Памятка для родителей по финансовой грамотности
материал

Телицына Инесса Зиновьевна

Памятка для родителей по финансовой грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pamyatka_po_fin.gramotnosti_dlya_roditeley.docx145.66 КБ

Предварительный просмотр:

   http://sad20.izh.ru/res_ru/0_news_30538_1.png        C:\Users\Admin\Desktop\Card_2-1024x670.jpg

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Как познакомить детей с финансами?

        Вне всякого сомнения, если спросить у детей, хотят ли они быть богатыми, большинство из них ответит утвердительно. Причем дети со свойственной им наивностью полагают, что стать богатым легко и быстро – достаточно вырасти и получить профессию. Мы, взрослые, понимаем, насколько далеки от реальности подобные представления детей, ведь мало просто зарабатывать деньги – нужно уметь грамотно ими распоряжаться. Поэтому необходимо своевременно ввести ребенка в мир финансов на доступном его пониманию уровне.

Что дети должны знать о деньгах?

• Деньги достаются родителям не просто так – они их зарабатывают своим трудом, а работать – это сложно.

• Деньги – это средство к существованию семьи. Они нужны, чтобы покупать продукты, оплачивать коммунальные услуги, лечение и учебу и т.д., а не только на всевозможные развлечения.

• Семейный бюджет обсуждается совместно, никто не должен распоряжаться деньгами единолично.

• Деньги – это ограниченный ресурс, и каждая трата имеет свои последствия, поэтому все расходы нужно планировать и вести их учет.

• Деньги нужно уметь экономить. Нельзя тратить весь свой бюджет до копейки, часть средств необходимо откладывать, ведь в жизни бывают непредвиденные ситуации, когда срочно нужны деньги.

• Деньги нужно тратить с умом, не делать спонтанных,

необдуманных покупок.

• Жить необходимо по средствам. Дети должны понимать,

что и сколько стоит.

Как учить ребёнка обращаться с деньгами?

Если родители вовремя не объяснят ребенку, что такое деньги, почему их нужно зарабатывать и экономить, то у него сложится на эту тему собственное мнение и скорее всего – ошибочное. А переучить, как известно, намного сложнее, чем научить. Поэтому правильное отношение к деньгам нужно прививать с младших лет.

5-8 лет

5-8 лет – оптимальный возраст для начала знакомства ребенка с миром денег.

В этот период можно и нужно объяснить ребенку суть и назначение денег, научить понимать их ценность. Родителям важно помнить, что ребенок, как губка, впитывает все, что видит и слышит.

И если кто-то из родителей постоянно проявляет скупость или наоборот – транжирство, неудивительно, что ребенок скопирует эти черты.

Естественно, ребенок не сможет воспринимать скучные «лекции» о деньгах, его основная деятельность в этом возрасте – игра. А значит, и вводить его в мир финансов надо в интересной, ненавязчивой форме.

        1. Рассказывайте ребенку реальные истории, связанные с деньгами,

которые произошли с теми людьми, которых он много раз видел и

знает, – друзья семьи, родственники, знакомые.

        2. Поиграйте с ребенком «в цифры»: открыто обсудите с ним финансовое положение семьи, расскажите ему, какой доход вы имеете, сколько денег уходит на оплату коммунальных услуг, покупку продуктов, одежды и другие насущные траты и какая сумма остается после всех этих затрат. Объясните, почему эти расходы так важны. И тогда ребенок сможет понять, почему мама и папа не могут купить ему новую игрушку: она слишком дорога, либо есть более важные расходы, без которых нельзя обойтись. Никогда не бойтесь говорить «нам это не по карману» или «мы можем себе это позволить, но я хочу потратить наши деньги по-другому», а

потом объясните, почему.

          3. Выдавайте ребенку небольшую сумму карманных денег, объяснив

ему, что это не зарплата, а одно из упражнений, которое должно научить распоряжаться финансами. Предоставьте ребенку, который слишком быстро потратил карманные деньги или вышел из бюджета, возможность самому справиться с последствиями.

           4. Заведите для ребенка три коробочки или шкатулки «Потратить»,

«Сэкономить», «Отдать» и раскладывайте вместе с ним его карманные деньги по этим коробочкам. Это научит ребенка планировать свои расходы и распределять финансы. Объясните ему, что если регулярно откладывать часть денег, то со временем можно накопить на какую-то вещицу или игрушку, о которой мечтает ребенок.

            5. Научите ребенка подсчитывать деньги, которые он собрал, заработал и потратил за неделю, а потом вписывать в таблицу получившиеся суммы. Регулярно сообщайте ему о расходах на любимые напитки или мороженое.

            6. Поручите ребенку собирать мелкие монеты, скопившиеся дома,

пересчитывать их и складывать в определенное место. Купите ребенку его первый бумажник.

            7. Составьте список посильной для ребенка домашней работы (имеются в виду только особые задания, а повседневные обязанности должны иметь все члены семьи) и укажите диапазон расценок для каждого вида. Раз в неделю ребенок должен выбрать один вид работы и обсудить условия оплаты.    

     Следите за тем, чтобы работа оплачивалась тем выше, чем она труднее. Предлагайте ребенку повременную оплату, а не твердую ставку. Заранее договоритесь, за какое время будет выполнена работа, чтобы ребенок не затянул ее ради увеличения заработка.

            8. Планируя поход в магазин игрушек или другое интересное собы-

тие, заранее обсудите, сколько денег потратит ребенок. Определите, на что пойдут деньги, рассмотрите возможные варианты: что купить — одну вещь подороже или несколько подешевле?

            9. Определите бюджет для домашнего животного, поручите ребенку самому принимать решения по этому бюджету и подсчитывать

затраты.

           10. Когда ребенок идет вместе с вами за покупками, дайте ему калькулятор, чтобы подсчитывать общую сумму в процессе выбора. Подавайте пример, разумно тратя деньги.

           11. Одалживайте ребенку небольшие суммы, долги пусть возвраща-

ет из карманных денег. (Следите, чтобы это упражнение научило ребенка возвращать долги, а не влезать в них.) Если вы купили что-то для ребенка и расплатились кредитной карточкой, покажите ему счет и объясните, что теперь вы обязаны заплатить за покупку банку.

9-12 лет

В этом возрасте дети уже четко знают, что такое деньги и для

чего они нужны. Поэтому самое время внедрять ребенка в хозяйственную жизнь семьи.

            1. Научите ребенка читать этикетки знакомых ему товаров в магазине. Обсудите, в каком виде эти товары обходятся дешевле: если покупать по одной упаковке, по нескольку упаковок, вразвес? Обсудите разницу между потребностями, желаниями и мечтами.

            2. Давайте ребенку поручения совершать необходимые покупки

продуктов, оплачивать интернет, домашний телефон и вести учет

этих расходов.

             3. Научите ребенка заполнять квитанции на оплату коммунальных

услуг и подсчитывать необходимые суммы. Потом доверьте ему делать это самостоятельно.

             4. Поручите ребенку вести учет какой-либо статьи расходов вашей

семьи или самого ребенка (например, на развлечения).

             5. Предложите ребенку поработать «семейным бухгалтером» в тече-

ние месяца. Пусть он собирает все чеки и записывает в тетрадь все расходы, чтобы в конце месяца подбить баланс – сколько тратит семья. За эту работу ребенку можно назначить небольшую зарплату. Ребенок не только узнает цену вещей, но и получит первое представление о заработанных деньгах.

             6. Определите бюджет для покупки школьных принадлежностей,

затем возьмите ребенка в магазин и предложите придерживаться

бюджета.

             7. Определите бюджет на то, что интересует ребенка, — книги, дис-

ки, предметы для коллекционирования. Попросите ребенка рассказать, как он потратит деньги, а затем попросите отчитаться, предложив предоставить чеки.

            8. Прочитайте ребенку рассказ о предпринимателе, превратившем

увлечение в бизнес. Поиграйте с ребенком в игру «Монополия» или в другой вариант этой настольной игры.

            9. Если ребенок стремится самостоятельно зарабатывать деньги,

поощряйте его стремление. Разумеется, способ заработка должен быть посильным и легальным. Помогите ребенку найти способ заработать.

В любом случае, какими бы ни были усилия родителей и детей в самообучении грамотному финансовому поведению, главное — постоянно расширять финансовый кругозор своей семьи, на примере которой, дети обязательно будут ориентироваться в своей самостоятельной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для родителей по воспитанию грамотного пешехода.

Резкое возрастание в последние годы автомобилизации городов и поселков порождает множество проблем, среди которых детский дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национа...

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности

Мастер класс по финансовой грамотности в рамках Всероссийской недели финансовой грамотности...

Памятка для детей по финансовой грамотности

Памятка для детей по финансовой грамотности...

«Урок финансовой грамотности» Тема урока: «Грамотный кулинар» Предметная область: финансовая грамотность+технология +внеурочная деятельность

Создание условий для развития финансовой грамотности обучающихся в начальной школе и применение знаний на практике...

Памятка для учащихся по финансовой грамотности

Памятка для учащихся по финансовой грамотности....