выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"
статья по математике (1,2,3,4 класс) по теме

Дубровина Наталья Валерьевна

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie.doc35.5 КБ
Office presentation icon ekologiya.ppt2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Воспитание экологической культуры младших школьников

Для начала энциклопедическое определение:

Экологическое воспитание - формирование у широких слоев населения высокой экологической культуры всех видов человеческой деятельности, так или иначе связанных с познанием, освоением, преобразованием природы.

Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа – такие же наши «соседи на планете» и что любое проявление жизни драгоценно.

Чтобы успешно осуществлять экологическое воспитание школьников, сам учитель, без сомнения, должен отказаться от ряда традиционных установок.

Имеется в виду и внедрившееся в наше сознание стремление делить природу на вредную и полезную, и глубоко ошибочный, но весьма живучий лозунг «покорение природы», «господство над природой».  Взгляд на насекомое как на что-то несерьезное, не особенно нужное, наконец, широко распространенный взгляд на природу как на второстепенный предмет.

В программе проекта «Начальная школа XXI века» принцип экологизации курса «Окружающий мир» представлен темами «Родная природа», «Мы – жители Земли», «Земля – общий дом», «Человек – биологическое существо».

Я стараюсь не только расширить и углубить знания, полученные учащимися в учебном процессе по курсу " Окружающий мир", но и пробуждаю у них интерес к объектам природы, требующим внимания, заботы, стимулирую, сопереживания детей ко всему живому, развиваю эстетические чувства. Так, прежде чем организовать уход за комнатными растениями, домашними животными или  оказать помощь птицам, необходимо познакомить детей с их характерными чертами, значением в жизни человека, в природе, а также с экологическими потребностями. Расширение знаний учащихся значительно влияет на их положительное отношение к природе. Например, знакомство с зимующими птицами, особенностями их жизни может вызвать у детей стремление помочь им пережить зимние невзгоды.

Уже начиная с 1 класса, дети проводят работу творческого плана. Сначала это составление рассказа о животном или растении от имени самого животного или растения. Рассматриваются жалобы растений и животных на человека.

Слайд

Затем во втором классе проводится работа по «Красной книге».

В 3 класса дети выясняют происхождение названий животных и растений, также вводится понятие «экосистема». Дети составляют экосистемы луга, поля и т. д., подчеркивая при этом, что исключение из экосистемы хотя бы одного компонента может привести к её полному разрушению. Особое место отводится сочинению сказок о животных и растениях, составление описаний природы родного края.

Конечно, для формирования экологической культуры у младших школьников недостаточно лишь работы на уроках курса «Окружающий мир». Здесь необходима интеграция с другими предметами. Так на уроках русского языка часто используются тексты с экологической направленностью:

Слайд

4 класс

На лесной полянке с. 125

В этом плане интересны уроки блока «Развитие речи». Многие обучающие сочинения и изложения, представленные в этом блоке, подразумевают проведение большой предварительной работы по актуализации знаний учащихся, обращению к их личному опыту, который у многих учащихся ещё необходимо сформировать. Также каждый урок в 4 классе предваряется эпиграфом – высказыванием известных людей. Часто в качесте эпиграфа выступали фразы экологической направленности: "Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять…" (М.Л. Налбандян) или "Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам". (А.И. Герцен).

На уроках «Литературного чтения» открывается ещё больший простор для работы по воспитанию экологической культуры. Это и стихотворные тексты, и художественные произведения, и очерки, и научно – художественные тексты.

Слайд

Очень интересны и целесообразны задания, которые включают элементы самостоятельного литературного творчества детей. Например: придумай своё окончание (продолжение…) рассказа или сказки; подумай, как рассказ превратить в сказку; придумай свою историю о герое и др.

Особенно нравится детям «издавать» книжки-малышки со своими рассказами, сказками о природе и окружающем мире, тематически связанные с изучаемыми произведениями. Например, знакомясь с рассказом В.Чаплиной, дети сочиняли истории о своих маленьких друзьях-собаках. Очень эффективны задания-тренинги типа «Защита», цель которых – воспитание положительного отношения к так называемым «нелюбимым» животным (жабе, лягушке, гадюке и др.). Эти задания направлены на то, чтобы ребёнок увидел в этих объектах что-то удивительное, особенное, вызывающее восхищение, симпатию, сочувствие и т.п.

В своей работе использую нетрадиционные формы проведения уроков, которые не только формируют эмоционально позитивный  отклик у детей, но и способствуют решению задач экологического воспитания и образования. Например: 1) урок-загадка при изучении малых фольклорных жанров может включать загадки о животных или растениях, расшифровку пословиц и поговорок о природе; 2) урок-викторина «Умники и умницы» проводится  после знакомства с несколькими произведениями  о природе, причем вопросы викторины  дети готовят самостоятельно.

Пониманию этого способствуют экскурсии в лес, на водоём, в краеведческий музей г.Белгород, в музей БелГСХА, тесное сотрудничество с библиотекой ДК п. Майский.

Проведено общегимназическое внеклассное мероприятие «Птицы – наши пернатые друзья!», посвященное Дню птиц.

Формированию у младших школьников способствуют проведение различных конкурсов, рисунков, сочинений, на которых ребята демонстрируют свое творчество. Выполняя такие задания,  учащиеся испытывают радостное чувство познания природы, делают свои собственные "открытия", более глубоко понимают необходимость бережного и заботливого отношения к ней, развивают наблюдательность и умение рассказать об увиденном или прочитанном.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экологические проблемы человечества. Именно в младшем школьном возрасте ребенок получает основы систематических знаний; здесь формируются и развиваются особенности его характера, воли, нравственного облика. Если в воспитании детей упущено что-то существенное, то эти пробелы появятся позже и не останутся незамеченными.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Воспитание экологической культуры младших школьников

Слайд 2

Под экологическим воспитанием я понимаю, прежде всего, воспитание человечности, доброты, ответственного отношения и к природе и людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым нужно оставить Землю пригодной для полноценной жизни.

Слайд 3

Экологическое воспитание Система экологических знаний Экологическое мышление Культура чувств Культура поведения

Слайд 4

УМК «Начальная школа XXI века» Принцип экологизации в темах: «Родная природа» «Мы – жители Земли» «Земля – общий дом» «Человек – биологическое существо».

Слайд 5

1 класс

Слайд 6

Тест: Куда следует выбрасывать мусор? В море За окно В урну На землю

Слайд 7

2 класс Может ли человек жить без природы? Подготовка сообщений о животных и растениях, занесенных в «Красную книгу»

Слайд 8

3 класс Иван-да-марья Недотрога Звездчатка Копытень Медуница

Слайд 9

3 класс Экосистема леса

Слайд 10

Русский язык Письмо по памяти: Эпиграф к уроку: Не делайте палку на случай Из маленькой ёлки колючей. " Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять…" (М.Л. Налбадян) "Природа не может перечить человеку, если человек не перечит ее законам". (А.И. Герцен).

Слайд 11

Литературное чтение: С. Есенин «Поёт зима – аукает….» Г. Скребицкий «Мать» В. Гаршин «Пленница» М. Лермонтов «Три пальмы» Н. Рубцов «Ласточка» Л. Толстой «Лебеди» М. Пришвин «Деревья в лесу», «Недосмотренные грибы» Е. Чарушин «Перепёлка» В. Берестов «Прощание с другом»

Слайд 12

Изобразительное искусство и художественный труд

Слайд 13

Музыка: П.И. Чайковский «Времена года» К. Сен-Санс «Карнавал животных» Д. Б. Кабалевский «Подснежник» Э. Григ «Утро» В.- А. Моцарт»Весенняя песня», «Пастушья песня» Русские народные песни «Во поле берёза стояла», «Со вьюном я хожу»

Слайд 14

Использование ИКТ

Слайд 15

Использование ИКТ

Слайд 16

Система внеклассных мероприятий: Общегимназические Внутриклассные Занятия кружка «Природа и мы» Темы занятий: «Наша голубая планета» «Кому нужны комары и мухи?» «Полезные» и «вредные» «Человек – не царь природы!»

Слайд 17

Береги свою планету – Ведь другой, похожей, нету!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогические условия формирования экологической культуры младших школьников

Культура технократического общества привела человечество к кризису. Но к ней же мы обращаемся и в надежде изменить ситуацию. В наше время человечество постоянно сталкивается с тяжелыми последствиями н...

Материалы выступления на II Международной конференции по формированию экологической культуры младших школьников

Статья "Стенгазета как средство приобщения учащихся к изучению природы родного края"...

Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"...