родительское собрание "Семья и её роль в воспитании толерантности"
материал (3, 4 класс)

Ляпина Нина Егоровна

Родительское собрание для родителей обучающихся начальной школы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskoe_sobranie.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание « Семья и её роль в воспитании толерантности»

Проблема, которая станет предметом нашего обсуждения, весьма актуальна, попробуем её обозначить.

Обратимся к истории. На рубеже XVIII-XIX веков во Франции жил Талейран Перигор, князь Беневентский. Он отличился тем, что при разных правительствах (и при революционном, и при Наполеоне, и при короле Людовике XVII) оставался неизменно министром иностранных дел.  Почему?

(Это был человек, талантливый во многих областях, но, несомненно, более всего - в умении учитывать настроения окружающих, уважительно к ним относиться, искать решение проблем способом, наименее ущемляющим интересы других людей. И при этом сохранять свои собственные принципы, стремиться к тому, чтобы управлять ситуацией, а не слепо подчиняться обстоятельствам. С именем этого человека и связанно понятие "толерантность".)

Вопрос на который мы совместно попробуем ответить звучит так : « Как воспитать толерантного человека?

- Что же  такое толерантность?

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. 

«Толерантность» в переводе с английского означает терпимость, снисходительность.

 Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

- Само по себе слово толерантность очень многогранное, мы сейчас попробуем расшифровать это слово. Давайте от каждой буквы образуем новые слова, которые могут характеризовать черты человека ( родители подбирают слова к каждой букве)

 Т – терпение

 О – отзывчивость

 Л – любовь

 Е – единодушие

 Р – равноправие

 А – альтруизм (готовность жертвовать своими интересами ради других)

 Н – нежность

 Т – теплота

 Н – нравственность

 О – отходчивость

 С – сострадание

 Т – трудолюбие

 Ь

Толерантность — это следование «золотому правилу»: относись к другим людям так, как хочешь, чтобы относились к тебе. Желая себе только хорошего, надо желать хорошего другим.

     Есть два пути развития личности: толерантный  и  интолерантный .

В следующее таблице рассмотрены основные черты и отличия толерантного человека от интолерантного.

1. Знание самого себя

Толерантные люди 

Относятся к себе критически, сами стараются разобраться в своих проблемах  в своих достоинствах и недостатках.

Интолерантные люди 

Замечают у себя только достоинства, обвиняют других.

2. Защищенность

Толерантный человек уверен в себе; убежден, что справится со всем. Это важное условие для формирования толерантной личности.

Опасается своего социального окружения и самого себя: во всем видит угрозу.

3. Ответственность

Толерантный человек не перекладывает ответственность на других, сам отвечает за свои за свои поступки.

Интолерантный человек считает, что происходящие события от него не  зависят, следовательно, снимает с себя ответственность за происходящее вокруг. Он считает, что не он причиняет зло, а ему вредят.

4. Потребность в определении

Толерантные люди сами стремятся к работе, творчеству; сами стремятся решить свои проблемы.

Интолерантные люди отодвигают себя на второй план (только не я).

5. Способность к эмпатии

(способность формировать верные суждения о других людях)

Толерантный человек может правильно оценить и себя и интолерантного человека.

Интолерантный человек оценивает окружающих по своему образу и подобию.

6. Чувство юмора

Толерантный человек способен посмеяться над собой.

Интолерантный человек не обладает чувством юмора, мрачен и апатичен.

7. Авторитаризм

Толерантный человек предпочитает жить в демократическом, свободном обществе.

Интолерантный человек предпочитает жить в авторитарном обществе с жесткой властью.

Следовательно, вывод можно сделать такой: толерантный путь – это путь человека, который хорошо знает себя, комфортно чувствует себя в окружающей среде, понимает других людей, всегда готов прийти на помощь, с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам и традициям. А интолерантный путь – это путь человека, который думает о своей исключительности, с низким уровнем воспитанности, чувством дискомфорта существования в социальной среде, желанием власти, неприятия иных культур, взглядов и традиций.

Вывод:

Не делай другим того, чего не хотел бы от других.

Не делай другому того, от чего больно тебе.

В радости и в горе мы должны относиться ко всем людям так, как относимся к самим себе.

Как ты думаешь о себе, так думай и о других.

Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей.

Мы выяснили, что толерантность – это великое искусство людей, которые пытаются понять друг друга.

Посмотрите на слайд. Как можно вместе связать по смыслу предметы, обозначенные этими картинками. ( родители, зеркало, дети)

«Дети – зеркало отношений и характеров родителей. Если ребёнок поступает неправильно - это вина родителей и только родители могут сделать свое отражение лучше!»

Только в сказках все заканчивается благополучно, все хорошо. Семейная жизнь наполнена конфликтами.

- А к вам  я обращаюсь с такими словами

Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Там, где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным-пьяна.
Не волк воспитывал овец.
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.

Психологами на основе проведенных исследований установлено, что терпимые люди, как правило, вырастают в семьях, где есть три условия:

 1) сильная любовь и теплота родителей друг к другу и к детям;

 2) последовательное воспитание;

 3) четкие модели нравственного поведения.

  При отсутствии этих трех условий у детей развивается нетерпимость.

Когда мы говорим о толерантности применительно к семье, то выделяем два аспекта:

 • Воспитание толерантности у ребенка по отношению к окружающим;

 • Проявление в семье толерантности к самому ребенку.

С чего же начинать воспитание толерантности в семье? Наверное, с себя. Воспитывать в себе воспитателя – это задача, которая для каждого из нас не перестанет быть актуальной.

 Для начала необходимо самим относиться к своему ребенку толерантно. Процесс воспитания детей очень сложен и быть выдержанными, терпимыми, терпеливыми и понимающими не всегда просто.

 Следует помнить, что терпимость – это социально – психологическая черта человека,  показатель внутренней силы. Если мы с вами не будем с детьми общаться терпеливо и  конструктивно, то никто не будет. Если мы их этому не научим, то никто не научит. От  нас с вами – учителей и родителей – зависит, насколько дети будут успешны в коллективе  и окружающем социуме. Они будут везде приняты хорошо, если научатся правильно

 общаться и спокойно принимать окружающих людей: без унижения и недовольства, а с  доверием, вниманием и конструктивной критикой.

Тест для родителей «Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка?»

Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте,

каких ответов больше всего – А, Б, В.

1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел. Вы:

а) дадите ему другое блюдо;

б) разрешите выйти ему из-за стола;

в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.

2. Ваш ребенок во дворе «круто» поссорился со сверстниками. Вы:

а) идете во двор и разбираетесь с детьми;

б) советуете ребенку самому уладить конфликт;

в) предлагаете остаться дома.

3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки Вы:

а) начнете его ругать, кричать;

б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете

рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;

в) без слов выключите телевизор.

4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки:

а) вы в гневе и за двойки, и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;

б) пытаетесь помочь исправить положение;

в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.

5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся (ась) домой:

а) не выяснив причины, начинаете ругать;

б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался и договоритесь,

что впредь опозданий не будет;

в) накажете.

Под каждой буквой прочтите мнение о себе.

А – это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.

Б – это тип родителя, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.

В – тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.

Отсюда – ряд правил воспитания толерантности:  ( работа в группах: «Закончи фразу»

 • Учитесь слушать и слышать своего ребенка, считаться с его мнением

 • Не обижать его

 • Уметь договариваться без ссор и конфликтов

 • Умейте принять и любить его таким, каков он есть.

 • Уметь прощать обиды и просить прощения у ребенка

 • Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.

( работа в группах: Игра «Закончи фразу» ( работа в группах)

Если ребенка постоянно критиковать, он учится ненавидеть.

 Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

 Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

 Если ребенок растет в упреках, он учится жить с чувством вины.

 Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

 Если ребенка подбадривают, он учится верить в себя.

 Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

 Если ребенок растет в безопасности, он учится верить в себя.

 Если ребенок живет в понимании и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

ВОС-ПИТАНИЕ – это нечто иное, как питание физическое и питание духовное (питание души). Воспитание души (т.е. духовно-нравственное воспитание) – это непрерывный процесс, он начинается с рождения человека и продолжается всю жизнь.

 Главные методы воспитания в семье — это пример, общие с родителями занятия, беседы, поддержка ребёнка в разных делах, в решении проблем, привлечение его в разные виды деятельности в семье и вне ее. Мы должны начать с воспитания в ребенке такта по отношению к ближайшему окружению (собственной бабушке, соседям, одноклассникам и т.д.).

Сегодня вашему вниманию хочу предоставить один из способов ПИТАНИЯ   ДУШИ – использование притч.

Притчи – это семена. Попав в сердце ребенка, они обязательно в будущем прорастут и дадут свои всходы.

Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Китайская притча «Ладная семья»

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

любовь;

прощение;

терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка и спросил:

- И все?

- Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.

  Прошу вас проанализировать конфликтную ситуацию между мамой и  ребенком ( мама, придя вечером с работы, отчитала сына при друзьях за то, что он не вымыл посуду, сын в ответ нагрубил маме и обиделся на неё).

Попробуем разобраться:

- Кто обиженный, кто обидчик?

-Давайте попробуем составить схему достойного выхода из этой ситуации для ребенка и недопущения конфликта для взрослого.

 ( одна группа это ребёнок, другая группа- мама)

Схема:

1)Начать разговор с конкретного и точного описания ситуации, которая вас не устраивает:

Для сына "Когда ты накричала на меня при ребятах..."

Для мамы "Я очень устаю на работе и нуждаюсь в твоей помощи дома..."

2) Выразить чувства, возникшие у вас в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к вам:

Для сына "...Я почувствовал себя неудобно..."

Для мамы  "...Мне очень больно и обидно видеть твое безразличие к моим просьбам о помощи..."

3) Сказать человеку, как бы вам хотелось, чтобы он поступил. Предложить ему другой вариант поведения, устраивающий вас:

Для сына "...поэтому в следующий раз я прошу тебя высказывать свои замечания не в присутствии моих друзей..."

Для мамы "...поэтому я прошу тебя проводить своих друзей и вымыть посуду..."

4) Сказать, как вы себя поведете в случае, если человек изменит свое поведение:
Для сына "...тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям".
Для мамы "...тогда я не буду запрещать тебе приглашать друзей".

-Как вы считаете, подобный выход может привести к развитию конфликта?

-В литературе есть понятие «кубик толерантности». Как у всех кубиков у него 6 граней: ПОГОВОРИ, ПРЕДЛОЖИ, ПРИМИ, ОБЪЯСНИ, ПРОСТИ, УЛЫБНИСЬ.

Упражнение « Умей простить»

Есть такая хорошая притча    «Учитель и картошка».

Попробуем разыграть ситуацию из неё.

Перед вами чистые полиэтиленовые пакеты и мешок картошки.

Наберите из общего мешка в свои мешочки картофелины- по 1 клубню за каждого человека на которого вы держите за что-то   обиду. Напишите на каждом клубне имена людей ( или какай- то символ),которых вы отказываетесь прощать и дату. Сложите картофелины в пакет.   Эти мешки вам необходимо носить с собой везде, куда бы они ни шли, в течение нескольких недель, ставя этот мешок рядом с кроватью ночью, а также рядом на сиденье в машине, и рядом с рабочим столом во время занятий.

( представьте себе это)

- Вам это нравится?

- Какие трудности возникают? (тяжело, всё время нужно уделять этому грузу внимание, чтобы нигде не забыть, со временем картошка начнёт портиться и превращаться в отвратительно пахнущую слизь. В свою очередь это приведёт к тому, что с вами неприятно будет находиться рядом.

-Что нужно сделать с этой картошкой? (избавиться от этой картошки намного важнее, чем таскать её за собой повсюду)

Это превосходная метафора, чтобы проиллюстрировать нам, какую цену мы платим за то, чтобы сохранять нашу боль и тяжёлые негативные переживания в душе!

- Нужно уметь прощать!  Часто мы думаем о прощении как о подарке для другого человека.

На самом же деле прощение нужно именно нам самим!!!

 Вспомните! Поступай с другими так, как хочешь, чтобы по­ступали с тобой.

Творческая работа. «Дерево толерантности» 

Материалы: 2 листа , 2 конверта со словами на листьях деревьев и дерево с голыми ветками..

 Время на проведение: 3 минуты.

 Вызываются по 1 члену команды – они выбирают конверт с заданием.

 - Попробуйте выбрать качества, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

 Команды выбирают нужные листочки наклеивают на плакат –дерево.

В каждом конверте по 10 слов.

 Конверт №1: снисходительность, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, равноддушие, бестактность.

 Конверт №2: Терпимость, сердечность, хвастовство, злорадство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, презрение, великодушие.

Доброжелательность, Понимание и принятие, Снисходительность Доверие, гуманизм Игнорирование Нетерпимость Выражение пренебрежения Раздражительность Равнодушие Цинизм Немотивированная агрессивность

Черты толерантной личности

1. Расположенность к другим.

2. Снисходительность.

3. Терпение.

4. Чувство юмора.

5. Чуткость.

6. Доверие.

7. Альтруизм.

8. Терпимость к различиям.

9. Умение владеть собой.

10. Доброжелательность.

11. Умение не осуждать других.

12. Гуманизм.

13. Умение слушать.

14. Любознательность.

15. Способность к сопереживанию.

 5. Тренинг «Профилактика интолерантного поведения».

 - Почему вы приклеили не все слова?

 - Оставшиеся слова характеризуют интолерантную личность, нетерпимую, непонимающую. Давайте мы эти слова зачитаем, сомнём листочек ,выбросим в мусорное ведро и постараемся, чтобы ни одно из этих качеств не пробралось в наши сердца. ( Родители называют качество и бросают в мусорное ведро).

Мы не сможем в одночасье сделать толерантными ни свое поведение, ни поведение других людей, и не надо корить себя за это. Однако важен даже маленький шаг в этом направлении. Важно не только то, о чем мы говорили сегодня, а то, что вы вынесете в реальную жизнь, как изменятся ваши отношения с людьми.

В заключение нашего собрания я хочу предложить вам текст созданный известной американской журналисткой Ливингстон Ларнед» Раскаяния отца». Он очень созвучен тому, что переживают многие родители, независимо от того, в какой стране они живут.( прочитайте его дома, задумайтесь над смыслом)

    «Раскаяние отца» (У. Ливингстон Ларнед)

Послушай, сын. Я произношу эти слова в то время, когда ты спишь. Я один прокрался в твою комнату. Несколько минут назад, когда я сидел в библиотеке и читал газету, на меня нахлынула тяжелая волна раскаяния. Я пришел к твоей кровати с сознанием своей вины.
   Вот о чем я думал, сын: я сорвал на тебе свое плохое настроение. Я выбранил тебя, когда ты одевался, чтобы идти в школу, так как ты только прикоснулся к своему лицу мокрым полотенцем. Я отчитал тебя за то, что ты не почистил ботинки. Я сердито закричал на тебя, когда ты бросил что-то из своей одежды на пол.                                

   За завтраком я тоже к тебе придирался. Ты пролил чай. Ты жадно глотал пищу. Ты положил локти на стол. Ты слишком густо намазал хлеб маслом. А затем, когда ты отправился поиграть, а я торопился на поезд, ты обернулся, помахал мне рукой и крикнул: «До свиданья, папа!» -, я же нахмурил брови и отвечал: «Распрями плечи!»

 Затем, в конце дня, все началось снова. Идя по дороге, домой, я заметил тебя, когда ты на коленях играл в шарики. На твоих чулках были дыры. Я унизил тебя перед твоими товарищами, заставив идти домой впереди меня. Чулки дорого стоят — и если бы ты должен был покупать их на собственные деньги, то был бы более аккуратным! Вообрази только, сын, что это говорил твой отец!

   Помнишь, как ты вошел затем в библиотеку, где я читал, — робко, с болью во взгляде? Когда я мельком взглянул на тебя поверх газеты, раздраженный тем, что мне помешали, ты в нерешительности остановился у двери. «Что тебе нужно?» — резко спросил я.

     Ты ничего не ответил, но порывисто бросился ко мне, обнял за шею и поцеловал. Твои ручки сжали меня с любовью, которую Бог вложил в твое сердце, и которую даже мое пренебрежительное отношение не смогло иссушить. А затем ты ушел, семеня ножками вверх по лестнице.

     Так вот, сын. вскоре после этого газета выскользнула из моих рук, и мною овладел ужасный, тошнотворный страх. Что со мной сделала привычка? Привычка придираться, распекать — такова была моя награда тебе за то, что ты маленький мальчик.

      А в твоем характере так много здорового, прекрасного и искреннего. Твое маленькое сердце столь же велико, как рассвет над далёкими холмами. Это проявилось в твоем стихийном порыве, когда ты бросился ко мне, чтобы поцеловать меня перед отходом ко сну. Ничто другое не имеет сегодня значения, сын. Я пришел к твоей кроватке в темноте и, пристыженный, преклонил перед тобой колени!

   

Итак, давайте же будет с большей долей терпения, уважения, предрасположенности, симпатии, понимания относиться друг к другу, и тогда жить в мире и согласии нам станет намного бы проще.

И очень хочется, чтобы вашим главным правилом по жизни стала следующая фраза: «Не оценивайте людей, а цените их»

Наше собрание я хочу закончить такими словами:

Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы,
Плавать под водой как рыбы,
Нам не хватает только одного: научиться жить на земле,
как люди.
Б. Шоу

Памятка.«20 шагов к толерантности»

1 . Наличие четкой цели.
2. Желание быть толерантным.
3. Стремление человека стать лучше.
4.Постоянное саморазвитие (личностный рост). Умение ставить себя на место других.
5. Не осуждать.
6. Видеть шире:
- замечать мелочи и тонкости;
- замечать особенности ситуации;
- принимать во внимание предысторию.
7. Подключать интуицию и воображение.
8. Расширять свой круг общения.
9. Знакомиться с другими культурами (традициями):
- язык, рисунки, литература, архитектура;
- костюмы (одежда), кухня, музыка, танцы, песни.
10. Наблюдать.
11. Общаться с представителями других культур.
12. Улучшить самоконтроль.
13. Развить в себе умение молчать/слушать.
14. Менять места. Путешествовать (посещать другие места, ходить в гости).
15. Менять точки зрения.
16. Направленность «на понимание».
17. Сопереживать.
18. Не зацикливаться.
19. Быть активным.
20. Не оценивать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"

Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...

Родительское собрание "Воспитание толерантности"

Теперь, когда мы научилисьлетать по  воздуху, как птицы,   плавать под водой, как рыбы,нам не хватает только одного:научиться  жить на земле,  как люди....

Родительское собрание на тему: «РОЛЬ СЕМЬИ И УСЛОВИЯ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ».

В данной работе находится материал для проведения родительского собрания в начальной школе....

Родительское собрание на тему: «Роль взаимоотношений в семье в духовно-нравственном становлении человека». Родительское собрание на тему "Десять ошибок в воспитании"

На собраниях рассматриваются вопросы:  ненасилия в семейном воспитании; стиль взаимоотношений родителей  с детьми; меры поощрения и наказания; формирования у родителей представлений об истин...

Роль семейных народных традиций в межнациональном воспитании, толерантном поведении.

Роль семейных народных традиций в межнациональном воспитании, толерантном поведении....

Памятка для родителей "Родительская любовь и ее роль в воспитании"

В памятке описываются проявления любви к ребёнку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина....

«Роль уроков русского языка и литературы в воспитании толерантного сознания и поведения учащихся»

Данная статья - примеры  работы по воспитанию толерантного сознания и поведения учащихся на уроках русского языка и литературы....