Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников
статья (1 класс) по теме

Пимкина Татьяна Михайловна

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynye_tradicii_ekologich._vospitaniya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Пимкина Т. М.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 24

с углубленным изучением отдельных предметов» (Саранск)

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют её сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно-образной картины мира и нравственно-экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе.

Воспитание у учащихся экологической культуры не может быть целостным и всеобъемлющим без участия семьи, представителей старшего поколения, являющихся живой энциклопедией природы родного края. Им есть что рассказать своим детям и внукам, порой вызвать удивление и сожаление. В семье закладываются основы личности, формируется отношение к миру природы, развивается система ценностей, потребностей, интересов и привычек. В семье будущий гражданин получает основы экологического воспитания и впоследствии в течение всей жизни корректирует своё поведение, своё отношение к экологическим проблемам, опираясь на опыт семьи. Семья – хранительница и передатчик экологической культуры и традиций, которые существенно влияют на формирование стереотипов поведения. Отношение родителей к природе как в зеркале отражается в поведении детей.

В семье через родительский опыт ребёнок приобретает первые навыки различного рода деятельности, в том числе и по охране природы. Содержание дома, квартиры, двора в чистоте, порядке и уюте влияют на стремление содержать среду обитания, рабочую зону в достойном состоянии, озеленять и благоустраивать окружающую территорию, созидать и творить. Включение детей с раннего возраста в хозяйственно-бытовую жизнь семьи воспитывает чувство заботливого, рачительного хозяина дома, страны, Земли. Культура поведения ребёнка, в том числе на природе, во многом определяется семейными традициями. Пример родителей служит тем социальным образцом, опираясь на который ребёнок овладевает способом отношения к окружающей среде, создаёт образ собственного видения мира природы и поведения в нём.

Своим примером родители утверждают здоровый образ жизни и демонстрируют нормы поведения в природе и обществе. Правила поведения в природе должны быть осознаны, прочувствованы, а многие и открыты младшими школьниками с помощью родителей. Они должны постепенно становиться их собственными убеждениями, а основные из правил перейти в простую и естественную привычку, подобно говорить «спасибо» и вытирать ноги перед входом в квартиру.

Хорошо, если природа и её объекты входят в круг семейных интересов, а забота о живых организмах – в семейные отношения. Когда животные становятся членами семьи, а выращиваемые растения – семейной гордостью, тогда и формируется отношение ко всему живому. Как правило, дети вырастают отзывчивыми, доброжелательными в тех семьях, где есть животные и растения, и равнодушными, эгоистичными – в семьях, где проявляется неприязнь к природе. Выращивание комнатных растений и содержание домашних питомцев способствуют развитию разнообразных познавательных интересов, формированию ответственного отношения к природе.

В знакомстве с животным миром и развитии интереса к нему трудно переоценить роль экскурсий в зоопарк, в зоологический или краеведческий музеи, где происходит расширение границ познания ребёнком окружающей среды, осознания её неповторимости и хрупкости. Экскурсии в природу – это не только восстановление физических сил, это также познание окружающего мира, умение видеть красоту. Зимой можно вместе с детьми организовать подкормку птиц, оборудовать кормушки, провести сбор плодов и семян.

Большое воспитательное значение имеют семейные походы, походы за грибами, ягодами, на рыбную ловлю. Здесь родители показывают, как рационально, умело использовать дары природы, бережно относиться к природным богатствам. Прививая детям экологические правила и формируя на их основе убеждения в необходимости следовать этим правилам, родители могут надеяться, что последующие поступки ребят не будут наносить вред природе. Огромная роль в формировании познавательных интересов и экологической культуры младших школьников принадлежит семейному чтению. Совместное чтение произведений о природе, жизни животных и растений даёт возможность обсудить прочитанное, вовлечь ребёнка в беседу, обменяться мнениями и переживаниями. Для семейного чтения можно посоветовать произведения И. Тургенева, Н. Лескова, М. Пришвина, И. Бунина, Ф. Тютчева, Г. Скребицкого, К. Паустовского, В. Бианки, Е. Чарушина и др., раскрывающие перед читателем мир живой и неживой природы, способствующие воспитанию бережного отношения и любви к нему.

Формированию заботливого отношения к окружающей среде способствуют совместные игры на природе, коллекционирование марок, открыток, постеров с изображением явлений и объектов природы, совместное участие в природоохранных мероприятиях, конкурсах.

Таким образом, благодаря влиянию взрослых членов семьи дети должны понять и научиться рационально использовать богатства природы и беречь её несравненную красоту, так как любовь и бережное отношение к природе отличают истинно культурного человека.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Экологическая ситуация во всем мире, глобальный характер экологических проблем и своеобразное их проявление в каждом регионе планеты настоятельно требуют скорейшей перестройки мышления человечества, о...

Воспитание экологической культуры младших школьников

Проблема воспитания бережного отношения к природе...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

Система_воспитания_экологической культуры_ младших_ школьников

В статье изложен опыт воспитания экологической культуры младших школьников, связи и взаимовлияние компонентов экологического воспитания обучающихся, формы и методы работы классного руководителя. ...

"Воспитание экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира"

Опыт работы по данной теме обобщен и размещен в региональной базе данных ВИПКРО...

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы

Воспитание экологической культуры младших школьников в процессе внеклассной работы...