Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"
статья по окружающему миру

Мамонтова Надежда Александровна

Выступление на тему: "Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_metodicheskom_sovete.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

Экскурсия в природу как возможность формирования экологической культуры младшего школьника

Мамонтова Надежда Александровна, г. Воронеж МБОУ гимназия им. академика Н.Г. Басова, учитель начальных классов

ГБПОУ ВО «Губернский педагогический колледж»

Актуальность формирования экологической культуры возрастает из-за низкого уровня экологической грамотности населения, школа призвана начать экологическое воспитание детей уже с 1 класса.      

Экскурсия представляет собой такую форму организации учебно-воспитательного процесса, которая позволяет проводить наблюдения, непосредственно изучать различные предметы, явления и процессы в естественных или искусственно созданных условиях, тем самым развивая познавательную активность младшего школьника, а также формируя экологическую культуру, другими словами «природа изучается в природе». Отличительные особенности экскурсии: быстрое усвоение знаний учащимися посредством передвижения в пространстве; экскурсионность объекта; способ синтетического изучения мира в большей степени посредством анализа; способ предметного изучения; эмоциональность.

Целью экологических экскурсий является расширение естественнонаучных знаний, а также формирование экологической культуры младшего школьника. Экологические экскурсии предоставляют возможность младшим школьникам в естественной обстановке знакомиться с объектами и явлениями природы, с изменениями погоды, с деятельностью человека и природы; позволяют самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, по экологическому состоянию родного края. Экологические экскурсии в природу решают не только образовательные задачи, но и настоящие экологические проблемы, например выполнение полезной работы, которая направлена на нахождение нарушений в природе, сюда относятся ее загрязнение, состояние растительного покрова и др.

Независимо от тематики экскурсии и ее текущей задачи требуется соблюдать некоторые условия ее эффективного проведения. Можно выделить три основные группы принципиально значимых условий проведения экскурсионного занятия, ориентированного на результат:

1. Эмоциональный компонент. Экскурсия формирует у детей определенное эмоциональное состояние, которое необходимо поддерживать педагогу на протяжении всего времени ее прохождения. Нельзя контролировать поведение детей. Им необходимо дать свободу действий, чтобы развить их самостоятельность в поиске ответов на вопросы, дать возможность поделиться друг с другом впечатлениями. Экскурсия должна носить неформальный характер, т.е. педагогу нужно исключить авторитарный стиль общения, строгое соблюдение дисциплины.

2. Содержательный компонент. Экскурсия должна иметь конкретную цель и составленную в соответствии с ней программу проведения. Педагог планирует место проведения экскурсии, объекты или процессы для наблюдения, готовит вопросы для учащихся, составляет задания, которые необходимо выполнить на основании увиденного.

3. Организационный компонент. Экскурсия должна быть тщательно и детально спланирована и заблаговременно подготовлена. Для этого определяется тема экскурсии, место и условия ее проведения, альтернативные варианты, на случай невозможности попасть именно в то места по каким-либо обстоятельствам, планирует маршрут прохождения экскурсии, последовательность действий и мероприятий в ее ходе. Любая экскурсия должна иметь четкий план.

В ходе экскурсии, педагогу необходимо придерживаться ее темы и направлять детей на наблюдении именно за конкретными объектами или процессами. Дети младшего школьного возраста могут отвлекаться, задавать педагогу вопросы, совершенно не относящиеся к теме экскурсии. Педагогу нужно уметь уходить от них и возвращать детей к теме данной экскурсии. Все, что наблюдается, детям необходимо пояснять. При этом, длительных рассказов нужно избегать, потому что они будут неинтересны ребенку и, утомят его необходимостью долгой концентрации внимания. Педагогу необходимо привлекать каждого учащегося к активному наблюдению. Это поможет развить более обширные экологические представления у них.

Таким образом, можно сделать вывод, что экологическая экскурсия выполняет важную цель, расширяет кругозор младшего школьника и способствует повышению уровня сформированности экологической культуры. Экологическая экскурсия дает возможность младшему школьнику самостоятельно анализировать и делать выводы по поведению человека в природе, это важная составляющая формирования экологической культуры.

Список используемой литературы

  1. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания [Текст]: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – 2-е изд. – М.: Академия, 2008. – 496 с.

  1. Савина Н.Н. Экскурсоведение [Текст] / Н.Н. Савина. – М.: БГЭУ., 2009. – 256 с.

 

  1. Хуусконен Н.М. Практика экскурсионной деятельности [Текст] / Н.М. Хуусконен, Т.М. Глушанок. – 2-е изд. –М.: Герда, 2008. – 208 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

Формирование экологической культуры младших школьников во внеурочной деятельности.

Проблема экологического воспитания и образования существовала, и будет существовать на протяжении развития общества. Правильное экологическое воспитание позволит в дальнейшем предотвратить многие экол...

выступление на педагогическом совете "Формирование экологической культуры младшего школьника"

Данный материал раскрывает систему работы учителя по формированию экологической культуры младшего школьника при работе по УМК "Начальная школа XX Iвека"...

Материалы выступления на II Международной конференции по формированию экологической культуры младших школьников

Статья "Стенгазета как средство приобщения учащихся к изучению природы родного края"...

Выступление на методической консультации «Формирование экологической культуры младшего школьника в условиях введения ФГОС»

Обмен опытом по экологическому воспитанию.в рамках федерального эксперимента «Образование в области экологии и здоровья: вариативный компонент.Формирование основ умения учиться в МКОУ Березовской СОШ ...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....