Все о дислексии
консультация

Около трети детей сталкиваются в учебе с трудностями, причиной возникновения которых становятся наследственные нейробиологические особенности. Эти специфические нарушения в общем называют дислексией, хотя у нее есть более частные и сопутствующие «ответвления».

Освоение школьной программы и для таких ребят, и для их родителей может стать настоящим мучением и сильно испортить жизнь. И не всегда удается вовремя разобраться, что недостаток старательности ребенка ни при чем — дело в особом устройстве его психических функций. При дислексии ребенок может не различать буквы или образы слов, при дисграфии оказаться не в состоянии писать, а при дискалькулии — не различать «один» и «много». Как поступить, если вы столкнулись с предположением, что ваш ребенок — дислексик?

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Главные признаки дислексии

Главные признаки

  1. Речь развивается медленнее, чем у сверстников
  2. Дефекты произношения сохраняются после 5-6 лет
  3. Заучивание стихов представляет серьезную трудность
  4. Ребенок путается во временах года, днях недели или времени суток
  5. При чтении и письме делает много ошибок, медленно читает и плохо понимает прочитанное

Симптомы дислексии в среднем школьном возрасте:

  • Низкий уровень чтения (по сравнению со сверстниками)
  • Отказ читать вслух и писать
  • Плохая память
  • Нечитаемый почерк
  • Неправильное написание и произношение слов
  • Трудности с восприятием языка тела и мимики
  • Трудности в общении со сверстниками

Как учатся дети с дислексией?

Дети с дислексией учатся в обычной школе и имеют право на 5 часов занятий с логопедом и психологом в неделю. После уроков они занимаются со специалистами бесплатно. Дети с дислексией имеют право на дополнительное время на контрольных работах. Дети с дислексией получают аттестат об образовании наравне со всеми.



Предварительный просмотр:

Как помочь ребенку с дислексией дома — 10 простых советов

Ребенку с дислексией нужно помогать не только в школе, но и дома. Если в школе им занимаются профессионалы, то в остальное время ответственность ложится на родителей. Рассказываем о простых способах помощи, которые могут взять на вооружение родители.

В первую очередь, родителям стоит помнить, что они способны на многое. Они тоже профессионалы в своем деле — знают особенности ребенка больше, чем кто бы то ни было, и могут лучше других оказать поддержку и сказать о любви. Половина успеха при дислексии — это адекватная самооценка ребенка, вера в свои силы. Чтобы справиться со второй половиной, то есть, нужными навыками, родителям нужно больше узнавать о том, как лучше устраивать процесс обучения. Эти знания лучше проверять с психологом, который постоянно занимается с ребенком.

Как помочь ребенку «прокачать» навыки

Читайте сами, чтобы ребенок брал с вас пример. Читайте вместе, чтобы не только оттачивать навык, но и получать приятные впечатления. Начинайте с чтения вслух — сначала вы, потом ребенок, потом снова вы. Если не получается, подключайте аудиокниги — пусть ребенок читает вместе с диктором

Если ребенок часто сбивается во время чтения, предложите ему линейку. Ребенок должен подкладывать ее под каждую строчку — это поможет сосредоточиться. 

Включайте игру в обучение 

С игрой занятия становятся легче, появляется больше эмоций. Игры хорошо использовать для тренировки памяти: можно сочинять стихи и песенки, чтобы запомнить распорядок дня или места для вещей и игрушек. Игры в слова, например, «Города», «Контакт», также тренируют память и развивают речь.

Используйте мультисенсорный опыт

Исследования показывают, что для обучения дети с дислексией должны использовать как можно больше органов чувств. Например, можно вырезать буквы из наждачной бумаги. Ребенок будет не только их видеть, но проводить пальцем по каждой букве и лучше их запоминать. Также можно обучать письму — писать слова не на бумаге, а пальцем в песке, креме для бритья или даже в воздухе.

Помогайте с организацией дня

Обговорите режим дня вместе с ребенком, составьте его и повесьте на видное место. Часы уроков и занятий с психологом лучше раскрасить, чтобы их было видно в первого взгляда. Также помогайте собираться в школу — собирайте рюкзак и другие школьные вещи вечером и складывайте их к двери.

Учить дисциплине можно и по-другому — договоритесь, на какой полке будут лежать вещи для занятий, и всегда складывайте их туда сразу после занятий. 

Как помочь ребенку с самооценкой

Поддерживайте ребенка

Празднуйте успехи, даже если они невелики. Каждая прочитанная страница это повод для похвалы, а каждая книга — для большой радости. В первую очередь, хвалите, за достижения в любимых делах, спорте, творчестве. Ребенок должен осознавать свои сильные стороны — помогите ему в этом.

Научите справляться со стрессом

В первую очередь, тренируйтесь на себе. Замечайте, что происходит с вами, когда вы устаете — становитесь вспыльчивым, рассеянным или тревожным. Расскажите об этом ребенку и попросите его наблюдать за собой. Когда ребенок станет замечать свои состояния во время стресса, научите его техникам расслабления, например, глубокому дыханию.

Рассказывайте о том, что такое дислексия и как с ней жить

Ребенок имеет право знать, что с ним происходит. Расскажите ему о дислексии простыми словами, объясните, что это не его вина, что вы будете справляться с ней вместе. 

Прочитайте биографии известных людей с дислексией: об Эйнштейне, Вупи Голдберг, Джеки Чане, Орландо Блуме, Сальме Хайек. Объясните, что это не помешало им раскрыть свои сильные стороны, сосредоточиться на своем таланте.

Что не нужно делать, общаясь с ребенком с дислексией

Сравнивать с другими детьми, даже с детьми с дислексией

Наоборот, подчеркивайте, что у каждого есть свои сильные и слабые стороны, свой темп работы, темперамент и другие особенности. Если ребенок сам сомневается в себе, составляйте списки сильных сторон. Например, нарисуйте его в полный рост и вместе с ребенком придумайте, чем особенна и хороша каждая часть его тела.

Сердиться, если ребенок теряет вещи, опаздывает и не может чего-то вспомнить

Точнее, вы имеете полное право сердиться. Но постарайтесь меньше показывать это ребенку. Постепенно вы привыкнете и будете относиться к опозданиям легче. А вот ребенок может запомнить ваше негативное отношение даже с первого раза.

Стараться сильнее, чем нужно

Иногда, а может быть, и часто занятия не будут приводить к успеху. Дело не в мотивации, а в несформированности навыков. Дети с дислексией хотят научиться читать и писать. Но им нужно намного больше времени, условий и любви.



Предварительный просмотр:

Как распознать дислексию и вовремя помочь ребенку?

Около трети детей сталкиваются в учебе с трудностями, причиной возникновения которых становятся наследственные нейробиологические особенности. Эти специфические нарушения в общем называют дислексией, хотя у нее есть более частные и сопутствующие «ответвления».

Освоение школьной программы и для таких ребят, и для их родителей может стать настоящим мучением и сильно испортить жизнь. И не всегда удается вовремя разобраться, что недостаток старательности ребенка ни при чем — дело в особом устройстве его психических функций. При дислексии ребенок может не различать буквы или образы слов, при дисграфии оказаться не в состоянии писать, а при дискалькулии — не различать «один» и «много». Как поступить, если вы столкнулись с предположением, что ваш ребенок — дислексик?

Как можно заподозрить дислексию и подобные ей нарушения на ранней стадии, когда ребенок еще не читает?

Специалисты могут еще в дошкольном возрасте ребенка прогнозировать у него потенциальную школьную неуспешность. Дело в том, что формирование письма и чтения зависит от многих психологических предпосылок, как речевого, так и неречевого характера. Методики выявления предрасположенности к нарушениям письма и чтения позволяют (хотя и не со стопроцентной вероятностью) определить группу риска.

На что следует обратить внимание родителям? Прежде всего, на проблемы с развитием речи: нарушения произношения и трудности различения звуков, медленное накопление словарного запаса, речевые ошибки.

Кроме того, важно развитие так называемой произвольной регуляции: усидчивость, внимательность, умение следовать инструкции. Мешают овладению грамотой и зрительно-пространственные трудности, когда ребенок не различает право и лево, плохо ориентируется в играх типа тетриса, лего, катамино и пр.

И даже моторная неловкость может стать причиной не только плохого почерка, но и специфических ошибок в письме. Если родители замечают, что их ребенок по какому-либо из этих признаков отличается от сверстников, необходимо получить консультацию логопеда и психолога. И вообще логопедическая диспансеризация в три, пять, семь, девять лет — это норма. Все дети должны проходить контрольные скрининги, это помогает вовремя отследить тревожные признаки и понаблюдать, как развиваются нужные навыки.

Какой специалист ставит такой диагноз?

Строго говоря, речь идет о заключении, педагогическом диагнозе. Хотя дислексия, дисграфия и другие трудности в обучении входят в МКБ-10, наиболее подготовленными специалистами, способными сделать заключение о наличии дислексии, являются логопеды, то есть педагоги.

Конечно, для исключения сходных нарушений нужны заключения психолога и врачей. Но анализ письма и чтения — это зона ответственности логопеда. Выяснение же причин — всегда результат комплексного обследование у логопеда и психолога. Эти же специалисты выстраивают программу преодоления трудностей. А вот где работают специалисты, большого значения не имеет. Это может быть учреждение и здравоохранения, и образования.

Для постановки диагноза или заключения нужно комплексное обследование. Сначала специалисты исключают снижение интеллекта, нарушение слуха или зрения у ребенка. А затем проводится психологическая и логопедическая диагностика. Если ребенок уже ходит в школу, то обязателен анализ письма и чтения. Поэтому родители должны понимать, что, приходя на прием с жалобами на двойки по русскому языку и чтению, нужно захватить с собой письменные работы ребенка.

С какими нарушениями могут перепутать дислексию, и с какими она чаще всего идет рука об руку?

Детям, осваивающим русскую грамоту, труднее дается письмо, чем чтение. Поэтому правильнее сказать, что дисграфия встречается чаще дислексии. Сочетаются же они достаточно часто, хотя и не всегда. Кроме того, трудности в обучении могут встречаться одновременно с синдромом дефицита внимания (СДВГ). Часто сочетаются нарушения, которые имеют общие механизмы возникновения.

Что делать? Чего не делать? Школа — союзник или помеха?

Не заниматься самодиагностикой и самокоррекцией. Обращаться за помощью к специалистам: логопедам, психологам, нейропсихологам, врачам.

Дети с трудностями в обучении в нашей стране имеют право на длительную объемную психолого-педагогическую поддержку. Они могут получить бесплатную помощь и особые условия оценивания и аттестации в том случае, если пройдут государственную ПМПК (психолого-медико-педагогическую комиссию, — прим.).

Комиссия дает рекомендации для обучения по адаптированной программе. Это цензовое образование, с учетом особых потребностей ребенка.

Если вы не можете принять решение самостоятельно, если не можете найти специалиста, который провел бы диагностику, посоветовал оптимальную стратегию помощи, обратитесь в Центр помощи детям с трудностями в обучении за бесплатной консультацией, он работает онлайн.

География проекта не ограничена ничем, кроме наличия интернета, квалифицированную помощь в нем могут получить жители любого региона России. Там помогут, в том числе составить «дорожную карту» по организации психолого-педагогического сопровождения, с учетом возможностей ребенка и специфики региона, где он живет, подскажут, какие материалы будет полезно использовать для домашних занятий и как правильно это делать.

Как понять, что у ребенка дислексия

Зачастую, если ребенок не приносит из школы одни пятерки и отстает от сверстников в образовательной части, то родители и учителя списывают все на его невнимательность и недостаток стараний. Но что если дело не в этом?

- Это когда слова пишут слитно, например, или не замечают знаков препинания, путают слова местами, не могут глазами водить по строчке, потому что все буквы сливаются, - перечисляет Марина Ходакова.

К признакам дислексии также относится:

        

- Низкая скорость чтения. Если все дети в классе читают с определенной скоростью, как положено, а какой-то ребенок отстает.

- Побуквенное чтение или чтение по слогам. В том случае, если остальные погодки уже читают гораздо лучше вашего ребенка.

- Плохое понимание прочитанного, но при этом нормальный слух и зрение.

- Огромное количество ошибок в письме. Причем ошибки повторяющиеся, а не каждый раз разные.

- Моторные проблемы. Ребенок может не уметь завязывать шнурки, расчесывать волосы, застегивать пуговицы. Ему трудно организовать свою жизнь и свои действия.

- Очень часто ошибки на письме, которые совершает ребенок с дислексией и дисграфией их называют глупыми. Это не столько трудности освоения орфографической системы, а ошибки, которые связаны, прежде всего, в глазах родителей и учителя, с вниманием. Это пропуски букв, пропуски слогов. перестановки букв и слогов, пропуски слов, отсутствие точки в конце предложения.

Например, ребенок пишет "пубка" вместо "губка" - речь тут не об орфографии. Причем дислексию нельзя назвать заболеванием.

- Дислексия - это не болезнь совершенно. Это особенность и может остаться на всю жизнь при неправильном отношении к ребенку в семье, в школе. Если вовремя появятся нужные специалисты и будут оповещены педагоги, то все будет в порядке. Том Круз, Черчилль, Стив Джобс, Бренсон - это люди, которые вопреки своим особенностям, а может быть и благодаря, смогли чего-то добиться. Поэтому у всех детей с дислексией есть шанс стать гениями. Но это не значит априори, что они уже гении

Тест на определение дислексии

https://dslxcommunity.com/



Предварительный просмотр:

Дисграфия и дислексия: кто виноват и что делать?

С началом обучения в школе у некоторых детей вдруг обнаруживаются затруднения с чтением и письмом. «Дисграфиков» и «дислексиков» шпыняют учителя, дома ругают родители, да, вдобавок, дразнят сверстники. Существует немало мифов относительно возникновения дисграфии и дислексии. Один из них – что дети с подобными нарушениями, якобы, умственно отсталые. Другой миф – что этих детей учили новомодными методами, которые «изначально и в корне неверны». Чтобы разобраться, где же, все-таки, правда, обратимся к детским психологам и логопедам, а также к данным их исследований.дисграфия и дислексия

      Дислексия и дисграфия: что это такое? Дислексией в психоневрологии называют нарушения чтения, дисграфией – нарушения письма. Дети с дислексией допускают ошибки при чтении: пропускают звуки, добавляют ненужные, искажают звучание слов, скорость чтения у них невысокая, ребята меняют буквы местами, иногда пропускают начальные слоги слов... Часто страдает способность четко воспринимать на слух определенные звуки и использовать их в собственной речи, при чтении и письме. Нарушается при этом возможность различения близких звуков: “Б–П”, “Д–Т”, “К–Г”, “С–З”, “Ж–Ш”. Поэтому такие дети очень неохотно выполняют задания по русскому языку: пересказ, чтение, изложение – все эти виды работ им не даются.

     При дисграфии дети с трудом овладевают письмом: их диктанты, выполненные ими упражнения содержат множество грамматических ошибок. Они не используют заглавные буквы, знаки препинания, у них ужасный почерк. В средних и старших классах ребята стараются использовать при письме короткие фразы с ограниченным набором слов, но в написании этих слов они допускают грубые ошибки. Нередко дети отказываются посещать уроки русского языка или выполнять письменные задания. У них развивается чувство собственной ущербности, депрессия, в коллективе они находятся в изоляции. Взрослые с подобным дефектом не в состоянии сочинить поздравительную открытку или короткое письмо, они стараются найти работу, где не надо ничего писать. У детей с дисграфией отдельные буквы неверно ориентированы в пространстве. Они путают похожие по начертанию буквы: “З” и “Э”, “Р” и “Ь” (мягкий знак). Они могут не обратить внимания на лишнюю палочку в букве “Ш” или “крючок” в букве “Щ”. Пишут такие дети медленно, неровно; если они не в ударе, не в настроении, то почерк расстраивается окончательно. Определить наличие нарушений письма и чтения, в целом, несложно.

     Есть типичные ошибки, повторение которых из раза в раз при чтении или письме, должно вас насторожить:

   1. Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д. поиграйте с логопедом

   2. Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).

   3. Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).

   4. Мы часто радуемся, когда ребенок бегло читает в дошкольном возрасте, а это при недостаточно сформированной фонетико-фонематической стороне может привести к ошибкам на письме: пропуск букв и слогов, недописание слов.

   5. Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).

   6. Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).

   7. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии.

   Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии и дислексии, специфичны, типичны и носят стойкий характер. Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.

   Почему возникают нарушения чтения и письма? Процесс становления чтения и письма очень сложен. В нем участвуют четыре анализатора:

   - речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;

   - речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;

   - зрительный, который подбирает соответствующую графему;

   - двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).

   Все эти сложные перешифровки осуществляются в теменно-затылочно-височной областях головного мозга и окончательно формируются на 10–11-м году жизни. Письмо начинается с мотива, побуждения – этот уровень обеспечивается лобными долями коры головного мозга.

   Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушения или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из основных причин дисграфии и дислексии. Если у ребенка нарушен речевой слух, то, понятно, ему очень трудно научиться читать и писать. В самом деле, как он может читать, если нечетко слышит звучащую речь?

   Овладевать письмом он также не в состоянии, так как не знает, какой звук обозначает та или иная буква. Задача осложняется еще и тем, что ребенок должен правильно уловить определенный звук и представить его в виде знака (буквы) в быстром потоке воспринимаемой им речи. Поэтому обучение грамоте ребенка с дефектным речевым слухом – сложная педагогическая проблема. В группу риска входят дети, не страдающие речевыми нарушениями, но имеющие недостаточно четкую артикуляцию. Про них обычно говорят: “Еле языком ворочает...”, – их называют “мямлями”. Нечеткая команда от нечеткого артикулирования, да еще при недосформированности фонематических процессов, может вызвать и нечеткие ответные реакции, что влечет за собой ошибки в чтении и письме.

    Наряду с речевым (фонематическим) слухом, люди обладают особым зрением на буквы. Оказывается, что просто видеть окружающий мир (свет, деревья, людей, различные предметы) недостаточно для овладения письмом. Необходимо обладать зрением на буквы, позволяющим запомнить и воспроизвести их очертания. Значит, для полноценного обучения ребенок должен иметь удовлетворительное интеллектуальное развитие, речевой слух и особое зрение на буквы. Иначе успешно овладеть чтением и письмом он не сможет.

   На особенности формирования речи и, как следствие, появление дисграфии и дислексии, влияют и более «глубинные» факторы. Например, неравное развитие полушарий мозга. Какая область мозга “отвечает” за письмо и чтение? Оказывается, центр речи у большинства людей находится в левом полушарии. Правая же гемисфера мозга “заведует” предметными символами, зрительными образами. Поэтому у народов, письменность которых представлена иероглифами (например, у китайцев), лучше развита правая половина мозга. Письмо и чтение у жителей Китая, в отличие от европейцев, пострадает при неполадках справа (допустим, при кровоизлиянии в мозг). Анатомическими особенностями центральной нервной системы объясняются известные врачам факты неплохих способностей к рисованию у дисграфиков. Такой ребенок с трудом осваивает письмо, но получает похвальные отзывы учителя рисования. Так и должно быть, потому что у этого ребенка более “древняя”, автоматизированная область правого полушария никоим образом не изменена. Нелады с русским языком не мешают этим детям “объясняться” с помощью рисунка (как в древности – посредством изображения на скалах, бересте, глиняных изделиях).

    Логопеды иногда обращают внимание на “зеркальный” характер письма пациентов. При этом буквы перевернуты в другую сторону – как при изображении в зеркале. Пример: “С” и “З” открываются влево; “Ч” и “Р” выдающейся частью написаны в другую сторону... Зеркальное письмо наблюдается при разных расстройствах, однако врач при подобном явлении ищет явное или скрытое левшество. Ищет и нередко находит: зеркальные перевороты букв – характерная особенность левшей.

    Играет роль и наследственный фактор, когда ребенку передается недосформированность мозговых структур, их качественная незрелость. В этом случае в результате затруднения коркового контроля при овладении письменной речью ребенок может испытывать примерно те же трудности, что и родители в школе. Существует генетическая предрасположенность к наличию этого изъяна, так как это расстройство наблюдается у нескольких членов в отдельных семьях. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу.

   Иногда дислексия со временем компенсируется, но в ряде случаев остается и в более старшем возрасте. Наличие врожденных особенностей, влияющих на возникновение дислексии и дисграфии, объясняет тот факт, что нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка. При этом признаков отставания в умственном развитии у такого малыша чаще всего не наблюдается. Ребенок оказывается не в ладах с русским языком, хотя хорошо справляется с математикой и другими предметами, где, казалось бы, требуется больше сообразительности. Еще одно интересное наблюдение психологов: дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 5–8 процентов школьников страдают дислексией. Иногда, однако, причиной дисграфии может стать двуязычие в семье. В последнее время, в силу больших изменений в географии общества, когда многие вынуждены покидать свой дом, учить второй язык, эта причина становится все более актуальной.

    Причиной дислексии и дисграфии может явиться и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное воспитание. Специальная литература приводит данные института Клаперада, по которым в основе дислексии можно наблюдать действия отрицательной связи “мать – ребенок”. Так, ребенок, которого кормят насильно, который привыкает сопротивляться в отношении еды, приобретает ту же манеру и в отношении интеллектуальной пищи. Это сопротивление, которое он обнаруживает при общении с матерью, потом переносится на учителя. Важны даже такие вещи, которые на первый взгляд кажутся незначительными. Например, очень часто при чтении ребенку трудно следить за строчкой, взгляд скользит. Ученые, проведя исследования, предполагают, что если в грудном возрасте малыш лежит так, что экран телевизора попадает в поле его зрения, то глазные мышцы привыкают к хаотичному движению. Поэтому в дошкольном возрасте полезны упражнения для подготовки глазных мышц к последовательному слежению за строчкой.

    Вечный вопрос: что делать? Что делать, если у ребенка обнаружилась дислексия или дисграфия? Прежде всего: не падать духом. Такие ребята вполне способны овладеть чтением и письмом, если они будут настойчиво заниматься. Кому-то понадобятся годы занятий, кому-то – месяцы. Суть уроков – тренировка речевого слуха и буквенного зрения. Лучше всего не только обратиться к логопеду, но и самим заниматься с ребенком. Логопедические занятия обычно проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое – от звонкого...

   Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, “Ж” – жука, “С” – полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует – ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Неплохо также обратиться к психоневрологу: он может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты.

    Главное – помнить, что дислексия и дисграфия – это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей. Есть несколько упражнений, которые помогут вашему ребенку справиться с дисграфией:

    1. Ежедневно в течение 5 мин (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Варианты могут быть самые разные. Например: букву а зачеркнуть, а букву о обвести. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различии у ребенка имеются проблемы. Например: р – л, с – ш и т.д. Через 2–2,5 месяца таких упражнений (но при условии – ежедневно и не более 5 мин) улучшается качество письма.

    2. Каждый день пишите короткие диктанты карандашом. Небольшой текст не утомит ребенка, и он будет делать меньше ошибок (что очень воодушевляет…) Пишите тексты по 150 – 200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляйте в тексте. Просто пометьте на полях зеленой, черной или фиолетовой ручкой (не в коем случае не красной!) Затем давайте тетрадь на исправление ребенку. Малыш имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Цель достигнута: ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии. 3. Давайте ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и списывание текста.

    Занимаясь с ребенком, помните несколько основных правил:

   1. На всем протяжении специальных занятий ребенку необходим режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома он должен почувствовать хоть маленький, но успех.

   2. Откажитесь от проверок ребенка на скорость чтения. Надо сказать, что эти проверки давно уже вызывают справедливые нарекания у психологов и дефектологов. Хорошо еще, если учитель, понимая, какой стресс испытывает ребенок при этой проверке, проводит ее без акцентов, скрыто. А ведь бывает и так, что создают полную обстановку экзамена, вызывают ребенка одного, ставят на виду часы, да еще и проверяет не своя учительница, а завуч. Может быть, для ученика без проблем это все и не имеет значения, но у наших пациентов может развиться невроз. Поэтому, если уж вам необходимо провести проверку на скорость чтения, сделайте это как можно в более щадящей форме.

   3. Помните, что нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками (подлежащими исправлению).

   4. Подход «больше читать и писать» успеха не принесет. Лучше меньше, но качественнее. Не читайте больших текстов и не пишите больших диктантов с ребенком. На первых этапах должно быть больше работы с устной речью: упражнения на развитие фонематического восприятия, звуковой анализ слова. Многочисленные ошибки, которые ребенок с дисграфией неизбежно допустит в длинном диктанте, только зафиксируются в его памяти как негативный опыт.

   5. Не хвалите сильно за небольшие успехи, лучше не ругайте и не огорчайтесь, когда у ребенка что-то не получается. Очень важно не показывать ребенку свою эмоциональную вовлеченность: не злиться, не раздражаться и не радоваться слишком бурно. Лучше гармоничное состояние спокойствия и уверенности в успехе – оно гораздо более будет способствовать устойчивым хорошим результатам. Редактор статьи: Вера Берёзова Материалы для статьи взяты на сайте www.logoped.ru



Предварительный просмотр:

База знаний по дислексии


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИСЛЕКСИЯ - нарушение чтения. Упражнения для корректировки чтения.

Дислексия — это нарушение, при котором человек умеет читать и понимать буквы и числа, но испытывает трудности при их дифференцировании. Коэффициент интеллекта этих людей нормальный, и этим это н...

Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов

направления работы, советы родителям...

Дисграфия и дислексия

Практические советы родителям...

«Нарушение пространственно-временных отношений у младших школьников с дисграфией и дислексией»

     Структура работы: работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.Практическая значимость данного исследования заключается в том, что ...

Как распознать дислексию (для педагогов).Как можно эффективно помочь детям с дислексией? Кто способен научить ребенка читать и писать?

Теперь о том, как среди тех, кто испытывает трудности в обучении, распознать нуждающихся в помощи специалистов. Это очень важно, так как учитель – первый человек, который может забить тревогу.Необходи...

Дислексия. Виды дислексии. Профилактика и коррекция дислексии.

Данный материал может быть полезным как для работы (коррекция дислексии) с школьниками так и дошкольниками (профилактика дислексии)....

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии.

Сообщение на ШМО «Дислексия» Практические упражнения по преодолению дислексии....