Родительское собрание "Мы третьеклассники..."
статья (3 класс)

Ибатуллина Алёна Геннадиевна

Цель родительского собрания: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников; обозначить проблемы характера для данного возраста. Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл roditelskoe_sobranie_3klass.docx35.05 КБ

Предварительный просмотр:

Ваш ребёнок – третьеклассник.

Цели: познакомить родителей с психологическими и физиологическими особенностями детей-третьеклассников; обозначить проблемы характера для данного возраста.

Ход урока

  1. Организационный момент. Постановка целей.

Добрый вечер, уважаемые родители! Промелькнули месяцы летних каникул, и я говорю  вам: «Добро пожаловать в третий класс!» Я рада, что вы все здоровы и готовы с новыми силами приступить к сложной и нужной работе - учиться. Учиться можно и нужно не только детям, но и родителям, потому что только сообща можно добиться результатов.

Тема нашего разговора «Ваш ребёнок – третьеклассник».

Ваши дети взрослеют. Все увереннее делают они самостоятельные шаги по своей дороге. Вам очень хочется помочь им… Это естественное и правильное желание. Только будьте помощником, а не руководителем! Я прошу вас относиться к взрослеющему ребенку, как садовник относится к дереву. Вы не заставите дерево расти быстрее, природу нельзя форсировать. Можно только сажать семена, поливать, вносить удобрения и ждать.

И вот наши нежные, хрупкие, ранимые елочки (именно так мы назвали детей-первоклассников) кажется, прижились, вздернули свои острые верхушечки. Теперь наша главная задача – помочь им вырасти красивыми, стройными, научить противостоять вредным условиям и влияниям, выработать стойкость и поддержать стремление к свету.

Повестка собрания (слайд)

  1. Основная часть собрания.

Кто же такие третьеклассники? Какими особенностями отличаются?

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Их физическое взросление сопровождается социальным взрослением: расширяется круг друзей и в этот круг входят ребята не только этого возраста, но и те, кто постарше.

У одних ребят происходит взросление легче и менее болезненно, а у других сопровождается острыми переживаниями, конфликтами, страданиями.

Ваши дети уже могут оценивать свои умения и сравнивать их с умениями своих сверстников. Это бывает не всегда объективно. Они ссорятся и мирятся, обижают и обижаются, дерутся и разнимают дерущихся, страдают и плачут, злятся и накапливают боль, обиду, агрессию.

У девятилетнего ребёнка продолжает активно развиваться воля. Он пытается сдерживать свои непосредственные импульсы, учитывать желания других людей. Учится преодолевать трудности, не пасовать перед ними. Ребенок становится более критичным по отношению к взрослым, может сформулировать, что ему нравится, а что не по душе.

В этот период начинают анализировать свои поступки и поступки других людей, родителей, учителей, пытаются получить больше «свободы».

Появляется способность хорошо дифференцировать личностные качества сверстников. Ребенок может обосновать причины выбора друга или нежелание дружить. У некоторых детей наблюдается сильное стремление к лидерству, острое переживание при невозможности его реализовать. Интенсивно развивается способность к сотрудничеству в играх и учебе. Дети учатся договариваться, уступать друг другу, распределять задания без помощи взрослых. В этот период сотрудничества может наблюдаться тенденция к образованию группировок, некоторой враждебности между их лидерами.

Именно с третьего года обучения дети начинают осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию.

Это во многом связано с теми значительными изменениями, которые происходят в общем интеллектуальном развитии детей в данный период. Психологические исследования показывают, что между вторым и третьим классами происходит скачок в умственном развитии учащихся.

Мифы о девятилетних.

Вальдорфские педагоги описали резкую перемену, совершающуюся в душе ребёнка в возрасте примерно девяти лет. Давайте внимательно присмотримся к этому замечательному возрасту, и вы обнаружите много неожиданного: один за другим развеются мифы, известные по учебникам психологии.

СЛАЙД

Миф1:

Девятилетних детей, третьеклассников считают цельными, гармоничными и доброжелательными людьми, в отличие от первоклассников или подростков.

СЛАЙД

Реальность:

Многие из них - довольно злые критики. Именно на девятом году жизни начинается кратковременный период, когда дети обесценивают авторитет взрослых, становясь циниками. Один знаменитый психолог сказал: «Эти дети уже хорошо знают, что такое справедливость, но ещё ничего не слыхали о милосердии».

СЛАЙД

Миф2:

Самооценка детей данного возраста зависит от успехов в учёбе, ведь учёба - это их ведущая деятельность, как утверждают многие психологи.

СЛАЙД

Реальность:

У детей в возрасте девяти лет, в отличие от следующего периода (10-12 лет), самооценка по-прежнему в значительной степени определяется отношением родителей. Чем сильнее дети чувствуют критику и отвержение с нашей стороны, тем хуже они о себе думают. Хорошее отношение родителей, несмотря на отсутствие выдающихся успехов в учёбе, формирует в целом позитивное отношение к себе.

СЛАЙД

Итак, какие они, эти загадочные девятилетки?

СЛАЙД

«О душе и личности ребёнка»

Ранимые и трепетные, они пока ещё по-детски беззащитны. Ещё верят в своих родителей как в богов, но вместе с тем иногда критикуют вас до обидного точно. Влюбляются и дружат, постоянно играют разные роли на сцене, видимой им одним. Всё более внимательно присматриваются к другим людям, проявляя то чудеса сострадания, то поразительное эгоистическое упрямство. У них особый интерес к теме справедливости и «взрослым», запретным темам. Они способны на глубокие и мудрые замечания в свой адрес, но порой совершенно неадекватно оценивают собственные возможности.

СЛАЙД

Немецкий антропософ Рудольф Штайнер называл детей маленькими ангелами, которые год за годом всё ближе спускаются к земле. В девять лет, говорил он, эти ангелы окончательно падают на землю, теряя свои крылышки. Дети начинают воспринимать и пытаются осмысливать окружающий мир не открытой душой, а уже хорошо сформировавшимся рассудком. 

СЛАЙД

Влюблённость как форма жизни.

Да, дети 8-10 лет влюбляются. Переживания, обмен номерами телефонов. На первый взгляд, здесь пока ещё много игры, но чувства, восторг, глубина переживаний - это всё настоящее. Но всё же любовь пока второстепенна. Дружба - вот настоящая тема отношений. Девятилетний ребёнок начинает считать своим другом того, кто его понимает и бережно относится к его чувствам. Друзья для него - это уже не просто знакомые, с которыми он проводит время, а люди, помогающие друг другу, отзывающиеся на его просьбы и разделяющие его интересы. Они становятся очень чувствительными к мнению других детей и обижаются, когда те не выказывают им достаточного уважения. Дети учатся различать тёплые чувства и уважение.

В разговоре со взрослыми могут позволить откровенность, но между собой девятилетками стараются вести себя более степенно, проявляют большую осмотрительность в выражении своих оценок и мнений. Они становятся более застенчивыми, значительно острее переживают замечания, полученные в присутствии одноклассников.

Такое поведение связано с возникающей в этот период потребностью занять определённое положение в группе сверстников. При этом успехи в учёбе у третьеклассников становятся менее значимыми и отходят на второй план.

СЛАЙД

Что же нужно третьекласснику? 

Пространство для того, что идёт из его души: страхов, опасений, желаний, вопросов. Для того, чтобы дать ему это пространство, нужно уметь слушать. Не отвечать на поставленный вопрос, а искать, что за этим стоит, почему это затронуло душу ребёнка, не оценивать, а уточнять, расспрашивать. Очень важно находить время для таких драгоценных разговоров.

Структура. Душа ребёнка может легко потеряться в избыточном количестве свободы. Как это ни странно звучит, но для хорошего развития нужна структура: режим дня, постоянные обязанности по дому, ритуалы и традиции. Они необыкновенно облегчают прохождение девятилетним ребёнком тревожного периода переживания враждебности окружающего мира.

Уважение к их собственному мнению, чутью, решениям. Дети нуждаются в уважительной дистанции, для них она важнее тесной теплоты, нарушающей их границы. Вопросы «А ты как думаешь?», «У тебя есть идеи?», «Что бы ты сделал на моём месте?», «Как, по-твоему, мы правильно поступили?» развивают их доверие к своей совести, своей интуиции, себе самим.

Искренность со стороны взрослых. Только при этом условии дети могут получить доступ к нашей душе, а она нужна им так сильно, что их больше устраивает наша вспышка раздражения, чем безразличие или разговор «из роли» (мамы или папы). Будучи искренними, мы проявляем свои душевные качества, т.е. поступаем как люди, имеющие душу.

Исходя из индивидуальных особенностей детей 9летнего возраста, мы, взрослые должны опираться на основные принципы воспитания.

Рисунок – метафора «Губка» (затрагиваемая проблема – воспитание ребенка)

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/598711/img2.jpg

– Что изображено на картинке?
– Губка (
родители).
Какое характерно для нее свойство?
– Она хорошо впитывает жидкость (
родители).
– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?
– Губка станет синего цвета (
родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (
родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (
родители).
– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?
– Родители высказывают собственные предположения.
– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. Можно долго убеждать ребенка, что курить вредно, наказывать его за вредную привычку. Это бессмысленно, если он видит, с каким наслаждением курит его отец или мать, старший брат или другие окружающие его люди. Он, скорее всего, «впитает» в себя пример старших и уважаемых людей.
– Можете ли вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

– Конечно же, это принцип – воспитание собственным примером.

Может после нашего разговора вы посмотрите на своих детей по-другому, на их поведение, отдельные поступки, поймёте, это особенности детей 9 летнего возраста.

Сентябрь – непростой период перехода от длительного отдыха (за три месяца каникул у организма выработался особенный режим) к строго регламентированному учебному процессу. Вам, родители, следует учитывать, что организм ребенка не может сразу перестроиться, биологические часы – сложный механизм, требующий бережного отношения. Психологи советуют родителям за 10–14 дней до нового учебного года начинать переводить детей на новый режим. Если же проблемы с утренним пробуждением все-таки существуют, прислушайтесь к рекомендациям специалистов.

Режим дня школьника должен быть построен с учетом особенностей его биоритмов. Люди делятся на «сов», «жаворонков», «голубей». В течение дня активность, работоспособность, настроение каждого из нас меняется.

Пик работоспособности

«Жаворонок»

Рано просыпается, рано ложится спать

9–10 часов утра,

16–17 часов вечера

«Сова»

Встает позже, очень активен вечером

11–12 часов утра

18–20 часов вечера

«Голубь»

Не любит рано вставать, но ложиться предпочитает не очень поздно

10–12 часов утра,

15–18 часов вечера

Независимо от индивидуальных биоритмов школьник вынужден вставать рано утром, и в силах родителей помочь ему успешно начать день.

Советы для родителей.

Как помочь ребенку проснуться

1. Отличное средство быстро проснуться – физические упражнения, танцевальные движения под ритмичную музыку. Но если взрослые не привыкли делать зарядку с утра, бесполезно добиваться этого от ребенка, поэтому, прежде всего САМИ делайте то, к чему хотите приучить ребенка. Позвольте себе несколько минут потанцевать с ребенком, а потом можно приниматься за утренние дела.

2. Можно включать мультик, чтобы ребенок быстрее проснулся. Но время просмотра – один короткий мультфильм, ребенок не должен есть, и одеваться перед телевизором.

3. Хорошо пробуждает легкий массаж или приятные упражнения в кровати – потянуться, энергично поработать кистями рук, поднять ноги, сделать несколько вдохов-выдохов.

4. Без нормального сна невозможна высокая работоспособность, а системное недосыпание даже опасно – это влияет на психику ребенка (рассеян, легко отвлекается, неадекватно реагирует на замечания, легко возбудим), поэтому важно, чтобы ребенок не только спал достаточное количество часов, но и чтобы сон его был глубоким, спокойным. Для этого:

– пусть ребенок ложится спать и встает в одно и тоже время;

– время перед сном должно быть спокойным, без шумных игр, без просмотра боевиков и, тем более, без семейных скандалов;

– обязательны водные процедуры, свежий воздух в комнате;

– учитывайте, что потребность в сне у ребенка 7–12 лет составляет в зависимости от биоритмов примерно 9–10 часов;

5. Работоспособность школьника меняется не только в течение суток, но и в течение недели, месяца, года. К концу недели снижается умственная и физическая работоспособность. Во вторник и среду, как правило, школьники работают наиболее продуктивно. В течение года умственная и мышечная работоспособность у детей выше всего с октября по январь. Потом эти показатели снижаются (третья четверть самая трудная), а с апреля до июня возрастают. С возрастом общий уровень работоспособности нарастает.

Советы родителям

Завтра, когда ваш ребёнок проснётся, скажите ему: «Доброе утро» и … не ждите ответа. Начинайте день бодро, а не с замечаний и ссор.

Не расставайтесь с ребёнком в ссоре, сначала помиритесь, а потом идите по своим делам.

Внушите ребёнку давно известную формулу психического здоровья: «Ты хорош, но не лучше других».

Это мы, взрослые, ночью отдыхаем, а ребёнок работает - он растёт. Когда он встанет, хорошо покормите его перед школой.

Быть может, вам кажется, что бабушка портит вашего ребёнка, и вместо того, чтобы воспитывать ребёнка, вы воспитываете бабушку. Скандалы в доме ещё опаснее.

В спорах с ребёнком хоть иногда уступайте, чтобы ему не казалось, будто он вечно не прав. Этим вы и детей научите уступать, признавать свои ошибки.

Договаривайтесь с ребёнком заранее о тех домашних делах, которые он должен сделать. Старайтесь, чтобы ваше «Сделай, сходи» не застало сына или дочь врасплох, ведь у них тоже могут быть важные дела.

С каким настроением начинается этот год для вас, родителей? Ответьте, пожалуйста, на вопросы анкеты. Это поможет нам определить ориентиры для работы в новом учебном году.

Анкета для родителей

1. Чего вы ждете от нового учебного года?

2. Какие вопросы хотели бы обсудить на родительских собраниях?

3. Какие проблемы волнуют вас и требуют консультации психолога?

4. Как, на ваш взгляд, нужно организовывать жизнь вашего ребёнка вне уроков? Чем наполнить его школьный досуг?

5. Ваше главное желание, связанное с началом третьего учебного года в жизни вашего ребенка.

III. Режим работы, воспитательная работа, разное.

IV.Заключение

Подходит к концу наша первая встреча в новом учебном году. Завершается очередной рабочий день вашего третьеклассника. Посидите с ним рядом. Укройте потеплей одеялом… Он уже спит? Присмотритесь повнимательнее: положение спящего ребенка может вам рассказать о том, чего вы не заметили днем.

Ребенок морщит во сне носик, а потом – чему-то улыбается… Вы пытаетесь угадать, что снится маленькому человеку, но вам вряд ли удаётся это.

… Наверное, именно для такого случая известный врач В. Л. Леви написал слова, обращенные к родителям:

 ... Мир ребенка – маленький мир, кажущийся тебе ничтожным, но для него это Вселенная. Этот мир строится из чудом уцелевших кусочков твоего позавчерашнего утра. Но ты не узнаешь, ты не видишь... Этот мир хрупок. Пытается подражать твоему, но, как сон, отклоняется, рассыпается... В нём другое пространство, другое время.

Ты думаешь, твой ребенок живет с тобой и благодаря тебе?.. Нет, ребенок живет только рядом, живет своей жизнью. Ребенок – гость в доме, притом и неблагодарный гость.

Не знает цены ни деньгам, ни времени, ни здоровью, а, потеряв игрушку, приходит в отчаяние. Глупый маленький эгоцентрик, занимается ерундой, не желает знать, что почем и как все дается... Не понимает твоей любви, мешает тебе жить, мешает работать и управлять им ради его же блага – безумный слепец, сопротивляющийся поводырю!..

Да, все так: твое чадо – маленькая модель человечества.

И ты был таким же и остаешься. Маленький детеныш Истории, несущий в себе отпечатки всех прежних жизней...

Помни: каждый конфликт, каждая крупная ссора, каждый удар по самооценке оставляют в душе следы на всю жизнь. Конфликты неразрешенные, подавленные – вылезают, как крысы, из щелей памяти; принимают вид невроза, отравляют любовь...

Не зарывайся в сиюминутность – остерегись утерять большие ценности в погоне за меньшими. Бойся сужения сознания!

Если недоверие, отчуждение и война составляют основной фон, атмосферу ваших отношений, ребенок понесет их с собою и дальше как мешок с отравляющими веществами, будет терзать душу себе и другим.

Окончит то-то, станет тем-то, добьется того-сего – но если ценой утраты жизнерадостности, ценой потери души?..

Ты хочешь своему ребенку добра и только добра. Ты заботлив, предусмотрителен, требователен, иначе нельзя... Но спроси себя, где кончается ему (ей) это хорошо, это нужно и начинается субъективное: я этого хочу – твоя воля – страшная воля властвовать – подменять собою судьбу?..

Не забыл ли ты, что ребенок – не твое продолжение в том узком смысле, который ты в это вкладываешь, не актер твоего спектакля, не кукла?

Не забыл ли, что это живая душа, которую ты не знаешь, тайна вселенская, которую не постиг?

Что это и есть твое настоящее продолжение?!! (В. Л. Леви «Как воспитать родителей или новый нестандратный ребенок)

Вы, конечно, поняли, мои дорогие коллеги, все правильно. А потому – поспешите к своим детям… Пусть в ваших семьях все будет хорошо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекторий «Изменения в интеллектуальном развитии третьеклассников». Материал для проведения родительского собрания в начале учебного года.

 Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. С этого возраста дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Известный ...

Родительское собрание "Ваш ребенок - третьеклассник" (с презентацией)

Материал для проведения родительского собрание в первом полугодии 3 класса....

Родительское собрание "Мы- третьеклассники"

Совместные праздники,собрания,походы сближают родителей и детей, придают уверенность и силы, помогают в учебе....

Родительское собрание: «Третьеклассники»

Родительское собрание: «Третьеклассники» Цели: познакомить родителей с психологическими особенностями детей 3-го года обучения,  дать практические рекомендации по развитию познавательных про...

Родительское собрание. " Ваш ребёнок - третьеклассник"

Сизых Елена Викторовна,учитель начальных классов,МОУСОШ №6город   Петровск-Забайкальский Родительское собрание «Ваш ребенок – третьеклассник» ...

Родительское собрание в 3 классе "Ваш ребенок - третьеклассник"

Третий класс является переломным в жизни младшего школьника. Именно с 3-го года обучения дети начинают действительно осознанно относиться к учению, проявлять активный интерес к познанию. Но вместе с т...