Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников
статья по окружающему миру (2 класс) по теме

Селезнева Наталья Юрьевна

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

Влияние дидактических игр на формирование экологического мышления в начальных классах

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь. Обычно под «экологическим воспитанием» понимают лишь воспитание любви к природе, что является составной частью такого воспитания, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Можно встретить такие случаи, когда в  воспитательных целях во время весенних, осенних прогулок детям предлагают собирать цветы или ловить насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребятишек, что приводит к формированию привычки «вредоносного» отношения к природе.

Экологическое образование выступает как сложный педагогический процесс. Знание основ экологии – это важнейший компонент экологической культуры, развиваемый у школьников. Сложившаяся в настоящее время система школьного и внешкольного образования и воспитания включает большой объем экологических знаний, умений и навыков, реализующих требования в направлении роста и развития экологической культуры. [4 с 261]

Школьное экологическое воспитание обладает возможностью целенаправленной, координированной и системной передачи знаний. Важное место в системе экологического образования имеет начальная школа, которая является начальной ступенью в формировании ответственного отношения учащихся к окружающей среде и здоровью человека.

Учащиеся начальных классов готовы играть до бесконечности, особенно если дело происходит на природе, да еще в хорошую погоду и в отличной компании. Ни в коем случае нельзя использовать эффектные приемы ради самих приемов. Игра не самоцель, а как уже говорилось выше, эффективный способ передачи информации, проверенное средство создания мотивации к обучению и воспитанию. Не забывайте, что обязательным завершением каждой игры должен стать ее анализ.

 Экологическое образование и воспитание возможно лишь при условии, если содержание учебных предметов способствует экологически целостных ориентаций. Для этого на уроках и во внеурочное время рекомендуем использовать дидактические игры экологической направленности, что позволит воспитать экологически культурную личность, которая будет обладать экологическим мышлением. Поведение экологически культурной личности включает соблюдение и параметров более высокого, второго порядка: рациональность в отношении к природе; избирательность в отношении к природе; сознательное отношение к природе. [3 с 57]

Как знакомить детей с правилами поведения в природе? Определенные экологические запреты абсолютно необходимы, для этого используются экологические игры. Приведем несколько примеров дидактических игр экологической направленности.

В начале используются игры на создание положительной атмосферы, такие как «Круг рукопожатий» (см. Приложение 1.) После чего можно переходить к учебным экологическим играм: «Семечко», «Воронья охота», «Кто я?» (Приложение 1.). Заключительной игрой можно провести «Лесные детективы» (Приложение 1.). [5]

Таким образом, при воспитании эстетического отношения к природе в разнообразной деятельности перед учителем встает двуединая задача. С одной стороны, необходимо организовать специфическую деятельность, непосредственно открывающую школьникам красоту природы. С другой – нужно суметь соединить с познанием эстетических свойств среды познавательную деятельность.

Список литературы

  1. Букин. А.П. В дружбе с людьми и природой. – М.: Просвещение, 1991.
  2.  Дерябо С.Д., Ясвин В.П.. Экологическая педагогика и психология. – Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.
  3. Старостин В. И. Природа в системе эстетического воспитания.
  4. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. Кн. для учителя / Н. И. Кнященко, Н. Л. Лейзеров, М. С. Каган и др. – М.: Просвещение, 1983.
  5.  http://www.ecosystema.ru

Приложение 1.

Круг рукопожатий

Все встают в круг и берутся за руки. Ведущий говорит: «Я пожму руку моему соседу, который стоит справа от меня, он передаст мое рукопожатие по кругу, и я получу его от соседа слева. В то же время я пожму руку моему соседу слева, он тоже пошлет мое рукопожатие по кругу, и я получу это рукопожатие от соседа справа. Оба рукопожатия я пошлю по кругу одновременно». Игра начинается и завершается тогда, когда оба рукопожатия «возвращаются» к ведущему. После этого предложите каждому познакомиться со своими соседями справа и слева, назвав свое имя и пожав им руки.

Игра «Семена»

БЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ: хорошая почва (4), солнечный свет (4), теплые весенние дни (4), вода (4). НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ ФАКТОРЫ: засуха (1), голодный олень (2), плохая почва (1).

В этой игре два или несколько человек будут играть роль семян клена. Все остальные будут играть роли благоприятных и неблагоприятных факторов. (Прочитайте список этих факторов и решите с детьми, какие относятся к благоприятным, а какие - к неблагоприятным.) Объясните детям, что задачей игры является «приземление» «семян клена» в такие места, где нет неблагоприятных факторов, зато есть условия, которые необходимы семенам для роста. Hо, как и в реальной жизни, место, где приземлятся «семена клена», определит случай.

Игра «Воронья охота»

Эта игра заключается в поиске различных природных предметов. Детям выдаются «охотничьи» списки, содержащие перечисление этих предметов. Их поиски потребуют от детей не только внимательности, но и творческого подхода. Мы приводим здесь пример такого списка, но вы можете сами включить в него те предметы, которые дети могут найти в вашей местности.

Игра «Кто я?»

Прикрепите картинку с изображением какого-нибудь животного к спине одного из детей. (Ребенок не должен знать, что на ней изображено!) Попросите его повернуться спиной к остальным детям, чтобы они могли увидеть картинку. Задача ребенка – выяснить, в какое животное он «превратился». Для этого он должен задавать остальным детям вопросы, на которые те могут отвечать только «да», «нет», «может быть».

«Лесные детективы»

Самый простой вариант, когда в конце маршрута каждый участник получает маленькие карточки с заданиями такого типа:

- найти во время экскурсии самый приятный или резкий, неожиданный, незнакомый, вкусный и т.п. запах;

- самый громкий или мелодичный, странный, удивительный и т.п. звук ;

- самую гладкую или шершавую, мягкую, бугорчатую и т.п. поверхность какого-нибудь природного объекта.

Конечно брать с собой этот объект совсем не обязательно, можно зарисовать, записать, сфотографировать, отметить на карте его местонахождение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников...

"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

В данной статье представлено обобщение опыта по формированию экологической культуры у младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников

Человек будущего – это всесторонне развитая личность, живущая в гармонии с окружающим миром и самим собой, действующая в рамках экологической необходимости. Формирование экологической культуры есть ос...