Особенности обучения детей с ЗПР
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Княгинина Алена Станиславовна

В данной статье даны небольшие рекомендации для родителей и учителей,которые только начинают свою работу с детьми с ЗПР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_obucheniya_detey_s_zpr.docx18.26 КБ

Предварительный просмотр:

Дорогие родители, прежде всего, важно понимать, что  после выбора учебного заведения трудно всем – и родителям, и ребенку. Взрослые не знают, на что ориентироваться, у них есть сомнения по поводу способа обучения. Но и будущему ученику тяжело пережить этот период, ведь часто родители начинают завышать к нему требования, давать задачи не по способностям и умениям.

Даже выбрав школу с коррекционным классом,  родители плохо понимают те сложности, с которыми придется столкнуться и родителям и ребенку.

Для детей с ЗПР  формируется индивидуальный ритм усвоения материала, поэтому обычный темп урока им не подходит. Такие школьники прекрасно осознают свои успехи и неудачи и сравнивают себя с другими учениками. Видя свое отставание, ребенок будет пытаться привлечь к себе внимание. Поэтому в классе может начаться плач, ученик  может  проявлять агрессию, или может  отказываться выполнять требования учителя или же может замкнуться в себе.

Из-за трудностей в усвоении материала, а также нежелания взрослых уделять большое количество времени на совместный разбор тем, капризы начинаются и дома.

Нужно понимать, что дети с ЗПР требуют к себе особого внимания и терпения со стороны взрослых. Они обидчивы и легко ранимы, а так же быстро утомляемы, по этому нуждаются в частой смене деятельности.

Особенности детей с ЗПР

  Незрелость эмоционально-волевой сферы, инфантильность

  Низкий уровень активности во всех сферах психической деятельности

 Ограниченный запас общих сведений и представлений об окружающем мире

 Снижена работоспособность, повышена истощаемость

  Ограниченность словарного запаса, замедленное овладение грамматическим строем речи, трудности овладения письменной речью

  Расстройства регуляции, программирования и контроля деятельности, низкий навык самоконтроля

Особые образовательные потребности детей с ЗПР

  Побуждение познавательной активности как средства устойчивой познавательной мотивации

 Расширение кругозора, формирование разносторонних понятий и представлений об окружающем мире

  Формирование общеинтеллектуальных умений (операций анализа, синтеза, сравнения, гибкость мыслительных операций)

 Совершенствования предпосылок интеллектуальной деятельности (внимания, восприятия всех ее форм, памяти, т.д.)

  Формирования и развития целенаправленной деятельности, функций программирования и контроля

 Развитие личностной сферы (эмоций, воли, навыков произвольного поведения)

 Развитие и отработка средств коммуникации, регулирующей функции слова

Для детей с ЗПР  формируется индивидуальный ритм усвоения материала, поэтому обычный темп урока им не подходит. Такие школьники прекрасно осознают свои успехи и неудачи и сравнивают себя с другими учениками. Видя свое отставание, ребенок будет пытаться привлечь к себе внимание. Поэтому в классе может начаться плач, ученик  может  проявлять агрессию, или может  отказываться выполнять требования учителя или же может замкнуться в себе.

Из-за трудностей в усвоении материала, а также нежелания взрослых уделять большое количество времени на совместный разбор тем, капризы начинаются и дома.

Нужно понимать, что дети с ЗПР требуют к себе особого внимания и терпения со стороны взрослых. Они обидчивы и легко ранимы, а так же быстро утомляемы, по этому нуждаются в частой смене деятельности.

Коррекционные классы VII вида были созданы для обучения и воспитания детей с задержкой психического развития, у которых при потенциально сохранных возможностях интеллектуального развития наблюдается слабость памяти, внимания, недостаточность темпа и подвижности психических процессов.

Коррекционное  обучение –это система работы направленная на компенсацию недостатков дошкольного развития, восполнение пробелов предшествующего обучения, преодоление негативных особенностей эмоционально личностной сферы, нормализацию и совершенствование учебной деятельности учащихся, повышение их работоспособности, активизацию познавательной деятельности.

Распорядок дня обучающихся в классах VII вида устанавливается с учетом повышенной утомляемости контингента обучающихся, сюда входят и дополнительные физкультурные минутки, и сокращенный урок (40 минут).

Наполняемость класса – 9-13 человек.

Совместно с учителями коррекционную работу по обучению учащихся проводят психологи и логопеды. Узкие специалисты работают в тесном контакте с учителями, постоянно ведут отслеживание развития ребенка.

 В среднем привыкание (адаптация) ребенка к школе или новому классному коллективу имеет продолжительность от 1,5-3 месяцев до 1-1,5 лет. Как скоро и как успешно ребенок приспособится к школьной жизни, во многом зависит от такта и выдержанности взрослых (педагогов и родителей).

Любая работа должна непременно проводится в системе и тесном контакте учителя и родителей, но нельзя забывать и про медицинскую помощь неврологов и психиатров.

Работа по коррекции недостатков ребенка с особенностями в развитии начинается, прежде всего, с качественной диагностики.

Крайне важен высокий профессиональный уровень и педагогов работающих в классах коррекции и педагогов-психологов. Постоянное самообразование и повышение своего мастерства – неотъемлемая часть работы. Изучение новых методик, методических приемов, разработка новых форм работы на уроке, использование интересного дидактического материала и применение всего этого на практике поможет педагогу сделать учебный процесс более интересным и продуктивным.

Используемая литература:

  1. Буфетов, Д.В. Роль установки в развитии межличностной компетентности детей с нарушенным психическим развитием // Практическая психология и логопедия. – 2004. – №1. – С. 63-68.
  2. Виноградова, О.А. Развитие речевого общения дошкольников с задержкой психического развития // Практическая психология и логопедия. – 2006. – №2. – С.53-54.
  3. Зайцев, Д.В. Развитие навыков общения у детей с ограниченными интеллектуальными возможностями в семье// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2006. – №1. – С. 62 – 65.
  4. Никишина, В.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов. – Москва: ВЛАДОС, 2004. – 126с.
  5. Основы специальной психологии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Под ред. Кузнецовой Л.В. – Москва: Академия, 2003. – 480с.
  6. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте / В.В. Лебединский. – М., 2003.
  7. Психологические особенности детей и подростков с проблемами в развитии. Изучение и психокоррекция./ Под ред. У.В. Ульенковой. – СПб., 2007.

Материалы с сайтов:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности обучения детей с разным каналами восприятия

 Известно, что дети по-разному воспринимают информацию, поступающую из внешнего мира. По способу восприятия традиционно выделяется четыре типа личности: визуалы, аудиалы, кинестетики и дискреты. У раз...

Особенности обучения детей с задержкой психического развития.

Эта тема очень важна для нас, так как подавляющее большинство наших детей имеет задержку психического развития в той или иной степени. Как обучать таких деток? Где? И как "нащупать" тот самый, о...

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ДЦП

Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа двигательных нарушений, возникающих при поражении двигательных систем головного мозга и проявляющаяся в недостатке или отсутствии кон...

Особенности обучения детей с ОВЗ с использование СОР.

Основная идея дистанционного обучения - это учитывать возможности и интересы каждого обучающегося ребенка с особыми потребностями, т.е. оказать помощь в выработке индивидуальной образовательной траект...

Особенности обучения детей с проблемами развития речи (логопедии) и низким уровнем мыслительной деятельности

Руководство для учителей, работающих в клаасах компенсируующего обучения....

Особенности обучения детей с РДА в классе.

Особенности обучения детей с ранним детским аутизмом в классе....