Мастер-класс для родителей или педагогов «Эмоциональный светофор»
методическая разработка

Саидова Берлант Даидовна

Мастер-класс  для родителей или педагогов «Эмоциональный светофор»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер-класс  для родителей или педагогов

 «Эмоциональный светофор»

Цель: коррекция эмоционального и физического состояния в стрессовых ситуациях, ситуациях сильного напряжения.

Задачи:

  1. Познакомить родителей со способами стресс-преодолевающего поведения.
  2. Развивать способности к саморегуляции, самоконтролю, рефлексии своего эмоционального состояния.
  3. Формировать умения  и навыки регуляции эмоционального состояния в стрессовых ситуациях.

Условия проведения: классная комната, учебный кабинет или любое другое просторное, хорошо освещенное помещение.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, 9 стульев, учебная доска, желтый, зеленый, красный круги из цветной бумаги, карточки с ситуациями, магниты.

Участники: родители или педагоги.

Продолжительность: 35-40 минут.

План проведения занятия:

I Организационно-мотивационный этап (5 – 6 мин)

Педагог: «Добрый день, дорогие участники! Сегодня мы поговорим с Вами об эмоциях, которые испытываем в напряженных ситуациях, а также познакомимся с некоторыми способами их преодоления».

Показ фрагмента из фильма «Трасса 60».

Психолог: «Как вы считаете, то, что произошло с героем – это мелочь или нет? Просто «не повезло» или это  «ужасно»»?

Ответ участников, анализ просмотренного сюжета.

Педагог: «У каждого из вас существует своё видение и суждение относительно одного и того же события. Они разные. Сегодня мы постараемся понять, от чего может зависеть наше отношение к ситуации».

II. Основной этап (29-30 мин)

Психолог: «Давайте сыграем в одну очень простую игру. Но, чтобы она была полезна, я попрошу вас отвечать не так, как было бы правильно, а максимально искренне».

У психолога в руках карточки с разными жизненными ситуациями. Каждый участник по очереди берет карточку, читаете вслух ситуацию. На доске три поля, отмеченные разными цветами – красным, желтым, зеленым. Участнику необходимо представить и поместить карточку в том поле, в рамках которого он бы реально переживал в обычной жизни. К зеленому кружку – отнести пустяки и мелочи жизни, к желтому – неприятности, к красному – трагичные случаи. Необходимо, чтобы участники отвечали максимально честно. Можно кратко пояснять свой ответ.

Психолог выдает карточки. Участники прикрепляют их на доску.

Порядок в котором лежат ситуации на карточках:

1.Разбил чашку.

2. Порвал джинсы.

3. Пропала машина.

4. Забыл мобильный.

5. Опоздал на встречу.

6. Выговор начальника.

7. Украли кошелёк.

8. Конфликт с родителями.

9. Поцарапал капот.

10. Сломал ногу.

11. Разбил машину всмятку (все живы).

12.Уволили с работы.

13. Залили соседи.

14. Сгорела дача.

15. Обокрали квартиру.

16. Ушел любимый человек.

17. Тяжело болен любимый человек.

18. Катастрофа (погибли все родственники).

Педагог: «Спасибо. Посмотрите, насколько на самом деле равноценны те ситуации, которые оказались друг с другом в одном поле. А теперь представьте, что все события произошли одновременно. Вы можете перенести какие-то карточки из тех, которые выпадали вам в другое поле, можете оставить все как есть. Поясните свой выбор».

Если участники перемещают карточки – поясняют свой выбор, если не перемещают – тоже поясняют.

Педагог: «Спасибо. Давайте постараемся сделать вывод – отчего же зависит наше отношение и суждение?»

Ответы участников (6-7 мин).

Психолог: «Наши суждения, наше отношение зависит от  тех установок, которые мы получили в детстве. Как же преодолеть их, снять стрессовое состояние, возникающее в те или иные жизненные моменты?

Периодическое воздействие стрессоров может оказаться выгодным в плане приобретения стрессоустойчивости. Полезные физиологические реакции включают возбуждение нервной системы и происходят, когда человек предпринимает активные усилия, чтобы справиться со стрессовой ситуацией. Стресс, обозначающий напряжение, состояние готовности, «бросок» - это нечто вполне полезное и положительное.

Предлагаю Вам познакомиться с некоторыми из возможных способов снятия психоэмоционального напряжения и регуляции эмоционального состояния» (1-2 мин).

Упражнение «Контраст»

Участникам предлагается максимально сжать кисть руки и напрячь мышцы. Зафиксировать руку в таком положении около 7-8 сек. Затем расслабить руку.

Рефлексия:

- Что вы испытали после расслабления?

- Это приятное чувство?

Подобное упражнение можно продолжить и на других частях тела (2 мин).

Упражнение «Пальчиковая гимнастика»

  1. Прогибание пальцев.

Участникам предлагается сложить вместе ладони рук перед грудью. Развести пальцы. Надавить пальцами обеих рук друг на друга. Надавливая пружинить пальцами (2 мин).

  1. Сгибание и разгибание пальцев.

Участникам необходимо поднять руки перед лицом ладонями к себе. Сгибать пальцы обеих рук один за другим, начиная с большого пальца правой руки. Затем выпрямить пальцы обеих рук в обратном порядке.

Анализ: Данные упражнения позволяют снять психоэмоциональное напряжение через мышечное расслабление (2-3 мин).

Упражнения на концентрацию

Участникам предлагается присесть на стул, боком к спинке, чтобы не опираться на нее. Желательно, чтобы стул был не с мягким сиденьем, иначе эффективность упражнения  снизится. Принять удобную позу, чтобы было возможно находиться неподвижно в течение определенного времени. Руки свободно положить на колени, глаза закрыть (они должны быть закрыты до окончания упражнения, чтобы внимание не отвлекалось на посторонние предметы  – никакой визуальной информации). Дышать через нос спокойно, не напряженно. Стараться сосредоточиться лишь на том, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого.

Участникам предлагается два варианта концентрационных упражнений:

1) Концентрация на счете. Мысленно медленно считать от 1 до 10 и сосредоточиться на этом медленном счете. Если в какой-то момент мысли начнут рассеиваться и начнут сбиваться со счета, необходимо  начать считать сначала. Счет, таким образом, нужно повторять  в течение нескольких минут (5-6 мин).

2) Концентрация на слове. Участнику необходимо выбрать какое-нибудь короткое (лучше всего двусложное) слово, которое вызывает у него положительные эмоции или с которым связаны приятные воспоминания. Пусть это будет имя любимого человека, или ласковое обращение, которое используют в отношении участника близкие люди,  или название любимого блюда. Если слово двусложное, то мысленно на вдохе произносится первый слог, второй  – на выдохе.

Необходимо сосредоточится на "своем". Такая концентрация приводит к желаемому  результату  – релаксации всей мозговой деятельности. Релаксационно-концентрационное упражнение выполняется в течение нескольких минут. Повторять его необходимо до тех пор, пока оно доставляет участнику удовольствие. После окончания упражнения необходимо провести ладонями по векам, не спеша открыть глаза и потянутся. Еще несколько мгновений спокойно посидеть на стуле (5-6 мин).

Анализ:  Удалось ли участникам победить рассеянность?
Часто возникают такие ситуации, когда сложно вспомнить чью-то фамилию или какую-то свою мысль. Мы часто растерянно останавливаемся в середине комнаты  или коридора, пытаясь вспомнить, куда пошли или что хотели сделать. Именно в подобных случаях рекомендуется кратковременная концентрация по команде  – на своем слове или на счете. В большинстве случаев выпавшее из памяти слово (или мысль) придет в голову буквально через мгновение. Конечно, нет никаких гарантий, что это обязательно будет всегда удаваться. Но с помощью концентрации на слове или счете можно вспомнить забытое быстрее, чем с помощью усиленного напряжения памяти.

С помощью этого простого метода человек в состоянии сделать усилие и преодолеть себя в ситуациях, в которых сложно собраться и взять себя в руки (1-2 мин).

III. Заключительный этап (4-5 мин.)

Психолог: «Завершая наше занятие, я предлагаю Вам попытаться избавиться от сложной, стрессовой ситуации, которая в настоящее время существует в Вашей жизни, принося беспокойство и негативные эмоции. Попытаемся сделать это с помощью следующего упражнения».

Упражнение «Корзина»

Участникам раздаются листы бумаги, ручки. На данных листах им предлагается написать сложную, стрессовую или другую, беспокоящую и волнующую их ситуацию, которая в данное время возникла в их жизни. Затем лист бумаги, с написанной ситуацией  необходимо смять в комок и бросить в корзину для мусора, которая ставится в середине круга участников.

Таким образом, участники пытаются образно избавиться от данной ситуации в своей жизни.

Педагог и Психолог прощается с участниками, выражая надежду, что некоторые из способов преодоления негативных эмоций и концентрации эмоционального состояния они будут применять в практике реальной жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей и педагогов

Формирование и поддержка учебной мотивации у детей....

Статья для родителей и педагогов "Как распознать в ребенке одаренность"

В статье говорится о том, как распознать в ребенке одаренность, о проблемах одаренных детей, представлена диагностическая карта одаренности....

Cпортивное шоу с участием родителей и педагогов "В дружбе со спортом

Цель: приобщать детей и взрослых к здоровому образу жизни; повышать роль семьи в физическом воспитании детей; способствовать снятию излишнего психологического напряжения у педагогов и родителей,...

Полезная информация для родителей. Советы педагога.

Для родителей. Советы педагога. Чем занять ребенка на каникулах....

Методический материал для педагогов: «ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРУДНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА»

Методический материал для педагогов:«ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫЕ ПРОБЛЕМЫ, ТРУДНОСТИ ПОВЕДЕНИЯ И ХАРАКТЕРА»Несколько советов, или понемногу о разном....