Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"
проект (1 класс) по теме

Лапистова Оксана Валентиновна

Данный проект заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не только аудиторные занятия (уроки окружающего мира; элементы на уроках математики, риторики, литературного чтения…), но и внеурочные мероприятия (экскурсии, акции, КТД, исследовательская и проектная деятельность, встречи с интересными людьми…). Практическая деятельность данного проекта  связана с  местом расположения школы и местом проживания обучающихся.   Данная работа способствует развитию  самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций, поиску оптимальных решений проблемных ситуаций. Проект представляет собой длительную систематическую  работу, включающую обучающихся в практико-ориентированную  деятельность экологического направления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt.doc143 КБ
Microsoft Office document icon Приложение к проекту1.79 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная  школа №15»

Практико-ориентированный подход

в формировании экологической культуры младших школьников.

Не в количестве знаний

заключается образование,

 в полном понимании и искусном

применении того, что знаешь.

                               А.Дистервенг

Автор проекта:

Лапистова Оксана Валентиновна,

учитель начальных классов

с. Ивановское, 2013г.

Содержание:

Паспорт проекта ……………………………………………………….….3

 Актуальность проекта………………………………………………….…5

Новизна проекта……………………………………………………….…..6

Цели проекта……………………………………………………………….7

Задачи проекта……………………………………………………………..7

Ожидаемые результаты……………………………………………………8

Промежуточные результаты…………………………………………..….8

Целевые группы проекта…………………………………………………11

Объем и содержание……………………………………………….……..12

Формы представления результатов……………………………………...21

Список литературы………………………………………………………..22

Приложения………………………………………………………………..24

Паспорт проекта

Наименование проекта          «Практико-ориентированный подход

                                                      в формировании экологической культуры      

                                                      младших школьников». 

Основные разработчики

 проекта                                     Лапистова О.В., учитель начальных

                                                     классов

Цель проекта                            Воспитание экологической культуры

                                                     младшего школьника.

Задачи проекта                        1.  Сформировать  позитивный  опыт по            

                                                         взаимодействию с окружающей средой.

  1. Развивать  представления и элементарные знания об экологии города, поселка, социума.
  2. Адаптировать  ребенка к окружающей  среде, формировать навыки экологически грамотного поведения.

Сроки и этапы

реализации проекта                 Проект имеет три возрастных  уровня:

                                                              1 класс  (1 этап)

                                                              2 класс  (2 этап)

                                                              3 класс  (3 этап)

                                                              4 класс  (4 этап)

Перечень основных

мероприятий                            1.  Уроки окружающего мира, русского языка,

                                                          математики с экологической

                                                          направленностью.

  1. Конкурсы, выставки  творческих работ.
  2. Экскурсии, походы.
  3. Создание и реализация проектов.
  4. Исследовательская работа.

Исполнители проекта

и основных мероприятий         Педагоги.

Ожидаемые конечные

 результаты                                

  1. Углубление и расширение экологических

     знаний, умений и навыков.

  1. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
  2. Адаптация ребенка к окружающей  среде.
  3. Формирование навыков экологически грамотного поведения.
  4. Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
  5. Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.
  6. Формирование представлений  о влиянии экологии на здоровье человека.

 

Целевая группа                            Обучающиеся 1-4 классов,

                                                        Родители.

Актуальность проекта

В настоящее время экологические проблемы и катастрофы приняли глобальный характер. Жизнь человека и всей планеты зависит от эффективности разрешения данных проблем.

Одним из путей предотвращения экологической катастрофы является осуществление экологического воспитания подрастающего поколения. Поэтому перед педагогической теорией и практикой выдвинута задача большой экологической и социальной  значимости: воспитание молодого поколения в духе  бережного ответственного отношения к природе, защиты и воссоздания природных богатств.

Элементы экологического воспитания должны осуществляться уже в дошкольном возрасте, однако наиболее благоприятным для начала осуществления системного экологического воспитания считается младший школьный возраст. Для  этого существует ряд объективных причин: в данном возрасте наиболее велик интерес к окружающей флоре и фауне; происходит слияние «Я - реального» и «Я -  идеального»; ребенок начинает осознавать свое место в обществе; формируются мотивационно - ценностные ориентиры.

Концепция модернизации российского образования «предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся».

Несмотря на глобальность проблемы экологического воспитания, нами выявлен ряд противоречий в практике разрешения ее в современной школе:  между потребительским отношением общества к природе и экологической состоянием окружающей среды, между теоретическим материалом и практикой его применения.

Таким образом, актуальность данной проблемы обусловила  выбор темы  проекта «Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младшего школьника».

Новизна проекта

Новизна проекта заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не только аудиторные занятия (уроки окружающего мира; элементы на уроках математики, риторики, литературного чтения…), но и внеурочные мероприятия (экскурсии, акции, КТД, исследовательская и проектная деятельность, встречи с интересными людьми…). Практическая деятельность данного проекта  связана с  местом расположения школы и местом проживания обучающихся.   Данная работа способствует развитию  самостоятельного мышления, развитию мыслительных операций, поиску оптимальных решений проблемных ситуаций.  

Данный проект представляет собой длительную систематическую  работу, включающую обучающихся в практико-ориентированную  деятельность экологического направления.

Проект имеет четыре  возрастных уровня (1,2,3 и 4 классы), соответственно которым меняется  содержание и формы  работы.

Спецификой проекта является его комплексный, интегративный характер (взаимосвязь экологического воспитания с эстетическим, экономическим, другими направлениями воспитательного, а также  - учебным процессом); практическая направленность; включенность  ребенка в экологически ориентированную творческую деятельность; организация экологически грамотного  взаимодействия ребенка с окружающей средой.

Цели и задачи проекта

Цель проекта:     Воспитание экологической культуры младшего школьника.

Задачи проекта:     

1.  Сформировать  позитивный   опыт по  взаимодействию с  окружающей средой.

2.  Развить  представления и элементарные знания об экологии города, поселка, социума.

3.  Адаптировать ребенка к окружающей среде, сформировать навыки экологически грамотного поведения.

Краткое описание проекта по этапам

    Проект имеет четыре  возрастных  уровня:

  • 1 класс – ознакомление  с простейшими экологическими понятиями, привлечение внимания в объектам живой и не живой природы.
  • 2 класс – практическая деятельность направленная на развитие потребности общения ребенка  с природой.
  • 3 класс – создание  модели «Города мечты» в процессе разнообразной проектной , практической и творческой деятельности, на основе собственного опыта взаимодействия с окружающей  средой; освоение ребенком различных социальных ролей.
  • 4 класс – использование исследовательской работы в рамках реализации проекта «Город моей мечты», формирование опыта экологически грамотного поведения в окружающей среде.

Реализация проекта осуществляется в игровой форме, включением детей в различные виды творческой, исследовательской, проектной  и практической экологически значимой деятельности, в непосредственном контакте с различными объектами окружающей  среды.

Ожидаемые результаты

1.  Углубление и расширение экологических знаний, умений и навыков.

  1. Воспитание чувства бережного отношения к природе родного края.
  2. Адаптация ребенка к окружающей  среде.
  3.  Формирование навыков экологически грамотного поведения.
  4. Развитие навыков проектной и исследовательской деятельности.
  5. Развитие познавательной, творческой и общественной активности школьников в ходе экологической деятельности.
  6. Формирование представлений  о влиянии экологии на здоровье человека.

Промежуточные результаты

      На каждом этапе личностного развития общие критерии имеют своё конкретное содержание и формы выражения, обусловленные психологическими особенностями, спецификой возраста.

     В процессе развития экологической культуры младшего школьника можно условно выделить четыре  этапа, совпадающие с переходом ребенка из класса в класс.  В качестве основных приемов развития следует, на мой взгляд, назвать приобретенный  ребенком опыт взаимодействия с окружающим миром и следующие проявления нравственно-экологической позиции  личности:

  • принятие и выполнение  норм и правил экологически грамотного  взаимодействия с окружающей средой;
  • наличие потребности в приобретении новых знаний, ориентация на их практическое применение;
  • потребность общения с представителями животного и растительного мира, сопереживания им, проявление доброты, чуткости, бережное отношение ко всему окружающему;
  • проявление эстетических чувств, умения и потребности видеть и понимать прекрасное, потребности самовыражения в творческой деятельности;
  • проявление инициативы в решении экологических проблем ближайшего микрорайона;

Названные показатели сформированности нравственно-экологической позиции личности характерны для любого возраста, но на каждом возрастном этапе уровень их сформированности различен, различны и содержание каждого из показателей, и формы их проявления.

      В ходе реализации проекта будут использованы  различные  показатели когнитивного, мотивационного и деятельностного критериев для оценки уровня экологической воспитанности младших школьников. Показатели представлены в   таблице .

Критерии

 

1 класс

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

1. Когнитивный

- проявляет интерес к объектам животного мира;

-  имеет  элементарные представления о состоянии окружающей среды.

- проявляет интерес к объектам живой природы;

- имеет представление о науке экология;

-умеет замечать проблемы экологического характера.

- проявляет интерес к объектам живой и не живой природы;

- умеет анализировать состояние окружающей природы с позиции «хорошо-плохо»;

- умеет замечать предметно-следственные связи.

- проявляет устойчивый интерес к объектам живой  и не живой природы;

- умеет анализировать состояние окружающей природы;

- знаком с понятием «экологии»; может назвать экологические проблемы города.

2. Мотивационный

потребность общения с природой носит эпизодический характер (в зависимости от обстоятельств);

- мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание избежать порицания окружающих людей.

-  испытывает потребности общения с живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является  осознанное желание заслужить одобрение взрослых..

- испытывает потребность общения с живой и не живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является желание применить полученные знания на практике.

- испытывает постоянную потребность общения с живой и не живой природой;

- мотивом правильного поведения в природе является осознанное желание сохранить ее.


3. Деятельностный

не постоянно соблюдает правила поведения в природе из-за незнания некоторых правил;

соблюдает правила поведения в природе, только когда находится под наблюдением взрослых;

- не всегда может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы.

- соблюдает правила поведения в природе при напоминании некоторых правил;

-  может оказать посильную экологическую помощь объектам окружающей природы.

- постоянно соблюдает правила поведения в природе;

- оказывает  посильную экологическую помощь объектам  окружающей природы.

                                                                                                           

Целевые группы проекта

                              Целевыми группами проекта являются:

  • обучающиеся,
  • родители.

           

  Партнеры проекта

  • люди различных профессий,
  • работники краеведческого музея,
  • работники городской и школьной библиотеки,
  • педагоги школы и УДО.

Объем и содержание работ

План мероприятий по реализации проекта (сентябрь 2008г. - май 2012г.)

Сроки

Содержание деятельности

Ожидаемый результат

Средства

1 этап (1 класс)

Сентябрь

Вводный  мониторинг (анкетирование)

Первоначальный уровень  экологической  грамотности

Анкетирование.

(Приложение1)

Сентябрь-май

Уроки изобразительного искусства

Развитие умения видеть красоту природы.

Презентации, произведения искусства.

Уроки математики

Активизировать познавательный интерес к изучению  экологии.

Текстовые задачи, экологического характера. (Приложение 2 )

Уроки русского языка

Развитие экологической грамотности.

Задания экологического характера.

Работа со словарными словами. (Приложение 3).

Сентябрь

Экскурсия «Охота за семенами»

Развитие навыков поведения в окружающей среде.

Карточки с заданиями. (Приложение 4 )

Октябрь

Конкурс осенних букетов (из осенних цветов, сухоцветов, икебаны)

Развитие творческих способностей.

Мастер класс.

Декабрь

Акция «Птичья столовая»

Привлечение внимания к проблемам зимующих птиц.

Фильм «Записки юного эколога»

Январь

Спортивное соревнование «Зов джунглей».

Активизировать интерес к приобретению экологических знаний.

Спортивные конкурсы

Апрель

Фото-выставка «Мои домашние животные»

Активизировать интерес к объектам животного мира.

Мастер класс с проф. фотографом)

Май

Викторина «Угадай-ка»

Приобретение экологических знаний.

Задания вопросы-загадки.

Акция «Аллея первоклассников»

Приобретение экологических навыков.

Трудовая экологическая деятельность.

Июнь-август.

Творческие задания на лето

Приобретение экологических знаний.

Дневник наблюдений.

2 этап (2 класс)

сентябрь

  Мониторинг (анкетирование)

Определение  уровня экологической воспитанности

Анкета.

Урок окружающего мира

«Что такое экология?»

Знакомство с наукой экология ;

Активизировать познавательный интерес учащихся.

Презентация

октябрь

Урок окружающего мира

«Экологические системы»

Приобретение экологических знаний

Фильм «Записки юного натуралиста»

Однодневный поход в лес с родителями.

Сплочение классного коллектива;

Взаимодействие с родителями;

Знакомство с экосистемой леса;

Развитие навыков поведения на природе.

Экологические игры. (Приложение  5)

ноябрь

Урок риторики

 «Как написать письмо»

«Письмо маленькой елочки»

Привлечь внимание к проблеме вырубки хвойных деревьев в новогодние праздники.

Психологический тест. (Приложение 6 )

декабрь

Акция

 «Новогодняя елка»

Выражение собственной позиции к уничтожению елок.

Конкурс-выставка «Зимний букет»

Развитие фантазии;

Пропагандирование не использования живых елок;

Развитие творческих способностей.

 

Мастер класс

январь

   Библиотечный урок. Урок внеклассного чтения.

Знакомство с произведениями о природе;

Увеличение читательской активности.

Выставка  и обзор литературы.

февраль

Экскурсия

«Поселок – улица – мой дом»

Формирование навыков экологически грамотного поведения;

Выявление экологических проблем поселка.

План-задание.

Кл. час

 « Чего не будет в городе мечты»

Поиск решений выхода из экологических проблем города;

Моделирование «Города мечты».

Экологические задачи.

март

Викторина «Экологический светофор»

Развитие способности открыто выражать собственные мысли;

Развитие экологической грамотности.

апрель

Работа над спектаклем  «Кто самый важный в моем лесу?»

Развитие творческих способностей;

май

Выступления  с экологическим спектаклем перед 1 классом и д/с.

Пропаганда экологических знаний.

Мониторинг

Анкеты (Приложение 7)

3 этап (3 класс)

сентябрь

Урок окружающего мира

«Водоемы и вода»

Развитие потребности в изучении экологии.

Творческое домашнее задание.

октябрь

Экскурсия на очистные сооружения.

Знакомство с технологией обработки воды.

Знакомство с экологическими профессиями.

Карточки с заданиями.

ноябрь

Создание и реализация коллективного проекта  «Капелька»

Знакомство с методом проектирования;

декабрь

Клуб интересных встреч. «Экологическая профессия».

  • встреча с людьми экологических проф.
  • Работа в группах (защита профессий)

Узнать о профессиях, которые можно считать экологическими или тесно связанными с природой.

Дать волю фантазии обучающихся и потренировать их в оценке разного рода воздействий человека на природу, вызвать интерес к спорным вопросам, потребность в новых знаниях.

Компьютерная презентация.

Январь-февраль

Конкурс. (Экологический марафон.)

«Умники и умницы».

Приобретение научных знаний по экологии;

Приобретение навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.

март

Урок окружающего мира

«Прибрежные зоны»

Приобретение дополнительных теоретических знаний по экологии.

Фильм «Записки юного эколога»

апрель

Экскурсия на берег реки Томь. «Прибрежная зона»

Выявление экологических проблем;

Поиск решений .

Экологическая разведка

май

Участие в школьном проекте  «Чистый берег реки»

Формирование опыта экологически грамотного поведения.

Трудовая природоохранная деятельность

Мониторинг .

Метод неоконченного предложения.

Июнь-август

Творческие задания на лето.

Познание окружающего мира.

Дневник наблюдений.

4этап (4 класс)

сентябрь

Урок окружающего мира

«Экология города»

Приобретение научных знаний по экологии;

Презентация

Экскурсия в город

«Экологическое состояние основных улиц города»,

«Экологическое состояние районов города в близи котельных»

Формирование навыков экологически грамотного поведения в городе;

Выявление экологических проблем города.

Подбор тем для исследовательских работ.

Карточки с заданиями.

октябрь

Посещение краеведческого музея г. Междуреченска «История моего города»

Повысить интерес к изучению города.

Декабрь - январь

Индивидуальная проектная деятельность

  • Определение тем проектов
  • Работа над проектами.

Научиться делать компьютерные презентации;

Научиться оформлять проектные работы;

Дополнительная литература,

Интернет.

февраль

КТД «Мы строим Город мечты»

  • Защита проектов
  • Конкурс – выставка творческих работ

Демонстрация результатов работы;

март

 Конкурс. Экологический марафон.

Приобретение научных знаний по экологии;

Приобретение навыков работы с дополнительной литературой и Интернет-ресурсами.

Задания и задачи экологического характера.

Апрель- май

Участие в городской НПК учащихся 2-4 классов.

Демонстрация результатов работы.

Участие в городской олимпиаде по природоведению

Демонстрация результатов работы.

Участие в городской игре «Юный горожанин»

Демонстрация результатов работы.

Мониторинг

Определение уровня экологической воспитанности;

Определение уровня занятости обучающихся во внеурочное время.

Анкетирование. (Приложение 8)

лето

Экологическая практика.

Формирование экологических  навыков.

Трудовая природоохранная деятельность.

Формы представления результатов

  • Реализация  кратковременных экологических проектов «Чистый берег», «Чистые улицы поселка»…
  • Выставки творческих работ.
  • Участие в школьной НПК младших школьников.
  • Участие в городской НПК учащихся 2-4 классов.
  • Сборник методических рекомендаций.
  • Фотоальбом.
  • Фото-отчет на школьном сайте.
  • Озеленение территории школы и поселка.
  • Выполнение работ на пришкольном участке.

Перспективы

  1. Создание дидактического материала.
  2. Создание странички в Интернете.
  3. Обмен опытом на МО.

Список литературы

  1. Барышева Н. А. Из опыта организации эколого- краеведческой работы [Текст]/ Н.А. Барышева // НШ, 1998, ; 16. – Е.92-94.
  2. Велек И. Что должен знать и уметь юный защитник природы. [Текст]/ И.В.Велек-  М.: Прогресс, 1983.
  3. Виноградова Н. Ф. Экологическое воспитание младших школьников  Проблемы и перспективы. [Текст]/  Н.Ф. Виноградова // НШ, 1997, № 4. – е. 36-40.
  4. Жукова И. В помощь экологическому воспитанию учащихся. [Текст]/ И.В.Жукова // НШ,1998, № 6.-е.125-128.
  5. Лихачев Б. Педагогика. [Текст]/ Б.Лихочев – М. : Просвещение. 1998.
  6. Молодцова З.В. Занимательная экология. [Текст]/ З.В.Молодцова – Новосибирск, 1997.
  7. Никулина Л.И. Нетрадиционные приемы развития устной речи. [Текст]/ Л.И. Никулина // НХШ, 1994, №8. – С. 57 – 58.
  8. Плешаков А.А. Зеленые страницы. [Текст]/ А.А.Плешаков. – М.: Просвещение, 1995.
  9. Плешаков А.А. Экология для младших школьников: Факультативный курс для классов. [Текст]/ А.А.Плешаков  – М.: Просвещение, 1995.
  10. Радченко Л.А. Природа – источник творчества [Текст]/ Л.А.Радченко //НШ, 1995, №4.–С.50–55.  
  11. Симонова Л.П. Задания по экологии для младших школьников. [Текст]/ Л.П.Симонова  // НШ, 1998, №2. – С. – 42 – 49.
  12. Суравечина И. Т., Сенкевич В. М., Кучер Т. В. Экологическое образование в школе. [Текст]/ И.Т.Суровечина // Советская педагогика. – 1990, № 12,С. 47-51
  13. Хафизова Л. М.  Как знакомить детей с правилами поведения в природе. [Текст]/ Л.М.Хафизова // Н. Ш., 1988, № 8, С. 40-46.

Интернет-ресурсы по исследовательской деятельности

http://schools.keldyh.ru/labmro -методический сайт лаборатории методики и информационной поддержки развития образования МИОО.

www.researcher.ru – портал исследовательской деятельности учащихся. Публикуются тексты по методологии и методике исследовательской деятельности учащихся ученых и педагогов из Москвы и других городов России, исследовательские работы школьников, организованы сетевые проекты, даются ссылки на другие интернет-ресурсы.

 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние дидактических игр на формирование экологической культуры младших школьников

статья экологической направленности содержит игры по формированию экологического мышления младших школьников...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПОДХОДА К ФОРМИРОВАНИЮ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Данная статья представляет не только методический материал учителя по проблеме формирования экологической культуры младших школьников. К ней прилагаются методические рекомендации, некоторые презентаци...

Презентация "Деятельностный подход к формированию экологической культуры младших школьников"

Здесь можно ознакомиться с основными формами деятельностного подхода к формированию экологической культуры младших школьников, своеобразный отчёт о работе педагогов в этом направлении...

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников....

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...

Статья "Общекультурный подход к формированию информационной культуры младших школьников"

В настоящее время существует различные подходы к определению понятия «информационная культура». В психолого-педагогической, научной и методической литературе, рассматриваются многочисленны...