ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.
статья по теме

В статье освещается роль образовательного проекта в формировании экологической культуры младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл buslova_zvonkova_rol_proekt_deyat-ti.docx27.38 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ И ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ ПОЛНОГО ДНЯ.

Буслова Ю.А.,учитель

начальных классов МБОУ «НОШ №19»

Звонкова С.Ю. , воспитатель МБОУ «НОШ №19»,

Гонзина С.А., педагог доп. образования МБОУ «НОШ №19»

Современное общество вступило в период кардинальных изменений во всех сферах государственной и общественной жизни, в том числе и в сфере  отечественного образования.  В соответствии с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России одной из базовых национальных ценностей является «природа». Базовые национальные ценности лежат в основе целостного пространства духовно-нравственного развития и воспитания школьников, т.е. уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную и внешкольную деятельность обучающихся.[2,19]

МБОУ «НОШ №19»  с 2008-2009 учебного года является муниципальной экспериментальной площадкой по реализации инновационного проекта по теме: «Проектирование и внедрение модели начальной общеобразовательной школы, работающей в режиме «школы полного дня», а с 2010 года - одной из девяти региональных экспериментальных площадок, реализующих инновационные проекты по теме: «Введение ФГОС НОО в Астраханской области». В 2011 году школа стала победителем регионального социально значимого проекта – конкурса «Ярмарка управленческого и педагогического инновационного опыта – 2011» по теме: «Механизмы реализации ННШ « Наша новая школа» и определена как стажеровочная  площадка АИПКП.

Наша школа – школа полного дня, в ней созданы все условия для всестороннего развития личности, широко развита внеурочная деятельность, в том числе по формированию экологической культуры обучающихся, рассматриваемая нами как одна из составляющих духовно-нравственного развития и воспитания.

С целью реализации Концепции в школе разработана Программа формирования экологической культуры, здорового, безопасного образа жизни, в рамках которой обеспечивается формирование одной из  национальных ценностей - «природа». В программе определена модель организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологической культуры. Наиболее  актуальной стала проектная деятельность  и проектные задачи, ориентированные на формирование «умений самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения» [3, с.5]

Одной из форм  организации занятий, предусматривающих комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени – от одного урока до нескольких месяцев является   образовательный проект.[3,368] 

В сентябре 2011 года мы приступили к реализации долгосрочного разновозрастного образовательного проекта «Жило-было дерево». Формирование познавательного интереса и бережного отношения  к природе обосновали  выбор темы образовательного проекта.

Совместная работа педагогов, родителей, обучающихся способствовала   повышению экологического сознания ребенка, стимулировала  интерес к зеленым друзьям, пробуждала чувство ответственности за сохранение природы. На примере конкретного дерева участники проекта выявляли тесную взаимосвязь всех объектов природы, в том числе взаимосвязь человека и природы. Эта работа стимулировала систему действий участников, направленную не только на получение результата («продукта»), но и одновременно их качественное  самоизменение. Под образовательным продуктом   мы понимаем результат образовательной деятельности ученика, имеющий внешнее (идея, текст, поделка) и внутреннее (личностные качества) проявления [4,277]  

Руководителями проекта выступила  творческая группа педагогов школы: Гонзина С. А., педагог дополнительного образования, руководитель творческого объединения  экологической направленности «Лотос»;  Буслова Ю. А., учитель и Звонкова С.Ю., воспитатель 1 «Б» класса; Тихомирова О. А., учитель 3 «В» класса, а участниками стали учащиеся и  родители данных классов.

Были определены цели, педагогические задачи и планируемый результат:

-демонстрация усвоения предметного материала учебного предмета «Окружающий мир» и возможность его применения в нестандартных условиях (при уходе за деревьями, посадка и т.д.);

-умение, приобретённые при работе в разных группах (одновозрастных, разновозрастных, статичных и группах с переменным составом);

-умение создавать конечный  «продукт» - сборник «Деревья родного края», гербарий, озеленение пришкольного участка, оформление нового древесного уголка в фойе школы, презентация учебно-исследовательской работы «Спящие деревья» и т.д.

В результате работы над проектом нам удалось выйти на третий уровень воспитательных результатов - получение школьниками опыта самостоятельного общественного действия.

А началось все во время прогулок по школьному двору, когда учащиеся 1 «Б» и 3 «В» классов заметили, что он не богат деревьями. Ребята составили карту пришкольного участка и отметили  на ней все деревья, которые на нём растут. Выяснилось, что на школьном дворе растёт не так много видов деревьев:  вяз, тополь, ива, ясень, айлант, ель.

Обучающиеся решили узнать, какие еще виды деревьев есть у нас в городе? Помогла нам в этом образовательная экскурсия в астраханский кремль, в парк на площади им. В.И.Ленина, в Братский садик. Так были созданы первые образовательные «продукты»: гербарии  и коллекция природных материалов для поделок и оформления выставки «Поделки из природного материала».

         Презентации нашей работы состоялась на родительском собрании и помогла вовлечь родителей наших классов в совместную работу.

Мы выяснили, что для работы нам понадобятся исследователи, социологи, журналисты, озеленители. Так сформировались четыре разновозрастных группы, в которые входили ученики 1 и 3-его классов, родители и педагоги.

Социологи провели опрос среди учащихся 3-4 классов во время которого узнали, какие деревья нашего знакомы ребятам, какую пользу приносят деревья, какой вред люди наносят им, как мы можем защитить деревья и что нужно для того, чтобы воздух в городе стал чище?  

В результате анкетирования выяснилось, что 80% ребят знает 5-6 видов деревьев, растущих в нашем краю, а 85% опрошенных сказали, что деревья очищают воздух, 70% учащихся сообщили, что люди ломают деревья, не ухаживают за ними, а 75% обучающихся  указали, что необходимо говорить об их пользе и  важности. Радует тот  факт, что 90% респондентов уверены, что нужно сажать больше деревьев.

Группа исследователей начала осенние наблюдения за деревьями. Каждый ученик выбрал свое дерево, собрал о нем материал и проводил наблюдения. Так появился следующий образовательный «продукт» -  индивидуальные проекты, которые мы представили на конкурсе. Детское жюри признало лучшим  проект «Ивушка», выполненный ученицей 1 «Б» класса Дьяковой Татьяной.

Осенью группа озеленителей приступила к работе. Под руководством нашего садовника они посадили 10 саженцев тополя, грецкого ореха, ясеня, айланта, сирени и ивы.

Участники образовательного проекта активно участвовали в школьном конкурсе рисунков, поделок «Мое дерево», стали финалистами областного конкурса экологических плакатов «Природа родного края глазами детей» и победителями всероссийского конкурса рисунков «Снова  Осень», проводимого Системой добровольной сертификации информационных технологий «ССИТ».

Группа журналистов  сочинила  сказки о деревьях, составили сборник «О чём рассказало дерево»  и создала раздвижной журнал о проекте. Дети с гордостью представили свой образовательный «продукт» на школьной выставке и городском конкурсе экологических проектов «Мир вокруг нас».

          Под руководством классного руководителя 3 «В» класса Тихомировой О. А. озеленители приступили к созданию древесного уголка «Времена года» в рекреации первого этажа школы. Теперь все учащиеся, педагоги, родители и гости нашей школы останавливаются около него, любуются нашим творением и благодарят. Это один из красивейших «продуктов», созданных в совместном творчестве детей и взрослых.

Группа исследователей провела интересный эксперимент  под названием «Спящие деревья». Они выясняли, спят ли деревья зимой, и какие условия необходимы для появления листьев у черенков.

         Ребята предположили, что листья могут появляться при определенных условиях (в природе это происходит весной при повышении температуры воздуха и увеличении светового дня); а значит, если изменять внешние  условия роста растений,  то срезанные  ветки деревьев могут «проснуться» и появятся листья и корни.

На протяжении 3 месяцев учащиеся наблюдали за срезанными веточками тополя, вяза, ивы и ясеня. Поставили их в банки с теплой водой и отмечали изменения, происходящие с почками, которые  постепенно увеличивались в размерах, набухали и затем из них появились листочки. Все наблюдения записывались в дневник.  Предположение исследователей подтвердилось –   черенок, если его поместить в тепло, дать ему больше света и  воды,  «проснется» от зимней спячки, появятся листочки  и даже корни.

Во время проведения опыта мы выяснили, что листья появились у всех черенков, а длинные корни появились только у  ивы и  тополя, следовательно, можно попробовать  посадить их на  нашем школьном участке этой весной.

Очень успешными коллективными «продуктами» стали: сборник сказок «О чём рассказало дерево» и макет пришкольного участка, каким мы его увидим после озеленения.

В марте состоялась презентация нашей работы на городском конкурсе экологических проектов «Мир вокруг нас», на котором мы заняли 2-е место.

Результатом проекта явилось формирование у учащихся следующих результатов: автономных (самостоятельных) действий, в сфере поиска и анализа информации, в сфере гражданско-общественной деятельности, в сфере коммуникативно-диалоговой   деятельности, в сфере социально-культурной деятельности, в сфере практической деятельности, в сфере творческой деятельности, в сфере презентации коллективной работы, в сфере экологического мировоззрения.

Мы уверены, что именно в школе нового типа, открытой целый день - в школе полного дня можно организовать жизнедеятельность ребенка таким образом, что проектные задачи и проектная деятельность становится основным элементом  образовательного процесса, органически встроенным  в урочную и внеурочную деятельность. Школа полного дня – очень сложное организационно - педагогическое и социальное образовательное учреждение, решающее практически весь комплекс задач, в том числе и формирование экологической культуры обучающихся, поставленных федеральным государственным образовательным стандартом НОО. Школа становится организатором новой деятельности детей, позволяет изменить содержание и организацию экологического образования для достижения качественно новых образовательных результатов начального общего образования и обеспечить становление личностных характеристик, заданных в Портрете выпускника начальной школы («любящий свой народ, свой край и свою Родину, готовый самостоятельно….» [1,5])

Литература:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/М-во образования и науки РФ - М., изд. : Просвещение, 2011г-31с..

2.Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. –М., изд.: Просвещение, 2009г – 23с.

3.Воронцова А.Б.Проектные задачи в начальной школе.– М.: Просвещение, 2011г – 176с.

4.Хуторской А.В.Современная дидактика: Учебник для вузов.- СПб, Питер, - 2001 – 544с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме:"Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности"

Описание моего опыта работы по формированию экологической культуры школьников (1-4 кл.)...

«Формирование экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности в условиях сельской школы. Из опыта работы».

В творческой работе описан мой практический опыт. Представлена интересная система дидактических заданий. Вопросы для беседы, тексты для чтения, задачи и текстовые задания можно использовать для органи...

Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"

Данный проект заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не тол...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

Работа по формированию экологической культуры и экологическому просвещению населения страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органам...

Об опыте формирования экологической культуры младших школьников средствами внеурочной и внешкольной деятельности

страны, согласно Федеральному Закону «Об охране окружающей среды» [3], осуществляется не только органами государственной власти Российской, общественными объединениями и средствами массово...

Образовательное пространство школы как благоприятная инновационная база для формирования экологической культуры младших школьников.

Современный мир ставит новые проблемы, и одна из таких - это проблема экологии, которая в последнее время стала крайне актуальной в силу того, что человечество стоит на пороге экологической катастрофы...