Упражнения для развития и коррекции функций внимания у младших школьников
консультация

Каява Елена Викторовна

Упр.и задания, которые можно использовать как учителю на своих уроках, воспитателю на доп.занятиях в ГПД, так и родителям дома. Данные упражнения способствуют развитию функций внимания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл upr.na_razvitie_vnimaniya_mladshih_shkolnikov.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития и коррекции функций внимания

Проблемы, связанные с развитием внимания у школьников, вызывают беспокойство у педагогов, родителей, психологов, работающих с детьми. Это связано с невнимательностью детей, их неумением сосредоточиться, сколь-либо долго удерживать внимание при решении учебных задач.

Внимание- это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определённом объекте, с целью его отражения.

Психологи отмечают у значительной части 1классников слабость произвольного внимания.  У детей с ОВЗ в результате быстрой истощаемости психических процессов наблюдается слабая распределяемость и концентрация внимания, что характеризуется переходами от состояния активности на уроке до полной пассивности, в смене рабочих и нерабочих настроений, от чего страдает восприятие учебного материала.

А внимание- это необходимое условие качественного выполнения любой деятельности.

Для развития и коррекции функций внимания могут быть использованы следующие упражнения:

1. Для увеличения объёма внимания и кратковременной памяти- игра «Что изменилось», как разминка в начале урока. На доске располагается ряд предметов (картинки для привлечения интереса детей, т.о. задействуется непроизвольное внимание; геом.фигуры, цифры, буквы – в зависимости от материала урока.) С предварительной инструкцией запомнить расположение, 2 предмета меняются местами так, чтоб дети не увидели этой смены. Начинать надо с небольшого количества предметов 3-4-5, для создания «ситуации успеха», постепенно увеличивая.

2. Задание «Измени свойства» для развития концентрации внимания.

Инструкция: изменяя за раз лишь одно свойство (цвет, форму, размер) надо полностью изменить первоначальную фигуру.

Как усложнение, можно дать вариант конечной фиругы, которую должны получить.

3. Задание «Найди слова» способствует сосредоточенности и развитию концентрации внимания.

В бессмысленный набор букв вставляются слова, которые надо найти.  1 первый уровень сложности, когда слова которые надо найти известны и они располагаются как привыкли дети читать слева направо . Далее можно усложнить тем, что слова даны по горизонтали и справа налево.

Далее усложняется задание словами во всех направлениях, и по вертикали, и плюс ко всему слова,которые надо найти неизвестны.

4. Задание «Закрась» тренирует умение переключать своё внимание. Инструкция: надо закрасить фигуры, смотрящие влево ,например, синим цветом, а вправо- красным. Это могут быть рисунки носочков, ладошек, варежек и т.п. Далее, при успешности выполнения, можно усложнить всеми направлениями фигур.

5. Корректурная проба или тест Бурдона как следующий уровень усложнения предыдущего задания

Надо вписать значки\цифры\буквы в фигуры.

Это задание может быть использовано в качестве диагностики для выявления утомляемости детей- в этом случает задание выполняется на время и подсчитывается количество неправильно отмеченных фигур.

Можно предложить и игровые задания на развитие внимания, которые можно использовать в качестве физминуток и динамических пауз на уроке.

1. Игр «Пожалуйста» Инструкция: я буду показывать вам, что делать. Вы делаете, если при этом я скажу волшебное слово Пожалуйста, и не делаете- если не скажу. Темп постепенно нарастает.

2. Игра «Делаем наоборот» Когда я хлопну в ладоши 1 раз- вы хлопните 2 раза. Когда я 1раз- вы 2 раза.  Таким образом тренируется очень важное умение переключаться с одного задания на другое. При успешности выполнения, от инструкции из 2 частей, перейти к 3 членной инструкции.  «Когда я хлопну- вы топните, когда я топну- вы встаёте по стойке смирно, когда я встаю- вы хлопаете». Движения могут быть разные.

3. Как вариант предыдущего задания для концентрации внимания можно предложить игру «Съедобное-несъедобное». Инструкция: когда я назову съедобное вы хлопните. Игру можно широко разнообразить: большое-маленькое, одушевлённое-неодушевлённое, транспорт и тп. И постепенно увеличивать темп.

4. И для распределения внимания можно использовать игру «Ноги-руки-голова».

Инструкция: Я называю части тела- вы показываете. Здесь идёт сосредоточение на слове-движении.

Далее: вы показываете то,что я говорю. Но я буду вас путать, показывая другое.

И наконец, более сложный вариант. (Давайте с вами и попробуем)) « Я буду называть вам части тела- а вы показывать их. Но будьте внимательны! Вы будете показывать ту часть тела, которую я называла…в прошлый раз.    Давайте потренируемся: Я сначала говорю «руки»- вы ничего не показываете. Я говорю «ноги»- вы показываете… –руки. Так как их я называла в прошлый раз. Дальше  я говорю «голова», а вы показываете..- ноги.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Дидактические игры и упражнения для развития психомоторики и сенсорных процессов у младших школьников" (3 класс)

Данная работа содержит игры и упражнения, направленных на развитие психомоторных и сенсорных процессов учащихся 3 класса....

Роль коммуникативной и сигнификативной функций речи в развитии личности, методы и приёмы становления основных функций речи у младших школьников.

Речь имеет три функции: сигнификативную (обозначения), обобщения, коммуникации (передачи знаний, отношений, чувств). Сигнификативная функция отличает речь человека от коммуникации животных....

Упражнения на развитие внимания для младших школьников

Внимание детей обычно рассеянное, кратковременное. Упражнения помогают воспитанию внимания...

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК

Исследование факторов развития и коррекции коммуникативных качеств у младших школьников с РАС на занятиях по АФК...

Упражнения для развития внимания у младших школьников

Упражнения и игры на развитие внимания у младших школьников яаляются хорошей основой для формирования устойчивого произвольного внимания у детей младшего школьного возраста....

Психолого-педагогическая коррекция концентрации внимания у младших школьников в условиях образовательной организации

Актуальность. Обучение в школе - процесс сложный и трудный, который требует от ученика высокого сознания и активности, чрезвычайно высокого интеллектуального напряжения, сосредоточенности, внимания, м...