Система_воспитания_экологической культуры_ младших_ школьников
статья (1,2,3,4 класс) по теме

Порошина Елена Михайловна

В статье изложен опыт воспитания экологической культуры младших школьников, связи и взаимовлияние компонентов экологического воспитания обучающихся, формы и методы работы классного руководителя.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Система воспитания экологической культуры младшего школьника.

Порошина Е.М.

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №40» г. Ангарска

       Современный мир находится на грани экологической катастрофы, грозящей всеобщим уничтожением. Необходимо кардинальное изменение этой ситуации, если человечество реально хочет сохранить среду своего обитания и жизнедеятельности. Неблагоприятная экологическая ситуация создавалась десятилетиями антропогенного воздействия, и, следовательно, потребуются десятилетия целенаправленных усилий мирового сообщества для восстановления и сохранения природных оазисов. Для сколь-нибудь значимых изменений в экологии обществу необходимы обязательные для исполнения всеми законы в области экологического права, высокообразованные специалисты-экологи, повышение всеобщей экологической грамотности.  

     Данную задачу призваны решать и семья, и образовательные учреждения всех видов, и учреждения культуры, спорта, и средства массовой информации, и законодательные собрания, и т.д.

     Хотя проблема формирования экологической культуры достаточно полно освещена в научной и методической литературе, для её решения необходима система практической работы каждого образовательного учреждения.

     Наша школа выбрала образовательное направление «Школа экологического равновесия». Миссия  состоит в подготовке обучающегося к успешной жизни в современном обществе, заложив уже в школьном возрасте основы образовательной мобильности ребёнка с учётом сохранения основ экокультуры.  Задачи, которые ставит перед собой педагогический коллектив – воспитание потребности общения с живой природой, интереса к познанию её законов;

- воспитание установок и мотивов деятельности, направленной на осознание универсальной ценности природы;

- воспитание убеждений в необходимости сбережения природы;

- воспитание потребности участия в деятельности по изучению и охране природы, пропаганде экологических идей;

- воспитание основ экологической грамотности и экокультуры;

- воспитание потребности в здоровом образе жизни.

Через какие формы и методы работы может работать классный руководитель, чтобы наиболее эффективным образом воспитывать у учащихся основы экологической культуры? Следует при этом учесть, что и семья, и дети отдают предпочтение кружкам, секциям дополнительного образования по другим направлениям потому, что уровень экологической грамотности населения крайне низок.

Одним из выходов в данной ситуации является интеграция экологического воспитания во все виды творческой деятельности учащихся.  Многолетний опыт работы учителем начальных классов помогает мне выстроить определенную систему воспитания экологической культуры младших школьников.

Компоненты воспитания экологической культуры младшего школьника

Экологическая культура учителя

Проектно-исследовательская деятельность обучающихся

Экологическая культура родителей

Экологическая культура обучающегося

Исследовательская деятельность учителя

   

 

Образовательная деятельность обучающихся

Творческая деятельность обучающихся

Здоровьесберегающая деятельность

На рисунке видны связи и взаимовлияние компонентов экологического воспитания обучающихся. Рассмотрим подробнее каждый компонент из опыта работы:

  1. Экологическая культура учителя формируется постоянным  самообразованием в этой области, знакомством с законодательством,  с современными концепциями и программами экологического воспитания, составлением плана работы с обучающимися; проведение классных часов на экологические и краеведческие темы: «Здесь рождаются легенды» (о бурятах), «Болото и его обитатели», «Иркутская область- мой родной край», «Байкало-Ленский заповедник», «Расселение народов Сибири», и др;
  2.   Необходимым элементом формирования экологической культуры является исследовательская деятельность учителя: изучение и анализ уровня экологической культуры обучающихся; изучение и анализ существующих программ по экологическому воспитанию, написание программ, наиболее соответствующих уровню подготовки учащихся, особенностям региона. Так нами написаны следующие программы: факультативные курсы для обучающихся первой ступени «Развиваемся, играя», «Байкаловедение» и «Энергосбережение». Считаем необходимым участие и обмен опытом в конференциях по экологическому образованию;

  1. Формированию экологической культуры родителей обучающихся способствуют:  а) тематические родительские собрания- «Здоровое питание младших школьников», «Ребенок и  компьютер», «Режим дня школьника», «Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе»; б) знакомство с буклетами, памятками по экологическим вопросам; в) совместная культурно-оздоровительная деятельность- футбольный матч среди команд учащихся и родителей класса, спортивные игры «Папа, мама, я – спортивная семья»; г) совместная деятельность по озеленению пришкольного участка; д) помощь в написании исследовательских работ;
  2. Проектно-исследовательская деятельность обучающихся: а) написание и представление коллективных проектов «Птицы и звери Иркутской области», «Картинки весны», «Я люблю мой край родной», «Березка- символ России», «Все обо всем», «Моя клумба у школы», «Почемучка», сбор макулатуры;  написание исследовательских работ и выступление с ними на конференциях разного уровня (школьная, муниципальная, всероссийская)- «Плесень-друг или враг?», «Почему вода в океане соленая?», «Почему растения зеленые?»;
  3. Творческая деятельность обучающихся в области экологии: конкурс чтецов по теме «Сибирские просторы» и театрализованных                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      представлений «Экологические сказки» в рамках декадника «Культура и быт коренных народов Сибири», фотоконкурс «Моя семья на природе», Аппликация из осенних листьев, конкурс рисунков «Я люблю природу родного края», выставка рисунков «Красавица – березка», конкурс – выставка «Изделия из природного материала», новогодняя игрушка из вторсырья, участие во Всероссийском конкурсе «Экологический фольклор» (в конкурсе чтецов-I, III места, в театрализации - III место, в театрализации на английском языке- III место, в конкурсе рисунков и поделок);
  4. Формированию экологической культуры способствует, разумеется, образовательная деятельность обучающихся, в первую очередь, на уроках окружающего мира и литературного чтения . Но и на другой урок можно и нужно подбирать материал экологической направленности: математика- экологические задачи, русский язык- предложения и тексты о природе, рисование и труд- экологические темы, экономичное использование материалов. Возможно использование образовательных игр –заседания географического общества «Путешествие в жаркие страны», «Путешествие тучки по Европе», «Где живут пингвины?» и др. Также в нашей школе проводится муниципальная интеллектуальная экологическая игра «Природознайки» для 3-4 и 5-6 классов.
  5. Здоровьесберегающая  деятельность предполагает проведение Дней Здоровья (1 раз в  четверть), поездки в детские оздоровительные лагеря, проведение физкультминуток для снятия прессинга ахроматиновой зоны, повышения работоспособности, развития эмоциональной сферы, улучшения функционального состояния организма, подвижные игры на перемене.

Данная система экологического воспитания в начальной школе поможет обновить образовательный процесс на основе введения современных дополнительных образовательных программ. Обучающиеся получат, расширят и углубят теоретические и практические навыки и умения в области формирования экологической культуры и культуры ЗОЖ, безопасности жизнедеятельности, поведения в сложных жизненных ситуациях У младших школьников будет формироваться мотивация и понимание необходимости вести здоровый образ жизни, эффективнее будут развиваться творческие способности, активизируется познавательная активность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка»;
  2.  Закон РФ «Об образовании»;
  3. Закон РФ «Об утверждении Федеральной программы развития образования»;
  4. закон Иркутской области № 86-ОЗ «об экологическом образовании, просвещении и формировании экологической культуры в Иркутской области» от 30.12.2003 г.
  5. Конвенция о правах ребёнка;  
  6. Педагогическая концепция образования детей и подростков «Сибирский характер как ценность». - Ангарск, 2006.
  7. Программа воспитания  «Школы экологического равновесия» МОУ СОШ № 40 на  2010 - 2015гг.
  8. Стефановская Т.А. Педагогический мониторинг  и проектировочная деятельность классного руководителя. Методическое пособие. Ч.1, 2. - Иркутск: ИПКРО, 2003.
  9.  Стефановская Т.А. Педагогическое исследование: теория и методика. Научно-методическое пособие. - Иркутск, 2007.
  10.  Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. - М., 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейные традиции и их роль в воспитании экологической культуры младших школьников

В статье раскрывается роль семейных традиций в экологическом воспитании младших школьников....

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Воспитание экологической культуры младших школьников, как общей культуры личности.

В статье раскрыты основные методы и приёмы формирования экологической культуры младших школьников....

Доклад «Условия формирования социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»

Доклад «Условия формирования  социальной и личностной культуры младших школьников (военно-патриотическое направление внеурочной деятельности младших школьников)»...

Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение ...