1 класс. Родителям об особенностях УМК ПНШ
материал (1 класс)

1 класс. Родителям об особенностях учебно - методического комплекта "Перспективная начальная школа".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1_klass._roditelyam_ob_osobennostyah_umk_pnsh.docx18.87 КБ

Предварительный просмотр:

 «Перспективная начальная школа» – комплект для каждого ребёнка

     Часто от вас – родителей мы (учителя) слышим такие вопросы: «Каково самое существенное отличие ваших учебников от учебников других комплектов?»

     Попытаюсь ответить на этот вопрос. И начну вот с чего. Ребёнок, приходя в 1 класс, получает важный социальный статус – ученик. Но его психологические особенности не могут соответствовать этому статусу с 1 сентября. Он пока относится к школьникам по «внешним признакам». Почему? Дело в том, что ещё совсем недавно ведущим видом деятельности ребёнка–дошкольника была игра, и большим методическим просчётом может стать полная замена игры на «серьёзное, взрослое» учение с первых дней его пребывания в школе.

     Авторам комплекта ПНШ вместе с психологами удалось поработать над этой сложной задачей. Её решение лежит в построении системы преемственности игры и учения: с первых дней нахождения в школе ребёнок включается в игру (не обычную, а дидактическую, обучающую), которая тесно переплетается с учением.

     Дорогие взрослые, поймите и почувствуйте одно из важнейших отличий учебника для ребёнка от традиционной модели учебников для учителя, по которым мы с вами учились и к которым привыкли. Ребёнок на уроке учится и играет.

     Например, на уроке русского языка ваш ребёнок становится освободителем «звуков» (звуки «заколдованы» волшебницей). На уроке окружающего мира ваш ребёнок по заданию учебника помогает соседу по парте ответить на вопрос, т.е. он играет роль учителя. На уроке технологии он делает подарок для дошкольников (играет помощника воспитателя детского сада).

     Прошу вас, поддержите дидактическую игру, подыграйте ребёнку, войдите вместе с ним в мир героев учебника, спросите его: «Какой звук он сегодня освобождал от чар волшебницы? Кому из героев учебника помогал: Маше, Мише или Коту Учёному?» А может быть, он помогал соседу по парте? Или сосед помог ему?

     Школа со своими правилами и требованиями входит в мир школьника постепенно, через сюжетно-ролевую игру:

  • не сделай, а помоги;
  • не выполни, а освободи;
  • не читай, а читай по цепочке, по ролям;
  • не ответь на вопрос, а дополни ответ Маши и Миши (сквозных героев учебников), а если не сможешь дополнить – обратись за помощью к Летучей Мыши.

     Поддержите своего ребёнка, который очень охотно включается в социальную игру. Не мешайте ему своими сомнениями типа:

- Почему у волшебницы какое-то нерусское имя – Анишит-Йокоп? (Прочтите наоборот и поймёте. Как и все взрослые, она очень любит покой и тишину.)

- Почему ребёнку помогает какая-то Летучая Мышь? (Начнём с простой мыши. В народных сказках мышь часто бывает наделена сверхъестественной силой. Например, репку смогли вытащить только после того, как на помощь позвали мышку. Мышка хвостиком разбивает золотое яйцо, которое до неё никто не мог разбить. Мышь – существо, помогающее найти потерю в доме. А что же летучая мышь? В африканских странах летучую мышь считают особенно умным существом, поскольку при полёте она никогда ни за что не задевает. В античную эпоху летучая мышь была символом бдительности. В Китае олицетворяла удачу и счастье. Летучая мышь – символ способности чувствовать скрытые силы природы. Её отрицательный образ пришёл к нам из стран Америки, где существуют 3 вида летучих мышей – вампиров, которые пьют кровь крупного рогатого скота. В наше время этот образ распространился благодаря голливудским фильмам о вампирах. Учёные же говорят, что это одно из самых совершенных и удивительных творений природы, приносящих огромную пользу природе и человеку.)

     Учебники русского языка и литературного чтения на учебники-то не похожи. Он выстроены в логике игры. В 1 классе дети путешествуют по Волшебному лесу, спасают его обитателей, помогают им, тем самым постигают тайны языка. Но все задания построены в соответствии с требованиями программы.

     Во всех учебниках комплекта есть сквозные герои – брат и сестра Миша и Маша Ивановы, имеющие конкретных родителей и адрес проживания. Со второго класса появляются новые герои – одноклассники Маши и Миши, учительница.

     Есть в учебниках и волшебный мир – волшебница Анишит Йокоповна, Кот Учёный, Михаил Потапович, Асырк и Торк. Для чего нужны эти герои и почему они носят такие имена? Ответ прост: это игра.

     Особые нарекания вызывают Асырк (Крыса) и Торк (Крот). Крыса – близкий родственник мыши. Один из её символов – мудрость и правосудие. Она входит в десятку самых умных животных на Земле. Крыса – сообразительное, хитрое и ловкое животное. Живут крысы везде, но особенно им нравится жить рядом с человеком. К тому же крысы – общественные животные. Старые опытные крысы справляются практически с любой крысоловкой. Они не только догадываются об отравленной приманке, но и лапами выпихивают других, неосведомлённых крыс.

     Крот – одно из самых загадочных животных, символ божественной мудрости, которая дана в виде инстинкта мгновенного определения того, что пойдёт им на пользу, а что – во вред.

     Справедливости ради нужно сказать, что «привыкать» к комплекту приходится не только родителям, но и педагогам. Кому-то учебники нравятся сразу, кто-то их сразу отвергает, а кто-то начинает всматриваться, анализировать и только потом делает свои выводы.

     Прошу вас: не делать поспешных оценок!

     Ещё одна особенность данного комплекта: он учит детей учиться. Приведу пример, достаточно понятный.

     В учебниках после названия темы нет привычного для нас (взрослых) правила, которое нужно выучить, запомнить и пересказать, а затем применить его при выполнении упражнения. Почему? Да потому что учебник работает на обучение ребёнка самостоятельно добывать знания. Правило «появится» после того, как ученик придёт к нему сам, в ходе рассуждений, ответов на вопросы, выполнения определённых упражнений, сравнивая разные точки зрения, используя словарик или интернет. Это будет его собственным открытием, в ходе которого ребёнок учился учиться.

     В каждом учебнике заложено несколько уровней усвоения программного материала. Прежде всего это базовый уровень, который при поддержке учителя может быть освоен всеми детьми. И более высокий – повышенный уровень, который расширяет и углубляет опорную систему знаний. Он достигается группой детей, способных усваивать предметы на более высоком уровне, чем базовый. Кроме того, в учебниках имеются вопросы и задания, рассчитанные на детей с проблемами в развитии. Когда учитель их задаёт, он точно знает, кого он спросит, хотя на эти вопросы хотят ответить все дети.

     В учебниках ПНШ есть ещё одно достоинство: если заболев, ребёнок пропускает занятие, то это не трагедия для родителей: прочитали, разобрали, выполнили вместе и не отстали от программы.

     - Почему в учебнике такой дизайн?

     Авторы учебников придерживаются мнения: учебник – не художественная книга, поэтому в нём не должно быть избыточное насыщение страниц яркими иллюстрациями. Делать все учебники полноцветными – значит, существенно повышать их цену. Там, где надо («Окружающий мир», «Музейный дом» в учебнике «Литературное чтение») рисунки все цветные. А в тетрадях для самостоятельных работ дети сами разукрашивают рисунки, развивая тем самым творчество, фантазию и мелкую мускулатуру рук.

Использованная литература

  1. Пименов Б.Д. Мы делаем учебники. Статья. https://akademkniga.ru/
  2. Интернет-ресурсы.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Об особенностях взаимоотношений между братьями и сестрами в семье"

Речь пойдет о непростых взаимоотношениях между братьями и сестрами в семье. Старшие и младшие, что же они делят? Ведь родители постоянно говорят, что любят их одинаково сильно, стараются покупат...

Что должны знать родители об особенностях ребёнка при переходе в 5 класс?

Педагог-психолог С.В.Швецова рассказывает о трудностях , с которыми сталкиваются обучающиеся на этапе перехода в 5 класс,даёт советы и рекомендации родителям ,испытывающих тревогу за своих детей...

Памятка для родителей. Возрастные особенности третьеклассников

Что влияет на интерес к учебе?О домашних заданиях...

Беседа для родителей "Возростные особенности детей 7-8 лет".

Ознакомить родителей с возростными особенностями детей 7-8 лет.Формировать правильное отношение родителей к индивидуальным особенностям своего ребенка....

Памятка для родителей «Возрастные особенности первоклассников»

В памятке представлена необходимая информация для родителей первоклассников. Её можно предложить для изучения на первом родительском собрании....

Памятка для родителей "Семья: особенности общения с детьми"

Смотреть на взрослого, видеть его улыбку, слышать его голос, ощущать его – вот то, в чем нуждается ребенок. Вы первые и самые важные учителя своего ребенка. Первая его школа – ваш дом - окажет огромно...