Беседы с родителями
материал

Тема беседы: "Будем добрыми и человечными"

Тема "Всякий правды ищет, да не всякий ее творит"

Тема "Семейные традиции и способность ребёнка трудиться"

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

Конспект классного часа

 на тему:

«Будем добрыми и человечными»

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Сайдылова Регина Шамилевна

Классный час

«Будем добрыми и человечными»

Цель:

  1. Дать понятие о нравственных качествах личности, о доброте.
  2. Развивать адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
  3. Воспитывать у учащихся взаимоуважение, вежливое обращение, способность чувствовать, понимать себя и другого человека.
  4.  Работать над выработкой положительных черт характера.
  5. С помощью игр, пословиц, и заданий развивать творческий потенциал ребенка. Учить высказывать свои мысли, работать сообща.

Оборудование: Презентация, карточки с пословицами, таблицы анкет, цветок добра» для раскрашивания.

Ход мероприятия:

Учитель читает притчу:

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке - миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров.

Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? - спросил человек, подходя ближе.

Был шторм, и звезды выбросило на берег. Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, - ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

Но это просто глупо! - закричал человек. - Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал:

Нет, мои попытки изменят очень много... Для этой звезды.

Учитель: Можно ли этого мальчика назвать высоконравственным человеком?

Что такое нравственность?

В толковом словаре Ожегова: Нравственность – это качества личности, которые определяют поведение человека.

Какие качества человека вы знаете?

Доброта, трудолюбие, храбрость, правдивость, ответственность отзывчивость, заботливость, верность, дружелюбие, вежливость, благодарность, бережливость, бескорыстие, гостеприимство, любознательность, мудрость, скромность, сострадание, чуткость, щедрость и т.д.

Мы перечислили некоторые очень хорошие качества личности, которые определяют поведение человека. Есть качества характера противоположные этим качествам. Назовите какие?

Злость, лень, враждебность, грубость, безответственность, глупость, жадность и т.д.

Молодцы! Перечислили хорошие и плохие качества характера человека. Подумайте, посмотрите на себя со стороны: какие качества в вашем характере преобладает.

Я думаю, что у меня много хороших качеств.

Почему ты так считаешь? Приведи примеры.

Учитель: Я желаю, чтобы у каждого были хорошие качества характера, развивайте в себе эти качества с малых лет, работайте над собой, трудитесь над собой, от этого зависит ваша жизнь, какой она будет: успешной или неудачной. Скажите, какими хотите быть в жизни: успешными или неудачниками?

Успешными, удачными, счастливыми.

Чтобы быть в жизни счастливыми, успешными, вы должны развивать хорошие качества характера.

“Безнравственному человеку  не дано совершить великие дела”

 

Разгадав кроссворд, мы прочитаем основное качество личности нравственного человека.

1.Она может быть настоящей и мнимой?  (дружба)

2. Готовность помочь, отозваться на чужие нужды? (отзывчивость)

3. Это чувство необходимо каждому человеку? (любовь)

4. Между друзьями должно быть взаимное …….? (доверие)

5.Столкновение противоположных интересов? (конфликт)

 6. Доброе,  отзывчивое отношение к человеку? (теплота)

7. Заботливое отношение к людям? (внимание)

Давайте послушаем песню на стихи Н. Тулуповой «Доброта»

 

                                 Добрым быть совсем, совсем не просто.

                                  Не зависит доброта от роста,

                                  Не зависит доброта от цвета,

                                  Доброта - не пряник, не конфета.

                                  Только надо, надо добрым быть

                                  И в беде друг друга не забыть.

                                  И завертится земля быстрей,

                                  Если будем мы с тобой добрей.

                                  Добрым быть совсем не просто.

                                  Не зависит доброта от роста,

                                  Доброта приносит людям радость

                                  И взамен не требует награды.

                                  Доброта с годами не стареет,

                                  Доброта от холода согреет.

                                  Если доброта, как солнце, светит,

                                  Радуются взрослые и дети.

 Добрый человек – это какой человек?

Добрый человек – это человек, который хочет, чтобы другим было хорошо, чтоб другие были счастливы. Он всегда готов бескорыстно оказать помощь другому, умеет сострадать, сочувствовать. Человек, делающий другим добро, умеющий им сопереживать, чувствует себя счастливым.

Сценка:»Счастье»

А что это у тебя в руке?

- Счастье...

- А почему такое маленькое?

- Оно только моё. Зато, какое лучистое и красивое...

- Да, восхитительно!

- Хочешь кусочек?

- Наверное...

- Давай ладошку, я поделюсь с тобой.

- Ой, оно такое тёплое!

- Нравится?

- Очень... Спасибо! Знаешь, мне намного лучше, когда счастье в руке...

- Так всегда бывает.

- А если я с кем-то поделюсь?

- Тогда у тебя прибавится своего!

- Почему?

- Не знаю. Только потом оно станет ещё более тёплым.

- А руки об него обжечь можно?

- Руки обжигает боль... Счастье не может обжечь...

Поделись своим кусочком счастья со всеми, кому ты его желаешь!

ДЕЛЮСЬ!!! Каждому раздать сердечко

Почему сердечко? Потому что наша доброта исходит от нашего сердца. Учитель: Спасибо.

Восстанови пословицы, объясни одну из них, назови свою пословицу о добре.

  1. Добрые дела, …(дороже денег)
  2. Изменить мир не так уж сложно, … (начни с себя)
  3. Добро не лихо - … (бродит тихо)
  4. Доброе дело … (два века живёт)
  5. Доброе слово лучше … (мягкого пирога)
  6. Доброму человеку и … (чужая болезнь к сердцу)

Назовите литературные произведения, где главный герой проявляет лучшие нравственные качества.

Прослушайте рассказ «Осколки доброты» неизвестного автора.

И подумайте, какая из пословиц подходит к этому рассказу.

Семья проводила выходной день на пляже. Дети купались в море и строили замки на песке. Вдруг вдалеке показалась маленькая старушка. Ее седые волосы развевались на ветру, одежда была грязной и оборванной. Она что-то бормотала про себя, подбирая с песка какие-то предметы и перекладывая их в сумку. Родители подозвали детей и велели им держаться подальше от старушки. Когда она проходила мимо, то и дело, нагибаясь, чтобы что-то поднять, она улыбнулась семье, но никто не ответил ей на приветствие. Много недель спустя они узнали, что маленькая старушка всю жизнь посвятила тому, чтобы подбирать с пляжа осколки стекла, которыми дети могли порезать себе ноги.

Изменить мир не так уж сложно, начни с себя.

Какое у вас ощущение, что вы чувствуете после прочтения рассказа?

Как вы думаете, почему старушка посвятила всю свою жизнь этому занятию?

Как вы думаете, если бы люди узнали, чем на самом деле занималась старушка, что бы они сделали?  Были ли в вашей жизни случаи, когда вам сначала не нравился какой-либо человек, потому что он был не похож на других, а позже вы узнавали что-то хорошее об этом человеке?

Что произошло бы с миром, если бы в нем не стало доброты?

Перечислите всех, чья доброта помогает расти вам.

Доброта родителей, бабушек и дедушек, воспитателей и учителей, друзей т.д.

А сейчас я предлагаю вам проверить себя: добрый ли вы человек.

Тест: «Добрый ли ты человек»

Нужно поставить напротив каждого вопроса один ответ: «да» или «нет».

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить приятное людям, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8. С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты про играешь?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?

Подведем итоги:

Подсчет очков.         

Одно очко за каждый утвердительный ответ на вопросы: 1, 3, 4, 7,8, 11

- и за отрицательный ответ на вопросы: 2, 5, 6, , 9, 10, 12.

Обобщение по занятию

О чем мы сегодня  поговорили?

О нравственности. О доброте.

Что вы узнали для себя? Стоит ли быть добрым в жизни?

Учитель: Молодцы дети, я надеюсь что вы поняли с какими качествами характера лучше жить в этом мире. Хочется закончить классный час словами В.А.Сухомлинского «Надо иметь большую силу духа, чтобы «жить сердцем», желать добра другим. За добро платите добром! Будьте добрыми и милосердными.

Сейчас я предлагаю вам на своем сердечке написать те нравственные качества, которыми вы обладаете.

Исполнение песни «Дорогою добра».

Текст песни «Дорогою добра».

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Иди за солнцем следом,

Хоть этот путь неведом,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Забудь свои заботы,

Падения и взлёты,

Не хнычь, когда судьба себя

Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Но если с другом худо,

Не уповай на чудо,

Спеши к нему, всегда веди

Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных

Сомнений и соблазнов,

Не забывай, что это жизнь,

Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Спроси у жизни строгой

Какой идти дорогой,

Куда по свету белому

Отправиться с утра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Ты прочь гони соблазны,

Усвой закон негласный,

Иди, мой друг, всегда иди

Дорогою добра.

Тест «Добрый ли, я»

1. У тебя появились деньги. Смог бы ты истратить все, что у тебя есть, на подарки друзьям или родным?

2. Товарищ делится в разговоре с тобой своими проблемами или неприятностями. Если тема тебе не интересна, дашь ли ты это понять собеседнику?

3. Твой партнер плохо играет в шахматы или в другую игру. Будешь ли ты ему поддаваться, чтобы он не терял интерес к игре?

4. Нравится ли тебе говорить людям приятное, чтобы поднять их настроение?

5. Часто ли ты используешь злые шутки?

6. Свойственна ли тебе мстительность, злопамятность?

7. Будешь ли ты поддерживать разговор с товарищем, если данная тема тебя совершенно не интересует?

8..С желанием ли ты применяешь свои способности для пользы других людей?

9. Бросаешь ли ты игру, когда уже очевидно, что ты проиграл?

10. Если ты уверен в своей правоте, будешь ли ты выслушивать аргументы другого человека?

11. Будешь ли ты выполнять работу по просьбе родителей, если она не входит в твои обязанности (что-то выполнить за кого-то из домочадцев, например)?

12. Станешь ли ты передразнивать кого-то, чтобы развеселить своих друзей?



Предварительный просмотр:

Конспект беседы на тему:

«Всякий правды ищет, да не всякий ее творит»

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Сайдылова Регина Шамилевна


                               Конспект беседы на тему:

       «Всякий правды ищет, да не всякий ее творит»

Цель: Формировать нравственные качества человека. Объяснить, что правдивость и честность – слова противоположные по значению. Закрепить понятия честности и правдивости. Развивать стремление к правдивости и такту: не доставлять неприятностей другим людям, не говорить обидные слова, не делать друг другу плохо.

Оборудование:  Плакаты с пословицами, клубок с нитками.

Упражнение – приветствие «Комплименты».

(Дети по кругу говорят своему соседу комплимент, передовая при этом клубок ниток)

- Вам понравилось упражнение? Порой, кроме хорошего мы говорим дру другу плохое. Порой плохое даже проще сказать, нежели хорошее. А ведь так важно выражать свои положительные чувства и эмоции друг другу. Они ободряют нас и придают уверенности в себе. Давайте будем говорить друг другу больше  комплиментов.

Прочитайте слова, написанные на доске. Подберите к ним антонимы.

Ложь -                                     Нечестность-

Сегодня мы поговорим с вами о честности и правдивости человека. Как вы понимаете эти слова?                                                                                                                                                                      

Честность — честное поведение, честное отношение к кому-то или чему-то. Честность — нравственное качество личности, выражающееся в верности долгу и своим   убеждениям, в умении добросовестно относиться к порученному делу.

Правдивость — склонность говорить, высказывать правду. Правдивость — положительное моральное качество, выражающееся в том, что слова человека соответствуют его мыслям, чувствам и не расходятся с делом

Послушайте рассказ, а затем поделитесь своими мыслями и чувствами.

«В одном классе дружили два мальчика. Всюду они были вместе. Все считали их настоящими друзьями. Витя учился хорошо, а Гена немного хуже, особенно по математике. У Гены долгое время болела мама, и он старался, как мог, не огорчать ее. И вот в это время по математике была контрольная. Учительница вошла в класс, записала задания на доске, дети начали работать. Витя быстро справился с работой и, видя, что гена не решил задачу, написал на бумажке и бросил ему. Гена увидел шпаргалку, быстро поднял ее, прочитал.

 Ребята, как вы думаете, что же произойдет дальше?

Продолжим чтение и узнаем, как же поступил Гена.

«Долгое время Гена не знал, как поступить, но мысль о больной маме поборола его совесть. Он списал задачу и сдал тетрадь. Целый день у Гены было плохое настроение, мама заметила это, но сын ничего не сказал. Наступил следующий день. Учительница стала объявлять оценки. Она похвалила детей, которые хорошо написали работу. Особенно она была довольна Геной: «Ты очень меня порадовал, Гена», сказала учительница и отдала ему тетрадь. Гена взял тетрадь, но посмотреть в  глаза учительницы не смог, стыдно ему было. А за соседней партой тихо плакала Катя, она получила за контрольную «2». Урок почти уже заканчивался, когда Гена вдруг встал, подошел к учителю и сказал: «Ольга Николаевна, поставьте мне  «2», пятерка не моя оценка, я работу списал». Учительница посмотрела добрыми, ласковыми  глазами и сказала: «За правду спасибо, Гена. Это очень хорошо, что ты понял все».

Как  вы оцениваете поступок Гены?

Легко ли быть честным? Каждый ли школьник сможет поступить так, как Гена?

Послушайте еще одну историю.

Пошли три мальчика в лес и не заметили, как прошел день,  загулялись до позднего вечера. Идут домой – боятся, попадет дома от родителей. Вот остановились они на дороге и думают, что лучше: соврать или правду сказать?

Я скажу, говорит первый, - будто на меня волк напал в лесу. Испугается отец и не будет меня ругать.

Я скажу, говорит второй, - что дедушку встретил. Обрадуется мама и на будет ругаться.

А я правду скажу, - говорит третий. Правду всегда легче говорить, потому, что она правда и придумывать ничего не нужно. Все разошлись по домам.

Только сказал первый мальчик отцу про волка- глянь, лесной сторож идет. «Нет, говорит, в этих местах волка». Рассердился отец за первую вину, а за ложь – вдвойне.

Второй мальчик про деда рассказал, а тут дед в гости заходит. Узнала мама правду и тоже рассердилась вдвойне.

А третий мальчик пришел, так с порога во всем и сознался. Поворчала на него мама, да и простила.

Ребята, в чем суть этого рассказа?

 Ложь обычно все равно будет известна и принесет большие неприятности.

Еще этот рассказ показывает, как по-разному относятся люди к правдивости.

Честность, правдивость, скромность всегда были и останутся самым большим богатством человека. Никогда не ври ни отцу, ни матери, ни друзьям, ни знакомым, и незнакомым не ври. Вранье приносит огромный вред, начиная с того, что спрятал дневник с плохой отметкой.

Есть ребята, которые боятся говорить правду. Они думают: “Скажу правду — потеряю друга, конец дружбе”. Но жизнь опровергает это. Дружба на лжи никогда не держалась, совсем наоборот. Многие ребята правильно понимают критику.

Ложь чаще всего присуща людям самолюбивым, но слабым и ограниченным. О том, умен ли человек, можно судить по тому, насколько он правдив. Солгать — в любом случае низко и глупо.

Ребята, как вы думаете, есть ли такая правда, которую говорить нельзя? Послушайте следующую историю.

Дети собрались на Новогодний карнавал. Все пришли нарядные. Лишь только Ира не нарядилась, так как мама лежит в больнице, папа уехал, и пришла в обычном платье. К ней подходит Даша и говорит: «Ты как Золушка на балу среди принцесс и принцев». Ира плачет.

Даша сказала правду?

Значит, есть правда. Которую нельзя говорить? Когда? Кому? Почему?

Правильно. Человеку с увечьем – о его увечье, человеку у которого горе – о его горе.

Мы должны быть тактичными и  не доставлять огорчений, не делать плохо и больно окружающим людям.

Перед вами фразы. Вам необходимо соединить данные фразы так, чтобы получились пословицы. Объясните,  как вы их понимаете.

Кто правдой живет                  оболжет тебя вокруг

Один раз соврешь                   а не то в беду попасть можно

Правду говори                         да не всяк ее творит

Всяк правды ищет                    тот добро наживет

Шути да осторожно                  другой не поверят

Лжец всегда неверный друг      что дрова руби

Народная мудрость  убеждает нас в том, что во все времена в людях ценили честность и порядочность, и данные пословицы тому подтверждение.

Какой совет вы бы дали человеку. Который хочет быть честным и правдивым?

-Не трусь, если что-то натворил – говори сразу.

-  Никогда не выдумывай про друзей.

- Не говори обидную правду, если человеку и так плохо.

- Говори с людьми и поступай так, как хотел бы ты, чтобы говорили с тобой и  поступали по отношению к тебе другие.

— Я надеюсь, что вы так не поступаете. Ведь честность и правдивость являются нравственными важнейшими качествами человека. По этим качествам вас и окружающие оценивают. Лев Николаевич Толстой сказал:

“Не думай, что говорить и делать правду нужно только в делах важных. Говорить и делать правду нужно всегда, даже в самых пустых делах не позволять себе лжи. Не то важно, что большое или малое зло произойдет от твоей неправды, а то дорого, чтобы самого себя никогда не осквернять ложью”.

Пусть ваша жизненная дорога пройдет под девизом правдивости и честности.

                               



Предварительный просмотр:

Конспект беседы на тему:

«Семейные традиции и способность ребёнка трудиться»

Автор: учитель начальных классов

МБОУ «СШ №32»

г. Нижневартовска

Сайдылова Регина Шамилевна


Семейные традиции и способность ребёнка трудиться.

Лучшая форма наследства, оставляемая родителями своим детям, это не деньги, не вещи и даже не образование, а воспитание безграничного трудолюбия.

                                                                                               К. Д. Ушинский

Задачи собрания:

1.Обсудить с родителями проблему формирования трудовых умений ребёнка в семье.

2.Доказать родителям необходимость формирования у ребёнка потребности выполнения трудовых обязанностей в семье.

Форма проведения: беседа.

Вопросы для обсуждения:

- Труд и его значение в жизни ребёнка.

- Значение примера семьи в воспитании трудовых навыков ребёнка.

- Трудовые усилия ребёнка и их оценка в семье.

Подготовительная работа к собранию:

1.Анкетирование детей и родителей по проблеме собрания.

Анкета для родителей № 1.

- Любит ли ваш ребёнок трудиться?

- Что он любит делать по дому?

- Может ли он выполнять работу по дому самостоятельно или только с вашей помощью?

- Как долго может трудиться ваш ребёнок?

- Работа выполняется увлеченно или неохотно?

- Контролируете ли вы выполнение ребёнком домашней работы?

- Поощряете ли вы ребёнка за выполненную работу?

- Наказываете ли вы ребёнка, если он выполнил работу плохо?

- Интересуетесь ли вы трудовым участием ребёнка в жизни класса?

- Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребёнка в жизни класса и школы?

Анкета для родителей № 2.

Родителям предлагается ответить на вопросы анкеты и отметить участие своего ребёнка в обозначенных анкетой трудовых делах.

Я знаю, что мой ребёнок в школе:              Мой ребёнок дома:

дежурит по классу                                              выносит мусор
дежурит по школе                                               моет посуду
имеет трудовые поручения                              убирает свою комнату
участвует в трудовых делах класса                 убирает квартиру
занимается в кружке                                           делает покупки
занимается в секции                                           ухаживает за младшими

Если какие-то трудовые поручения ребёнка не указаны в анкете, необходимо

их дописать.

Анкета для учащихся № 1

Дома я:                                              Всегда     Часто      Иногда        Никогда

убираю свою постель
убираю свою комнату
мою посуду
хожу в магазин
стираю мелкие вещи
помогаю в уборке квартиры
ухаживаю за младшими
умею кое-что готовить
помогаю родителям по
их просьбе во всех делах

Анкета для учащихся № 2.

- С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
- Что тебе нравится из домашних дел?
- Что тебе не нравится делать по дому?
- Хвалят ли тебя за выполненную работу?
- Если ты сделаешь что-то не так, тебя ругают?
- Бывает ли так, что ты хочешь что-нибудь помочь, а взрослые не разрешают тебе это делать?
- Выполняешь ли ты какую-то работу вместе с родителями?
- Помогаешь ли ты дедушке и бабушке?
- Как ты думаешь домашние дела – это трудная работа?
- Какое из последних поручений было для тебя новым и необычным?

2. Конкурс проектов «Домашние машины 21 века.

Учащиеся разделяются на группы (по желанию) и получают задание для выполнения проекта. Им необходимо сконструировать домашние машины 21 века, которые смогут облегчить домашний труд и сделать затраты на него минимальными.

Проекты выставляются на родительском собрании, и родительское жюри подводит итоги конкурса проектов.

Примеры работ учащихся 3 класса.

«Кастрюля 21 века».

  • все продукты в кастрюлю засыпаются сразу, кастрюля-компьютер сама устанавливает температурный режим для продуктов и время приготовления;
  • после приготовления еды кастрюля-компьютер сама выключается и сообщает об этом членам семьи;
  • кастрюля имеет три отсека: для первого, второго и третьего; вся еда готовится одновременно;
  • приготовление еды сопровождается любимой музыкой всех членов семьи (по их запросу);
  • кастрюля имеет экран для наблюдения за приготовлением еды. Если хозяйка забыла что-то положить из продуктов, на экране загорается лампочка тревоги.

Каждая группа учащихся защищает свой проект и доказывает необходимость такой домашней машины в хозяйстве человека.

3. Подготовка педагогических ситуаций для родителей по теме.

Ситуация 1.

Родители ссорятся. Яблоком раздора стал сын. Отец считает, что он вполне вырос для того, чтобы помочь отцу в строительстве дома. Мама считает, что ребёнок слишком мал для такой работы и категорически против участия сына в таких делах.

Ситуация 2.

В семье растёт три сына. Отцом в доме заведена такая традиция: в субботу у мамы выходной. Она может делать то, что считает полезным для себя. Мужчины разделили между собой все обязанности по дому. Старших сыновей это иногда злит…

Ситуация 3.

В семье растёт девочка. Мама с большим трудом заставляет девочку помогать ей по дому. Девочка аргументирует своё нежелание что-то делать тем, что в доме есть бабушка. Бабушка с охотой выполняет всё за внучку и даже обижается, если мама даёт поручение дочке, а не ей.

Ситуация 4.

Мама с восторгом рассказывает о том, что её дочка помогает присматривать за малышом. Может это делать часами. Соседки просят поделиться секретом воспитания такого внимания старшего ребёнка к младшему. На что мама отвечает: «А мы с мужем решили платить ей за каждый час, проведённый с малышом. Это ведь лучше, чем платить чужому человеку».

Ситуация 5.

Пятилетний малыш тащит с трудом мусорное ведро. Соседи осуждают родителей: « Такой маленький, а уже работает. Сами родители сидят дома, могли бы не гонять маленького ребёнка».


4.Подготовка материалов для рубрики « В родительский дневник»:

  • Если вы постоянно говорите дома о том, что работа для вас наказание и каторга, то как по- другому о ней будет судить ваш ребёнок?
  • Если вы сами не станете для него примером в выполнении домашних дел аккуратно и постоянно, то где он сможет этому вовремя научиться?
  • Если вы не проявляете терпения в обучении ребёнка домашней работе и предпочитаете всё делать сами, думаете ли вы о том, что ждёт его в будущем?
  • Если вы никак не реагируете на выполнение домашней работы вашим ребёнком. то откуда у него появиться желание делать привычные дела ещё лучше?
  • Если вас интересуют только учебные успехи вашего ребёнка, не боитесь ли вы вырастить чёрствого и эгоистичного человека?

В дневник мальчика и девочки.

Как развить в себе желание выполнять домашние дела.

Ты хочешь помочь маме и папе в домашних делах? А может у тебя не всегда это получается? Или ни капельки не хочется? В любом случае – давай попробуем.

Сначала представь себе такую картину – приходят мама и папа с работы усталые и видят: дом убран, посуда вымыта и чайник кипит. Сколько благодарности в их глазах! Только ради этого можно постараться научиться выполнять домашнюю работу!

  • Внуши себе, что твоя помощь порадует близких и дорогих тебе людей.
  • Приступая к делу, возьми себе в помощники песню. Если у тебя есть такая возможность. Включи свои любимые мелодии. С ними работа идёт веселее. Можешь даже мурлыкать себе под нос.
  • Выполнив какую-то часть работы, оцени её, и… похвали самого себя, полюбуйся плодами своих трудовых усилий.
  • Если немного устал, потанцуй и чуть-чуть передохни.
  • Закончив работу, ещё раз посмотри, как у тебя всё получилось, Исправь огрехи, похвали себя за сделанное дело.
  • Напиши родителям шутливую записку. Пусть тебе ответят, узнали они свой дом или нет.
  • Никогда не злись по причине того, что пришлось поработать. Главное – ты сумел преодолеть себя, свою лень, своё нежелание трудиться. Значит, ты сильнее его, значит, и в любом деле у тебя всегда получится!

                  Ход собрания.

1.Вступительное слово классного руководителя.

Уважаемые папы и мамы! Сегодняшнее собрание мы с вами посвящаем проблеме формирования у ваших детей культуры выполнения трудовых обязанностей. Очень часто мы сталкиваемся в реальной жизни с такими ситуациями, когда умные талантливые люди, состоявшиеся в своей профессии, не могут состояться в своём главном умении – умении иметь семью и быть счастливым.

Вы можете задать мне вопрос: а как это относится к теме нашего сегодняшнего собрания? Могу сказать, что относится на прямую. Человек, который не умеет трудиться по дому, монотонно выполнять одни и те же обязанности, не спать ночами, качая ребёнка – такой человек очень часто становится одиноким. Не обрекаем ли мы собственных детей во взрослой жизни на страдания и одиночество, не приучая их в детстве постоянно трудиться?

Домашний труд, домашние повседневные обязанности скучны и весьма обременительны. По статистике социологов, занимающимися проблемами семьи, женщины тратят в неделю на приготовление пищи 12-14 часов, на стирку 6-8 часов, на закупку продуктов 6-8 часов, на уборку дома 4-8 часов. Согласитесь, для того, чтобы добровольно выполнять такие нагрузки, необходимо большое чувство, умение жертвовать своими желаниями для других людей.

Учим ли мы этому своих детей, требуем ли мы от них неукоснительного выполнения домашних обязанностей или нас волнует только их учебные успехи?

Давайте обратимся к анализу ответов родителей и детей на вопросы анкет.

2.Анализ полученных результатов по анкетам.

3.Анализ педагогических ситуаций по проблеме собрания.

4.Приглашение в класс учащихся.

Защита учащимися проектов «Домашние машины 21 века». Родители выступают в роли экспертов. После защиты проектов ребята выходят, и родители путём голосования определяют лучший проект.

5.Продолжение выступления классного руководителя.

Многое изменилось в нашей жизни и в жизни наших детей. Усложнилась школьная программа, учиться стало труднее. Вот родители идут на «жертву»: всю домашнюю работу берут на себя. И вырастает потребитель, который будет вероятнее всего требовать такого же к себе отношения в будущей семье.

С другой стороны, родители, которые позволяют своему ребёнку стать потребителем, сами ленивые люди. Ведь прививать своему ребёнку трудовые навыки – тяжкий труд. Надо вначале показать, затем помочь, а потом и проконтролировать. Для этого нужно делать усилия над собой, своей волей, своим мозгом; сдерживать себя, проявляя по отношению к ребёнку такт и терпение. А это, увы, не просто.

Сегодня не просто.  Проще будет тогда, когда ребёнок вырастет и сможет трудиться и в рабочем коллективе, и в своём доме, не испытывая психологического и душевного дискомфорта.

Задача сегодняшнего собрания – показать вам, чего вы достигли в развитии трудовых навыков вашего ребёнка, и что ещё предстоит сделать.

Домашнее задание.

  1. Расскажите своему ребёнку, сколько стоит хлеб и батон.
  2. Покажите ему, где оплачивают квартирные счета.
  3. Составьте с ним план уборки дома.
  4. Научите его стирать собственное бельё.
  5. Заведите с ним его личную книгу самых простых кулинарных рецептов. Поделитесь секретами своего трудового детства. Поверьте, ему будет интересно.

Литература для подготовки родительского собрания.

Разумихина Г. П. – Мир семьи. М.: Просвещение, 1986г.

Фопель К. – Создание команды. М.: Генезис, 2002 г.

Дереклеева Н. И. – Родительские собрания. М : Вако, 2005 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями будущих первоклассников по теме:"Логопед-кто он? Советы родителям будущих первоклассников"

В нашей школе каждую субботу с 1 марта по 1 июня проходит школа будущего первоклассника.Дети подготавливаются к школе с будущими учителями, а с родителями проводят беседы различные специалисты, ...

Беседа для родителей АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ

Беседа для родителей   на родительском собрании АВТОРИТЕТ РОДИТЕЛЕЙ И ЕГО ВЛИЯНИЕ...

Беседа для родителей "Советы родителям по обучению ребёнка чтению"

Советы родителям по обучению ребенка чтению. Первые правила, обязательные для успешного обучения чтения. ...

Беседа с родителями "Наука быть родителями"

Все мы знаем цитату из произведения Л. Н. Толстого «Анна Каренина»: «Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». Фраза, сказанная великим писателем бол...

Беседы для родителей будущих первоклассников. Беседа первая.

Как определить, готов ли ребенок стать первоклассником....