Консультация для родителей первоклассника
консультация (1 класс)

Коваленко Татьяна Константиновна

На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:

  • Как подготовить ребенка к школе?
  • Когда начать подготовку?
  • На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?

Данная публикация поможет ответить на данные вопросы и даст развернутые ответы родителям певоклассников

Скачать:


Предварительный просмотр:

На будущий год Ваш ребенок пойдет в первый класс. Перед родителями встают вопросы:

  • Как подготовить ребенка к школе?
  • Когда начать подготовку?
  • На что нужно обратить внимание, чтобы переход из ДОУ в школу был менее болезненным?

Некоторые родители под готовностью к школе понимают только умение ребенка читать, считать. Однако готовность к школе – это и физическая, и нравственная, и психологическая, и мыслительная готовность к обучению. В школе ученику придется работать на уроке, сосредоточенно заниматься в течение 35 минут. Это нелегко. Посещая уроки в первых классах, видишь с каким трудом адаптируются к школе некоторые первоклассники.( Неустойчивое внимание, неусидчивость, быстрое утомление)

Намного легче преодолеть эту трудность детям, посещающим ДОУ, где они ежедневно занимаются, вырабатывают произвольное внимание, учатся мыслить, говорить, доказывать. С чего начать подготовку к школе?

В первую очередь надо начинать с развития речи. Работая над развитием речи ребенка, важно научить его отвечать на вопросы не одним словом, а полным ответом, научить составлять предложения в 2-3 слова, а затем и связный рассказ в 3-5 предложе-ний. К первому классу ребенок должен определять количество слов в предложении, называть первое, второе, третье слово; выделять звук из слова, давать ему характеристику, соотносить его с печатной буквой. Ребенок должен уметь пересказать прочитанную сказку, рассказ, вести диалог, составлять простой рассказ по картинке, уловить и объяснить смысл прочитанного. Очень важно к началу обучения поставить произношение всех звуков, научить ребенка строить предложения, описывать серию картинок, связывать начало, продолжение и конец рассказа. Взрослые должны следить за темпом и окраской речи ребенка, постоянно следить за правильностью речи (при необходимости исправлять речевые ошибки), втягивать в разговор даже при чтении, после просмотра кинофильма. Пусть перескажут сюжет, опишут героев, придумают слова с противоположным значением (жарко - холодно, высокий - низкий, широкий – узкий), слова, сходные по значению (идти - шагать, опрятный - аккуратный), образуют уменьшительные слова, закончат начатое предложение. Такие упражнения способствуют расширению словарного запаса учащихся.

При обучении детей в школе учитель часто опирается на имеющиеся у детей знания, представления о Родине, о труде людей, о животных, о растениях, о космосе, о явлениях природы и т. д. Взрослым нужно постоянно задавать детям вопросы, требующие размышлений. Такие вопросы заставят ребенка внимательнее вглядываться в окружаю-щий мир, сравнивать, анализировать, делать умозаключения. Часто дети сами задают много вопросов. И от того, какие ответы они получают, во многом зависит их интеллекту-альное развитие. Положительное влияние на развитие речи детей оказывают радио и телевидение, однако родители должны контролировать какие передачи смотрит ребенок и сколько времени он проводит у телевизора.

И последнее, что касается развития речи. Позаботьтесь о том, чтобы ваш ребенок внятно произносил все звуки, т.к. это залог грамотного письма. Если же у ребенка встречаются дефекты речи, его нужно показать логопеду, и как можно скорее устранить эти дефекты.

Какими знаниями должен обладать ребенок, чтобы учение было для него радостью? Некоторые родители считают, что если ребенок пришел в школу читающим, то ему будет скучно и неинтересно на уроках. Они сознательно "тормозят” процесс познания. Другие родители занимаются дополнительно, стремясь вооружить знаниями ребенка. Как поступить? Если хотите избавить ребенка от проблем, то нужно научить его читать до школы, т. к. процесс обучения грамоте – сложный. Психологи пришли к мнению, что легче всего добиваются успехов дети, которые обучились чтению до 6 лет. Однако нужно помнить, что обучение должно быть организовано в виде игры, поддерживать интерес и увлеченность в ребенке. Важно, чтобы чтение было плавным, слоговым, без повторов. Нельзя допускать побуквенного чтения.

А вот обучать письменному шрифту не стоит, хотя самые большие трудности у детей возникают именно при обучении письму. Чтобы подготовить руку к письму, следует больше лепить, рисовать, штриховать, шить, работать с мелкими деталями конструктора или мозаики. Конечно, ваш ребенок будет пытаться писать ручкой. Важно проследить за тем, какая ручка в руках ребенка (Она должна быть легкой, ровной в месте захвата, иметь ограниченный контур, ниже которого пальцы не должны опускаться) и как он ее держит (при письме ручку держат тремя пальцами: большим – слева, средним поддерживать справа, указательный палец сверху направляет движение ручки, конец ручки "смотрит” в сторону плеча).

Следующий вопрос, на который следует обратить внимание – это правильная посадка детей при письме. Неправильная поза при письме приводит к нарушению осанки, появлению сколиоза. Необходимо соблюдать следующие правила:

  • При занятиях письмом ноги должны иметь опору (стоять на полу или на подставке);
  • Туловище нужно удерживать к вертикальном положении, не наваливаться на край стола. Расстояние между краем стола и грудью должно быть не менее 5 см ;
  • Голова слегка наклонена к столу. Наклоны в сторону должны немедленно исправляться;
  • Оба предплечья при письме лежат на столе под прямым углом друг к другу, слегка выдаваясь за край косточкой локтевого сустава.
  • Тетрадь следует располагать наклонно (правый угол должен быть выше левого) напротив середины груди, продвигая ее вверх по мере письма.

Для ребенка переход в школу – трудный и ответственный период в его жизни. И от родителей требуется особое внимание. В семье должна царить добрая нравственная атмосфера, уважение друг к другу. Родительское влияние в данный момент самое сильное, самое действенное. От родителей зависит многое, т.к. ребенка нужно приучить к самостоятельности, организованности, аккуратности. Именно этих качеств не достает нашим первоклассникам. К примеру, за время перерыва нужно приготовиться к уроку, сходить в туалет, отдохнуть. Звенит звонок, а дети все еще копаются в портфелях, щелкают пеналами. Поэтому все, что посильно ребенку дома, он должен делать сам: заправить кровать, убрать со стола, почистить свою обувь, поесть быстро и аккуратно.

Особое внимание нужно обратить на режим дня. Взрослые должны хорошо усвоить, что к режиму дня детей приучают постепенно и настойчиво. Следует учить их не тратить много времени на режимные моменты, уметь поддерживать порядок в вещах, помогать по хозяйству.

Важно развивать такие качества, как самостоятельность и активность, что является важным показателем готовности ребенка к обучению. Учителю хорошо видно, насколько уверенно и легко входят в учебную деятельность дети с высоким уровнем самостоятельности, и как много проблем утех, кто не умеет делать сам, ждет поддержки и помощи взрослых. Именно поэтому у каждого ребенка должны быть посильные домашние обязанности, выполняя которые ребенок заставляет себя делать то, что кажется трудным и неинтересным. Взрослые должны знать, что именно трудности развивают в детях способности, необходимые для их преодоления. Ответственность должна постепенно становиться привычной деятельностью. Это качество определяет готовность ребенка к обучению в школе. Учеба в школе – это ответственность перед семьей, перед самим собой.

Адаптация ребенка к школе пройдет быстрее, если у него будут воспитаны навыки общественного поведения: Вежливость, сдержанность, послушание. В возрасте 6-7 лет ребенок должен внимательно, не перебивая слушать взрослого, не вмешиваться в разговор старших, быть предупредительным с товарищами. Если ребенок не умеет считаться с другими людьми, ему будет сложнее установить дружеские отношения с детьми, войти в школьный коллектив. Взрослые должны помнить, что средствами воспитания навыков общественного поведения являются: пример взрослых, справедливая оценка поступков ребенка, постоянные напоминания об общепринятых правилах поведения.

Первый год в школе – сложный период. Иногда родители могут спровоцировать "школьный стресс”, желая сиюминутных успехов, не учитывая психологические особенности ребенка. Каковы показатели психологической готовности к школьному обучению?

  • Ребенок имеет твердое желание и первоначальное умение учиться;
  • Он обладает достаточно развитыми познавательными способностями;
  • Умеет общаться и работать в коллективе;
  • Правильно воспринимает оценку себя и своего поведения товарищами, учителями, взрослыми;
  • Стремится к самосовершенствованию.

***

Готовность к школе – это сложный комплекс определенных психофизиологических состояний:

  • личностных, интеллектуальных, социально-психологических.
  • личностная готовность включает формирование у ребенка готовности к принятию новой социальной позиции – положение школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Эта личностная готовность выражается в отношении ребенка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе. Готовым к школьному обучению является ребенок, которого школа привлекает не внешней стороной, а возможностью получать новые знания. Личностная готовность также предполагает определенный уровень развития эмоциональной сферы. К началу школьного обучения у ребенка должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость, на фоне которой возможно развитие и протекание учебной деятельности.
  • интеллектуальная готовность предполагает наличие у ребенка кругозора, запаса конкретных знаний. Должно быть развито аналитическое мышление (умение выделить основные признаки, сходства и различия предметов, способность воспроизвести образец), произвольная память, владение разговорной речью, развитие тонкой моторики руки и зрительно-двигательная координация.
  • социально-психологическая готовность этот компонент готовности включает в себя формирование тех качеств, которые позволяют общаться с другими детьми, учителем. Ребенок должен уметь войти в детское общество, действовать совместно с другими, уметь подчиняться интересам и обычаям детской группы.

Многие родители знают, что надо заранее готовить детей к школе, и успешно справляются с этим делом. Главное для ребенка (будущего первоклассника) – быть активным, сообразительным, раскрепощенным. Успешно учиться он может, если будет управлять своим поведением, подчинять свои желания тому, что необходимо сделать. Очень важно умение последовательно и целенаправленно двигаться к поставленной цели.

Любознательность, развитое мышление и речь – эти качества также важны, как и умение читать и писать. Их надо развивать в первую очередь. При подготовке к школе нужно расширять представления ребёнка об окружающем мире, учить его видеть причинно-следственные связи:

  • почему происходит смена времён года?
  • от чего растут деревья?
  • как устроен мир , земной шар?
  • почему бывают разные народы?
  • что бы ты сделал, если бы увидел, что кто-то упал на улице и не может стать?
  • какие ты знаешь профессии?
  • для чего человеку голова, уши, нос?
  • чем отличается река от озера?
  • назови друзей Буратино?
  • кто написал сказку о рыбаке и рыбке? и т.д.

Это развивает малыша, его любознательность. Дети всегда стремятся задавать как можно больше вопросов о том, что нас окружает, и на эти вопросы нужно отвечать. Ответы на них можно найти в книгах (энциклопедиях, справочниках). Очень важно, чтобы видел, как родители читают, - это приучает ребёнка слушать, пересказывать прочитанное. Речь ребенка развивается, когда с ним много общаются, обсуждают прочитанное . Так дети приучаются любить книгу. А книга – прекрасный воспитатель. Книга должна быть доступная и интересная. Одну и ту же книгу можно читать много раз, если ребёнок просит, он так развивает память, учится пересказывать. Также нужно обогащать словарный запас. Такие лексические темы как: овощи, фрукты, растения, посуда, мебель, птицы, звери, домашние животные, насекомые, транспорт, жилища животных помогут ребёнку систематизировать свои знания .

К пяти годам ребёнок с нормальным речевым развитием практически овладевает с основными законами морфологии и синтаксиса, правильно строит не только простые, но и сложные предложения. Ребёнок должен легко договаривать конец предложения, например: Поезд остановился, потому что……... .

Иногда родители думают, что если ребенок перед школой умеет читать, писать и считать, то успех ему обеспечен. Учить грамоте до школы можно, только надо это делать правильными методами. Прежде чем учить читать, нужно у ребёнка развивать фонематическое восприятие.

Фонематическое восприятие - это способность различать звуки и определять звуковой состав слова. Различать звуки близкие по артикуляционным и акустическим признакам (в словах, например: мол-моль, кума-хурма, том-дом, коза-коса). Сколько слогов в слове "мак”? Сколько звуков в слове "кот”? Какой звук стоит в начале (конце) слова? Какой гласный звук в середине слова?

Если ребёнок затрудняется ответить на эти вопросы, то это указывает на недостаточность развития фонематического восприятия.

Очень важно также, чтобы ребёнок чисто и правильно произносил звуки. Все возрастные произношения исчезают у детей к 4-5 годам. Речь у ребёнка может развиваться полноценно только в том случае, если окружающие будут правильно говорить все слова. Однако в силу разных причин у некоторых детей возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают. Чаще всего нарушаются звуки: сонорные - [р, л ], свистящие - [ с, з, ц], шипящие - [ш, ж, ч, щ ].

Нарушения произношения проявляются:

  • звук отсутствует: ампа( лампа);
  • звук произносится искаженно, то есть заменяется звуком, отсутствующим в фонетической системе русского языка: вместо нормативного звука [р], произносится "горловой”, "боковой” [р],или звук [р]отсутствует;
  • звук заменяется звуком более простым по артикуляции [л] на [в]: лампа - вампа;
  • смещение звуков: курица - курича, кричать - крицать.

Во многих случаях у детей с нарушением произношения наблюдается снижение фонематического слуха. Это приводит к серьезным проблемам - нарушения чтения и письма. Только при своевременном оказании помощи специалистов у ребёнка наступит улучшение.

Также важно соблюдение режима дня. Дети за период посещения в детского сада научились одеваться, пользоваться правильно приборами за столом, в определенное время ложиться спать, завтракать, обедать, ужинать, играть, гулять. Такой же режим дня дети должны соблюдать и в школе. Правильная организация режима дня – основа здоровья, психическое состояние ребёнка, его работоспособность на уроках. Шести-семилетний ребёнок должен спать 11,5-12 часов в сутки. Ночной сон помогает усвоить полученные знания. Дневной сон обязателен.

С раннего возраста нужно развивать общую и мелкую моторику. Движения пальцев тесно связаны с речевой функцией. Ребёнок должен рисовать, лепить, вырезать из бумаги разные фигуры, конструировать, играть с мозаикой.

Только при всестороннем развитии ребёнка можно правильно подготовить ребёнка к школе.

Самая традиционная и вместе с тем необходимая форма работы с семьей. Мы считаем своей задачей немного «оживить» ход собраний, не меняя их сути.

Как на собраниях учесть потребности родителей? Как помочь им понять суть дошкольного образования? Как вызвать желание сотрудничать?

Нужно проводить собрания в интерактивных формах, так, чтобы сами родители «прожили» некоторые учебные ситуации.

1-е собрание «Организационно-распределительное»

(название дано условно)

Цели: согласовать действия педагогов и родителей в новом учебном году; определить направления дальнейшего развития детей группы, какие условия необходимы для них, какие формы вовлечения родителей в работу группы лучше использовать.

Ход собрания

Знакомство (если группа новая) или приветствие (если родители знакомы друг с другом): «Наши дети выросли, стали на год старше, умнее, самостоятельнее, увереннее в своих силах. Очень любопытно, что нового в развитии детей вы увидели за лето, чему вы научились вместе. (Желательно записать высказывания родителей о детях. Эта информация сразу же должна быть вывешена в приемной.)

Мы постарались подготовить нашу комнату к новому учебному году, нашли для детей книги, игры. Предлагаем вам сейчас разделиться на маленькие группы и немного поработать там, где будут заниматься, учиться, играть ваши дети».

Для деления родителей на группы по количеству уголков (Центров активности) — рисования, математики, книги — можно использовать фишки или считалочку. Важно, чтобы в каждом Центре родителей ждал кто-либо из сотрудников — воспитатель, методист, заведующая.

Во время работы в Центрах воспитатель предлагает самим родителям высказать свое видение того, чему могут научиться в этом Центре их дети, чему бы они хотели, чтобы те научились, что, на их взгляд, нужно, чтобы их дошкольникам было интересно заниматься в этом Центре, какого материала (игр и пособий), интересного их детям, достаточно/недостаточно в Центре, и чем они могут реально помочь. Идеи родителей нужно обязательно записывать. Только после того, как родители выскажутся, педагоги (воспитатель) коротко сообщат, чему они планируют научить детей в соответствии с программой, с интересами детей, с традициями детского сада.

После этого родительского собрания необходимо разместить в приемной информацию о том, нему, по желанию родителей, должны научиться дети: «Мы с вами вместе решили, что в Центре математики будем учить детей ...». А также данные о том, чем родители могут реально помочь: «Ксения Сергеевна, мама Алеши, принесет игры-головоломки. Петр Михайлович, папа Дениса, сделает подставку для игр с песком. Владимир Маркович, дедушка Кирилла, расскажет о путешествии». Как вы помните, эту информацию мы получили во время работы родителей в Центрах активности из их собственных высказываний. Быстрое размещение такой информации в приемной убедительно продемонстрирует ваше внимание и уважение к

родительскому мнению, ваше стремление к конструктивному сотрудничеству.

Время от времени можно обращаться к родителям с вопросами: «Не изменились ли ваши планы относительно...?«; «Нужна ли какая-то помощь?«.

 

2-е собрание. «Информационно-аналитическое» (название дано условно)

Цель: формирование согласованного представления о текущем состоянии, особенностях и перспективах развития каждого ребенка из числа присутствующих на собрании родителей.

Подготовка: рисунки, записи рассказов, персональные планы детей и другие варианты детских работ. Ход собрания

Собрание начинается с приветствия, игр на снятие напряжения, на активизацию внимания.

Предлагаем родителям рассказать, какими они видят своих детей через три месяца после начала учебного года: сильные стороны, достоинства и достижения, проблемы и трудности, с которыми мамы и папы сталкиваются дома. Для более четкой ориентации родителей можно подготовить краткий вопросник. Желательно записать основные мысли взрослых — они пополнят индивидуальный журнал наблюдений. Только после того, как выскажут свое мнение родители, в разговор включаются педагоги. Все их выступления обязательно должны начинаться с позитивных моментов. Например: «Маняша очень любопытна, внимательна к другим детям, к их делам и действиям. С удовольствием вступает в уже начатые игры, любит помогать, причем сама замечает, когда нужна помощь». И только после этого можно формулировать проблемы и затруднения, которые видит педагог: «У меня есть сомнение — может ли она быть инициатором игры. Как вы думаете, способна ли она быть лидером? А если бы вы дома разучили с ней какую-нибудь игру, песенку, — то есть дали бы шанс опередить других в умениях — было бы это полезно для Маняши?».

Нежелательно, чтобы на собрании было слишком много родителей — если их мало, возникает больше возможностей для диалога, заинтересованной беседы. Это не означает, что нужно специально делить собрание на две части. Просто не огорчайтесь, если вместо 20 человек придет 8—10.

Обязательно поблагодарите тех, кто пришел на собрание.

Если в следующий раз родителей окажется значительно больше, предложите всем желающим написать на листочке свое видение особенностей развития ребенка, его потребностей, сформулировать письменно вопросы к педагогам.

Информационно-аналитических собраний может быть два-три, не исключено, что на них придут разные родители.

Если в ходе собраний выявились проблемы — ребенок испытывает страхи, слишком пассивен, проявляет агрессию — это темы для индивидуальных консультаций специалистов. В качестве консультантов можно привлечь тех же родителей, возможно, у них есть опыт преодоления трудностей или они являются специалистами в области психологии.

 

3-е собрание. «Позитивно-деловое» (название дано условно)

Цель: содействовать осмыслению родителями конструктивных стратегий воспитания и развития детей. Ход собрания

Собрание также начинается с приветствия, затем проводятся игры на снятие напряжения, усталости, на активизацию внимания.

Далее следует отработка методики принятия, понимания чувств ребенка, «я-сообщений», методики совместных обучающих игр (выбор будет обоснован потребностями самих родителей).

Внимание! Организационные вопросы должны занимать не больше У10 части всего собрания.

Речи педагогов не должны преобладать над высказываниями родителей, в крайнем случае, их может быть поровну.

Не стоит подавлять авторитетами и авторитетностью, лучше вместе с родителями искать ответы на вопросы и решение проблем.

Не стоит брать на себя всю полноту ответственности, лучше сказать сразу, что реально вы можете сделать в детском саду, а что могут сделать они.

Не выстраивайте оппозицию из детей и родителей — не говорите об одних только плохое, а о других — только хорошее.

Не создавайте между собой барьеров, садитесь в круг на равные по высоте стулья, не делая исключения и для заведующей.

Беседа на родительском собрании «Понимаем ли мы друг друга?»

Расхожая фраза «Счастье — это когда тебя понимают» говорит, что понимание не такое уж часто встречаемое явление. Лозунг «Детство — лучшая, счастливая пора» скорее самоуспокоение для взрослых, чем реальность для детей. Бремя ответственности создает у взрослых иллюзию беззаботности и безответственности периода детства. Но насколько порой ребенку живется труднее, чем взрослому! Он еще не знает, что в жизни «все проходит», и оттого обостреннее и непосредственнее его отклик, выше внушаемость и доверчивость к словам и поступкам окружающих; ребенку труднее регулировать и удовлетворять свои желания, он еще не умеет, как взрослые, находить им замену или компенсацию; ребенок все время оценивается: дома, в саду, в школе. При этом нередко наказывают ребенка за то, что сами взрослые делают безнаказанно. («Мама, я тебя редко не слушаюсь, а ты меня часто!»)

Детские слезы — часто слезы обиды и непонимания. Нередко они имеют адресата («Я не тебе плачу, а маме!»).

Из чего складывается понимание?

 Понимание обязательно включает знания возрастных особенностей: что можно ожидать от ребенка 1 года, 3 лет, 5 лет и чем такое поведение объясняется.

 Включает знание индивидуальных особенностей ребенка и мужество взрослого эту уникальность в ребенке сохранять и поддерживать.

 Знание жизни, мудрость (это то, чем часто обладает старшее поколение, и родители иногда обижаются: «Вот бы ты меня так воспитывал в свое время, как сейчас внука!»).

Родители дают ребенку модель отношений с миром и друг с другом. Это отношения спокойные, доброжелательные, активные или оценивающие, не доверяющие, наказывающие? В авторской ТВ-программе Андрея Максимова «Ночной полет» от 21.01.2002 г. М.М. Жванецкий сказал, что родитель должен не вкладывать в ребенка совесть, а показать ему, что она, совесть, у него, родителя, есть. А иначе где еще ребенок это увидит? Совесть нам подсказывает, где мы не правы: обидели, нарушили закон человеческого общежития — пожелали не свое, позаимствовали нам не принадлежащее, не помогли, обманули и т.п. От таких поступков и ошибок никто не застрахован, но ребенок должен видеть, что это больно и что родитель признается в этой боли, страдая. Взрослый, понимающий душу ребенка, страдает и в том случае, если причинил страдания ребенку.

Итак, понимание — это обязательно еще самопонимание и самовоспитание.

Часто детей воспитываем не по науке (а кто ее знает?), а по вере, той вере, которая сформировалась из убеждений в детстве: надо воспитывать так, как нас воспитывали. И нередко в таких программах заложено желание взять реванш, отыграться (ведь теперь я царь и бог!). За такой установкой трудно разглядеть индивидуальность ребенка. Нужно стремиться избегать мелкого педагогического корыстолюбия, цель которого: «Я хочу, чтобы обо мне хорошо думали!» Ребенок это всегда чувствует, ведь его интересы остаются на задворках. Вырастить же детей, ничем не поступаясь, невозможно.

Но бывают дети, которые столь любимы и властны в семье, что верховодят родителями, легко управляя ими. Это тоже вариант непонимания ребенка. Непонимания, которое ведет к неуправляемости и к тому, что ребенок плохо ориентируется в ролях: кто есть кто, кто главный и за что ответствен, где наступают ограничения. Он не понимает себя, потому что его не захотели понять близкие.

Приведем высказывание по этому поводу Симона Соловейчика: «Родители, которые для ребенка являются источником напряжения, неудовольствия, неудобств, опасности, похожи на радиостанцию, которую никто не ловит, хотя она тратит огромную энергию».

Воспитание — это работа без гарантийного результата. Силы родителя должны распределяться разумно: на свое счастье и счастье ребенка. Ребенок научится быть счастливым, если наблюдает это умение у родителей; он будет отзывчивым, если отзывчивы родители к своим родителям и другим людям; он будет смелым, совестливым, порядочным...

Но при этом он будет еще и самим собой, ибо понимание означает терпимость к непохожему. Следует понять, что ребенок, хоть и является продолжением родителей, все же не их точная копия. Порой он берет какие-то качества от обоих родителей, иногда — не самые лучшие. Но это как раз ваше — что ж на ребенка сердиться? Теперь ему надо помогать!

Ребенок не довесок и не придаток к жизни родителей. Он — самостоятельная судьба. Родители временно его в этой жизни сопровождают, любовью и терпением открывая в ребенке все лучшее, талантливое, способное. Но за это ребенок не обязан жить жизнью родителей и реализовывать их несостоявшиеся мечты!

Любовь родительская должна сочетаться с требовательностью, проистекающей из понимания себя, целей воспитания, понимания характера и души ребенка, понимания жизни. Ребенка важно не только понимать, но и уметь выразить свое понимание, чтобы ребенок понимание чувствовал, словом, паузой, интонацией, поступком, скоростью отклика, смехом, плачем. Главное — неравнодушием и трудом.

Поведение родителей по отношению к ребенку – важная часть воспитательного процесса. Вы стараетесь развивать в ребенке все самое лучшее, вы мечтаете сформировать у него положительные качества и черты характера. «Я вижу свою дочь известной спортсменкой», «Мой сын непременно будет военным», «Мы сделаем из ребенка выдающегося музыканта» – такие мечты о будущем детей знакомы всем родителям.

Неужели то, что не удалось маме и папе, по их желанию обязательно должно получиться у ребенка?

Мечтать о лучшей жизни для своего ребенка – естественное человеческое желание. Но важно, чтобы оно совпадало с возможностями и стремлениями самого малыша... Главная задача родителей – помочь ребенку найти себя в окружающем мире, помочь адаптироваться к жизни, поддержать, то есть у малыша должен быть мощный тыл – крепкая и любящая семья. Единой схемы родительского поведения на все случаи жизни не существует, да и не может быть, потому что нельзя предугадать все конфликтные ситуации, все проблемы, все вопросы, с которыми ребенок столкнется. Если малыш обладает нормальной самооценкой, у него нет комплекса неполноценности и он смело смотрит в лицо жизни, – вы правильно воспитываете его.

Общаясь с ребенком, старайтесь придерживаться 10 простых правил:

1. Ваше отношение к ребенку должно строиться только на любви. Ребенок должен быть уверен в том, что его любят таким, какой он есть, что он нужен маме и папе, дорог им.

2. Сделайте стержнем своего поведения спокойствие и сдержанность, доброжелательность и уверенность.

3. Приложите все силы к тому, чтобы ситуации, которые могут психологически травмировать ребенка, вызвать стресс, были исключены из домашней жизни.4. Слушая ребенка, не показывайте ему не только словами, но и жестами и мимикой, что вы обеспокоены его плохой речью. Расслабьтесь и беседуйте как ни в чем не бывало, улыбайтесь ребенку, поддерживайте его.

5. Не нужно просить ребенка повторять фразу или слово, которое он произнес неправильно или с запинками. Делая бесконечные замечания, вы прерываете естественное течение речи, а это раздражает говорящего и может привести к тому, что он откажется говорить с вами.

6. Всегда давайте ребенку достаточно времени для того, чтобы договорить фразу. Если запинки слишком мешают малышу говорить, найдите предлог и прервите речь ребенка естественным образом. Например «случайно» уроните какой-нибудь предмет и со словами: «Извини, пожалуйста, я тебя прерву – мне надо поднять ложку» – организуйте паузу. Можно сослаться на то, что вы не расслышали: «Извини, я тебя не расслышала, скажи, пожалуйста, еще раз», «У меня голова болит, не поняла тебя, что ты сказал?» и т. п. Используя подобный прием, вы берете на себя ответственность за качество услышанного.

Не нужно доводить ребенка до исступления, требуя произнести слово или звук правильно. Если вы видите, что малыш начинает нервничать и вместо «шубы» получается «суба», отступите и отвлеките его. Вернитесь к трудному слову позже, проговорите его вместе, хором, хлопая в ладоши.

7. Не заставляйте ребенка говорить медленно или шепотом – это годится только как упражнение. В спонтанной речи следовать таким просьбам тяжело и утомительно, к тому же замедленная речь не является естественной, значит, пользоваться ею неудобно.

8. Ни в коем случае не смущайтесь из-за особенностей речи ребенка и не обсуждайте их с посторонними. Держитесь всегда естественно и непринужденно.

9. Не стоит искать в семье «виновников» речевых проблем. Это не изменит ситуацию, а привнесет в семейную атмосферу нервозность и напряжение, которые лишь навредят ребенку.

10. Убедитесь в том, что ребенок не перегружен, достаточно гуляет, отдыхает, с аппетитом ест, высыпается, имеет возможность делать то, что ему нравится.

О чем ни в коем случае нельзя говорить ребенку? 

• Я тебя не люблю.

Это самое страшное для ребенка заявление, какое только может быть. Представьте себе, что самый дорогой, самый близкий вам человек, с которым связана вся ваша жизнь, без которого вы не мыслите будущего, скажет вам эти три коротких слова. Что вы почувствуете? Ребенку трудно объяснить, что вы выпалили это сгоряча, были в «растрепанных» чувствах, что он «сам виноват», «довел до белого каления». Вы просто выбили у маленького человека почву из-под ног. Ради чего такая жестокость?

На даче Никита плохо себя вел, не слушался бабушку. Мама должна была приехать в субботу, но не получилось – дали срочную работу, она устала и отложила приезд на неделю, а сын растоптал мамину клумбу. По телефону мама отругала Никиту и сказала, что она не может любить мальчика, который так поступает. Никита плакал, отказался от ужина, плохо спал ночью, а утром проснулся с тяжелым заиканием. Конечно, мама погорячилась, конечно, она любит сына и в сердцах произнесла жестокие слова.

Наверное, мама не знала, как поступить в такой ситуации. Гнев пересилил все ее чувства и оказался сильнее разума.

• У тебя никогда ничего не получится!

Кто из родителей не оказывался в ситуации, когда руки опускаются и не знаешь, как еще объяснить, что еще придумать, чтобы ребенок понял, справился с поставленной задачей?! Кажется, вот чуть-чуть – и терпение лопнет, последуют жесткие меры!

Я вспоминаю, как учила свою дочь писать цифру «восемь». Она никак не могла освоить алгоритм движений, мне уже было невмоготу, косые и кривые восьмерки вповалку ложились на строчке. «Мама, я, наверное, не смогу научиться писать восьмерку», – печально сказала дочь и посмотрела мне прямо в глаза. «Куда ты денешься! – бодро ответила я. – Давай рисовать снеговика, а потом вернемся к восьмерке. Снеговик у тебя отлично получается, а он похож на восьмерку!».

Дело тут вовсе не в педагогических премудростях. К сожалению, нельзя научить любить детей – этот дар или есть у человека, или нет. Никакой диплом с отличием не гарантирует, что его обладатель способен учить детей. Когда моя дочь посмотрела на меня, в ее глазах была такая тоска, такая неуверенность в своих силах, такая боль, что я поняла: если я сейчас произнесу или сделаю что-то не то, ей будет трудно, плохо, тяжело. И я сказала то, что подсказали мне не педагогические принципы, о которых так много написано в учебниках, а то, что подсказало мне сердце...

Поставить жирную точку в попытках ребенка добиться цели очень легко. У малыша ничего не получается, он расстраивается, нервничает, а вам кажется, что он старается недостаточно. Да и вообще – как это он не может слепить зайца! Это ведь такая ерунда! И вот все попытки решить задачу перечеркнуты одной фразой: «У тебя руки-крюки. Ты не справишься!»

• Вот я никогда такой не была!

Чем дальше уходит от нас наше детство, тем более идеальными мы кажемся самим себе. И учиться любили, и родителей всегда слушали, и бабушке помогали, и аккуратными были, и просто радовали собой весь мир. А если и признаем, что все-таки не были идеальными, то с оговоркой: время было другое.Попытайтесь вспомнить, неужели вы никогда ничего не нарушали? И даже не хотелось? Да, совершенных детей не бывает. Но совершенных родителей – тоже.

Дочка упорно отказывается носить шапку осенью. Перепробованы все методы воздействия, убеждать больше не хватает сил. Но, дорогая мама, вспомните, как вы сами выходили на прогулку, а ваша мама смотрела вам вслед из окна, и пока вы были в зоне видимости, шапка была у вас на голове, а затем вы снимали ее ... Сын носит футболку с совершенно фантастическим рисун– ком – чудовищем, вид которого вам глубоко противен. А помните ли вы про свои вельветовые ярко-голубые джинсы с бахромой? Ваш папа постеснялся подойти к вам на улице – его раздражали эти необычные штаны, но вам-то они казались потрясающе красивыми.

Ребенок не будет больше уважать родителей, если постоянно призывать на помощь свою идеальность. Наоборот, если вы расскажете о своем детстве, поделитесь воспоминаниями, ваши отношения станут более доверительными. Помните: ребенок может настаивать на своем «из принципа», так как запрещенное всегда манит. Лучше обсудить спорный вопрос, попытаться найти и плюсы и минусы, убедить в своей правоте, выслушать доводы ребенка. Учиться нужно не на образе идеальной мамы, а на своем опыте.

• Я так и знала!

Как тяжело осознавать, что все твои неудачи и проигрыши мама и папа могут предсказать! «И не надо было соваться на этот утренник, я тебе говорила, что ты не справишься, тебе такое не потянуть. Надо слушать, что тебе говорят мама и папа, у них большой опыт, у них все это уже было, они знают все лучше тебя». После подобных заявлений нелегко решиться и проявить инициативу, ведь она, скорее всего, обречена на провал. Да и вообще, наверное, лучше просто делать то, что тебе говорят, а самому ничего не предпринимать – так оно спокойнее будет.

Конечно, мама переживает за своего ребенка, ей обидно, что его постигла неудача, ей хочется оградить малыша от отрицательных эмоций, и она предлагает ему укрыться за спинами родителей. А реакция мамы могла бы быть иной: «Какой ты молодец, что выступил на утреннике! Ты приложил много усилий, но стихотворение было трудным. Мы гордимся тобой. В следующий раз ты выступишь лучше!»

• Посмотри на свою сестру!

Хотите, чтобы между вашими детьми не было доверительных, близких отношений, хотите, чтобы они конфликтовали? Тогда смело ставьте одного (обычно в этой роли выступает старший) в пример другому: «Вот твоя сестра училась на ”отлично”»; «В школе висит портрет твоего брата – он был гордостью школы!» или «Вы знаете, мы со старшей горя не знали – умница, спокойная, помощница, а эта – совершенно другая!». Единственный вывод, который сделает ребенок из подобных высказываний родителей, – он хуже, его не любят, а любимец в семье – брат (или сестра).

Гораздо лучше признавать достоинства и одного, и другого ребенка: «Да, старший сын учился лучше. А младший прекрасно занимается в спортивной школе!» Такая модель поведения гораздо эффективнее. Все дети разные, в каждом малыше можно и нужно видеть хорошее. Ребенка нужно принимать таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Нельзя унижать малыша, по–стоянно сравнивая его с другим ребенком. Сравнение в пользу другого приводит к развитию комплекса неполноценности, а это очень опасно.

• Выбери себе других родителей!

Эту фразу обычно поизносят, когда ребенок рассказывает о том, как поступают чьи-то родители. Например: «Маше купили дорогую игрушку, а мне нет. Какие хорошие родители у Маши!»; «Наде разрешают приглашать много друзей и шуметь в квартире, а мне нет» и т. д. Когда вы предлагаете ребенку найти себе других родителей, это означает, что вы не собираетесь ни в чем идти ему навстречу, не хотите ничего менять и считаете, что ваша линия поведения един–ственно верная и правильная. Такая позиция позволяет ничего не объяснять, а просто прекратить неприятный разговор. Но в душе ребенка останется осадок: родители им не дорожат, раз с такой легкостью могут расстаться с ним. В один прекрасный день он может в сердцах бросить вам: «Найдите себе другого сына, хорошего!»

Все семьи – разные, условия жизни не могут быть одинаковыми у всех. Постарайтесь объяснить ребенку свою позицию, кстати, в чем-то ее можно и изменить, найти компромисс, по крайней мере, подумать об этом. Выслушайте ребенка, узнайте его точку зрения и мотивы, почему он так думает. Сделать шаг навстречу – трудно, но гораздо труднее сблизиться, если вы ушли в сторону.

•Ты плохой и все делаешь плохо!

Валя так и говорит о себе: «Я – плохой. Меня никто не любит, и я никого не люблю. Ну и пусть». Мама переживает и рассказывает, что мальчик «проблемный»: у него запинки в речи, он плохо себя ведет, грубит, кричит, дерется с ней, бывает агрессивным дома и в детском саду. Валя – умный и искренний мальчик, эмоционально неуравновешенный, обидчивый, «все пропускает через себя». Мальчик физически слабый: он родился недоношенным, много болел. Пальчики у Вали слабые, ему трудно рисовать – получается плохо, не силен он и в лепке, и в конструировании. Но с ребенком надо заниматься терпеливо и постоянно. Мама расстраивается, что в садике Валины работы попадают в разряд неудачных, ей хочется, чтобы сын был в числе успешных детей. Я предложила маме заниматься с малышом, объяснить, как и что нужно делать. Но мама не может: у нее нет ни терпения («Я срываюсь, говорю ему, что он неумеха»), ни времени.

Можно совершенно определенно сказать, что негативное отношение к самому себе у Вали уже сформировалось и наносит вред развитию его личности. Вернуть ребенку правильное отношение к себе помогут маленькие, но регулярные успехи, крошечные победы, любые достижения. Родителям придется затратить много усилий, не рассчитывая на быстрый результат. Постоянно повторяя ребенку, что он плохой, мы подвергаем сомнению его уверенность в нашей любви к нему. Конечно, плохой поступок, неудачу, ошибку надо называть своими именами. Но если ребенок поступил плохо, это не переводит его в разряд плохих людей автоматически.

• Папа с тобой разберется!

Прежде всего, подобные заявления говорят о мамином бессилии и неумении справиться с ситуацией. «Разберется» обычно означает, что папа, как главный и сильный, накажет ребенка самым простым способом. Папа становится символом возмездия, в результате ребенок начинает бояться отца и уже не ждет от него любви.

Когда дело касается воспитания ребенка, родителям лучше занимать одинаковую позицию. Если мама запрещает, а папа разрешает и наоборот, хорошего получается мало и о психологической устойчивости ребенка говорить не приходится. Более того, дети чувствуют, когда между родителями возникают противоречия, и иногда пытаются использовать это в своих интересах.

Как часто мы предпринимаем определенные, порой важные шаги в отношении своего ребенка, убеждая и себя, и его: «Так тебе будет лучше. Это нужно для твоего же блага. Ты мне потом спасибо скажешь». Иногда мы оказываемся правы. А если мы ошибаемся?

Почему мама хочет, чтобы ее сын стал программистом? Потому что эта профессия чрезвычайно востребована, позволяет зарабатывать деньги, престижна. А сын любит животных и хочет стать ветеринаром, но его желания в расчет не принимаются. И парень покорно просиживает часы за компьютером, ходит на подготовительные курсы. Все кнопки нажаты, все нужные шаги предприняты – сын становится студентом. На полтора года. Ровно столько он смог вытерпеть.

Ничто не может оправдать насилие над личностью и ту боль, которую порой приносит детям наша чрезмерная забота. Даже желание родителей видеть своего ребенка счастливым.

Привыкнув во всем опираться на родных и при этом не имея возможности принимать никаких самостоятельных решений, ребенок начинает относиться к себе как к слабому, беспомощному созданию. Он оценивает себя слишком низко. Он себя не любит. Заниженная самооценка – это не что иное, как комплекс неполноценности. Взрастить его можно очень быстро, а вот избавиться, когда он уже определяет твои взгляды на жизнь и твое поведение, нелегко.

На вопрос «Как дела?» девочка всегда отвечала: «Конечно, плохо. Что хорошего?» Она перечисляла бесконечные неприятности, проблемы, негативные ощущения, собственные промахи. Она смаковала их, анализировала, она выносила приговор себе и своему будущему каждый день в течение многих лет. Когда ей говорили, вполне искренне, что у нее прекрасные глаза, она отвечала: «Тоскливые». Кто-то отмечал, что она похожа на Софи Лорен, тогда она возмущалась по поводу своего «безобразно курносого носа», который был очарователен. Когда ей говорили, что с ее способностями она может добиться многого, она пожимала плечами и шептала, что вряд ли у нее что-нибудь получится. Она никогда не бывала чем-либо довольна и всегда ждала неприятностей. Результат превзошел все ожидания: способная, привлекательная, трудолюбивая девушка превратилась в истеричную измученную женщину, неудачницу с горькими складками у губ и печатью разочарования на лице.

Итак, заниженная самооценка – верный путь к неуспеху в жизни. Комплекс неполноценности трудно преодолевать. Лучше не допустить его формирования, и «профилактику» нужно начинать в детстве. Поддерживать в ребенке веру в себя, уважать его стремления – самый верный способ помочь ему выбрать правильный путь и утвердиться на нем.

Что полезнее: постоянно дергать ребенка по поводу брошенной бумажки или другого мусора или заметить, как он поднял бумажку и выбросил в мусорное ведро, похвалить его и поблагодарить за помощь? Даже по самому, казалось бы, незначительному поводу найдите для малыша пару приятных слов, ласковый жест, улыбку – оцените сделанное, выполненное, получившееся, – и вы увидите, как расцветет маленький человек от любви к вам и уважения к себе. А без уважения к себе никак нельзя уважать других.

Девочке около четырех лет, она помогает маме лепить пельмени. Вот оно – маленькое, бесформенное произведение маленьких рук, неказистое, но фарш запрятан, края залеплены. И мама хвалит дочку: «Спасибо, родная, помогла. Отличный пельмешек вылепила!»

Вы скажете, это мелочь. Но в повседневной жизни все складывается именно из мелочей. Ребенок несет маме свою работу – рисунок, сделанный в детском саду. Это ее портрет. «Посмотри, мама, это я нарисовал, сам. Тебе нравится? Посмотри!»

Но мама устала, ее руки заняты, надо переложить продукты, в раковине полно посуды, гудит стиральная машина... «Ну, положи там», – отмахивается она. Будьте внимательны – в другой раз вам могут и не принести ваш портрет.

На занятии вместе с Дашей лепим кота и беседуем. Даша подробно рассказывает, что делает, и заодно про котов, которых она встречала. Лепит прекрасно и говорит при этом без запинок. Предлагаю Даше унести кота домой и продемонстрировать маме, пусть ей будет приятно, что у дочки такие умелые пальчики. Но Даша вздыхает: «Мама скажет, что ты несешь всякий хлам. Я лучше у вас оставлю, пусть он здесь побудет». А потом родители удивляются – почему ребенок ничего не хочет делать.

На заметку!

Дома ребенок – любимый, всем необходимый. Но это не значит, что он является центром вселенной всегда и во всем. Малышу необходимо, чтобы родители одобряли его действия, уделяли ему достаточно внимания. Вот он кричит, зовет вас, он хочет, чтобы вы были рядом, иначе ему кажется, что он забыт и заброшен. Такое поведение считается нормальным для определенного возраста, к примеру, для годовалого или трехлетнего малыша. Пятилетний ребенок вполне может проводить какое-то время один: играть, заниматься своими делами. И это очень важно для развития малыша.

Что же такое способности, одаренность, задатки?

Мы уже говорили об этом в самом начале, но проблема требует повторного обращения к этой теме.

В научном мире никакого единства нет (и не предвидится), но все же хоть какие-то вещи в большей или меньшей степени считаются общепризнанными.

Что касается понятия способностей, то на сегодняшний день принято считать следующее:

1. От природы никаких способностей нет, это, как говорят ученые, только прижизненные формирования. Не развили способности у ребенка — увы, их и не будет.

2. Задатки — это реальные особенности мозга, которые, развиваясь, превращаются в способности. Но тут следует иметь в виду, что задатки изначально многозначны. При одних и тех же задатках (скажем, художественных, в широком смысле), при одних условиях разовьются способности поэтического свойства, а при других — изобразительного, а еще при третьих — музыкального. А может, и то, и другое, и третье сразу (как это случилось у Пушкина, Грибоедова, Маяковского — список может быть продолжен как угодно далеко…).

3. Неспособные дети есть, и их очень много; это те, у которых задатки так и не стали способностями.

Проблема здесь сложная, и подлинный гуманизм — вера в каждого ребенка — не должен мешать выяснению истины.

Как уже говорилось выше, от природы нет никаких способностей, есть только задатки, т. е. анатомо-физиологи-ческие предпосылки, которые могут превратиться (а могут и не превратиться) в способности. У очень многих детей задатки так и не стали способностями, и они действительно неспособны. Им часами растолковывают азы математики или языка, а они не понимают. Таких неспособных детей в наших школах немало. Сначала они пытаются учиться- Но идет трудно, плохо, без радости- Год, два, от силы три — и ребенку не хочется больше стараться, он не хочет учиться, не любит школу. Тут и до школьного невроза недалеко. Не любят школу, правда, и вполне способные дети — но уже по другим причинам.

Ну, а задатки-то есть у всех? Да, задатки есть у всех. Но тут очень важно иметь в виду два обстоятельства- Во-первых, задатки у всех разные, и не такой уж это предрассудок, что, скажем, у девочек чаще обнаруживаются задатки к усвоению языков, а у мальчиков — к математике и технике. Статистически чаще, а в каждом отдельном случае может быть по-разному. Во-вторых, задатки нужно развивать, превращать в способности в определенное время. Если это время упустить, то потом способности очень трудно, а иногда и практически невозможно развить.

Впрочем, миф о поголовно способных детях — не учительский, а, скорее, административный, доставшийся нашей официальной педагогике еще от 20-30-х годов, в особенности после известного постановления о педагогических извращениях.

Но если от природы есть только задатки, то как их превратить в способности? В педагогических институтах усиленно вбивают в головы студентов: для развития способностей нужна соответствующая деятельность.

Этот миф втолковывается студентам в вузах, повторяется на научных конференциях, преподносится родителям как безусловный призыв к развитию их ребенка.

Так ли это на самом деле? Тысячи бедных детей, часами барабанящих гаммы и ничуть не становящихся от этого музыкальнее. Бесконечные репетиторы, которым так и не удается сделать ребенка по-настоящему способным. В младших классах большинство детей достаточно прилежны (вот она — деятельность!). Но почему так мало способных детей в старших классах, и особенно среди девочек, как правило, отличающихся прилежанием?

Все дело в том, что не любая деятельность развивает способности, а только та деятельность, в процессе которой-возникают положительные эмоции. Если много заниматься с ребенком, то его можно чему-то научить, можно даже добиться хороших отметок, но. чтобы развивались его дарования, нужно, чтобы ему самому нравилось это делать. На этом стоит остановиться подробнее, так как речь пойдет об одной из наиболее важных для развития способностей потребности, а именно о познавательной потребности.

Ранее нами уже подробно описывалась потребность в познании, однако некоторые положения стоит подчеркнуть, тем более что с тех пор появились новые данные.

Познавательная потребность характеризуется выраженным чувством удовольствия от умственной работы- Иначе говоря, обнаружено, что умственная работа, выполняемая не в результате долга, не для отметки, не для того, чтобы победить на конкурсе, а потому, что хочется самому, т. е. по потребности, обязательно связана с выраженной деятельностью центра положительных эмоций. Это зарегистрировано экспериментально.

К сожалению, развитие способностей происходит таким образом, что лишь деятельность, вызванная собственной познавательной потребностью, может их развивать. К сожалению потому что для педагогов и родителей все усложняется: заставить ребенка можно, можно добиться от него даже хороших отметок (особенно если он в младших классах), да толку что… Одаренным от такого давления он все равно не станет. Кстати, вот оно и объяснение, почему развитие способностей легче достигается в достаточно демократичной атмосфере. Хороший, исполнительный ремесленник, четкий, старательный работник возможен, а может быть, и естествен и для тоталитарных государств, а вот талантливому — нужна свобода.

Необходимость положительных эмоций, чувства удовольствия от деятельности — жесткое условие для развития любых способностей, даже при таких натуральных, как, скажем, музыкальные.

Сын замечательного скрипача Игорь был сравнительно способным ребенком, но, как вздыхали окружающие, до отца ему было далеко. Игорь очень много занимался музыкой, учился в Центральной музыкальной школе, но результаты все же были весьма скромными, особенно если учесть, сколько сил вкладывалось в его обучение. Но вот уже в подростковом возрасте у Игоря появился новый педагог. Впервые мальчик стал с интересом относиться к своим музыкальным занятиям, и впервые о мальчике заговорили как о талантливом музыканте. Стала развиваться не просто техника, а именно способности. Правда, Игорь все-таки не стал таким музыкантом, как его отец, — может быть, потому, что слишком поздно произошел этот переворот.

И, может быть, выдающиеся педагоги — не те, кто владеет какой-то особенной методикой, а те, кто умеет в ребенке вызвать это чувство удовольствия, без которого нет таланта. Методика ~ лишь инструмент, у одного работает, у другого — нет. Впрочем, это, кажется, уже банальность, хорошо известная каждому учителю.

В течение нескольких лет нам приходится консультировать одаренных детей, точнее, родителей одаренных детей. Раньше это делалось как бы помимо основной работы, а сейчас — в рамках Всесоюзного центра Творческая одаренность, созданного при Научно-исследовательском психологическом институте РАО.

Надо сказать, что к настоящему времени мы располагаем большим количеством разного рода интеллектуальных и творческих тестов. Есть одаренные дети, которые выполняют все тесты блестяще, другие какие-то тесты делают хорошо, какие-то — хуже. Но для психолога главным тестом является отношение ребенка к умственной деятельности:

безразличен, не проявляет явных эмоций — это, скорее всего, то, что называют натасканностью, — псевдоодаренность, часто связанная со слишком большим желанием

родителей сделать своего ребенка особенным- Радуется трудный ребенок задаче, светятся глазенки — скорее всего, именно способным ребенок. И если такие дети плохо выполняют тесты, психолог ищет причину в усталости, в несоответствии теста своеобразию ребенка, но его одаренность для психолога очевидна. Время проходит, и в очередной раз подтверждается — тест на познавательную потребность самый надежный.

Одна из самых важных проблем в психологии — это:

как устроены способности, есть ли один как бы общий ум для разных способностей или же человек может быть очень умен в одном деле и, что называется, дурак дураком — в другом?

Очень многие уверены, что, скажем, можно быть блестящим, знаменитым спортсменом и при этом не блистать умом. Известно присловье: Было у матери три сына: два умных, третий — футболист.

Один психотерапевт, даже получивший необъятную славу как человековед, всегда к слову спортивный (спортивный деятель, спортивные успехи) спешит добавить слово дефективный. Он глубоко убежден, что спортсмены, в том числе и выдающиеся, умом не блещут, а что касается некоторых исключений, вроде Юрия Власова, то это не более чем исключение, которое, как известно, только подтверждает правило.

Здесь надо иметь в виду два обстоятельства.

Невозможно иметь какие угодно специальные способности, не имея при этом достаточно развитых общих способностей.

Дело в том, что основой всех специальных способностей, в том числе и моторных (спортивных), являются общие способности. Иногда эти общие способности называют генеральный фактор интеллекта, базальный фактор одаренности, но во всех случаях речь идет об одном и том же-о единой основе всех без исключения проявлений человека. Все специальные способности как бы вырастают из общих способностей, не могут существовать без них. Именно поэтому выдающийся футболист не может быть совсем уж глупым человеком, и чаще всего он будет умнее своих менее талантливых (именно в футболе) коллег.

Кстати, это предположение, основывающееся на научных фактах, нетрудно было проверить, и его проверили и в нашей стране, и за рубежом.

Выяснилось, что выдающиеся футболисты, практически без исключения, характеризуются, как назвали исследователи, природным умом. И хотя в большинстве случаев они происходили из простых семей и не получили регулярного образования, тем не менее были в целом более развиты, более культурны, чем среднестатистический, невыдающийся их коллега. Кстати, именно поэтому, закончив футбольную карьеру, многие из них становятся весьма удачливыми бизнесменами, имеют свои фирмы, например Пеле.

Кроме того что для всех специальных способностей полагается общая основа и специальные способности не могут достичь высокого развития на слабой основе, важно еще следующее: умственные, интеллектуальные способности — это лишь один из видов одаренности. Есть еще и моторная одаренность (спорт, танцы), и социальная (организаторские способности), и практическая (замечательный кулинарный талант — тоже талант), и другие.

Общие способности — это абсолютная, ежедневная реальность, с которой и мы, психологи, и вы, мои дорогие читатели, сталкиваемся ежедневно.

Девочка хорошо пишет сочинения, сделала блестящий доклад по истории и вдобавок вдруг заинтересовалась астрономией. Мама одаренного ребенка, которая часто приходит ко мне на консультацию, по специальности — программист, а больше всего на свете любит сочинять вместе с сыном сказки. И сказки, надо сказать, превосходные.

Человек не бывает способным только в одной области — он всегда многогранен. Другое дело, что это не всегда одинаково проявляется.

Одаренность бывает разная. И тот ученый, который не достиг особых высот в науке, но сумел организовать новое направление, сплотить вокруг себя талантливую молодежь, добиться соответствующих условий для работы и т. д., - он тоже одарен и ничуть не меньше, чем высоколобый профессор, но одарен по-другому. Уметь видеть другую, не похожую на стандарт одаренность, уважать ее, считаться с ней для многих родителей и учителей до сих пор невозможно. Штампы сильнее их.

Вот мама и девочка-подросток. Они не похожи ни внешне, ни, что хуже, внутренне. Мама — интеллекту — алка. Почти без косметики, в скромной одежде, она, по ее выражению, дня не может прожить без книг; работает в научно-исследовательском институте. Ее четырнадцатилетняя, а потом и пятнадцатилетняя, и шестнадцатилетняя дочь — модница, красавица, ярко накрашенная, несмотря на свой юный возраст. Обожает придумывать и шить себе наряды, любит современную музыку, знаменитых актеров и, как горько жалуется мать книжку по своей воле в руки не возьмет.

Психолог, к которому они пришли на консультацию, глядел на очаровательную, живую, яркую, художественно одаренную девочку и не мог понять матери, которая ничего хорошего в своей дочке не видела- Ей нужна была дочка с интеллектуальными способностями, а эта девочка, тоже одаренная, но по-другому, не так, вызывала у нее протест, доходящий до невроза.

Она любит кривляться, изображать чепуху, — с горечью продолжала мать. А психолог, сопоставив все факты да еще результаты тестов, спросил у девочки: А ты хотела бы попробовать себя в драматическом кружке, хорошем, настоящем? И тут выясняется, что для девочки это давняя мечта, а для мамы — опять глупости. В школе драматического кружка нет, а ходить куда-то — мама против.

Сколько трудов стоило убедить маму, что ее дочка, которая учится на тройки, мало читает, не знает многих иностранных слов (Представьте, — удивляется мама, — она не знает, что такое контингент), — эта девочка одарена художественным вкусом, одарена практическим талантом и, возможно, даже сценическим. Это другие способности, чуждые, непонятные интеллектуалке-маме, но это тоже способности.

Самое грустное в этой истории, что идею о тупости девочки поддерживали ее учителя- Девочка, не блещущая в науках, была для них неспособной, а остальным они не интересовались.

Очень часто думают, что одаренные дети — это те, кто схватывает на лету, быстро соображает, кто может лучше всех учиться.

Надо сказать, что сейчас большинство учителей уже не судят о способностях школьников по успеваемости. Оценки типа очень способный, мог бы отлично учиться, да ленится часто можно слышать в школе. Однако мысль о том, что одаренный — это тот, кто быстро и хорошо соображает (под хорошо часто понимается правильно), это представление все-таки у большинства учителей оста лось.

Школьников, которые, если захотят, могут быстрее всех решить трудную задачу, которые могут блеснуть эрудицией, которых можно послать на олимпиаду с надеж дои на победу, — именно этих школьников и считают одаренными их учителя. А если еще к таким способностям и трудолюбие, добросовестность, тогда эти ученики — немеркнущая слава учителей, их надежда и гордость. Уж они-то точно одаренные (только кто ответит на вопрос, почему вершиной их карьеры часто становится потом рядовая диссертация?).

Несомненно, это тоже способности. Только какие?

И как быть с детьми совсем другого образца, с теми, кого учителя, как правило, вовсе не считают одаренными?

Сначала приведем примеры вполне классические, усомниться в которых невозможно.

Мы уже говорили, что Альберт Эйнштейн был весьма посредственным учеником в гимназии. Кстати, и потом, став взрослым, он не поражал собеседников чем-то чрезвычайным, особым сверканием ума, что мы привыкли считать одаренностью.

Чарлза Дарвина в детстве все учителя считали тупым и предрекали ему самое незавидное будущее.

То же и с художественными гениями. Маленький Пушкин совсем не казался сколько-нибудь замечательным мальчиком и раздражал мать своей неуклюжестью. Куда ярче смотрелся живой, веселый, забавный Левушка. И потом, уже в лицейские годы, у Александра изредка попадались высокие баллы только по французскому.

Список выдающихся людей, вовсе не поражавших в детстве учителей своими необыкновенными способностями, не так уж мал — тут и Лобачевский, и Чехов, и Булгаков. Так что же, они были сначала самыми обыкновенными детьми, а потом вдруг, неожиданно для всех, стали гениальными? Нет, такого быть не может.

Все дело в том, что одаренность бывает разная по самому своему смыслу, в коренном своем содержании.

Есть одаренность, проявляющаяся в способности к обучению, к овладению уже имеющейся культурой. Это — школьная одаренность, не вызывающая сомнений у учителей. Как правило, она сопровождается быстротой умственной деятельности: быстрым схватыванием и усвоением, быстрым обобщением часто огромного материала. Все этим счастливчикам дается быстро, легко и весело.

Увы, большинство учителей и родителей такой одаренностью и исчерпывают само представление об этом явлении. К сожалению, даже многие профессионалы-психологи до сих пор склонны зачислять в одаренные только тех, кто опережает сверстников в умственном развитии, кто обладает незаурядными способностями к обучению (особенно школьному). Такие дети действительно одарены. Но есть ведь и другие, чью одаренность никто не хочет замечать, более того, ее каждый день уничтожают и в школе, и в семье.

О чем же идет речь? О самом главном качестве, о котором учителя много говорят, но мало кто из них его в своих учениках терпит, и уж совсем мало таких, кто его в своих учениках, воспитывает.

Родительское собрание №  2                                                                     10.09.13

Количество присутствующих - …..

Отсутств.                                     …….

ТЕМА: «Организационно-распределительное».

Цели: Согласовать действия педагогов и родителей в новом учебном году.

            Определить направление дальнейшего развития детей, необходимые условия и формы взаимодействия родителей и педагогов.

 

1. Организационные вопросы.

      - документация,

      - школьные принадлежности (книги, тетради, дид. матер., прописи для факультативных занятий,

       - режим дня в предшкольном классе, расписание уроков на 2013-3014 учебный год,

       - состав родительского комитета, его функция, роль и задачи.

       -

2. Анкетирование.

3. Беседа на тему «Как подготовить ребенка к школе».

4. Беседа на тему «Как мы друг друга понимаем».

5. Определить направление дальнейшего развития детей, необходимые условия и формы взаимодействия родителей и педагогов

1. Ф.И.О. ребенка …………………………………………………………………………………

2. Ф.И.О. родителей, год рожд,  место работы, рабоч. телефон:

      Мама…………………………..……………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

     Папа………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 3. Социальный статус семьи (неполная семья, многодетная, малообеспеченная, или - ….)

………………………………………………………………………………………………………

4. Какое дошкольное учреждение ребенок посещал - ……………………………………………

    Краткая психологическая характеристика (5-6 прилагательных):

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    Как часто болеет? …………………………………………………………………………………

5. Кто (кроме родителей) принимает участие в воспитании ребенка: ……………………………………………………………………………………………………….

6. Кто  (кроме родителей) будет приводить ребенка на занятия  и забирать  его:

………………………………………………………………………………………………………..

7. Планируете ли вы переводить своего ребенка в другую школу до окончания этого учебного года?

8. Устраивает ли Вас режим работы нашего предшкольного класса? (время)..........................

9. Считаете ли Вы возможным:

  -  не приводить ребенка на занятия без уважительной причины (не предупреждая учителя)?...................

    -  не забрать своего ребенка сразу после окончания занятий во время, указанное в расписании?..............

     - отправить ребенка в школу самостоятельно? ……………

     - разрешить ребенку дойти домой самому? ………………..

10. Считаете ли Вы, что вся ответственность с момента принятия ребенка в школу за его воспитание  ложится на педагогов? ………………

11. Нужна ли Вам помощь школьного психолога и социального педагога? ………………..

12 Согласны ли вы взаимодействовать с педагогами?............

13. Согласны ли вы оказывать помощь во время уборки и  ремонта кабинета, в котором занимается Ваш ребенок?

1. Ф.И.О. ребенка …………………………………………………………………………………

2. Ф.И.О. родителей, год рожд, образов.,   место работы, рабоч. телефон:

      Мама…………………………..……………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

     Папа………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 3. Социальный статус семьи (неполная семья, многодетная, малообеспеченная, или - ….)

………………………………………………………………………………………………………

4. Какое дошкольное учреждение ребенок посещал - ……………………………………………

    Краткая психологическая характеристика (5-6 прилагательных):……………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………    Как часто болеет? …………………………………….

5. Кто (кроме родителей) принимает участие в воспитании ребенка: ……………………………………………………………………………………………………….

6. Кто  (кроме родителей) будет приводить ребенка на занятия  и забирать  его:

………………………………………………………………………………………………………..

7. Планируете ли вы переводить своего ребенка в другую школу до окончания этого учебного года?.........

8. Устраивает ли Вас режим работы нашего предшкольного класса? (время)..........................

9. Считаете ли Вы возможным:

  -  не приводить ребенка на занятия без уважительной причины (не предупреждая учителя)?...................

    -  не забрать своего ребенка сразу после окончания занятий во время, указанное в расписании?..............

     - отправить ребенка в школу самостоятельно? ……………

     - разрешить ребенку дойти домой самому? ………………..

10. Считаете ли Вы, что вся ответственность с момента принятия ребенка в школу за его воспитание  и обучение ложится на педагогов? ………………

11. Нужна ли Вам помощь школьного психолога и социального педагога? ………………..

12. Согласны ли вы взаимодействовать с педагогами?............

13. Согласны ли вы оказывать помощь во время уборки и  ремонта кабинета, в котором занимается Ваш ребенок?

1. Ф.И.О. ребенка …………………………………………………………………………………

2. Ф.И.О. родителей, год рожд, образован.,   место работы, рабоч. телефон:

      Мама…………………………..……………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

     Папа………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 3. Социальный статус семьи (неполная семья, многодетная, малообеспеченная, или - ….)

………………………………………………………………………………………………………

4. Какое дошкольное учреждение ребенок посещал - ……………………………………………

    Краткая психологическая характеристика (5-6 прилагательных):……………………………………..

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………    Как часто болеет? …………………………………….

5. Кто (кроме родителей) принимает участие в воспитании ребенка: ……………………………………………………………………………………………………….

6. Кто  (кроме родителей) будет приводить ребенка на занятия  и забирать  его:

………………………………………………………………………………………………………..

7. Планируете ли вы переводить своего ребенка в другую школу до окончания этого учебного года?..........

8. Устраивает ли Вас режим работы нашего предшкольного класса? (время)..........................

9. Считаете ли Вы возможным:

  -  не приводить ребенка на занятия без уважительной причины (не предупреждая учителя)?...................

  -  не забрать своего ребенка сразу после окончания занятий во время, указанное в расписании?..............

  - отправить ребенка в школу самостоятельно? ……………

  - разрешить ребенку дойти домой самому? ………………..

10. Считаете ли Вы, что вся ответственность с момента принятия ребенка в школу за его воспитание  и обучение ложится на педагогов? ………………

11. Нужна ли Вам помощь школьного психолога и социального педагога? ………………..

12. Согласны ли вы взаимодействовать с педагогами?............

13. Согласны ли вы оказывать помощь во время уборки и  ремонта кабинета, в котором занимается Ваш ребенок?

1. Ф.И.О. ребенка …………………………………………………………………………………

2. Ф.И.О. родителей, год рожд, образован.,  место работы, рабоч. телефон:

      Мама…………………………..……………………………..……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………….

     Папа………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 3. Социальный статус семьи (неполная семья, многодетная, малообеспеченная, или - ….)

………………………………………………………………………………………………………

4. Какое дошкольное учреждение ребенок посещал - ……………………………………………

    Краткая психологическая характеристика (5-6 прилагательных):

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    Как часто болеет? …………………………………………………………………………………

5. Кто (кроме родителей) принимает участие в воспитании ребенка: ……………………………………………………………………………………………………….

6. Кто  (кроме родителей) будет приводить ребенка на занятия  и забирать  его:

………………………………………………………………………………………………………..

7. Планируете ли вы переводить своего ребенка в другую школу до окончания этого учебного года?

8. Устраивает ли Вас режим работы нашего предшкольного класса? (время)..........................

9. Считаете ли Вы возможным:

  -  не приводить ребенка на занятия без уважительной причины (не предупреждая учителя)?...................

    -  не забрать своего ребенка сразу после окончания занятий во время, указанное в расписании?..............

     - отправить ребенка в школу самостоятельно? ……………

     - разрешить ребенку дойти домой самому? ………………..

10. Считаете ли Вы, что вся ответственность с момента принятия ребенка в школу за его воспитание  ложится на педагогов? ………………

11. Нужна ли Вам помощь школьного психолога и социального педагога? ………………..

12 Согласны ли вы взаимодействовать с педагогами?............

13. Согласны ли вы оказывать помощь во время уборки и  ремонта кабинета, в котором занимается Ваш ребенок?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей первоклассников "Домашняя игротека"

Данный материал поможет родителям в занимательной форме и в непринуждённой обстановке с минимальной затратой времени закрепить знания детей, расширять кругозор, развивать мелкую моторику рук....

Консультация для родителй первоклассников

Советы для родителей первоклассников....

Консультация для родителей первоклассников «От игры – к учебе»

Консультация для родителей первоклассников «От игры – к учебе»...

Консультация для родителей первоклассников «Преодоление первоклассниками трудностей овладения навыком письма»

Консультация поможет родителям разобраться в возможных трудностях, возникающих у детей при овладении навыком письма....