"Когда мы едины, то мы непобедимы"
статья (1 класс)

Данная статья направлена на необходимость выработки единых требований к обучению детей, выбор правильной позиции родителей при выполнении домашних заданий, разбираются основные ошибки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kogda_my_ediny_to_my_nepobedimy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Когда мы едины, то мы непобедимы»

Киямова Талия Зайдулловна,

ГБОУ Лицей № 387 им. Н.В.Белоусова г. Санкт-Петербурга,

учитель начальных классов

Малыш стал школьником! Наступил переломный момент в жизни ребенка, переход к новым условиям деятельности, к новому положению в обществе, к новым взаимоотношениям с окружающими (взрослыми и сверстниками). У него появились новые обязанности.

         Начальная школа имеет огромное, а иногда, решающее значение в формировании у ребенка отношения к учебе, к учителям, к своим успехам и неудачам. Здесь надо сказать о единстве действий педагогического коллектива, каковым в начальной школе являются родители и учитель.

Иногда из лучших побуждений близкие взрослые совершают ошибки. Рассмотрим основные ошибки родителей, бабушек и других членов семьи при подготовке ребенком домашних заданий.

ГИПЕРОПЕКА – ребенок находится под постоянным строгим наблюдением, ему диктуют каждую букву или цифру, а порой и прописывают вместо него в тетради. Результатом такой помощи является полная безответственность, которая приводит к постоянному ожиданию подсказки, и классная работа становится мукой для ребенка, так как в классе постоянно подсказывать ему никто не будет.  При выполнении домашнего задания непосредственная помощь взрослых должна быть минимальной. Ребенок должен это понять с самого начала учебы. Объясните ему, что поможете разобраться только с очень сложной задачей, а остальное он должен делать сам. Если родители систематически делают уроки с ребенком, то постепенно он привыкнет свои проблемы перекладывать на других. А это становится мощным тормозом для развития интеллекта. Ученик на «семейном буксире» постепенно утрачивает инициативу и способность бороться за хорошие оценки. И с каждым днем ему будет все труднее начать учиться самостоятельно.

ЖЕСТКОЕ ВОСПИТАНИЕ – за каждую неудачную работу в тетради, за любые ошибки ребенка наказывают, а страх убивает инициативу, учит ребенка ловчить и обманывать: «забыл дневник», «не выдавали тетрадь», «не спрашивали» и т.д. Если хотите, чтобы в дневнике школьника были только хорошие отметки, запомните три слагаемых успеха: труд ребенка, ваше время и терпение. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, не «награждать» обидными эпитетами. Это не принесет никакой пользы, а его самооценку понизит еще больше.

Вашей главной задачей является: психологически поддерживать ребенка, одобрять, подбадривать, показывать, что вы верите в его силы. Чаще говорите фразу «не волнуйся, ты сможешь».

ПОВЫШЕННАЯ МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РЕБЕНКА, ИСКУССТВЕННО СОЗДАННАЯ РОДИТЕЛЯМИ – с малых лет ребенку внушается мысль, что он обязательно должен оправдать многочисленные честолюбивые надежды родителей. У таких детей появляются навязчивые страхи, постоянная тревога, что он не соответствует уровню своей семьи. Не следует демонстрировать излишнюю озабоченность неуспеваемостью или успехами своего ребенка. Вспомним себя в детстве: нам же хотелось, чтобы нас любили не за хорошие отметки и поведение, а такими, какие мы есть?

БЕЗНАДЗОРНОСТЬ – (или полная бесконтрольность выполнения домашних заданий). Свое неумение и нежелание помогать ребенку родители порой прикрывают избитой фразой «пусть все делает сам», т.о. рассчитывая приучить ребенка к самостоятельности.  

Рассмотрим простой пример. Ребенку дано задание заштриховать геометрические фигуры. Он обращается за помощью к родителям. «Какие-то квадратики штриховать… ладно, иди, я сама сделаю» или «да, очень важно научиться правильно штриховать, я тебе немного помогу, но делать будешь сам». И в первом, и во втором случае ребенку оказана помощь, но ценность такой помощи резко разнится.

Вот здесь следует отметить, что от правильной разъяснительной работы учителя зависит очень многое. Необходимо научить родителей помогать ребенку объективно оценивать свою работу и правильно исправлять допущенные ошибки. Иногда ребенку предлагается «домашний вариант»: вырвать из тетради лист, стереть написанное ластиком, использовать «штрих», пользоваться стирающей ручкой и т.д. В семьях, где ребенку оказывается правильная помощь, к таким ухищрениям прибегать не нужно. Необходимо научить ребенка правильно исправить ошибку, а не пытаться «спрятать» её – это путь к успеху.

Отдельно хочется сказать о поощрениях и наказаниях. Поощрение за правильные действия, за хорошо выполненное домашнее задание вызывает у ребенка чувство удовлетворения, уверенность в своих силах. Но поощрения не должны быть слишком частыми и одинаковыми, чтобы не привести к обесцениванию награды, ожиданию ее за любую работу. Наказание – одно из старейших методов воспитания, но чаще оно наносит вред. Когда родители проверяют домашнюю работу ребенка, они должны помнить: детям нужно указывать на ошибки, не оскорбляя личности, особо отмечать небрежность написания, неполное выполнение работы.

Обсуждая с родителями на собрании или в индивидуальной беседе выполнение домашнего задания учениками всего класса или отдельным учеником, учитель подчеркивает, что действовать нужно только сообща, предъявлять к ребенку единые требования родителей и учителя – это и есть единство действий малого педагогического коллектива.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Когда мы едины, мы непобедимы"

Цель проведения данного класссного часа, сплотить детей, убедить , что только в  дружной команде можно добиться высоких результатов....

Внеклассное мероприятие, посвящённое дню защитника отечества."Когда мы едины -мы непобедимы!"

Праздник проводится для детей и родителей. Родители могут принять участие в соревнованиях....

Спортивный праздник "Когда мы едины - мы непобедимы"

Спортивный праздник для сплочения детского коллектива...

Сценарий викторины, посвященной Дню народного единства «Когда мы едины, мы непобедимы!» для 2 класса

Цель: способствовать развитию патриотизма, уважения к окружающим и любви к Родине.Задачи:- обобщить и систематизировать знания детей о России, истории нашего государства, празднике «Дне народног...

Классный час.Разговоры о важном. Тема: Когда мы едины мы непобедимы

Внеклассное мероприятие ,классный счас на тему "Когда мы едины мы непобедимы"...

Когда мы едины, мы непобедимы!

Региональный компонент к разработке занятия из цикла "Разговоры о важном"...