебника нет и никогда не было друзей. Почему? Он не знает, каким должен быть настоящий друг. Расскажите, каким должен быть настоящий друг».

Настоящим другом можно назвать человека, который ...

1.        Вместе с другом мне хотелось бы ...

2.        Дружбе мешает ...

3.        Я люблю друга за ...

4.        Мне нравится, когда друг ...

5.        Дружбе помогает

Упражнение «Комплименты» [40, c. 185]

Цель: создание доброжелательной атмосферы, развитие навыков сотрудничества.

Инструкция: Сейчас мы поиграем в игру «Комплименты». Мы будем бросать отматывать нитку и бросать клубок тому, кому захотим. При этом важно сказать ему какой-то комплимент, чтоб слушающему было приятно.

Упражнение «Аплодисменты» [40, c. 189]

Цель: рефлексия, завершение занятия для соблюдения традиции и эмоциональной разрядки.

Инструкция: «Мы хорошо поработали, и мне хочется, чтобы мы поблагодарили друг друга».

Ведущий начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. Последнему участнику аплодирует уже вся группа.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия на тему «Радуга эмоций» (из программы коррекционно-развивающих занятий для первоклассников «Уроки психологического развития» по профилактике школьной дезадаптации).

Коррекционно-развивающее занятие посвящено теме эмоций и рассчитано на возраст 5-7 лет. В целом занятие направлено на развитие эмоциональной и коммуникативной сфер личности ребенка. На занятии дети зн...

ПРОГРАММА Коррекционно-развивающих занятий по адаптации первоклассников к школьному обучению “Я – первоклассник!”

Начало школьной жизни – серьезное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Дети должны привыкнуть к новому коллективу, к новым треб...

«Программа коррекционно- развивающих психологических занятий ребенка с ОНР в начальной школе в условиях интегрированного обучения»

Развитие любого ребенка – важная задача общества и требует поиска наиболее эффективных путей достижения этой цели. Утверждение приоритета общечеловеческих ценностей в общественном сознании, прежде все...

Рабочая программа коррекционно-развивающих групповых занятий для детей группы риска «Развитие эмоционально-волевой сферы младшего школьника»

Направленность программы: социально-педагогическая, коррекционно-развивающая, так как в рамках предложенных в программе упражнений обучающийся учится моделировать систему социальных отношений, ра...

Индивидуальная рабочая программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебный год.

Индивидуальная рабочая  программа коррекционно-развивающих логопедических занятий для учащегося 1в класса  с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями) на 2021 – 2022 учебны...

Учебно-методическое пособие. Программа коррекционно-развивающих занятий по профилактике социальной дезадаптации у первоклассников с ослабленным здоровьем «Путь к успеху!»

анная программа предполагает коррекцию имеющихся проявлений социальной дезадаптации, которые были выявлены в ходе констатирующего эксперимента, в индивидуальной и групповой форме у первоклассников с о...

Рабочая программа коррекционно - развивающих логопедических занятий.

Профилактика и коррекция нарушений устной и письменной речи, обусловленных ФФНР,ОНР для учащихся 1-х классов....