Тема: «Творческая образовательная среда дополнительного образования»
материал (3 класс)

Гноевая Любовь Николаевна

Изучая вопрос формирования и развития такой творческой среды, и в целом, средового подхода в педагогических исследованиях, возникает вопрос, почему среда («воспитывающая», «образовательная», «социокультурная») рассматривается в основном в условиях школы? Не умоляя важности школы, как основного агента образования, стоит признать такое положение не совсем справедливым по отношению к другим типам образовательных учреждений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_obedinenie_2_tema.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Творческая образовательная среда
дополнительного образования»

Введение

Самореализация личности ребенка происходит в определенном окружении и взаимодействии с разными объектами (вещами и др.), людьми, то есть в определенной среде. Состояние внешней среды может оказывать как стимулирующее, так и угнетающее воздействие на самореализацию личности человека. Среда, способствующая самовыражению, раскрытию потенциала личности повышает эффективность самореализации и наоборот.

Дополнительное образование - особый вид образования, среда, которая располагает большими возможностями в плане развития личности, удовлетворения ее потребностей, интересов, создает условия для творческой самореализации в самых различных видах деятельности: занятиях художественным творчеством, техникой, физической культурой, хореографией, экологией, музыкой и др.

Как справедливо отмечают исследователи М. И. Меерович, Л. И. Шрагина личность с творческим стилем мышления не только готова к постоянным изменениям в технологиях в условиях современного научнотехнического процесса, но и рассматривает эти изменения как возможность получить жизненно необходимое моральное удовлетворение от решения возникающих интеллектуальных задач.

Изучая вопрос формирования и развития такой творческой среды, и в целом, средового подхода в педагогических исследованиях, возникает вопрос, почему среда («воспитывающая», «образовательная», «социокультурная») рассматривается в основном в условиях школы? Не умоляя важности школы, как основного агента образования, стоит признать такое положение не совсем справедливым по отношению к другим типам образовательных учреждений. Ведь для проявления и развития творчества нужна свободная, непринужденная обстановка, своеобразная творческая среда, которую во многом затрудняется обеспечить классическая система школьного образования. Так, исследования М. Воллаха, Н. Когана показывают, что мотивация достижений, соревновательная мотивация социального одобрения, характерная для общеобразовательных учреждений, блокируют самоактуализацию личности, затрудняют проявление ее творческих способностей. Для случая стоит привести слова великого чешского педагога Я. Корчака: «Наша детская комната с симметрично расставленной мебелью, наши вылизанные городские сады – это не то место, где может проявить себя свобода, это не та мастерская, где нашла бы свое выражение действенная, творческая воля ребенка». Учреждение дополнительного образования в отличие от специализированных музыкальных, художественных и других школ может предоставить определенный уровень свободы, свободы творчества, необходимой для творческого поиска. Сам воспитанник в такой среде переходит из ранга объекта воздействия в ранг субъекта творчества, а учебный материал из ранга предмета освоения переводится в ранг средства достижения некоторой созидательной цели. Сама среда здесь – действующая модель усвоения культуры. Она организована так, чтобы предоставить для активности ребенка культурно богатый и интересный материал.

Итак, целью создания творческой образовательной среды в организациях дополнительного образования является создание оптимальных условий для удовлетворения разнообразных интересов обучающихся и их семей, а также развития личности, творчески воспринимающей и преобразующей окружающую действительность, способной адаптироваться к изменяющимся условиям.

Основными задачами творческой образовательной среды в организациях дополнительного образования учащихся являются:

  • создание психологического климата на занятиях: доброжелательного отношения к обучающимся, эмоционального отношения к познанию;
  • создание у ребенка высокой самооценки, «вкуса успеха», уверенности в своих силах;
  • соблюдение принципа «права на ошибку»;
  • диалогическая форма проведения занятий, «субъект - субъектные» отношения между педагогом и обучающимся;
  • учет результатов индивидуальной творческой деятельности (у каждого ребенка свой «портфель» достижений). Дети ведут дневник собственных творческих достижений;
  • сравнение новых успехов обучающегося с его прошлыми успехами, а не сравнение друг с другом;
  • оптимальное сочетание фронтальных, групповых, индивидуальных форм работы на занятиях;
  • формирование у школьников целостного видения мира и понимание места и роли человека в этом мире, превращение всей получаемой учащимися в процессе обучения информации в личностно значимую для каждого обучающегося;
  • создание системы проблемно-познавательных задач поискового характера.

  1. Комплексный подход к формированию творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей

Исследовав средовой подход в воспитании, теорию и методологию по данной проблеме, проанализировав социально-педагогический феномен понятий «творчество» и «творческая воспитывающая среда», выявив социально-педагогические возможности учреждения дополнительного образования, я пришла к пониманию необходимости проектирования и формирования такой творческой воспитывающей среды в учреждениях данного типа.

Так, И.А. Зимняя считает, что под влиянием средового подхода, ориентирующего на воспроизведение в воспитательном пространстве мира детства, меняется традиционное представление о системе воспитания как устойчивой, неизменной, жестко организованной системе воспитания. «Понятие системы воспитания сближается с понятием среды жизнедеятельности, создающей условия для саморазвития личности в свободно избираемых видах творческой деятельности и общения. Система наделяется свойством самоорганизации, актуализируются ее человекообразующие функции».

О создании, формировании среды говорит и Л.И. Новикова: «создание воспитывающей среды предполагает, конечно, сужение в ней стихийного за счет организованных, усовершенствованных и сведенных в систему влияний...усилия взрослых должны быть направлены не на ликвидацию среды неорганизованной, а на включение ее в качестве составляющего компонента в систему окружающей среды».

Все логические процедуры и технические приемы средовых технологий группируются вокруг таких понятий, как диагностика, проектирование и продуцирование педагогического результата. Рассмотрим каждое из них.

В основе диагностирования лежит специфический набор действий, дающих возможность судить в целом о среде и ее части (личности). В процессе диагностики определяются типы личности, образ жизни и среда функционирования воспитательной системы, которая необходима в качестве критерия оценивания полученного результата; уточняются бытующие значения среды, господствующие стихии и доминирующие переменные образа жизни; выявляются элементы среды, служащие «питанием» для ее обитателей; определяется тип личности ребенка на основе сравнения данных диагностики с эталоном или с прежними результатами. Средовое проектирование - это моделирование среды и средообразовательного процесса, необходимое для определения целей, способов, средств их достижения и получения надлежащих результатов. Его основу составляют прогнозирование разрешающих возможностей среды, конструирование ее надлежащих значений, моделирование средообразовательных стратегии, необходимой для придания среде нужных значений, планирование мер, направленных на реализацию определенных стратегий. Прогнозирование разрешающих возможностей среды означает ограничение поля рассмотрения среды зоной возможных контактов, вытекающих из диагностики; оценивание способностей среды меняться и, в свою очередь, менять поведение детей, т. е. опосредовать (обогащать или обеднять; оздоравливать или отравлять; освобождать или ограничивать; объединять или отдалять и т. д.), а также способствовать тому или иному образу жизни детей (побуждать к сотрудничеству, порождать сочувствие и пр.); отделять реальные возможности среды от формальных по критерию «доступности - открытости - реализуемости». Моделирование надлежащих значений среды предполагает выявление ее желаемых функций и их образное значение. Таким образом, в исследовании мы обращаемся к методу моделирования процесса формирования творческой воспитывающей среды, как методу познания, высшей форме обобщения и более наглядного представления. Научная модель — это мысленно представленная или материально реализованная система, которая адекватно отображает предмет исследования и способна замещать его так, что изучение модели может привнести новую информацию об изучаемом объекте. Главное преимущество моделирования - целостность представления информации.

Модель является идеализированным представлением соответствующего реального объекта исследования. Теоретическое представление о педагогическом процессе также есть его моделирование. Так моделирование служит задаче конструирования как нового, так и существующего на практике.

Одно из главных условий построения модели - сохранение свойств реального объекта. Именно тогда познание может сосредоточиться на тех сторонах реальности, которые выделены для изучения. Так К. Ингенкамп полагает, что модель - это мысленно представляемая или материально реализуемая система, которая, отражая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает нам новую информацию об этом объекте.

  1. Методика и организация экспериментальной проверки комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования детей

Задачи, которые предстоит решить в ходе опытно-экспериментальной работы:

  • выявить состояние развития среды в учреждении, ее потенциалов по выделенным в первой главе показателям;
  • обосновать диагностический инструментарий методики проверки результативности практической реализации разработанной в ходе исследования модели; экспериментально проверить комплекс мер, оптимизирующих процесс формирования и развития творческой воспитывающей среды;
  • обобщить полученные результаты и наметить пути оптимизации использования творческой воспитывающей среды как базового педагогического ресурса в деятельности учреждения дополнительного образования детей.

Разрабатывая методику проведения опытно-экспериментальной работы, мы исходили из общенаучных принципов организации экспериментальной работы, отражающих требования к ее проведению (П.И. Пидкасистый, В.А. Сластенин, Л.В. Мардахаев):

  1. Целостнсть изучения педагогических явлений.
  2. Объективность.
  3. Непрерывность изменения, развития исследуемых явлений.
  4. Выделение основных факторов, определяющих результаты процесса.
  5. Соотнесение достигнутого, существующего, должного и перспективного и др.

Критериями проводимого исследования являлись внутренняя валидность, то есть адекватность выбранного признака, показателя тому, что именно будет оцениваться, и внешняя валидность, означающая, что результаты исследования должны быть репрезентативными и применимыми к другим группам людей.

При проведении опытно-экспериментальной работы в учреждении дополнительного образования детей необходимо было исходить из двух важных практических условий (принятия их как данности):

  1. программы дополнительного образования детей рассчитаны на разные сроки обучения в творческих объединениях - 1, 2, 3, 4 и более лет;
  2. творческие объединения Центра могут являться разновозрастными в зависимости от сроков обучения.

В этой связи необходимо учитывать при формировании контрольных и экспериментальных групп возможность выбытия определенного количества испытуемых к окончанию эксперимента. Также при определении уровня творческих способностей в группе необходимо соизмерять полученные данные с возрастом испытуемого. Кроме того, длительность экспериментальной работы по формированию творческой воспитывающей среды, исходя из продолжительности обучения и принципа целесообразности, не может быть менее 3-х лет. А полная реализация комплекса мер и развитие смоделированной среды потребует более значительного времени.

Для определения уровня развития изучаемого явления были подготовлены к использованию следующие методы: - теоретические (сопоставление; анализ; синтез; обобщение; моделирование; проектирование).

3. Оценка и анализ результатов реализации комплекса мер, направленных на формирование творческой воспитывающей среды в условиях учреждения дополнительного образования детей

Цель — апробировать гипотетически сформулированный комплекс мер по формированию модели творческой воспитывающей среды и экспериментально проверить их эффективность.

Достижение этой цели возможно при решении следующих задач:

  1. апробация теоретических положений исследования в образовательном процессе учреждения дополнительного образования детей;
  2. апробация функциональной модели формирования творческой воспитывающей среды;
  3. проверка эффективности реализации комплекса мер и социально педагогических условий, влияющих на исследуемый процесс.

Формирующий эксперимент осуществлялся поэтапно в соответствии с компонентами разработанной функциональной модели:

  1. Мотивационно-целевой.
  2. Содержательный.
  3. Процессуально-деятельностный.
  4. Оценочно-результативный.

Подбирая методы, формы, приемы для развития творческой воспитывающей среды в учреждении дополнительного образования, я исходила из одной важной особенности — в образовательно-воспитательном процессе в такого рода учреждениях быстро переходят от теории к практике, поэтому предлагаемые рядом автором (С.А. Кулешова, И.В. Станько и др.) методы, направленные на формирование у учащихся понятий о творчестве, его особенностях и т.д. не могли быть применимы в моем исследовании.

В ходе реализации мотивационно-целевого компонента модели были выявлены потребности и интересы школьников в дополнительном образовании. Согласно разработанной модели творческой воспитывающей среды весьма важным представляется мониторинг образовательных потребностей и интересов воспитанников, а также их родителей в сфере дополнительного образования для построения такой среды и определения стратегии и тактики развития учреждения. Поэтому такой мониторинг был проведен посредством анкетирования учащихся на основании репрезентативной выборки учреждений и учащихся. Для этой цели были разработаны анкеты «Мои интересы» для учащихся 3-5 классов, анкета «Твои интересы» для учащихся 6-9 классов и 10-11 классов, а также анкета для родителей «Интересы вашего ребенка». В ходе исследования было опрошено 346 учащихся школ и 280 родителей. Полученные данные позволили сделать следующие выводы:

  1. Приоритетным направлением дополнительного образования являются занятия спортом: в настоящее время занимаются спортом в начальной школе 43% учащихся, в средней - 42,7%, в старшей - 43,2%.
  2. Потенциальное желание заниматься спортом составляет 44,9%-34,1%-39,8%.
  3. На следующей позиции актуальных занятий учащихся начальной школы находятся занятия хореографией (13,2%), но хотели продолжить занятия (т.е. потенциальные потребности) всего лишь 7,2%; для учащихся средней школы устойчивой может рассматривать потребность в занятиях музыкой (соотношение у уже занимающихся и желающих заниматься 139 составляет 19% -14,3%); для учащихся старшей школы аналогичными5могут рассматриваться занятия языками (11,2% - 11,4%).

Следует отметить, что существует несоответствие между актуальными и потенциально востребованными занятиями учащихся:

  • позицию актуальных занятий учащихся начальной школы занимают занятия музыкой (11,5%), в то время как потенциальные потребности в данных занятиях составляют лишь 1,2%; занятия же изобразительным и декоративно-прикладным искусством, наоборот, представлены соотношением 9,6% -11,7%;
  • в средней школе также выявлено несовпадение актуальных и потенциальных потребностей соответственно - занятия языками (11,8% - 4%) и изобразительным и декоративно-прикладным искусством (10,7% - 8,1%);
  • в старшей школе несоответствие между актуальными и потенциальными потребностями представлено следующим образом - занятия хореографией (9,6% - 3,4%) и занятия изобразительным и декоративно-прикладным искусством (3,2%- 10,2%о).

На протяжении школьного обучения просматриваются две противоположные тенденции:

  • устойчивого возрастания интереса к изучению языков: в начальной школе (2,1%), в средней (4%), в старшей (11,4%);
  • устойчивого снижения интереса к занятиям хореографией: в начальной школе (10,8%), в средней (4,9%), в старшей (3,4%).

Практически невостребованными являются занятия историей (0,3%) в начальной школе, 0% - в средней и старшей школе) и эколого-биологические (0,6% в начальной школе и 0% в средней и старшей школе); слабо востребованными - научно-исследовательские (0,6% в начальной школе, 2,2% - в средней и 0% - в старшей) и научно-технические занятия (1,8% в начальной и средней школе, 1,1% - в старшей).

Также требует дополнительного осмысления ситуация сложившаяся с занятиями театральным искусством и информационным технологиям:

  • процент учащихся увлекающихся компьютером в свободное время достаточно высок (17,6% в начальной школе, 25,5% - в средней, 10,3% - в старшей), в то же время посещают дополнительные занятия соответственно 1,7%-3,1%-3 ,2% учащихся, а желание обучаться работе на компьютере высказали лишь 4,8%-3,6%-2,3% школьников;
  • количество учащихся, посещающих занятия в театральных коллективах в настоящее время, составляет 5,3% в начальной школе, 5,1% - в средней и 4% в старшей, но желание заниматься данной деятельностью неуклонно снижается от начальной школы к старшей (соответственно 2,7% 2,2%-1,1%).

Основной целью дополнительных занятий учащиеся средней и старшей школы определили удовольствие от занятий, творческое развитие (соответственно 30,7% и 29,1%), вторую позицию заняло отношение к занятиям в сфере дополнительного образования как к занятиям «для будущего» (соответственно 30% и 27,4%); не смогли определить назначение для себя дополнительных занятий 14,7% учащихся средней школы и 14,5% -старшей.

Заключение

Подводя итоги вышеизложенному, остановимся на наиболее существенных положениях:

  • учреждение дополнительного образования - среда, которая располагает большими возможностями в плане развития и самореализации личности, удовлетворения ее потребностей, интересов;
  • самореализация личности происходит в процессе взаимодействия (взаимовлияния) среды и личности;
  • интеграция среды и личности является полисистемой, в которой две относительно самостоятельных системы вступают во взаимодействие;
  • разная среда побуждает разную степень активности личности ребенка;
  • творческая образовательная среда дополнительного образования представляет собой целостность, которая обладает комплексом условий и влияний на развитие и самореализацию личности ребенка.

Список литературы

1. Богоявленская, Д.Б. Субъект деятельности в проблематике творчества // Вопросы психологии, 1999. - №2. - С. 3541

2. Дементьев, Г.Г. Процесс формирования личности под влиянием социальной среды в современных условиях: Дис. ... канд. социол. наук / Г.Г.Дементьев. - М., 2000. - 191 с.

3. Мануйлов, Ю.С. Средовой подход в воспитании: Дис. ... д-ра пед. наук. / Ю.С. Мануйлов. -М., 1997. - 193 с.

4. Ожегов, С.И. Шведова, Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / С.И. Ожегов. - 4-е изд., дополненное. - М.: Азбуковник, 1999. - 944 стр.

5. Соколова, Н.А. Теория и практика социально-педагогической адаптации подростков в условиях учреждения дополнительного образования: Монография / Н.А.Соколова. -Челябинск: ИНО УрО РАО, 2005. - 231 с.

6. Хайдеггер, М. Время и бытие/М.Хайдеггер.- М.: Республика, 1993. - 445 с.

7. Хейдметс, М. Субъект и среда // Человек в социальной и физической среде: Сб./Под ред. Х.Лийметса. - Таллин, 1983. - С. 67-68

8. Ясвин, В.Л. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.Л. Ясвин. -М.: Смысл, 2001. - Ч.1. - 365 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: «Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования» Игровые формы обучения в начальной школе.

  В течение последних лет казахстанская школа готовится к переходу на 12-летнее обучение, и этот шаг является важным для вхождения в мировое образовательное пространство. Согласно Концепци...

Доклад на тему "Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения"

Современные образовательные технологии и их значение в учебно-воспитательном  процессе с позиции государственного стандарта общего образования второго поколения...

Презентация по теме: "Современные образовательные технологии. Их роль в повышении качества образования"

Игровые формы обучения в начальной школе. Грамотические головоломки....

Доклад на тему: Основные образовательные технологии в урочной деятельности, как одно из условий повышения качества образования

В данной работе представлен краткий перечень образовательных технологий с примерами из практики. ...

Выступление на методическом объединении по теме «Творческая реабилитация детей с ОВЗ в условиях дополнительного образования посредством активного включения воспитанников в познавательную, досуговую и креативную деятельность»

Тема: Формирование социокультурной и образовательной среды с учетом общих и особых образовательных потребностей разных групп обучающихся.Одной из главных целей реабилитации детей с ОВЗ является всесто...

Выступление на ГМО Тема:«Обеспечение планируемых результатов образования в соответствии с требованиями ФГОС на основе образовательной системы «Гармония»

В теме рассмотрен вопрос обеспечения планируемых результатов образования на основе образовательной системы «Гармония» ...

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с 28.03- 1.04.2022 г.) Тема: Творческие каникулы «Неделя детской книги».

Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю с   28.03- 1.04.2022 г.)Тема: Творческие каникулы «Неделя детской книги».Цель: Приобщать детей к детской литературе и...