Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»
план-конспект по теме

Багаутинова  Чулпан Небиулловна

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение к другим культурам, способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур.

Этим и объясняется введение нового курса «ОРКСЭ», одной из составляющих частей которого является модуль «Основы исламской культуры».

 При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.

Изучение истоков ислама, морали и нравственности происходит с использованием мною на занятиях современных образовательных технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_po_orkse.docx116.75 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Применение современных образовательных методов и технологий на уроках «Основы исламской культуры» как условие формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника»

 

Цель мастер-класса - создание условий  для формирования опыта по применению  современных образовательных технологий  на уроках модуля  «Основы исламской культуры», применение творческих заданий,  как один из способов повышения познавательной активности детей.

Задачи: создание условий для профессионального общения, самореализации и стимулирования роста творческого потенциала педагогов;
 распространение педагогического опыта.

Форма мастер-класса:   лекция-беседа с использованием компьютерной презентации; практическое занятие.

 Наглядность: - раздаточный материал для выполнения практической работы участниками мастер-класса; 

 Приёмы: проблемные вопросы и ситуации; творческие задания; вовлечение  участников в групповую работу,  рефлексия.

Мастер-класс

Добрый день уважаемые, коллеги!

Когда вы заходили в класс вы выбрали цветную ладошку. Те, кто выбрал зеленую – того ждёт успех на занятии, желтую  предпочли те, кто захотел общения с коллегами, розовую – те, кто будет самым активным.  Прошу до конца мастер-класса не потерять её.

Предлагаю Вашему вниманию мастер класс на тему «Современные образовательные методы и  технологии в преподавании модуля «Основы исламской культуры»

Сегодня одним из актуальных и приоритетных задач государства является воспитание нравственного гражданина России. Поэтому особое значение уделяется привитию таких качеств, как толерантность, уважение к другим культурам, способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур.

Этим и объясняется введение нового курса «ОРКСЭ», одной из составляющих частей которого является модуль «Основы исламской культуры».

 При подготовке к учебным занятиям я поняла, что очень важно найти ту струнку души ребёнка, чтобы вызвать не только интерес к предмету, но и побудить душевные размышления и сопереживания. Значит, традиционного преподавания предмета будет недостаточно.

Изучение истоков ислама, морали и нравственности происходит с использованием мною на занятиях современных образовательных технологий.

Современные образовательные методы и технологии

Сразу хотелось бы отметить, что в нашей школе и лично преподается модуль “Основы исламской культуры”, поэтому педагогические технологии и способы преподнесения информации я могу показать на примере тех уроков, которые входят в изучение данного модуля.

Большое место  в содержании модуля занимают  темы семьи, ценностей семейной жизни.

«Семья в исламе», «Родители и дети», «Отношение к старшим», «Семейные ценности  ислама». При изучении данных тем значительное место занимает метод проектов (в данном случае, краткосрочный проект). Ученики с помощью родителей, готовят выступления с рассказом о семейных традициях: как отмечаются в семье традиционные праздники, какие готовятся любимые блюда, какие подарки преподносятся детям – и других интересных и глубоко индивидуальных чертах семейного уклада. Учениками выполнены проекты  на темы «Традиции моей семьи», «Наша дружная семья» ит. д

                                   

 А теперь давайте перейдем  к практике.

                    Дополнительным материалом  использую на уроке  притчи. 

 Хочу напомнить Вам, притча это короткий назидательный рассказ в иносказательной форме, заключающий в себе нравственное поучение. По содержанию притча близка к басне.  Простой язык притч понятен детям. (Прочитайте притчу про себя)

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: « СТО РАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, – отвечал старик, – это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.- И подумав, добавил: “И мира тоже”.

Уважаемые помощники, теперь предлагаю вам ответить на мои вопросы.

  1. О чем эта притча? ( О дружной семье)
  2. Какие семейные ценности присуще этой  семье?
  3. В чём заключается основа дружной и крепкой семьи?
  4. Какая пословица подходит к этой притче?

Один из приёмов технологии критического мышления – кластер.

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. 

Предлагаю для кластера взять образ дома, где строительство крепкой семьи начнётся с фундамента. Ключевое слово – СЕМЬЯ. По кирпичикам будем строить крепкую, дружную семью. Какие кирпичи нам понадобятся (любовь- ярату, прощение-кичеру, уважение-хэрмет, терпение-сабырлык, радость-шатлык, помощь-ярдэм)? Закрываем крышей (защита-саклау) и через трубу выгоняем всё то, что может её разрушить (ссора, обида, обман, недоверие)

Работа с пословицами и поговорками.

Пословицы могут использоваться как дидактический и воспитательный материал на разных этапах урока: на этапе подготовки к изучению нового материала, на этапе творческой работы учащихся или повторения изученного.

А сейчас давайте поиграем. Уверена, что вы знаете много пословиц и поговорок о семье. Поэтому вы легко сумеете собрать «рассыпавшиеся» пословицы и поговорки, объяснить их смысл  (парная работа)

«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
Дерево держится корнями, а человек семьёй.

В семье, где лад, счастье дорогу не забывает.

Отца с матерью почитать — горя не знать. 

Кош - канаты белән, семья татулыгы белән көчле.

Гаилә-бәхет ачкычы.

Тату гаиләгә кайгы керми..

Каждой группе нужно объяснить значение пословицы.

Гаилә - ил терәге.

Гаилә - гомер чишмәсе

В этапе  закрепления урока можно детям давать такую работу. 

Составление схемы «Моя семья»

Работа в группе.


- Сейчас давайте представим, что каждая группа – это отдельная семья. У вас на парте есть домик вашей семьи. Запишите в окошечках «домика» под цифрами слова, характеризующие вашу семью, отношения между ее членами. Нужные слова подобрать вам поможет список определений на слайде.
meretskaya_sp1_pic2

Список №1.
Дружная, злобная. Жестокая, любящая, веселая, вредная, невыносимая, заботливая.

Список №2.
Понимание, недоверие, любовь, уважение, забота, ложь, согласие, выручка.

Список №3.
Жалеем, заботимся, сочувствуем, ценим, не любим, обижаем, помогаем, прощаем, терпим, любим.

Список №4.
Поддержка, вражда, взаимопомощь, уважение, недоверие, злоба, честность, доброжелательность.

Список №5.
«Согласную семью и горе не берет»
«Семья в куче – не страшна и туча»
«На что клад, когда в семье лад»

Давайте посмотрим,  какая же у вас семья???

- Вы сумели построить макет семьи. Семьи у вас получились дружные, в них живут любовь и понимание.

Рефлексия.
-–Уважаемые  коллеги, давайте возьмем наши макеты в руки. Будем  беречь эту величайшую ценность – нашу семью. Прикрепим же макеты нашей маленькой семьи к карте большой семьи России, и пусть она крепнет и процветает. Ведь крепкая семья – это сильная страна.


Вначале я предлагаю вам составить  синквейн .

- Вспомните качества, которые присущи каждой семье в вашем понимании и на основании этого составьте   в своих рабочих листах  синквейн на тему «Семья».Правила составления синквейна перед вами на слайде. (слайд) Давайте посмотрим, что же у вас получилось.

Можно разбирать каждый отдельный урок любого модуля, находить общие черты и различия. Главное, что нужно понять: любой урок – это творчество учителя и ученика, необходимо только выбрать нужные формы и методы, которые наиболее полно раскроют истинный смысл ислама.

Модуль “Основы исламской культуры”, как нельзя лучше позволяет учителю, используя современные технологии и методы, раскрыть сущность и истинный смысл ислама.

Итоги мастер – класса. (3 минуты)

Положите свою ладонь на выбранную в начале нашей встречи заготовку. Прочувствуйте ситуацию. Каждый палец – это какая-то ваша позиция, ваше мнение о нашей встрече.  В течение полминуты допишите любую фразу:

       Большой палец – сегодня для меня было важно и интересно…

       Указательный - я получил рекомендации…

       Средний - мне было трудно…

       Безымянный – моя оценка мастер-класса…

       Мизинец - для меня было недостаточно…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование духовно-нравственной культуры младшего школьника во внеурочной деятельности

В статье обобщается опыт работы по проблеме: "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

«Формирование духовно – нравственной культуры младших школьников во внеурочной деятельности средствами курса М.Ю.Новицкой "Введение в народоведение"»

Культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысле­ния истории самим народом и собственно процесс становления национального характера.  Работа напра...

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ....

Взаимодействие семьи и школы в процессе формирования духовно-нравственной культуры младшего школьника

Безнравственное поведение взрослых, сквернословие окружающих на фоне жестокости, насилия, агрессивной рекламы оказывают отрицательное воздействие, разрушают традиции и культуру нашего народа, на...

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения

Формирование духовно-нравственной культуры младших школьников на уроках литературного чтения...

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ

СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВЧЕРЕЗ ПРЕПОДАВАНИЕ КУРСА ОРКСЭ...

Внеурочная деятельность как средство формирования духовно-нравственной культуры младших школьников

Роль школы в современных условиях-стать центром духовного развития личности каждого обучающегося.Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения определяют основы духовно-нравс...