Упражнения для обогащения словарного запаса детей
тренажёр

Будаева Людмила Цыреновна

Рекомендован родителям и учителям начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uprazhneniya_dlya_obogashcheniya_slovarnogo_zapasa_detey.docx26.74 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для обогащения словарного запаса детей

 Предложенные методы носят развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать.

 Безусловно, освоение нового — сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике.

 В данной статье описана методика работы по изучению непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описаны упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей. Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

 Непроверяемые безударные гласные

 1. Игры «10 ос»

 Ос— - а

 На этой осе в октябре позолота,

 Ос— - а

 А эта растёт на лугу у болота,

 — ос-а

 У этой на лапках зелёные иглы,

 — ос — - — а-

 На этой опасно устраивать игры,

 — ос — - — а — -

 Эта оса на луну улетает,

 — ос — - — - а

 Эта на солнце худеет и тает,

 — - ос — - — - а — -

 Эта оса продаётся в бутылке,

 — ос — - — а

 Эта боится горчицы и вилки,

 — ос — а

 С этой спит в колыбели малыш,

 — о — с — - — - а

 Эта по классу крадётся , как мышь.

 Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

 2. «Поле чудес»

 Некоторые буквы уже открыты. Остальное — за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.

 Д — ка— - — - о — - — - — - — - , а з — му н — - — на— - .

 Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

 3. «Три сороки».

 Три болтливые сороки

 У различных птиц гостили,

 Буквами заполнив строки,

 Догадайтесь, с кем сороки

 Ели джем и кофе пили.

 Не забудьте, что таится

 В каждом строчке только птица

 1.Со— - — - -

 — - — - ро — - -

 Ка — - — -

 2.Со — -

 — - ро — а

 — - — - — - — ка

 3.Со— - -

 — - ро — - -

 Ка — - — - — - -

 Ответ:

 Соловей, жаворонок, какаду.

 Сова, ворона, перепёлка.

 Сокол, воробей, канарейка.

 4. Шарады.

 Первое — нота, второе — тоже,

 А целое на боб похожа. ( Фа — соль)

 Первое — предлог, второе— летний дом,

 А целое порой решается с трудом. ( За — дача).

 Начало — голос птицы, конец — на дне пруда.

 А целое в музее найдёте без труда. ( Картина)

 5. «Словарное домино».

 Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5Ч8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части — только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей — подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина». Домино можно составить на любую тему.

 6. Графические ассоциации.

 Суть метода — видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

 Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

 Непроизносимые согласные

 Есть согласные такие В, Д, Т, Л.

 Не во всех словах слышны,

 Но везде они нужны.

 Чтобы знать, где их писать,

 Надо слово проверять.

 Грустный

 Грустный — грусть,

 Грустить не буду.

 Грустный — «Т» не позабуду.

 Поздно

 Поздно — проверим опоздали,

 В слове поздно «Д» написали.

 Солнце

 В слове солнце «Л» не слышим.

 В слове солнышко напишем.

 Звёздный

 Звёздный — проверяй звезда.

 Звёздный — «Д» пиши всегда.

 Здравствуй

 В слове здравствуй «В» не слышна,

 Проверим словом здравие.

 Здоровья всем вам пожелаем

 И в слове здравствуй «В» не забываем.

 Загадки.

 День и ночь стучит оно

 Словно бы заведено.

 Будет плохо, если вдруг

 Прекратится этот стук. (Сердце)

 Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

 Когда лежу я на спине,

 Нет пользы никакой во мне,

 Но прослони меня к стене -

 Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

 Правописание шипящих жи-ши, ча-ща, чу-щу

 1. Загадки

 У неё во рту пила, под водой она жила.

 Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

 Они живут на крыше,

 Их очень любят кошки. (Мыши)

 Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

 Стучит, стучит весь день,

 Никого не боится.

 Считает он весь век,

 Но не человек. (Часы)

 Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

 2. Замените одним словом.

 Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).

 Что у человека дороже всего? (Жизнь).

 60 минут (Час).

 Густой частый лес. (Чаща).

 Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).

 Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).

 Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

 Парные звонкие и глухие согласные

 1. Шарады.

 С глухим согласным наливаюсь в поле,

 Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос).

 С глухим — траву она срезает,

 Со звонким — листья объедает. (Коса — коза).

 С «м» — приятен, золотист, очень сладок и душист.

 С буквой «л» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд — лёд).

 С глухим шипящим кругл, как мячик,

 Со звонким — как огонь горячий. ( Шар — жар).

 2. Игра « Цепочка».

 Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг — друга, зуб — зубы ит.д.

 3.Загадки.

 Шел, шел без дорог.

 Где шел, там и лег.

 До весны пролежал,

 А потом убежал.

 (снег)

 Я, не хвастаясь, скажу:

 Всех друзей омоложу!

 Идут ко мне унылые -

 С морщинками, со складками,

 Уходят очень милые,

 Веселые и гладкие!

 Значит, я надежный друг,

 Электрический… (утюг).

 Вот так чудо! Он со вкусом

 Может кушать пыль и мусор!

 И жужжит, как сотня ос,

 Работяга… (пылесос).

 Говорю я брату: — Ох!

 С неба сыплется горох!

 Вот чудак, — смеется брат, -

 Твой горох — ведь это… (град).

 Этот зверь тебе знаком -

 Ест мышей, пьет молоко.

 Но на кошку не похож,

 Весь в колючках длинных… (еж).

 Он ходит голову задрав,

 Не потому, что важный граф,

 Не потому, что гордый нрав,

 А потому, что он… (жираф).

 То я в клетку, то в линейку.

 Написать по ним сумей-ка!

 Можешь и нарисовать.

 Что такое я? (тетрадь)

 Правописание звонких и глухих согласных на конце слова

 Потяну за верёвку — встанет гора. (Верблюд).

 Старик-шутник, на улице стоять не велит,

 За нос домой тянет. (Мороз).

 За тобою он плетётся

 Хоть на месте остаётся. (След).

 Правописание звонких и глухих согласных перед согласными

 В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

 Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

 С одной стороны лес, а с другой — поле. (Шубка).

 4. Кроссворд.

 Замените одним словом.

 Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).

 Что у человека дороже всего? (Жизнь).

 60 минут (Час).

 Густой частый лес. (Чаща).

 Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).

 Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).

 Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

 Упражнения для обогащения словарного запаса детей

 1. Замени одним словом из 4 букв:

 Приятель — +. , противник — + ,

 Солдат — + , работа — + , шагать — + . (Ответы : друг, враг, воин, дело, идти)

 2. Найдите спрятавшееся слово.

 Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).

 3. Угадай слово.

 К — р — н д — ш (карандаш), д — ж — р н — й (дежурный), л — с т — п — д (листопад), з — м — ш к — (зимушка).

 Заключение.

 Игры, загадки, кроссворды, шарады, ребусы учат детей образно мыслить, сравнивать, находить отличия, превращать один предмет в другой. Порой у учеников появляется самостоятельная спонтанная потребность придумать образ для запоминания написания трудного слова. Кроме всего этого, у школьников вырабатывается большое внимание к слову, его структуре, составу. Они видят слово с разных сторон, учатся думать, рассуждать о нём. Могут встречаться и ошибки при работе, но при умелом направлении мыслительного процесса всё легко устраняется, а в споре рождается истина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения для пополнения и обогащения словарного запаса.

Эти упражнения использую ежедневно на уроках русского языка и литературы....

Консультация для педагогов на тему:«Обогащение словарного запаса детей на материале народного фольклора».

В своей работе с детьми я уделяю большое внимание обогащению словарного запаса детей на материале народного фольклора. Русский народный фольклор , художественная литература служат так же могуч...

Игры и упражнения для пополнения словарного запаса детей

Игры и упражнения, направленные на расширение и активизацию словаря. «По дороге домой»Взрослый предлагает ребенку называть все предметы, мимо которых он проходит, обязательно указывая...

Приёмы и методы работы по обогащению словарного запаса детей

В данной методической разработке рассматриваются различные приёмы и методы работы над усвоением тематических групп лексики: синонимов, антонимов, тематически близких слов....

Обогащение словарного запаса детей

Обогащение словарного запаса детей – одна из актуальных задач в современном обучении родному языку. Исследование знаний, умений и навыков младших школьников показывает, что словарный запас детей...

Презентация: «Игры и упражнения по обогащению словарного запаса старших дошкольников»

По мнению многих специалистов, речевое развитие является ведущим в общем социальном развитии человека. Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных эл...

Обогащение словарного запаса детей с ОВЗ

Речь является основным инструментом общения людей. Только владея речью, человек может сообщить мысли и желания другим людям. То есть речь является основополагающим механизмом в деятельности человека. ...