что почитать ребенку
консультация

 Елена Валерьевна Макеева

Что почитать ребенку?

Этапы развития речи ребенка. Литература, рекомендованная для чтения родителями детям на каждом этапе речевого развития.

 

Возраст

Этапы становления речи 

Речевые новообразования 

 Рекомендуемая родителям литература для чтения детям

 Первый год жизни

 1 этап – 0-3 мес.



2 этап – 3-6 мес.



3 этап – 6-10 мес.




4 этап – 10-12 мес.

Развитие эмоционально-выразительные реакции


Появление голосовых реакций, гуления, лепета 



Начало развития понимания речи, активного лепета



Время появления первых слов. К году словарь ребенка составляет 8-10 слов

Русские народные песенки, потешки. «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Большие ноги…», «Водичка, водичка», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...»

 

Второй год жизни 

 1г. 3 мес.-1г. 8 мес.






1г. 8 мес.-1г. 10 мес.









1г. 10 мес.-2г. 1мес.

В речи используются отдельные аморфные слова в роли предложения(25-30 слов): названия лиц, предметов «мама», «биби», позже появляются названия действий «ди», «бух» 

 

 

Объединяет в одном предложении 2 аморфных слова(75-90 слов): «Мама, ди!»

 

 

 


 


 

Рост предложения до 3-4 слов. Появляются первые грамматические отношения между словами


 

Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). 


Поэзия. 3. Александрова.. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Ти­гренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».

 

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как по­росенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».


 

Третий год жизни 

2г. 1 мес.- 2 г. 3.мес.











2г. 3 мес.-3 г. 

Дальнейший рост предложения до 5-8 слов и усвоение грамматических отношений. В речи появляются предлоги и союзы.










Развитие сложного предложения. К 3м годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. В речи наблюдается смешение артикуляционно близких звуков. 

Песенки, потешки. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька…», « Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Из-за леса, из-за гор…», «Огуречик, огуречик…» 

 

Сказки. «Козлятки и волк (обр. К.Ушинского), Теремок (обр. М.Булатова), «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Мар­шак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик»; К. Чуковский. «Федотка».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"».


 

Четвертый год жизни 

 3-4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Звуковая сторона речи в основном усвоена. После 3х лет ребенок прислушивается и способен оценить свое и чужое произношение. 

Песенки, потешки. «Пальчик —мальчик...», «Заинька, попляши...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Ти-ли-бом!...».

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Тол­стого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Плещеев. «Осень наступила...»; А. Майков. «Колыбельная песня»; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Дет­ки в клетке»); К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр».

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», « идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»: «Таня знала буквы...»; К. Ушинский. «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; В. Бианки. «Купание медвежат»; В. Сутеев. «Три котен­ка».

 

 Пятый год жизни

 4-5 лет

К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. 

Песенки, потешки. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?...», «Сидит, сидит зай­ка...», «Кот на печку пошел...»,

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.А. Н. Толстого; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова.

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Ю. Мориц. «Дом гнома, гном — дома!».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петуш­ке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище».

 

 Шестой год жизни

 5-6 лет

Наряду с количественным и качественным обогащением речи, в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания. 

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Бу­латова; «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Поэзия. И. Бунин «Первый снег; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); С. Есенин. «Береза»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.)

Проза. В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка». А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»; П. Бажов. «Серебряное копытце».

 

 Седьмой год жизни

 6-7 лет

К 7 году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи. 

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А.Афа­насьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ И. Колпаковой; «Снегурка» (по народным сюжетам); «Садко» (отрывок); X. К. Андерсен. «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен , Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; Шарль Перро (франц.): «Кот в сапогах».

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лер­монтов. «Горные вершины» (из Гёте); Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин») 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chto_pochitat_rebenku.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Что почитать ребенку?

Этапы развития речи ребенка. Литература, рекомендованная для чтения родителями детям на каждом этапе речевого развития.

Возраст

Этапы становления речи 

Речевые новообразования 

 Рекомендуемая родителям литература для чтения детям

 Первый год жизни

 1 этап – 0-3 мес.



2 этап – 3-6 мес.



3 этап – 6-10 мес.




4 этап – 10-12 мес.

Развитие эмоционально-выразительные реакции


Появление голосовых реакций, гуления, лепета 



Начало развития понимания речи, активного лепета



Время появления первых слов. К году словарь ребенка составляет 8-10 слов

Русские народные песенки, потешки. «Идет коза рогатая», «Сорока-белобока», «Ладушки», «Большие ноги…», «Водичка, водичка», «Баю-бай, баю-бай...», «Киска, киска, киска, брысь!..», «Как у нашего кота...», «Пошел кот под мосток...»

 

Второй год жизни 

 1г. 3 мес.-1г. 8 мес.






1г. 8 мес.-1г. 10 мес.









1г. 10 мес.-2г. 1мес.

В речи используются отдельные аморфные слова в роли предложения(25-30 слов): названия лиц, предметов «мама», «биби», позже появляются названия действий «ди», «бух» 

Объединяет в одном предложении 2 аморфных слова(75-90 слов): «Мама, ди!»



Рост предложения до 3-4 слов. Появляются первые грамматические отношения между словами


Русские народные сказки. «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). 


Поэзия. 3. Александрова.. «Прятки»; А. Барто. «Бычок», «Мячик», «Слон» (из цикла «Игрушки»); В. Берестов «Курица с цыплятами»; В. Жуковский. «Птичка»; Г. Лагздынь. «Зайка, зайка, попляши!»; С. Маршак. «Слон», «Тигренок», «Совята» (из цикла «Детки в клетке»); И. Токмакова. «Баиньки».

Проза. Т. Александрова. «Хрюшка и Чушка» (в сокр.); Л. Пантелеев. «Как поросенок говорить научился»; В. Сутеев. «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин. «Курочка» (из цикла «Большие и маленькие»); К. Чуковский. «Цыпленок».


Третий год жизни 

2г. 1 мес.- 2 г. 3.мес.











2г. 3 мес.-3 г. 

Дальнейший рост предложения до 5-8 слов и усвоение грамматических отношений. В речи появляются предлоги и союзы.










Развитие сложного предложения. К 3м годам усвоен в основных чертах грамматический строй родного языка. Дальнейший темп его формирования замедляется. В речи наблюдается смешение артикуляционно близких звуков. 

Песенки, потешки. «Наши уточки с утра...»; «Пошел котик на Торжок...»; «Заяц Егорка...»; «Наша Маша маленька…», « Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду! Сидит ворон на дубу», «Бежала лесочком лиса с кузовочком…», «Из-за леса, из-за гор…», «Огуречик, огуречик…» 

Сказки. «Козлятки и волк (обр. К.Ушинского), Теремок (обр. М.Булатова), «Маша и медведь» (обр. М. Булатова).

Поэзия. А. Барто. «Мишка», «Грузовик», «Слон», «Лошадка» (из цикла «Игрушки»), «Кто как кричит»; В. Берестов. «Больная кукла», «Котенок»; Г. Лагздынь. «Петушок»; С. Маршак. «Сказка о глупом мышонке»; Э. Мошковская. «Приказ» (в сокр.); Н. Пикулева. «Лисий хвостик»; К. Чуковский. «Федотка».

Проза. Л. Толстой. «Спала кошка на крыше...», «Три медведя», «Был у Пети и Миши конь...»; В. Сутеев. «Кто сказал „мяу"».


Четвертый год жизни 

 3-4 года

Дальнейшее развитие сложносочиненного и сложноподчиненного предложения. Звуковая сторона речи в основном усвоена. После 3х лет ребенок прислушивается и способен оценить свое и чужое произношение. 

Песенки, потешки. «Пальчик —мальчик...», «Заинька, попляши...», «Сорока, сорока...», «Еду-еду к бабе, к деду...», «Тили-бом! Ти-ли-бом!...».

Сказки. «Колобок», обр. К. Ушинского; «Волк и козлята», обр. А. Н. Толстого; «Кот, петух и лиса», обр. М. Боголюбской.

Поэзия. К. Бальмонт. «Осень»; А. Блок. «Зайчик»; А. Плещеев. «Осень наступила...»; А. Майков. «Колыбельная песня»; А. Пушкин. «Ветер, ветер! Ты могуч!...» (из «Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях»); С. Маршак. «Зоосад», «Жираф», «Зебры», «Белые медведи», «Страусенок», «Пингвин», «Верблюд», «Где обедал воробей» (из цикла «Детки в клетке»); К. Чуковский. «Путаница», «Краденое солнце», «Мойдодыр».

Проза. Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про храброго Зайца — Длинные косые глаза, короткий хвост»; Л. Воронкова. «Маша-растеряша», « идет» (из книги «Снег идет»); Н. Носов «Ступеньки»; Л. Толстой. «Птица свила гнездо...»: «Таня знала буквы...»; К. Ушинский. «Васька», «Лиса-Патрикеевна»; В. Бианки. «Купание медвежат»; В. Сутеев. «Три котенка».

 

 Пятый год жизни

 4-5 лет

К 5 годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. 

Песенки, потешки. «Наш козел...»; «Зайчишка-трусишка...»; «Гуси, вы гуси...»; «Ножки, ножки, где вы были?...», «Сидит, сидит зайка...», «Кот на печку пошел...»,

Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр.А. Н. Толстого; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова.

Поэзия. И. Бунин. «Листопад» (отрывок); А. Майков. «Осенние листья по ветру кружат...»; А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); С. Маршак. «Багаж», «Про все на свете»; С. Михалков. «Дядя Степа»; Ю. Мориц. «Дом гнома, гном — дома!».

Проза. В. Вересаев. «Братишка»; А. Введенский. «О девочке Маше, о собачке Петушке и о кошке Ниточке» (главы из книги); М. Зощенко. «Показательный ребенок»; В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; К. Чуковский. «Телефон», «Тараканище».

 

 Шестой год жизни

 5-6 лет

Наряду с количественным и качественным обогащением речи, в речи ребенка 5-6-ти лет наблюдается увеличение грамматических ошибок, неправильные изменения слов, нарушения в структуре предложений, затруднения в планировании высказывания. 

Сказки. «Лиса и кувшин», обр. О. Капицы; «Крылатый, мохнатый да масляный» обр. И. Карнауховой; «Хаврошечка», обр. А. Н. Толстого; «Заяц-хвастун», обр. О. Капицы; «Царевна-лягушка», обр. М. Булатова; «Сивка-Бурка», обр. М. Булатова; «Финист — Ясный сокол», обр. А. Платонова.

Поэзия. И. Бунин «Первый снег; А. Пушкин «Уж небо осенью дышало...» (из романа «Евгений Онегин»); С. Есенин. «Береза»; И. Никитин. «Встреча зимы»; А. Пушкин «Зимний вечер» (в сокр.)

Проза. В. Дмитриева «Малыш и Жучка» (главы); Л. Толстой «Косточка», «Прыжок»; Н. Носов «Живая шляпа»; Т. Александрова. «Домовенок Кузька» (главы); B. Бианки. «Сова»; Б. Заходер. «Серая звездочка». А. Гайдар. «Чук и Гек» (главы); А. Пушкин. «Сказка о царе Салтане»; П. Бажов. «Серебряное копытце».

 

 Седьмой год жизни

 6-7 лет

К 7 году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи. 

Сказки и былины. «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (отрывок); «Василиса Прекрасная» (из сборника сказок А.Афанасьева); «Волк и лиса», обр. И. Соколова-Микитова; «Добрыня и Змей», пересказ И. Колпаковой; «Снегурка» (по народным сюжетам); «Садко» (отрывок); X. К. Андерсен. «Дюймовочка», пер. с дат. А. Ганзен , Ф. Зальтен. «Бемби», пер. с нем. Ю. Нагибина; Шарль Перро (франц.): «Кот в сапогах».

Поэзия. М. Волошин. «Осенью»; С. Городецкий. «Первый снег»; М. Лермонтов. «Горные вершины» (из Гёте); Г. Сапгир. «Считалки, скороговорки»; С. Есенин. «Пороша»; А. Пушкин «Зима! Крестьянин, торжествуя...» (из романа «Евгений Онегин») 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система классного соуправления. "Клуб семейного чтения "Почитай-ка"

"Клуб семейного чтения" является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме "школа-семья"....

Система классного соуправления. "Клуб семейного чтения "Почитай-ка"

"Клуб семейного чтения" является продолжением системы сотрудничества учителя и родителей учащихся; созданием среды, способствующей развитию индивидуальности ребенка в общем доме "школа-семья"....

Почитай отца твоего.

Презентация к уроку православной культуры....

Конспект урока и презентация "Почитай родителей"

Урок направлен на оценивание характера взаимоотношений людей в социальной группе семье, с позиции развития эстетических чувств, доброжелательности,эмоциональности и отзывчивости, понимания чувств ближ...

Методическая разработка классного часа по пятой Заповеди Божией: «Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе хорошо было и чтобы ты долго прожил на земле».

Цели урока: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.Задачи урока:Формирование понятия «семья», «дружная семья», определение роли матери и отца в воспитании дет...

Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»

 Классный час «Во всяком возрасте почитай родителей»      Белова Ольга Алексеевна, учитель начальных классовЦЕЛИ: Раскрыть значение семьи в жизни каждого чел...

Что почитать с ребенком

Шпргалка для родителей. Список литературы для дополнительного чтения. Русская и мировая классика....