ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
статья по теме

Полушкина Оксана Васильевна

 

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_v_mgpi.doc45.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ  МУЗЫКИ НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.

Полушкина О.В.

МОУ «СОШ №24» (Саранск),

 учитель начальных классов

Современное содержание образования не может ограничиваться перечнем требований

к предметным знаниям, умениям и навыкам. Оно должно охватить все основные компоненты социализации: систему духовно-нравственных ценностей,

систему научных представлений о природе, обществе и человеке,

систему универсальных учебных действий.

Духовно-нравственное воспитание – организация психолого-педагогических условий духовного развития личности, обеспечивающих рефлексию своих чувств, мыслеобразов, ценностных ориентаций при построении отношений с миром по принципу со-Творения, то есть созидания позитивно нового.

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы правила поведения, определяемые этими качествами.

Под духовно-нравственным воспитанием понимается процесс содействия духовно-нравственному становлению человека, формированию у него: нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма); нравственного облика (терпения, милосердия, кротости); нравственной позиции (способности различению добра от зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний); нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности, послушания, доброй воли).

Сегодняшняя жизнь ставит новые проблемы перед музыкальным образованием в школе. Они порождены новой социально-культурной ситуацией: с 1993 года ученые констатируют обесценивание знаний: над умами властвует примитивное материальное богатство. Фундаментальные сдвиги в системе ценностных ориентаций связаны с экономическими кризисами. Экологические катастрофы, в том числе, чрезмерное загрязнение вредными для здоровья детей шумами, которые разрушающе действуют на психику детей и многое другое – все это сказывается на духовном развитии школьников и на их психическом здоровье. В этом кроются причины духовной деградации.

Мир вступил в третье тысячелетие. Характерной чертой современной эпохи является наличие в ней сложнейших политических, социально- экономических, экологических и множества других проблем. Для их реализации требуются не только образованные, но и духовно развитые, способные к саморазвитию личности, воспитание, становление которых, в первую очередь, ложится на плечи современной школы. Очевидна потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Одна из важнейших задач формирования духовно-нравственной культуры – это воспитание души ребенка средствами искусства, музыкой в частности, воздействие на процесс становления его нравственных качеств, нравственных идеалов. Найти основу духовно- нравственного развития детей можно на уроках музыки. Главное, что должен сделать педагог – научить смотреть и видеть, слушать и слышать, создавать «родственное» отношение к произведениям искусства. Однако, как отмечал Л. Выготский, музыка не может прямо «перенести» нравственность в душу человека, она способна лишь непосредственно разбудить дремлющие в нём нравственные силы, возбуждая человеческие эмоции. Переживая содержание музыки, человек становится более отзывчивым на различные эмоции-смыслы, и этот тренинг позволяет ему тоньше чувствовать чужую боль, чужие проблемы. Поэтому нравственное воспитание на уроках в начальной школе состоит в том, чтобы привить умение сопереживать высокохудожественному произведению (музыкальному, литературному, художественному), развить способность переживать чужие радости и горести, выработать свое отношение к жизни на основе общечеловеческих духовных ценностей.

В России духовно-нравственное воспитание традиционно содействовало духовно-нравственному становлению человека на основе православной культуры во всех формах ее проявления (религиозной, идеологической, научной, художественной, бытовой). Это давало и дает русскому человеку возможность более полного и объемного восприятия мира, своего места в нём. Особая роль в духовно - нравственном воспитании ребенка принадлежит музыке. С этим искусством дети соприкасаются от рождения, а целенаправленное музыкальное воспитание они получают в детском саду - а в последующем и в школе. Ведь музыкальное воспитание является одним из средств формирования личности ребенка. Дать знания, развить навыки и умения - не самоцель, гораздо важнее пробудить интерес детей к познанию.

Кому же, как ни нам, творческим учителям, найти заветную тропинку к душам наших детей и раскрыть мир Любви и Добра. Это нужно не только учащимся, но и нам, учителям. Ведь учитель – это, прежде всего, духовный и нравственный наставник, праведник и гуманист, - без этих добродетелей мы не можем взывать к их сознанию, не имеем на то морального права.

Все программы по музыке (Д.Б. Кабалевский, Ю.Б. Алиев, Т.А. Бейдер, Г.П. Сергеева и др.) в общеобразовательной школе ориентированы на постижение, главным образом, классической музыки, тем самым уроки музыки приходят в противоречие с повседневной жизнью, когда ребенок дома и на улице слышит лишь образцы, причем далеко не лучшие, поп-музыки. Телевизионные передачи не могут не влиять на подрастающее поколение, поэтому подавляющее большинство детей, несмотря на усилия школы, вырастают в оторванности от истинных шедевров музыки, не помнят ни одного музыкального сочинения серьезного искусства, которое бы нравилось.

Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствовал базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций. Неслучайно в школах Саранска с 2011-2012уч. года ввели новый курс «Основы религиозных культур и светской этики», дабы соответствовать ФГОС НОО.

С 2005 года я работаю по учебнику литературы З.И.Романовской «Живое слово». Считаю, что в каждой программе начальной школы должен присутствовать именно этот учебник, так как он соответствует государственному заказу «нового человека с высокой духовно-нравственной культурой». Именно в этом учебнике представлены высокохудожественные образцы мировой литературы. Мной разработаны и проведены интегрированные уроки литературы, изобразительного искусства, технологии, окружающего мира и музыки. По разным предметам я подобрала наиболее подходящий музыкальный материал. По окружающему миру цикл «Времена года» П.И.Чайковского, цикл «Времена года» А.Вивальди, Н.А.Римский-Корсаков «Полёт шмеля» и др. По литературе  М.П.Мусоргский «Картинки с выставки», «Детский альбом» П.И.Чайковского, В.А.Моцарт «Маленькая ночная серенада», Л.В.Бетховен «К Элизе», А.С.Даргомыжский «Русалка», Н.А.Римский-Корсаков опера «Снегурочка»,  и др. По технологии П.И.Чайковский «Камаринская», А.К.Лядов «Вариации», М.П.Мусоргский «Картинки с выставки» и др. В 2012-2013 учебном году в нашей школе в рамках  компонента образовательного учреждения в своём классе я веду курс «Музыка вокруг нас», где средствами музыки формирую у учащихся духовно-нравственную культуру. К концу года  у детей отмечаются чувства  эмпатии, взаимовыручки, терпения, милосердия, кротости,  совести, долга, веры, ответственности, гражданственности, патриотизма. Ряд моих методических разработок (уроков, внеклассных мероприятий, презентаций) можно найти на nsportal.ru моём сайте http://nsportal.ru/polushkina-oksana-vasilevna. Поскольку способности слушать и слышать музыку не являются природными, а поддаются воспитанию и развитию, я достигаю с помощью вовлечения детей во внеклассные мероприятия. Например моя авторская  музыкально-литературная композиция «За околицей», где я прививаю учащимся интерес к традициям русского народа. Мысли о необходимости более раннего, начинающегося еще до школы, воздействия на формирование личности занимали умы выдающихся философов-воспитателей уже давно. Еще триста лет назад великий педагог Ян Амос Коменский утверждал что «счастливое развитие дарований имеет первоначальные основания в раннем возрасте». Ту же мысль выразил Жан Жак Руссо, говоря что «каждый последующий воспитатель оказывает меньше влияния на ребенка, чем предыдущий».

Основным средством духовно-нравственного воспитания Аристотель считает музыку. По мнению Аристотеля, музыка оказывает влияние на человеческую психику и этику, на моральные качества человека. Как и Платон, Аристотель проводит строгий отбор ладов и музыкальных инструментов. Он делит лады на этические (действующие на моральные свойства человека), практические (вызывающие волю к действиям) и энтузиастические (приводящие в восторженное состояние). И он указывает, в каких случаях как этими ладами надлежит пользоваться.

Музыке, как средству эстетического воздействия, Аристотель отдает предпочтение перед всеми остальными объектами чувственного восприятия. “Ведь даже одна мелодия без сопровождения ее словами, заключает в себе эстетические свойства. Между тем, как ни краски, на запахи, ни вкусовые ощущения ничего подобного в себе не заключают.»

В высказываниях Белинского четко выражено его отношение к музыкальному искусству и проблеме музыкального воспитания:

« Кто откликается на одну плясовую музыку, откликается не сердцем, а ногами; чью душу не томит, чью душу не волнует музыка; кто видит в картине только галерейную вещь, годную для украшения комнаты и дивиться в ней одной отделке; кто не любит стихов смолоду, кто видит в драме только театральную пьесу, а в романе сказку, годную для занятий от скуки - тот не человек». А как полюбить все это? Белинский отвечает определенно: « В детях с самых ранних лет должно развиваться чувство изящного как один из первейших элементов человечности. Влияние музыки благодатно, и чем раньше они начнут испытывать его на себе - тем лучше».

Показать учащимся красоту музыки, литературы, живописи…, разнообразие образцов высокого искусства, приобщить их к творчеству, развить чувство духовно-нравственного – главная задача современного учителя начальных классов.

Литература

1. Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 1983.

2. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. – М.: ВЛАДОС, 2000.

3. Базиков А.С. Музыкальное образование в современной России. – Тамбов, 2002.

4. Гегель Г.Ф. Характер содержания в музыке. Воздействие музыки // Гегель Г.Ф. Эстетика. – Т. 3. – М., 1971.

5. Красильников И.М. Современные тенденции и противоречия развития музыкальной культуры и образования // Музыка в школе. – 2000. - № 1.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ОРИЕНТИРОВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА НА ОСНОВЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ШКОЛЫ.

Духовно- нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют огромное значение для человека в любом возрасте...

Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы

Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...

Формирование духовно – нравственных качеств личности младших школьников в урочной деятельности

Наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности. Данная презентация поможет разъяснить родителям ва...

Презентация «Формирование духовно-нравственных качеств личности младшего школьника»

Региональная научно-практическая конференция«Проблемы воспитания младших школьников в образовательном пространстве школы» Благовещенск 2014 год....