Методические рекомендации для родителей и учителей
методическая разработка (1, 2 класс)

Аршанова Татьяна Александровна

Упражнения по коррекции нарушений письменной речи

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Упражнения по коррекции нарушений письменной речи

А.Н. Леонтьев рассматривал письмо как вид речевой деятельности и навык графомоторной деятельности. Навык письма связан с устной речью и ее закономерностями, он имеет и собственную психологическую, психолингвистическую и сенсомоторную базу.

Формирование письменной речи у младших школьников является сложным, осознанным и произвольным процессом

А.Н. Леонтьев выделил предпосылки для формирования письменной речи младших школьников, а именно навык символизации, развитое фонематическое восприятие, владение фонематическим анализом, синтезом и сформированность графо-моторных навыков.

Иногда по какой-либо причине процесс письменной речи не сформирован у младших школьников. Они допускают ошибки на письме, следовательно можно говорить о дисграфии у младших школьников.

Упражнения

1.Списывания текста с доски.

Материал: текст.

 Процедура: списать, расставить знаки препинания, обозначить начало нового предложения.

Текст:

            У реки рос лопух  по дну реки плавали рыбки дети бросали им хлебные крошки

Текст для проверки.

У реки рос лопух. По дну реки плавали рыбки. Дети бросали им хлебные крошки.

2. Списывание печатного текста индивидуально.

 Название: Бельчата.

 Материал: текст.

 Процедура: текст положить перед ребенком в печатном виде, он

должен списать.

Текст:

 Наступила весна. Денис и Олег гуляли в лесу. На ели мальчики увидели дупло. Кто там живёт? Олег залез на дерево. В дупле сидели маленькие бельчата. Бельчата ждали мать. Олег слез с дерева. Мальчики не стали трогать малышей..

3. Слуховой диктант.

 Название: Птицы.

 Материал: текст.

 Процедура: Учитель читает текст с интонацией, дети пишут текст, расставляют знаки препинания, обозначают начало нового предложения.

Текст:

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зёрен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

Количественная обработка результатов исследования включала подсчет количества ошибок в каждом виде письменных работ. Подсчет орфографических и специфических ошибок производился отдельно.

При недостаточности речевого слуха не различаются схожие созвучия, обращенная речь воспринимается искаженно.

На уроках можно использовать упражнения по со слоговыми таблицами. Например, учитель называет слоги таблицей и предлагает детям отыскать соответствующий слог и прочитать их. При выполнении этого задания учащимся ненужно раскладывать слоги на буквы, так как, произнесенные взрослым слоги дети запоминают целиком. Используя данные таблицы можно предложить детям следующие задания: 1. Прочитать слоги которые начинаются с гласной буквы, с согласной буквы; 2. Найти и прочитать слоги в которых есть мягкие согласные; 3. Прочитать слог, в котором есть заданная буква, например, буква А или Ш; 4. Прочитать 1, 7, 5 строчку или столбик; 5. Найти, прочитать заданный слог и придумать с ним слово и т.д.

Игра «ЛОТО», в которой ребята накрывают фишками слоги, произнесенные учителем или выбранные учеником. Слоги нужно произносить с определенным интервалом: 2-3 секунды. После окончания игры проверяют результаты, кто из детей нашел все слоги.

Чтение слов разной слоговой структуры или игра «ЛЕСЕНКА».

1. прочти спускаясь сверху вниз, входящие в неё слова.

2.если встретил непонятное слово, остановись, узнай значение этого слова

3.если встретил слово, которое тебе трудно прочитать целиком, остановись и подели его на слоги.

4. найди «ХИТРЫЕ» буквы и подчеркни их.

5. теперь прочитай «ЛЕСЕНКУ» снизу вверх.

6. прочитай слова соответствующие определенной слоговой структуре. Например: согласный + согласный + согласный + гласный.

7.прочтаить слова с ударением на первом слоге, втором, третьем.

Упражнение №4. Чтение однокоренных слов.

Дает возможность детям не только совершенствовать навык чтения, но и восполнять пробелы в развитии лексического запаса слов. Для разнообразия это задание можно выполнять с раздаточным материалом., состоящим из набора слов с похожим звучанием. Детям предлагают карточки со словами, их необходимо разложить на два столбика по смыслу.

ГОРА ГОРЕ

ГОРКА ГОРЬКО

ГОРНЫЙ ГОРЮШКО

ГОРУШКА ГОРЕВАТЬ

ГОРИСТЫЙ ГОРЕМЫЧНЫЙ

ПРИГОРОК ПРИГОРЮНИЛСЯ

Упражнение №5

Помоги ёжику и белочке собрать грибы и ягоды.

Обведи предметы, на которых написаны слоги типа ССГ синим цветом, а слоги типа ГСС – красным.

Коррекционная работа должна учитывать имеющийся уровень сформированности базовых основ для дальнейшего развития младшего школьника. Упражнения должны быть направлены на разностороннее развитие личности ребенка.

Список используемых источников

  1.  Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Словарь по педагогике. М.: «МарТ», 2005. 93с.
  2. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 56 с.
  3. Эльконин Д.Б. Психология игры. М., 1999.215 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учимся писать диктанты" Рекомендации для родителей и учителей (образцы мини-диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов)

Интересные рекомендации для родителей и учителей;  образцы диктантов с выделенными орфограммами для учащихся 1-2 классов. Подходят для всех УМК....

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациями Как родители могут помочь ребенку учиться

Работа с родителями. Беседы с методическими рекомендациямиКак родители могут помочь ребенку учиться...

Рекомендации для родителей, помогут учителю провести родительское собрание в 1 классе.

Рекомендации для родителей первоклассников   в период адаптации ребенка к школе...

Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)

Ситуативные игры для родителей учащихся начальных классов. (Методические рекомендации для родителей)...

Методические рекомендации для родителей "Памятка для родителей начальной школы"

Методические рекомендации для родителей  "Памятка для родителей начальной школы"...

Методические рекомендации от ЯндексУчебник Я-Учитель курсы вебинары и другое ПОЛЕЗНО

Здесь можно найти много полезной информации для самообразования:https://education.yandex.ru/uchitel/ Я Учитель — это программа развития педагогов. Здесь помогают  учителям освоить...

Консультация Методические рекомендации «Взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ»

Для качественной коррекционно-развивающей работы крайне важно взаимодействие и сотрудничество учителя-логопеда и воспитателя школы-интерната для обучающихся с ОВЗ. В данной статье раскрыты основные на...