Родительское собрание. Что нужно знать о навыках письма. Леворукость у детей.
консультация

Бондарева Тамара Алексеевна

Чаще всего у левшей возникают трудности в овладении письмом. За этот навык отвечает левое полушарие, и у правшей именно из него поступают сигналы при письме к ведущей руке. У левшей они должны пройти через мост (мозолистое тело) между полушариями, так как левой рукой управляет правое полушарие. На это требуется больше сил и времени. Отсюда возможны задержки в развитии речи и трудности с письмом.

Важно обратить внимание на удобную постановку руки при письме: кисть левой руки с ручкой находятся под строкой. При таком способе ребенок не смазывает написанное, видит образец, ему не нужно выворачивать кисть руки. Единственный минус: буквы имеют наклон влево, что противоречит требованиям каллиграфии. Кроме того, у 85% леворуких детей встречается проблема зеркального письма.

Не требуйте писать безотрывно, соединяя между собой все буквы. Для помощи ребенку предлагайте ему игры с буквами, их вылепливание и рисование. Вместе пишите буквы и слова на песке, на столе, в воздухе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Родительское собрание53.29 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание в начальной школе

Что нужно знать о навыках письма. Леворукость у детей (практикум)

Цели:

  • познакомить родителей с особенностями формирования навыка письма у младших школьников;
  • раскрыть понятие «правильное положение при письме»:
  • рассмотреть методы и приемы развития мелкой моторики и координации движений рук у младшего школьника;
  • показать особенности леворуких детей;
  • дать рекомендации родителям по формированию навыка письма и чтения у леворуких детей.

Участники: классный руководитель, родители первоклассников, школьный психолог.

Подготовительная работа:

  1. Диагностические упражнения для определения уровня развития мелкой моторики и координации движений рук учащихся (проводит школьный психолог).

Возможно использование специальной литературы: методика «Домик» (разработана Н. И. Гуткиной); тест Куглера, методика «Дорожки» (по Л. А. Венгеру), рисование простых узоров (Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. -Ярославль, 1987).

  1. Анализ результатов диагностики учащихся.
  2. Наблюдение классного руководителя за положением, которое принимают учащиеся при письме. Оформление отчета об итогах наблюдения: у кого неправильно сформирован навык письма, какие трудности испытывают при письме и чтении ученики и с чем они связаны.

Выработка на основе наблюдений рекомендаций для родителей.

  1. Оформление приглашений родителям на собрание.
  2. Подбор заданий и игровых упражнений по развитию мелкой моторики и координации движений рук у детей.
  3. Подготовка рабочих мест для трех микрогрупп родителей.

Оформление, оборудование:

1) памятки для родителей «Правильное положение при письме»;

  1. запись на доске темы собрания, эпиграфа:

Он встал, левой рукой перекрестился.

Они заметили, что он левой рукой крестится, и

спрашивают у курьера:

  • Что он - лютеранец или протестант?
  • Нет, он не лютеранец, а русской веры.
  • А зачем же он левой рукой крестится?
  • Он - Левша и все левой рукой делает.

Н. С. Лесков

  1. листок с описанием игровых упражнений и заданий для развития мелкой моторики рук;
  2. таблица-плакат «Сиди правильно».

Таблица-плакат «Сиди правильно»

Ход собрания

  1. Организационная часть.

Звучит музыка. Родители занимают места за зеленым, синим или красным столом, в результате чего образуются три рабочие группы участников собрания.

  1. Обсуждение темы.

1.Слово классного руководителя.

Письмо - сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма - длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается к шести-семи годам. В этом возрасте в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Важно, чтобы к семи годам ребенок был подготовлен к усвоению навыков письма, а не был вынужден исправлять неправильно сформированные старые.

Из каких же слагаемых складывается навык письма? Что такое «правильное положение при письме»?

2. Тренинг для родителей.

Родителям предлагается продолжить следующую фразу: «Правильное положение при письме-это...».

Родители дают ответы, используя таблицу-плакат «Сиди правильно».

Классный руководитель обобщает и дополняет ответы родителей, вручает им индивидуальные памятки «Правильное положение при письме».

ПАМЯТКА «ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ ПИСЬМЕ»

  • Наиболее оптимальное и удобное положение пальцев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой расположен несколько выше указательного; опора - на мизинец; средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола;
  • расстояние от нижнего кончика пишущего предмета до указательного пальца - примерно 1,5-2,5 см;
  • верхний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки;
  • кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола;
  • пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно;
  • ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола;
  • рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях – это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способствует возникновению нарушения осанки.
  1. Рассмотрение видов и причин неправильно сформированного навыка письма.

Все частные случаи неправильного навыка письма можно условно разделить на несколько видов:

  • неправильное положение пальцев относительно друг друга (ребенок держит пишущий предмет «щепотью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак; ручка лежит не на среднем, а на указательном пальце; и др.);
  • неправильное положение пальцев относительно пишущего предмета (ребенок держит ручку слишком близко или слишком далеко к нижнему кончику);
  • неправильное положение руки (кисть при письме или рисовании зависает над столом, зависает локоть и др.);
  • неправильное движение руки (кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только пальцы, локоть фиксирован на месте и др.);
  • слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;
  • неправильное положение тела (ребенок принимает неудобную позу, изгибая тело в сторону, подкладывает под себя ногу, приподнимается со стула и др.);
  • активное поворачивание листа бумаги при рисовании и закрашивании.

Исправление неверно сформированного навыка письма включает в себя упражнения, которые направлены на развитие ручной моторики.

  1. Работа в микрогруппах.

Каждая группа родителей получает лист с описанием заданий и игровых упражнений, направленных на развитие ловкости, точности, координации, синхронности движений пальцев рук. В течение пяти-семи минут родители знакомятся с предложенными упражнениями. Затем представители каждой группы проводят эти упражнения с родителями всего класса.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ И ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ

  1. Обведение контуров предметных изображений.
  2. Работа с бумагой- «оригами».
  3. Задание «Игра на рояле».

Научите детей последовательно касаться кончиками пальцев стола:

  • одним пальцем 1, 2, 3, 4, 5, 5, 4, 3, 2, 1;
  • двумя пальцами - 1 и 5, 1 и 4, 1 и 3, 1 и 2, 1 и 2, 1 и 3, 1 и 4, 1 и 5.
  1. Стихотворные игры:
  1. Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лег в кровать,

Этот пальчик чуть вздремнул,

Этот пальчик уж уснул,

Этот крепко-крепко спит.

Тише-тише, не шумите!

Солнце красное взойдет,

Утро ясное пройдет,

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

  1. Этот пальчик - дедушка,

                                   Этот пальчик - папочка,

    Этот пальчик - мамочка,

    Этот пальчик - наш малыш!

Пальцы согнуты в кулак, разгибаем пальцы, начиная с большого.

  1. Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли пальчики гулять.

                                     Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот резал, этот ел,

Ну а этот лишь глядел.

Дети держат перед собой руку ладонью к себе и загибают поочередно пальцы.

  1.  Игра «Оса».

Поднять руку, сжатую в кулак, а затем выпрямить указательный палец и вращать им.

  1.  И г р а «Пальцы в замок». Попеременное сгибание и разгибание пальцев.
  2.  Задание на перекатывание в пальцах карандаша.

8. Игра «Гнездо».

Ладони соединяются около мизинцев. Пальцы обеих рук слегка согнуты.

9. Игра «Улитка».

Правая рука лежит на столе ладонью вниз, указательный и средний пальцы вытягиваются вперед, остальные пальцы сгибаются.

  1.  И г р а «Цветок».

Ладони находятся в вертикальном положении, нижние части ладоней прижимаются друг к другу, пальцы раскрыты и слегка округлены.

V. Беседа школьного психолога с родителями на тему «Если ваш ребенок - левша».

-Давайте выясним, каковы особенности леворуких детей.

Прежде всего надо помнить, что леворукость - это вовсе не отклонение от нормы, а индивидуальная особенность развития. У левши доминирует правое полушарие мозга, у правшей все наоборот. И вот что интересно: по последним статистическим данным, левшей рождается на свет практически столько же, сколько правшей, где-то 40 процентов к 60. Но во взрослом возрасте их остается только около... 11 процентов. Уже в младших классах иногда приходится наблюдать случаи скрытого левшества, когда ребенка приучили писать правой рукой взрослые. К сожалению, у таких «искусственных правшей», как правило, возникают сложности в обучении. Например, появляется такая распространенная ошибка при письме, когда цифры и буквы изображаются «зеркально», наоборот; наблюдаются и трудности с чтением. Причем упорные тренировки лишь ухудшают ситуацию, приводя к логоиеврозу (первоклассник, у которого все нормально с устной речью, при чтении вдруг начинает задыхаться, глотать слова). И если продолжать и дальше давить на малыша, невроз только углубится. У ребенка появится хронический комплекс неудачника.

  • Как можно определить, какая рука у ребенка на самом деле является ведущей?
  • Предложите ему несколько простейших тестов: закрутить пробку на бутылке, завязать шнурки, поднять упавшую вещь. Наблюдайте, какой рукой он открывает кран, берет телефонную трубку, режет ножницами. Думаю, результаты окажутся для вас достаточно очевидными. Можно прогестироваться и у детского психолога.
  • Как правильно вести себя взрослым с леворуким ребенком?

      - Родители, поняв, что их ребенок - левша, обычно пугаются. И напрасно. Левшество - один из вариантов нормы, чаще всего передающийся по наследству. Гораздо реже встречается так называемое компенсаторное левшество (последствие травм головного мозга, например, родовых) или вынужденное (выбор левой руки связан с травмой правой, скажем, переломом).

Надо учитывать, что леворукий ребенок выполняет точную работу (то же письмо) медленнее остальных. Когда маленький ученик пишет, то постоянно останавливается. В принципе такие микропаузы физиологически необходимы для контроля движений, их коррекции и программирования как левшам, так и правшам. Однако у левшей этот механизм усложнен, отсюда заминки, графические искажения знаков.

Поэтому родителям рекомендуется любое упражнение или задание раскладывать на элементы, рассматривать пошагово. Например, пишем букву так: сначала овал, потом палочка, крючок. То есть идем от частного к общему. И надо быть готовыми к тому, что скорость письма у левши на начальном этапе освоения письма будет не больше 4-6 символов в минуту. Постепенно, при автоматизации навыков, скорость письма выравнивается.

При появлении проблем в чтении нельзя усиливать домашний прессинг, заставлять малыша сидеть над книжкой, вгоняя в состояние неуспешности. Бывает, что от постоянного напряжения происходит зажим мышц, дыхание сбивается, и ребенок еле-еле может дочитать фразу. Тогда надо на несколько дней прекратить читать совсем и обратиться к специалисту. Можно попробовать карточные тренажи: на квадратиках ватмана написать отдельные слоги и прочитывать их, каждый день сравнивая результаты с предыдущими. Постепенно увеличивайте количество букв в слогах, переходите на целые слова, а потом на тексты. Проблема очень часто связана с эмоциональным состоянием ребенка. Как только тревожность будет снята, все функции быстро восстановятся.

Ни в коем случае нельзя переучивать леворукого ребенка на правую руку.

Есть примеры, когда в результате такого переучивания ребенок получал психическую травму. В крайнем выражении этот стресс представляет собой писчий спазм, так называемую «куриную лапу». Пальцы при этом сводит так сильно, что малыш даже не может удержать в них ручку, вообще теряя способность писать.

Общий совет родителям ребенка-левши: ему полезна пальчиковая гимнастика, упражнения по мелкой моторике для обеих рук одновременно. Пусть он перебирает рис, сортирует разноцветные пуговицы. При этом обе руки должны быть в поле зрения на расстоянии 45 сантиметров от глаз.

Кстати, многие специалисты считают леворуких людей более талантливыми, неординарными. Не случайно правое полушарие мозга «ведает» творческими, креативными процессами. Левши по- другому видят мир, ощущают его краски и запахи. Интересна и такая особенность: леворукий человек может без труда прочитать текст, перевернутый вверх ногами. Среди левшей немало выдающихся артистов, художников, режиссеров. Как известно, левшой был Микеланджело. Да и про лесковского Левшу, который подковал блоху, думаю, тоже все помнят...

VI. Решение родительского собрания.

  1. Контролировать правильное положение ребенка при письме, используя памятку.
  2. Развивать мелкую моторику и координацию движений рук.
  3. Оказывать детям помощь в формировании навыка письма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Что нужно знать родителям о ФГОС?"

Цель данного собрания познакомить родителей с основными положениями Федерального образовательного стандарта начального общего образования...

Родительский лекторий. Что нужно знать о навыках письма ( правильное положение, причины неправильного письма, виды заданий и игровых упражнений).Садимся за уроки.

В данной лекции предлагается материал по подготовке ребёнка к письму, памятка "Правильное положение при письме", рассматриваются виды и причины неправильно сформированного навыка письма. Также в помощ...

Методическая разработка родительского собрания " Что нужно знать родителям о школьной отметке"

Велико значение школьной отметки в жизни учащегося.Родители часто путают "отметку" и "оценку" - это собрание поможет раскрыть значение этих слов для родителей обучающихся, ипомочь им найти оптимальное...

Что нужно знать о навыках письма

Что нужно знать о навыках письма...

Что нужно знать о навыках письма.

Консультация для родителей будущих перваклассников....

Что нужно знать о навыках письма

Данный материал подготовлен с целью познакомить родителей с особенностями формирования навыка письма у младших школьников, раскрыть понятие «правильное положение при письме, выявить случаи неправи...

Что нужно знать о навыках письма? (советы родителям)

Как правильно держать ручку, удобное положение пальцев для аккуратного почерка, какие необходимо выполнять упражнения по формированию кинестической основы двигательного акта письма....