Рекомендации по детско-родительским отношениям
консультация (1, 2, 3, 4 класс)

Отношения с аутичным ребенком. Отношения с агрессивным ребенком. Отношения с тревожным ребенком. Отношения с гиперактивным ребенком. Отношения с подростками.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рекомендации по детско-родительским отношениям

Необходимо обращать особое внимание на те факторы семейной жизни, которые могли повлиять на возникновение проблем у ребенка: нарушения коммуникации и взаимодействия внутри семьи (затрудненное взаимопонимание между ее членами, трудности в принятии общего решения, невозможность заставить других прислушиваться к себе), нарушенные эмоциональные связи и т. д. В таком случае можно опираться на основные принципы взаимодействия родителей и детей (Байярд, Байярд, 1991):

  1. Разлад и кризис в отношениях между вами и вашим ребенком представляет собой благоприятную возможность для вашего изменения и развития.
  2. Вы и ваш ребенок обладаете одинаковыми человеческими правами. Ваш ребенок — компетентный и достойный человек.
  3. Вы также компетентны, и нет такой ситуации, в которой вы были бы беспомощны, всегда существует что-то, что вы можете сделать, чтобы помочь себе.
  4. Ваша задача состоит в том, чтобы осуществиться, выразить ваше внутреннее «Я» и заботиться о нем.
  5. Вы несете ответственность за то, что вы делаете.
  6. Ваш ребенок несет ответственность за то, что делает он.

Если вы продвинулись до этого уровня, то теперь ваша задача сводится к тому, чтобы поддерживать эти установки. По существу, они воплощаются в двух принципах:

  1. Воспринимайте ребенка как компетентного и достойного человека.
  2. Верьте в то, что он обладает необходимыми способностями, заслуживает доверия и отвечает за свои действия.

Передавайте это убеждение ему при помощи:

  • прямых сообщений: «Я доверяю тебе самому принимать верные решения»;
  • уважения, т. е. когда Вы слушаете ребенка, предполагая, что он сам может решить свои проблемы;
  • переживания радости и удовольствия от принятия ребенком решений.

Согласиться с этими принципами легко; но научиться жить в соответствии с ними во всех разнообразных ситуациях, которые преподносит жизнь, — трудно.

Отношения с аутичным ребенком.

Необходимо отметить, что аутизм – это болезнь, связанная с нежеланием и/или неумением ребенка взаимодействовать с внешним миром, с другими людьми. Однако об аутизме можно говорить и как о черте личности здорового ребенка. Такой ребенок будут замкнут, необщителен, стеснителен. Представленные в этой части рекомендации помогут и первой и второй категории детей.

Эта работа очень специфична, поскольку поведение такого ребенка далеко не всегда можно понять с помощью логики, его реакция на слова или действия может быть необъяснимой с точки зрения взрослого и иногда приводит в замешательство не только посторонних, но даже близких людей.

Коррекционная работа с аутичным ребенком, как правило, требует больших эмоциональных затрат и носит долгосрочный характер. Поэтому бывает, что родители, ожидая быстрого эффекта и не получив его, «опускают руки» и приходят в отчаяние.

Очень часто аутичный ребенок ведет себя так, будто он существует один, совершенно не замечая окружающих детей и взрослых. Родителям, вкладывающим много сил в его воспитание и обучение, необходима обратная связь: доволен ли он, требуется ли ему дополнительное внимание со стороны близких, общение с ними и т. д. Однако получить эту обратную связь родители могут далеко не всегда. В этом случае можно посоветовать родителям относиться к ребенку с предельным вниманием, следить за малейшими проявлениями его внутреннего состояния, за мимикой, жестами. Ведь иногда только по случайной фразе, даже по единичному возгласу, по мимолетному движению можно догадаться о тех переживаниях, желаниях, страхах, во власти которых находится ребенок.

Для того чтобы ребенок чувствовал себя уверенно в детском коллективе, желательно, чтобы родители или другие близкие взрослые (бабушка, дедушка) как можно чаще посещали группу в детском саду или класс. В школе они могут проводить с ребенком перемены, помогая ему налаживать контакт со сверстниками, или присутствовать вместе с ним и на уроке. Такая форма работы укрепляет контакт родителей и педагога, помогает им выработать эффективную программу взаимодействия с аутичным ребенком.

К сожалению, многие родители недооценивают значение распорядка дня, который для аутичного ребенка является одним из важнейших условий успешной адаптации, формирования у него чувства безопасности. Желательно, чтобы основные моменты режима не только проговаривались и соблюдались взрослыми, но и были изображены в виде понятных ребенку пиктограмм в удобном для него месте.

Родители аутичного ребенка всегда должны помнить, что он крайне консервативен, что любое, даже маленькое изменение в режиме, в обстановке, в одежде может вызвать агрессию. Чтобы не провоцировать подобные приступы, следует поддерживать привычный для ребенка порядок вещей и дел.

Для аутичного ребенка очень полезны семейные ритуалы, которые обеспечивают его спокойствие и уверенность в себе. Например, следующие один за другим вечерние действия: прогулка, чаепитие, совместное чтение, массаж — подготовят аутичного ребенка к процедуре укладывания в постель и обеспечат спокойный сон. Основные правила воспитания аутичных детей (Черепанова, 1997):

1.Соблюдайте режим дня ребенка:

  • составьте и напишите распорядок дня ребенка, повесьте его на видное место.

2.Формируйте стереотипы поведения ребенка в различных ситуациях:

  • выполняйте в строгой, заведенной раз и навсегда последовательности различные повседневные процедуры и режимы: одевание, кормление, приготовление ко сну и т. д.; отведите специальное место для одежды, причем складывать ее надо всегда в одной и той же последовательности;
  • в ванной перед зеркалом можно разложить принадлежности для умывания;
  • в уголке для занятий или игр можно повесить схему расположения игрушек или предметов на столе и в столе.

3.Обучайте ребенка пользоваться картами, схемами и т. д. (пооперационная карта — нарисованная схема последовательности действий, алгоритм, например «Как собраться на прогулку»):

  • можно подобрать ряд игр по развитию навыков чтения пооперационных карт.

4.Старайтесь, чтобы ребенок получал яркие впечатления от произведений искусства (музыки, театра и т. д.):

  • организуйте совместное прослушивание музыки, просмотр телевизионных передач, поездки в цирк, музей и т. д.

Отношения с агрессивным ребенком 

Лучшей гарантией хорошего самообладания и адекватного поведения детей является умение родителей владеть собой. К сожалению, многие родители сами не умеют управлять собственным гневом. Их дети в процессе воспитания вряд ли усвоят навыки адекватного выражения агрессии.

Ниже даны общие рецепты, которые помогут родителям избежать влияния их собственного гнева на отношения с ребенком.

1.Наладьте взаимоотношения со своим ребенком, чтобы он чувствовал себя с вами спокойно и уверенно:

  • слушайте своего ребенка.
  • проводите вместе с ним как можно больше времени.
  • делитесь с ним своим опытом.
  • рассказывайте ему о своем детстве, детских поступках, победах и неудачах.
  • если в семье несколько детей, постарайтесь общаться не только со всеми вместе, но уделяйте свое внимание и каждому из них в отдельности.

2.Следите за собой, особенно в те минуты, когда Вы находитесь под действием стресса и Вас легко вывести из равновесия:

  • если Вы раздражены, по возможности отложите или отмените все совместные с ребенком дела, пока вы не успокоитесь;
  • если какая-нибудь ситуация требует вашего вмешательства, обращайтесь с ребенком спокойно, не выражайте свои отрицательные эмоции;
  • старайтесь не прикасаться к ребенку в минуты раздражения.

3.Если вы расстроены, то дети должны знать о вашем состоянии:

  • прямо говорите детям о своих чувствах, желаниях и потребностях: «Я очень расстроена, хочу побыть одна. Поиграй, пожалуйста, в соседней комнате» или: «Дела на работе вывели меня из себя. Через несколько минут я успокоюсь, а сейчас, пожалуйста, не трогай меня».

4.В те минуты, когда Вы расстроены или разгневаны, сделайте для себя что-нибудь приятное, что могло бы Вас успокоить: примите теплую ванну, душ; выпейте чаю; позвоните друзьям; сделайте «успокаивающую» маску для лица; просто расслабьтесь, лежа на диване, послушайте любимую музыку.

5.Старайтесь предвидеть и предотвратить возможные неприятности, которые могут вызвать ваш гнев:

  • не давайте ребенку играть с теми вещами и предметами, которыми Вы очень дорожите;
  • не позволяйте выводить себя из равновесия. Умейте предчувствовать наступление эмоционального срыва и не допускайте этого, управляя собой (подумайте о чем- то приятном) и ситуацией.

6.К некоторым особо важным событиям следует готовиться заранее. Постарайтесь предусмотреть всевозможные нюансы и подготовить ребенка:

  • изучайте силы и возможности вашего ребенка;
  • если вам предстоит сделать первый визит (к врачу, в детский сад и т. д.), отрепетируйте все загодя;
  • если ребенок капризничает в тот момент, когда он голоден, продумайте, как накормить его во время длительной поездки.

Отношения с тревожным ребенком

Родители тревожных детей зачастую предъявляют к ним завышенные требования, совершенно невыполнимые для ребенка. Иногда это связано с неудовлетворенностью собственным положением, с желанием воплотить в ребенке свои нереализованные мечты. Завышенные требования родителей могут быть связаны и с другими причинами. Так, добившись высокого положения в обществе или материального благополучия, родители, не желая видеть в своем ребенке «неудачника», заставляют его работать сверх меры.

Требования взрослых, которые ребенок не в состоянии выполнить, нередко приводят к тому, что он начинает испытывать страх несоответствия ожиданиям, чувствовать себя неудачником. Со временем он привыкает «опускать руки», сдаваться без борьбы даже в обычных ситуациях. Таким образом, формируется человек, который старается действовать так, чтобы ему не приходилось сталкиваться с какими бы то ни было проблемами.

Некоторые родители, стремясь уберечь своего ребенка от любых реальных и мнимых угроз его жизни и безопасности, формируют у него ощущение собственной беззащитности перед опасностями мира. Все это мешает нормальному развитию ребенка, реализации его творческих способностей, общению со взрослыми и сверстниками.

Большинство родителей тревожных детей не осознают, как их собственное поведение влияет на характер ребенка.

Как правило, родители тревожных детей сами обладают высоким уровнем тревожности, в связи с чем, страдают низкой самооценкой, не удовлетворены собой и своими действиями и т. д. Таким родителям необходимо, прежде всего, заняться самовоспитанием, которое можно начать с изучения и применения на практике восьми способов изменения самооценки, предложенных JI. Бассет (1997):

1.Постарайтесь позитивнее относиться к жизни:

  • используйте внутренний диалог, состоящий только из позитивных утверждений.

2.Если у вас появятся негативные мысли, постарайтесь тут же переключиться на приятное:

  • относитесь к людям так, как они того заслуживают.
  • выискивайте в каждом человеке не недостатки, а положительные качества.

3.Относитесь к себе с уважением:

  • составьте список своих достоинств;
  • убедите себя в том, что Вы ими действительно обладаете.

4.Попытайтесь избавиться от того, что вам не нравится в самих себе:

  • чаще смотрите на себя в зеркало, пытаясь ответить на вопрос: стоит ли что-то изменить в себе?
  • если да — то не откладывайте.

5.Начинайте принимать самостоятельные решения:

  • помните, что не существует правильных и неправильных решений;
  • любое принятое Вами решение Вы всегда можете оправдать и обосновать.

6.Постарайтесь окружить себя тем, что оказывает на вас положительное влияние:

  • приобретайте любимые книги, музыку…;
  • имейте и любите свои «слабости».

7.Начинайте рисковать:

  • принимайте на себя ответственность, доля риска сначала может быть и невелика.

8.Обретите любую веру: в человека, в судьбу, в обстоятельства и пр.:

  • помните, что вера в нечто более значительное, чем Вы сами, помогает в решении трудных ситуаций.
  • если Вы не можете повлиять на ход событий, «отойдите в сторону» и просто подождите.

Поскольку у тревожных детей часто повышена потребность кого-то любить и ласкать, хорошо иметь дома животных: кошку, собаку, хомячка или попугая. Сотрудничество между родителями и ребенком при совместном уходе за любимым питомцем поможет им выстроить партнерские отношения.

Отношения с гиперактивным ребенком

При взаимодействии с гиперактивными детьми, родители, как правило, испытывают много трудностей. Одни пытаются жесткими мерами бороться с «непослушанием» ребенка, усиливают дисциплинарные способы воздействия, увеличивают рабочие нагрузки, строго наказывают за малейший проступок, вводят жесткую систему запретов. Другие, устав от бесконечной борьбы с ребенком, опускают руки, стараются не обращать внимания на его поведение и предоставляют ему полную свободу действий, тем самым, лишая ребенка необходимой поддержки. Третьи, слыша и в детском саду, и в школе, и в других общественных местах непрекращающиеся упреки и замечания в адрес своего ребенка, начинают винить себя в том, что он такой, вплоть до отчаяния и депрессии (что, в свою очередь, негативно влияет на чувствительного ребенка).

Во всех этих случаях родители не способны выработать последовательную оптимальную линию поведения в отношениях с ребенком, поэтому с ними необходимо работать. С гиперактивным ребенком необходимо общаться мягко, спокойно. Если взрослый выполняет вместе с ним учебное задание, желательно избегать как криков и приказаний, так и восторженных интонаций, эмоционально приподнятого тона. Гиперактивный ребенок, будучи очень чувствительным и восприимчивым, скорее всего, быстро присоединится к настроению взрослого. Родительские эмоции захлестнут его и станут препятствием для эффективных действий.

Соблюдение дома четкого распорядка дня — еще одно из важнейших условий взаимодействия с гиперактивным ребенком. И прием пищи, и прогулки, и выполнение домашних заданий необходимо осуществлять в одно и то же привычное для ребенка время. Чтобы предотвратить перевозбуждение, ребенок должен ложиться спать в строго определенное время, причем продолжительность сна должна быть достаточной для восстановления сил (в каждом конкретном случае родители определяют эту продолжительность сами, исходя из состояния ребенка). По возможности надо оградить гиперактивного ребенка от длительных занятий на компьютере и от просмотра телевизионных передач, особенно способствующих эмоциональному возбуждению. Гиперактивному ребенку полезны спокойные прогулки перед сном, во время которых родители имеют возможность откровенно поговорить с ребенком наедине, узнать о его проблемах. А свежий воздух и размеренный шаг помогут ребенку успокоиться.

Отношения с подростками. 

Родители нередко переносят на детей как собственные несбывшиеся надежды, так и свои проблемы. Родителям кажется, что дети добьются тех целей, которых не добились они. Многие родители не понимают изменений, происходящих в подростке. Эго может породить стремление сохранить жесткий контроль над ним или «повернуть развитие вспять» — отвергнуть новые качества подростка и попытаться вернуть старые детские качества: послушание, ласковость и т. п. Большинство родителей говорят о том, что их подросток «вдруг» резко изменился, стал раздражительным, закрытым, непослушным, и ждут от консультанта совета, как вернуть контроль и сделать подростка таким, каким он был прежде. Таким образом, они на самом деле просят помощи самим себе, но не видят необходимости изменить отношение к выросшему ребенку и своей роли. Поэтому первоочередная задача консультанта — переориентировать родителей с получения помощи на оказание помощи ребенку в достаточно сложный для него жизненный период. Как это можно сделать?

Родители должны дать подростку три вещи: понимание, практическую информацию (в том числе сексуального характера) и помощь в становлении в качестве независимой личности. Для понимания проблем подростка необходимо принять неизбежность изменений. Подросток должен иметь возможность безбоязненно выражать свои чувства, а родителям необходимо принять его право на возражение.

Для того чтобы понять подростка, родители должны осознать, что в основе многих негативных явлений лежат его прошлые представления и чувства, источники которых находятся в раннем детстве. Эти чувства — не только результат реальных событий, они связаны и с фантазиями подростка по поводу того, что могло бы произойти. Эти фантазии играют роль и в представлениях подростка об отношении к нему родителей. Если в ранний период своей жизни ребенок ощущал недостаток любви, доверия или чувства принадлежности, он будет стремиться найти это в подростковый период или у него возникнут сложности в общении со сверстниками.

Помочь своему ребенку избежать опасного поведения можно двумя способами. Во-первых, родители могут прогнозировать или стимулировать развитие определенных интересов подростка (занятия в спортивных группах, туризм, рыбалка и т. д.) и обеспечить возможности для их реализации. Во-вторых, нужно, чтобы родители научились принимать негативные переживания подростка и поощрять их вербализацию, проговаривание при разговоре с родителями. Подростку проще принять свои негативные переживания в том случае, если их сможет принять и родитель, это избавит подростка от чувства вины.

Надо иметь в виду, что родители, также как и подросток, вправе выразить гнев, а впоследствии, если будут чувствовать сожаление по этому поводу, искренне раскаяться. Подросток понимает и принимает ситуацию, когда узнает, что у родителей тоже могут быть свои проблемы. Деидеализация родителей кладет начало построению взаимопонимания и помогает подростку научиться уважать чувства родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинг детско-родительских отношений

Тренинг детско-родительских отношений в период адаптации к школе. Тема: «Трудности адаптации первоклассников к школе» Форма проведения: тренинговое занятие. Цели: 1. Познакомить родительский коллектив...

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте

Детско - родительские отношения в младшем школьном возрасте...

Беседа с родителями "Современная семья. Значение семейных традиций в детско-родительских отношениях"

Цель: помочь родителям осознать роль семейных традиций в современной семье, поделиться опытом по данной теме....

ОСОБЕННОСТЕЙ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ САМООЦЕНКИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Актуальность заключается в том, что особую значимость приобретает изучение особенностей детско-родительских отношений и их влияние на становлении самооценки именно в младшем школьном возрасте, потому ...

Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников

Доклад на тему ""Детско -родительские отношения как факторы школьной адаптации первоклассников"", для выступления на родительских собраниях, семинарах....

Родительское собрание "Формирование здоровых детско-родительских отношений"

Цель: Прояснить представления родителей о распределении ответственности за воспитание детей между школой и семьей....

Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей

Методические рекомендации для родителей по вопросам развития детско-родительских отношений и самостоятельности детей...