Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников
опыты и эксперименты (2 класс) на тему

Выявление влияния системно- деятельностного подхода на формирование экологической культуры младших школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chernova_a_g_issledovatelskie_zadania.docx18.79 КБ

Предварительный просмотр:

Исследовательская деятельность, как метод системно – деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников

Напряженная экологическая обстановка в мире ставит перед обществом задачу сохранения  условий жизни в биосфере.  Исследования приводят к выводу о том, что причиной этого является низкий уровень экологической культуры населения. Ученые предлагают формировать экологическую культуру с позиций системно - деятельностного подхода.  Одним из  методов реализации этого подхода является исследовательская деятельность, которая позволяет школьникам овладеть глубокими знаниями о связях человека с природой, увидеть и осознать экологические проблемы в реальной жизни, научиться простейшим умениям по охране природы.

Анализ литературы по вопросам формирования экологической культуры   позволил выявить  противоречие между признанием системно -  деятельностного подхода в процессе формирования экологической культуры младших школьников и недостаточным использованием в этом процессе метода исследовательских  заданий.

В исследовании было сделано предположение о том, что исследовательские задания во внеурочной деятельности будут способствовать формированию экологической культуры обучающихся2 класса, если учитель:

- систематически использует задания исследовательского характера;

- организует выполнение исследовательских заданий в микрогруппах.

Для проверки предположения была проведена опытно – экспериментальная работа. Диагностика проводилась на основе методики Л.В. Моисеевой «Система оценки и уровня сформированности экологической культуры» для определения показателя «сопереживание».

Результаты диагностики показали, что 58% детей имеют средний уровень экологической культуры (сопереживание от случая к случаю под воздействием учителя и окружающих),  29% учащихся – низкий уровень (отсутствие сопереживания или показное сопереживание с выгодой для себя) и 13% учащихся – высокий уровень экологической культуры (искреннее сопереживание природе).

Выявив преобладание низкого и среднего уровней экологической культуры обучающихся, был проведен формирующий этап, предусматривающий проведение 10 занятий в урочной деятельности с использованием исследовательских заданий. Цель формирующего этапа: проверить влияние исследовательских заданий в рамках урока окружающего мира на формирование экологической культуры младших школьников.

Планируемые результаты:

Личностные: познавательная мотивация к учебной деятельности.  этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость.

Познавательные: самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера.

Информационные: поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах, анализ информации, передача информации.

Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную.

Коммуникативные: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, распределять цели и функции каждого участника группы.

Так, на уроке по теме «Животные» были даны задания: 1. Найти в дополнительной литературе информацию о животных по следующему плану: Где обитает животное? Каков его внешний вид? Как передвигается? Чем питается? Как защищается от врагов? Как человек должен себя вести с этим животным? 2. Сделать рисунок животного. 3. Подготовить рассказ по рисунку и найденным ответам на поставленные вопросы.

К уроку «Знакомство со звездами» дети выполняли исследовательские задания в микрогруппах. Каждая микрогруппа должна была найти информацию о названной планете, используя дополнительную литературу, составить вопросы для других микрогрупп, о данной планете.  К следующему занятию давались индивидуальные исследовательские задания. Например: найдите на ясном ночном небе созвездие «Большая медведица» и зарисуй его в рабочую тетрадь; найдите в энциклопедии ответ на вопросы: «Почему «Большую медведицу»  назвали именно так? Как человек может использовать эти знания?

На уроке «В некотором царстве» обучающиеся выполняют задание в микрогруппах: каждая микрогруппа пользуясь предложенной наглядностью, должна сделать коллективный рисунок указанной группы живых организмов: 1 группа – бактерии; 2 группа – грибы; 3 группа – ядовитые грибы; 4 группа – растения. И пользуясь справочным материалом, составить рассказ по следующему плану: 1. Местообитание данной группы организмов. 2. Разнообразие из внешнего облика. 3. Опишите их роль в природе и жизни человека.

К уроку «Осторожно, ядовитые грибы!» дети должны были поговорить с взрослыми и найти информацию о ядовитых грибах, произрастающих в нашей местности и на основании собранной информации на занятии в микрогруппах составить правила обращения с ядовитыми грибами.

На занятии «Как животные защищаются»  ставится проблемный вопрос о том, как защищаются животные, у которых нет ни зубов, нет быстрых ног, острых когтей? Для того чтобы ответить на заданный вопрос, дети выполняют исследовательские задания в микрогруппах, их задача сравнить двух животных и ответить на вопрос «С помощью чего они защищаются?» На основании этого задания ответить на проблемный вопрос.

На уроке «Животные» выполняются задания в микрогруппах. Каждой микрогруппеподготовлены рисунки животных:1 группа – окунь, ерш, кузнечик, карась;2 группа – муха, божья коровка, медведь, жук;3 группа – тигр, лиса, гусь, волк;4 группа – ласточка, клест, судак, синица. Задание: 1.Рассмотрите картинки и найдите лишнее животное. 2. Как одним словом назвать всех животных каждой группы? 3.Что отличает животных каждой группы?

На занятии «Растения» дети работают в микрогруппах, создается мини-проект на основе проведенного исследования по рассказу учителя: «Жил-был художник. Решил он нарисовать лес. «А что такое лес? Лес-это деревья?». Взял он кисти и краски и нарисовал много деревьев. Полюбовался картиной и уехал. А когда приехал, то увидел на своей картине вместо зелёных деревьев одни лишь сухие стволы.»Что случилось? Почему засох лес? Разве может быть лес из одних деревьев?  Давайте поможем художнику исправить ошибку на его картине.(Каждая группа выбирает и добавляет, то чего не хватает на картине.Например: кусты, траву, цветы, грибы, насекомых, птиц, зверей).Защита проекта в процессе беседы: Что  такое настоящий лес? Почему лес на картине разный? Почему лес не может быть без цветов? Без животных?

К уроку: «Животные Красной книги Хакассии» проводится мини-исследование: на основе изучения разных источников ответьте на вопрос исследования о данных животных: Занесены ли в Красную книгу Хакасии указанные животные? Работа проводится в группах. План выполнения: 1. Угадать животное. 2. Собрать его изображение из нескольких частей. 3. Выяснить, не занесено ли в Красную книгу.

Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного этапов позволяет сделать вывод о положительной динамике в уровнях сформированности экологической культуры у обучающихсявторого класса. В результате контрольного эксперимента показатели высокого и среднего уровней по методике Л.В. Моисеевой возросли соответственно на 12% и 21%, показатель низкого уровня уменьшился на 20%.

На основании результатов опытно-экспериментальной работы можно сделать вывод о положительном влиянии исследовательских заданий в системно – деятельностном подходе на формирование экологической культуры обучающихся.

Литература

  1. Моисеева Л.В. Экологическое образование. М.: Мир, 2005, 267 с.
  2. Семёнова Н.А. Исследовательская деятельность учащихся // Начальная школа. 2007. – №2. – С. 23 – 26.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция "Развитие исследовательских умений в системе деятельностного подхода как средство формирования личностных компетенций младшего школьника"

Актуальность темы обусловлена  обновлением содержания обучения. В соответствии с ФГОС ставится новая цель: готовность к саморазвитию. В обучении главенствует деятельностный метод, системы развива...

Проект "Практико-ориетированный подход в формировании экологической культуры младших школьников"

Данный проект заключается в организации экологического  образования путем усиления содержательной части программы начальных классов экологическим  практикумом, который включает в себя не тол...

Презентация "Деятельностный подход к формированию экологической культуры младших школьников"

Здесь можно ознакомиться с основными формами деятельностного подхода к формированию экологической культуры младших школьников, своеобразный отчёт о работе педагогов в этом направлении...

Выступление "Формирование экологической культуры младших школьников через проектно-исследовательскую деятельность"Из опыта работы.

Выступление на КМО по преемственности детский сад-начальная школа. Проектно-исследовательская деятельность на уроках и во внеурочное время....

Тема: Практико-ориентированный подход в формировании экологической культуры младших школьников на уроках и во внеурочной деятельности.

Цель проекта - воспитание экологической культуры младшего школьника.Задачи проекта.1.  Сформировать  позитивный  опыт по взаимодействию с окружающей средой.2.Развивать  представлен...

Мастер-класс «Формирование экологической культуры младших школьников на уроках окружающего мира, через исследовательскую деятельность»

В настоящее время первостепенное внимание уделяется экологическому воспитанию школьников. Этот процесс непрерывен, так как обучение, воспитание и развитие продолжается на протяжении всей жизни человек...