Роль семьи в подготовке ребёнка к школе.
статья

Родионова Татьяна Викторовна

Беседа с родителями будущих первоклассников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл k_pervomu_klassu.docx23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Роль семьи в подготовке ребёнка к школе.

Поступление  ребёнка в школу-это большое волнующее событие в семье. Это новый период в жизни Вашего ребёнка - обучение, развитие в новом коллективе. Все мысли у родителей и у детей о школе, о будущем учителе, о том, как он будет учиться, какие отношения  сложатся у него с одноклассниками и учителем.

Что же надо знать родителям, чему учить, как подготовить ребёнка к школе? И нужно вообще его готовить?

Нужно. В чем же заключается эта подготовка? Настройте себя на обязательную каждодневную помощь вашему ребёнку, на то, что придется что-то объяснять дома, не сердиться за неудачи, а напротив - поддержать, вселить веру в себя, в свои способности.

Очень важна для ваших детей психологическая подготовка к школе. Она заключается в формировании положительного отношения к школе, к учебе. Ваш разговор  с ребёнком должен иметь такой настрой, чтобы ребенок сам захотел учиться, а не шел в школу лишь потому, что все дети идут в школу в 6-7 лет. Ни в коем случае не запугивайте ребёнка школой, двойками, учителями!

 Учеба - это не игра и тут не может быть места вольностям и капризам (не хочу! не буду!). Учеба - это каждодневный труд, можно провести аналогию со своей трудовой деятельностью.

Очень важно научить ребёнка управлять своим поведением - слушать  то, что не совсем интересно, заставлять себя делать то, что не очень хочется. Формируется это через обязанности ребёнка дома, в семье. Со стороны родителей необходимо доброжелательно-требовательный, а главное регулярный контроль.

Старайтесь приучить ребёнка к порядку во всем. Поиграл - убери игрушки, заправь постель, аккуратно обращайся со своей одеждой. Если вы не приучите ребёнка к самообслуживанию сейчас, рискуете не приучить никогда.

Обратите внимание на то, как ваш ребёнок ведет себя в коллективе сверстников. Посмотрите объективно: не заносчив ли он, не жаден, не обижает ли других ребят, а может он не умеет слушать других, а слышит только свое «я».

Очень хорошо научить детей слышать и слушать взрослого с первого раза. Учитель не имеет возможности говорить одно и то же несколько раз, как это делается дома. Ваша интонация, взгляд, требовательность, доброжелательность помогут вам, но не так скоро. Не забывайте, что нельзя требовать немедленного исполнения вашей просьбы, когда ребёнок играет, рисует, занят своими делами. Дайте время - 5-10 минут на окончание его дел, а потом настаивайте на желаемом для вас результате.

К моменту поступления в школу ребёнок должен обладать определенным уровнем интеллектуального развития.

Старайтесь чаще рассказывать своим детям об удивительном мире растений и животных, о сезонных изменениях в природе, о своем городе, стране, о различных профессиях; объясняйте смысл непонятных слов, обсуждайте книги, прочитанные вместе. Вопрос «почему» должен быть самым часто употребляемым у ребёнка. Только такой  «почемучка» достигнет успехов в учебе, будет учиться с интересом и активно стремиться к новым знаниям.

Задавайте вопросы, которые заставляют ребёнка думать, искать разные пути решения, разные способы обоснования своих ответов.

Опыт работы учителей позволяет сделать вывод: неспособный ученик - это прежде всего невнимательный ученик. Рассеянное внимание серьезно может навредить  самому талантливому человеку. При обучении в школе у ребёнка над непроизвольным вниманием (на яркий свет, на резкий звук и т.п.) должно преобладать внимание произвольное, т.е. ребёнок должен уметь сконцентрироваться в определенный момент на речи взрослого, на данном задании и т.п.

Упражнения на развитие внимания.

  1. Чем отличаются 2 картинки? (в детских журналах, в учебных тетрадях)
  2. Поставить на стол несколько предметов (начиная с 3-х, постепенно увеличивая их количество). Затем убрать один из предметов. – Что изменилось?
  3. Или переставить эти предметы. – Что изменилось?
  4. Найди изменения в одежде, в квартире и т.п.
  5. Кто найдет за 1 минуту вокруг себя больше предметов зеленого или коричневого цвета, или круглой формы.
  6. На листе бумаги написаны числа от 1 до 10 разного цвета, разного размера, не по порядку. Задание: назови и покажу числа по порядку.

Развивая внимание, вы развиваете и наблюдательность.

Задачи на смекалку, головоломки, загадки развивают умение мыслить, догадываться, умственно напрягаться. Поверьте, это во много раз важнее и ценнее для вашего ребёнка, чем натаскивание его перед школой с вашей стороны.

Соревнуйтесь с ребёнком, только помните: он должен чаще выигрывать.

Успехов в учебе легче добивается ученик с хорошей памятью.

Упражнения на развитие памяти.

1). Назвать несколько слов, объединенных одной темой: ВЕСНА, РУЧЬИ, СОСУЛЬКИ, ЛЕДОХОД, ПОДСНЕЖНИКИ.

Попросить повторить сразу и через несколько минут.

2). Составить цепочки слов:

- O, , Δ;

- буква, слог, слово, предложение;

- лист, дерево, дупло.

Вы называет первое слово, ребёнок вспоминает остальные.

3). Взрослый простукивает определенный ритм карандашом по столу (фраза чёткая и короткая).

- Повтори за мной!

4). Показать движение из 3 - 4-х движений:

Ребенок должен повторить в том же порядке, потом можно в обратном.

Развивая математические способности, следует развивать не механический, а сознательный счёт, умение сравнивать различные объекты (находить общее и различное), проводить аналогии, устанавливать связи между явлениями.

Помогите ребёнку разобраться с понятиями:

- больше – меньше;

- длиннее – короче;

- шире – уже;

- тяжелее – легче;

- старше – моложе.

Научите ориентироваться на листе бумаги:

- слева – справа;

- вверху – внизу.

Примерные упражнения:

  1. Продолжи ряд:   O  O  …,   Δ  Δ  
  2. Нарисуй 3 шарика, раскрась их так, чтобы красный был между зеленым и желтым.
  3. Найди на рисунке предметы Δ-й формы, -й формы, и т.д.
  4. Преврати O – в солнышко; 0 – в жучка;
  5. Сложи из геометрических фигур домик, ёлочку … и т.п.

Хорошо овладеет грамотой, научится правильно и выразительно читать, грамотно писать тот ученик, у которого хорошо развита РЕЧЬ. Над развитием речи надо работать постоянно. Это, прежде всего, ваше общение.

Не оставляйте без внимания недочёты в речи детей, неверное построение предложений, неверное употребление слов. Не ограничивайтесь односложными ответами детей. Не облегчайте задачи ребёнка в общении – не говорите за него, лучше помогите сформулировать мысль.

Есть прекрасное средство развития речи – в ИГРЕ: совместное чтение и обсуждение прочитанного, разыгрывание сказок по ролям, сочинение сказок, считалок, загадок, рассказов по картинкам.

Например: 1. Придумайте начало рассказа: «Однажды мальчику подарили волшебные краски …». А ребёнок пусть рассказ продолжит.

2. Ещё интересное задание: сочинить сказку по опорным словам: ДЕД, БАБА, МЫШЬ, КУРОЧКА РЯБА, КОТ, ЛИСА.

3. Поиграйте в игру с описанием предметов:

Сначала Вы описываете предмет (цвет, форма, размер, как используется) – ребёнок угадывает, какой предмет Вы загадали. Потом ребёнок задумывает предмет, старается его описать. А Вы не спешите отгадать, пока ребёнок не назовет наиболее важные существенные признаки.

Советуем всем родителям своевременно проконсультировать сына или дочь у логопеда. Вовремя начатые занятия помогут исправить ребёнку дефекты речи. Иначе, под влиянием заикания, картавости, шепелявости, ребёнок становится стеснительным, замкнутым. Кроме того, дефекты речи затрудняют овладение грамотой, тормозят овладение грамотой, тормозят формирование навыка письма по слуху.

Многие, если не все, дети приходят в школу, умея читать плавно, по слогам. Этим детям в школе будет намного легче, чем тем, кто только делает первые шаги. Постарайтесь учить буквы, читать слоги в игровой форме.

- Найди букву.

- Придумай слова, которые начинаются с этой буквы, слова у которых эта буква в середине, в конце.

Не заставляйте ребёнка читать силой! Не превращайте чтение в наказание. Иначе интерес к чтению безвозвратно пропадет.

Особенно важно, если ребёнок уже умеет читать, но не хочет, испытывает отвращение к чтению. Распространенная ошибка родителей заключается в том, что они заставляют ребёнка читать сложный для его возраста текст. Подбирайте интересные тексты, соответствующие младшему возрасту, в хорошо иллюстрированной книге.

Очень важно – ежедневно читать ребёнку. Слушая, сопереживая, ребёнок развивает свой духовный мир, свои эмоции. У него возникает потребность - ежедневно получать информацию. Расширяется кругозор. Пополняется словарный запас. Появляется стимул самому научиться читать быстро и выразительно.

Немного о письме.

Это самая трудная работа для первоклассников:

- долгое сидение;

- физическая нагрузка на пальцы;

-зрительная нагрузка.

У детей в этом возрасте слабо развита мелкая моторика руки. Можно помочь ребёнку развивать и укреплять мышцы пальчиков:

  1. Лепка, работа с конструктором, мозаика;
  2. Полезно обводить клеточки в тетради, рисовать узоры из клеточек;
  3. Штриховка способствует развитию ритма, плавности движений – а это главное условие выработки красивого почерка.

Если Вы решили позаниматься с ребёнком, помните:

  1. Занятие должно быть не более 20 – 25 минут;
  2. Мебель для занятий – удобная, подобранная по росту;
  3. Следите за осанкой;
  4. Проводите физкультминутки (энергично сжать и разжать пальцы) ;
  5. Подберите удобную ручку (главное – не толстую), с хорошо пишущем стержнем;
  6. Заниматься в специальной тетради, чтобы ребёнок наглядно видел, что от занятия к занятию его рука становится более умелой и твердой.

Говорить о развитии детей можно долго, ибо у нас учителей, и у Вас, родителей, теперь одна цель – успешное обучение ваших детей. Но сразу всего не скажешь.

В конце хочется подвести итог и сказать, что подготовка к школе заключается в навыках восприятия, анализа и синтеза информации, умение сотрудничать с коллективом и удерживать внимание. Тогда обучение становится приятным, полезным и увлекательным. А подготовка к школе обучению письму, счету, чтению не так важно.