Памятка для родителей "Родительская любовь и ее роль в воспитании"
материал (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Киш Лариса Николаевна

В памятке описываются проявления любви к ребёнку: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon roditelskaya_lyubov_i_ee_rol_v_vospitanii.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Родительская любовь и ее роль в воспитании.

Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они, что в семье их любят. Ребёнка можно сравнить с зеркалом. Он отражает любовь, но не начинает любить первым. Если детей одаривают любовью, они возвращают её, если им ничего не дают, им нечего возвращать. Безусловно, родители должны любить своих детей, именно на папах и мамах лежит ответственность за их счастье.

Все проявления любви к ребёнку делятся на 4 основных типа: контакт глаз, физический контакт, пристальное внимание, дисциплина.

КОНТАКТ ГЛАЗ

Большинство людей и не осознаёт, насколько решающим в отношениях с ребёнком может быть фактор - контакт глаз.

Контакт глаз - момент, когда вы смотрите прямо в глаза друг другу. Пробовали ли вы когда-нибудь говорить с человеком, который избегает смотреть в глаза? Это трудно и нередко меняет наше отношение к нему. Нам больше нравятся люди с открытым дружелюбным взором, искренней улыбкой. Внимательнее всего ребёнок слушает нас, когда мы смотрим ему прямо в глаза.

Не забывайте об этом и ещё о том, что ваши глаза должны постоянно излучать любовь даже в ситуациях не очень приятных.

К сожалению, сами родители, не ведая того, могут использовать контакт глаз не для «посылки» сигналов любви и понимания. Многие вырабатывают у себя привычку смотреть на ребёнка строго, а это не лучшее средство общения.

ФИЗИЧЕСКИЙ КОНТАКТ

Казалось бы, проще всего выразить свою родительскую любовь к ребёнку ласковым прикосновением. Тем не менее, в социальной педагогике отмечен поразительный факт: исследования показали, что большинство родителей прикасаются к своим детям только по необходимости, помогая им одеться, сесть в автобус и т. п.

Задумайтесь: относитесь ли вы к тем родителям, которые просто так, без всякого повода, пользуются возможностью ласково прикоснуться к своему ребёнку? Здесь вовсе не имеются в виду поцелуи, объятия и бурное проявление чувств. С ребёнком возможен любой физический контакт, например: прикоснуться к руке, обнять за
плечики, погладить по головке, потрепать волосы или просто шут-
ливо потолкаться.

Особенно важны такие контакты для мальчиков и являются решающими в его развитии до 7-8 лет.

Конечно, по мере того, как дети растут, они все меньше склонны терпеть родительские нежности. Но иногда у них возникает такое желание, и нужно быть начеку, чтобы не упустить возможность их приласкать. А такая потребность в нежности возникает обычно, когда они травмированы (физически или эмоционально), очень устали, больны или когда в их жизни наступают трудные моменты: горе, страхи, трудности в школе и т. п.

Как уже говорилось, жизненно важны такие проявления любви для мальчиков в раннем возрасте. Чем старше мальчик, тем большим становится его предубеждение, что такие«телячьи» нежности сделают его похожим на девчонку. В разумных пределах не нужно бояться проявлять свою любовь к сыну, и, будьте уверены, она не повредит ему. Для девочек же, наоборот, физический контакт становится важнее и достигает пика к 11 годам.

Контакт глаз и физический контакт больших жертв от родителей не требуют, но результат (с психолого-педагогической точки зрения) формирования взаимопонимания, взаимопроникновения в чувства и мысли ребенка и родителя, воспитания эмпатии (чувства сопереживания), милосердия, доброты, ласкового отношения в ребенке колоссальный.

ПРИСТАЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

А вот пристальное внимание требует много времени. Поэтому часто родители вынуждены отказываться от дел и удовольствий, которые им больше по душе в данный момент. Любящим родителям придётся столкнуться с тем, что в некоторых случаях ребёнку больше всего на свете нужно будет их пристальное внимание, и именно в то время, когда они меньше всего расположены проявить его.

Что же такое пристальное внимание?

Когда мы уделяем ребёнку пристальное внимание, это означает, что мы сосредоточиваемся на нём полностью, не отвлекаясь ни на какие мелочи, так, чтобы ребёнок ни на мгновение не сомневался в нашей полной безоговорочной любви к нему.

Почему же так трудно уделять пристальное внимание детям? Да потому что это требует времени! Вот иллюстрация, как по-разному видят одну и ту же ситуацию родители и дети. Отец описал в своём дневнике, как он провёл целый день со своим сыном на рыбалке. Отец жаловался, что день пропал зря, потому что сын, казалось, скучал, был погружён в свои мысли и почти не разговаривал. Отец даже написал, что вряд ли пойдёт с сыном на рыбалку ещё раз. Интересно сравнить эти записи с соответствующими записями в дневнике сына, где он написал всего несколько слов: «Какой чудесный день! Всё время наедине с отцом!».

Уважаемые родители, найдите время, чтобы побыть с ребенком наедине. Это очень важно. Давайте посмотрим истине в глаза: хорошее воспитание требует времени.

Безусловно, если в семье несколько детей, гораздо труднее найти время, чтобы уделить пристальное внимание каждому. Дети, даже если родители их очень любят, но не находят ни минуты, ни часа, чтобы уделить им необходимое внимание, не чувствуют эту любовь и не уверены в родительской любви.

На пристальное внимание к ребёнку иногда нужно не так уж много времени. Случается, что несколько минут, когда вы полностью сосредоточены на ребёнке, могут сделать чудеса. Каждый момент очень значим. Это можно сравнить с очередным вкладом в банк. Пока вклады превышают расходы - всё в порядке. Если родители постоянно заботятся о полноценном равновесии, эмоциональная жизнь ребёнка будет здоровой и у него будет меньше осложнений в жизни. Это очень важный вклад в будущее детей.

ДИСЦИПЛИНА

И, наконец, четвёртое проявление родительской любви - дисциплина. Но некоторые родители неправильно понимают взаимосвязь между любовью и дисциплиной, значение дисциплины.

Обычно у родителей любовь отделена от дисциплины, как будто это два совершенно независимых явления. Неудивительно, что родители, смешивающие такие вещи, обычно считают, что дисциплина - это наказание (а для некоторых — порка).

Уважаемые родители, кто так думает - глубоко заблуждается. Первое, что мы должны осознать, чтобы приучить ребёнка к дисциплине, - дать ему почувствовать, что его любят. Дисциплины легче добиться, когда ребёнок чувствует, что его искренне любят и принимают таким, какой он есть. Если же этой любви нет, то ребёнок реагирует на диктат родителей гневом, враждебностью, обидой. Он рассматривает каждую просьбу (или требование) как навязанную ему повинность и учится активно сопротивляться.

Очень важно уметь слушать детей и совершенно необходимо уметь сдерживать свои отрицательные эмоции. Слишком бурное проявление негодования, особенно бесконтрольные взрывы гнева, поначалу очень пугают ребёнка. Но ребёнок растёт, и когда родители слишком часто теряют контроль над собой, это исподволь подтачивает его уважение к родителям и постепенно разжигает его собственные дурные наклонности. Если задуматься, то бесконтрольные взрывы вызывают неуважение любого человека. Что вы хотите тогда от детей?

«Высечь ребёнка розгами», как говаривали в старину, каждый сможет. Это самый примитивный способ контроля над поведением ребёнка. Ясно, что когда человек в отчаянии, его поведение может выходить за обычные рамки. Ничто не вызывает у ребёнка такого отчаяния, как отсутствие любви. Это и есть основная причина плохого поведения.

А для того, чтобы добиться от детей хорошего поведения, прежде всего к нему надо обращаться с вежливыми просьбами. Если вы обращаетесь именно так, то вы сможете определить, по силам ли ему та или иная задача.

Обобщая сказанное, важно помнить: если вы хотите правильно воспитывать детей - каждому ребёнку нужен и контакт глаз, и физическое прикосновение, и пристальное внимание, но одновременно и дисциплина. Ребёнок должен чувствовать и нашу любовь, и нашу твёрдость.

«Любовь долго терпит, милосердствует, она не завидует, не превозносится, не гордится, не ищет своего, не раздражается, не держит зла, всему верит, всё переносит»..

Эти мудрые слова из «Нового завета» лежат в основе всех взаимоотношений, связанных с любовью родителей и детей. Секрет, составляющий суть любви, раскрывается просто: это должна быть безусловная любовь.

У родительской любви существуют разные стороны, одна из них - слишком сильная любовь к своим детям. Такие родители потакают капризам„боятся сделать шаг, который бы им не понравился. Родители находятся в рабстве очень сильной любви, от которой нет пользы никому, потому что, когда ребёнок получает чрезмерную любовь, то он перестаёт считаться с родителями, пренебрегает ими, и в конце концов из него вырастает эгоист.

Но, с другой стороны, родители, боясь попасть в рабство к ребёнку, скрывают свою любовь под маской безразличия, маскируют её, порой доходят до того, что уже боятся сказать малышу хоть одно ласковое слово. В таких семьях дети замыкаются в себе, боясь любого проявления нежности. Дети комплексуют и в дальнейшей жизни не смогут раскрыться полностью. Не научившись любить в своей семье, они и сами не смогут создать полноценную семью, в которой царила бы тёплая атмосфера. Ведь все проявления нежности были отвергнуты ещё в детстве.

Эмоциональное состояние ребёнка определяет, как, и каким он видит мир: родителей, дом и самого себя. Именно это эмоциональное состояние и является платформой будущего развития. Так, если ребёнку его мир представляется отталкивающим, не любящим, не заботящимся о нём, враждебным, то возникают тревога и беспокойство - злейшие враги ребёнка. Если мы его любим, безусловно, он это чувствует. Если же мы любим ребёнка за успехи, поведение - он теряет уверенность в себе, становится также тревожным. Суть в том, что ребёнок сверхчувствителен и сверхуязвим. Все дети постоянно (и не словами, а поведением) спрашивают своих родителей: «Вы меня любите?». От ответа, который получает ребёнок на этот вопрос, в значительной степени зависит его основное отношение к жизни.

                                         

                                          Хорошо или плохо идет воспитание –

                                      об этом достоверно можно судить по      

                                      тому, может ли ваш ребенок сказать:

                                      «Я счастлив!»

             

Сегодня мне хотелось бы продолжить разговор о семейном воспитании. На прошлом собрании я раздала вам информацию о родительской любви и ее роли в воспитании. Поделитесь, пожалуйста, своим мнением о полученной информации:

Что из прочитанного присутствует в вашем семейном воспитании?

Что для себя вы взяли на заметку?

        А теперь вспомните фразу, которую вы говорили своему ребенку или детям за последнюю неделю чаще всего?

(Ответы родителей фиксируются на доске).

        Своими разговорами, мыслями мы учим детей быть хорошими или плохими. Если мы постоянно говорим ребенку, что он неряхя, несобранный, не знает чего-то, то он просто привыкает быть таким. Давайте сформулируем вывод, как же нужно общаться с ребенком.

          Итак, необходимо чаще говорить об успехах ребенка, его достоинствах и тем более нельзя ругать малыша в присутствии посторонних, особенно одноклассников. В семье нужно строить эмоциональное общение. Такое общение начинается с «Я-высказывания», т.е. с фразы типа: «мне интересно, что у тебя …», «Мне обидно, что ты…». Психологи рекомендуют проводить домашний совет, на котором решаются проблемы семьи и каждого ее члена. Полезны также семейные обеды, на которых также происходит единение семьи.

        Сейчас я предлагаю вам заполнить анкету «Знаю ли я своего ребенка?».

        Я вижу, у вас возникли затруднения. Делаем вывод: знаем ли мы своих детей?

        И в завершении разговора хочу обратиться к эпиграфу … . А для того, чтобы сделать ребенка счастливым, нужно соблюдать 10 родительских заповедей.         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Роль эстетического воспитания в формировании личности младшего школьника

В статье рассказывается о том, какую роль имеет эстетическое воспитание  в развитии младшего школьника....

Памятка "Как привить любовь к чтению".

Памятка для родителей поможет привить детям любовь к чтению....

Родительское собрание Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"

Тема: «Роль семейного воспитания в становлении и развитии личности младшего школьника"...

Памятка "Шерентинг - родительская любовь или безответственность"

Шерентинг - явление цифрового общества, которое требует ответственности со стороны взрослых. Мы часто говорим об угрозах в сети для детей, но при этом сами можем подвергеть их опасности неосторожными ...