Создание здоровьесберегающей среды для ребёнка с ОВЗ в домашних условиях. Соблюдение речевого режима.
консультация

Пономаренко Инна Анатольевна

Создание здоровьесберегающей среды для ребёнка  с ОВЗ в домашних условиях. Соблюдение речевого режима.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soblyudenie_rechevogo_rezhima.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

Ресурсный центр ГБОУ школы № 13 г.-к. № 13

Консультация  учителя-логопеда Пономаренко И.А.

Создание здоровьесберегающей среды для ребёнка с ОВЗ

 в домашних условиях. Соблюдение речевого режима.

             Речь ребенка формируется в общении с окружающими его взрослыми. В процессе общения  проявляется его познавательная  деятельность. Овладение речью перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему воспринимать явления более осознанно и произвольно. Великий русский педагог К.Д.Ушинский говорил: «Родное слово является основой всякого умственного развития и сокровищницей всех знаний». Поэтому так важно заботиться о своевременном развитии речи детей, уделять внимание ее чистоте и правильности.

             Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательного и полноценного взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит психическое развитие. Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начинают осознавать свой недостаток, становится молчаливым, застенчивым, нерешительным.

Особое значение имеет правильное чистое произношение ребенком звуков и слов в период обучения грамоте, т.к. письменная речь формируется на основе устной, и недостатки речи могут привести к неуспеваемости.

             Поэтому родители  детей с  нарушениями речи  должны не только во время обратиться к логопеду, но  строго выполнять все его  указания.  Но никакая самая тщательная работа логопеда не исключает необходимости помогать  детям в домашних условиях..

             Важную роль в формировании звукопроизношения играет четкая, точная, координированная работа артикуляционных органов, способность их к быстрому и плавному переключению с одного движения на другое, а также к удержанию заданной артикуляционной позы.

             Поэтому первостепенное значение имеют устранение нарушений в работе артикуляционного аппарата, подготовка его к постановке звуков.

             Выработка правильных, полноценных артикуляционных движений, объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады различных фонем достигаются двумя путями:

1. Постановкой, затем тщательной отработкой отсутствующих или нарушенных артикуляционных движений. Это длительная, кропотливая, сложная работа, требующая определенного профессионализма, и выполняется она логопедом с каждым ребенком индивидуально.

2. Систематической артикуляционной гимнастикой, представляющей собой комплекс правильно выполняемых детьми, отработанных  артикуляционных упражнений.    

          Основным назначением артикуляционной гимнастики является развитие, укрепление и совершенствование артикуляционной моторики.

При работе с детьми дома родители должны учитывать следующее:

1.   Занятия с ребенком дома следует проводить ежедневно.

2. Артикуляционная гимнастика выполняется стоя или сидя перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать правильные движения органов артикуляционного аппарата,     с обязательным соблюдением правильной осанки.

3. Упражнения для артикуляционной гимнастики нельзя выбирать произвольно. У ребенка не всегда может сразу все хорошо получиться, порой это вызывает у него отказ от дальнейшей работы. В таком случае родители не должны фиксировать внимание ребёнка на том, что не получается, надо подбодрить его, вернуться к более простому, уже отработанному материалу, указав, что когда-то это тоже не получалось. Необходимо добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений.

4. Вначале артикуляционные движения выполняются медленно, неторопливо, но постепенно, по мере овладения ими, темп артикуляционной гимнастики увеличивается.

5. Комплекс артикуляционной гимнастики неуклонно усложняется и расширяется за счет вновь отобранных с логопедом упражнений.

6. Каждое упражнение выполняется от 5 до 20 раз. Количество повторений возрастает по мере совершенствования артикуляционной моторики параллельно с увеличением темпа движений.

7. Некоторые упражнения выполняются под счет от 5 до 10, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ и языка.

           Важную роль в воспитании правильной речи играет развитие речевого дыхания. Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный  выдох у детей, формируют сильную воздушную струю.  Необходимо соблюдать последовательность упражнений (счёт ведёт взрослый): вдох носом  1-3, пауза-1, выдох ртом 1-6. Плечи при вдохе не должны  подниматься, выдох должен быть целенаправленным, щёки не надувать. Во избежание головокружения продолжительность упражнения 3-4  раза.

Когда у ребенка появляются звуки, надо их постепенно с помощью логопеда вводить в его речь, т.е. учить употреблять звук в словах, а затем во фразовой речи, контролировать (исправлять) произнесение звуков в свободной речи! 

        Всю работу по воспитанию правильного звукопроизношения родители согласовывают с логопедом, необходимо обращаться к нему во всех возникших затруднениях.

Ваша речь должна быть образцом для ребенка. Ребенок овладевает речью по подражанию. Поэтому очень важно, чтобы вы -  взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова.

1. Разговаривайте с ребенком так, чтобы он видел Ваше лицо, Вашу артикуляцию, Вашу мимику. Не бросайте слова на бегу.

 2. Называя новые или труднопроизносимые слова, смотрите в лицо ребенку и утрированно артикулируйте, т.е. громче, четче, чем обычно выговаривайте каждый звук. Этим Вы поможете ребенку понять, как же произносится трудное слово.

3. К исправлению речевых ошибок надо подходить очень осторожно. Нельзя ругать ребенка за его плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и верно повторил трудное для него слово. Часто это приводит к тому, что ребенок вообще отказывается говорить, замыкается в себе. Исправлять ошибки нужно тактично, доброжелательным тоном. Не следует повторять неправильно произнесенное ребенком слово. Лучше дать образец его произношения.                                                                                                                

4. Не заменяйте сложные слова простыми. Если в книге нарисован осьминог, так его и называйте.  Не обобщайте одним словом, например, «шапка» - кепку, косынку, панаму, шляпу, каску. Ребенок рано или поздно узнает, что это разные головные уборы, имеющие каждый свое название. Если сразу своими именами называть булку, кекс, печенье, коржик, манник, сметанник и т.д., то и ребёнок будет их различать.                                                                        

5.  Разговаривайте с ребенком обо всем, комментируйте свои действия:  Это позволит  ребенку не только развить речь, но и расширить представления об окружающем мире.                                                                

6. Не забывайте про глаголы! Мамы, как правило, комментируют все, что видит ребенок, используя только наименования предметов: Это кошка, собака. Смотри, какая машина! Дождик, туча, солнышко! В итоге у ребенка не накапливается глагольный словарь. Разговаривайте с ребенком предложениями: Машина едет (мчится, тормозит, стоит). Солнышко светит (взошло, спряталось, улыбается, смотрит на нас). Кошка сидит (стоит, лежит, спит, умывается, ест, играет, мяукает, бежит, прыгает, ловит мышку).                                                                                                        

7. Также накапливайте и признаки предметов, когда гуляете или рассматриваете картинки с ребенком. Солнышко лучистое (красивое, желтое, доброе, теплое, ласковое, летнее).                                                                            

8. Читайте художественную литературу – стихи, сказки, рассказы. Важно, чтобы художественная литература соответствовала возрасту ребенка. Произведения должны быть проиллюстрированы. У маленького ребенка мышление наглядное, в голове его мало образов, поэтому, читая сказку или стихотворение, обязательно вместе поищите на картинках героев, рассмотрите, обсудите, какие они, дайте оценку. Чтение художественной литературы – обогащает словарь. В быту мы пользуемся простыми глаголами, небольшим количеством признаков предметов, а писатели и поэты употребляют более красочные эпитеты.                                                                                                                                                                

9. Играйте со словами, слогами, звуками. На подобного рода игры не нужно уделять специальное время, можно играть в транспорте, сидя в очереди в поликлинику.  Играйте в слоги. Вы ему: «Та-та-та», он вам: «Ту-ту-ту», вы ему: «Ма-ма-ма», он вам: «Па-па-па» и т.д. Как правило, дети охотно включаются в такие игры, но их интереса хватает минут на 5-10. А нам больше и не надо! И потренировались в четкости произношения и гимнастику для язычка и губ сделали.

               Играйте со словами. Например, что бывает мягким (хлеб, подушка, одежда, трава, животик, кошка и т.д.), зеленым, съедобным? Называйте по очереди слова, помогайте ребёнку, если он затрудняется.

10. Развивайте мелкую моторику. Рука, как утверждают специалисты, второй орган речи, не нужно оставлять ее без внимания. Массируйте пальчики ребёнка своими руками или «ежиками» (пупырчатыми мячиками), играйте с ним в пальчиковые игры.                                            

 Давайте ребенку крупы, макароны, фасоль, песок. Лепите из пластилина (соленого теста), собирайте мозаику, конструируйте, рисуйте.

         Больше говорите, шутите, поощряйте любую речевую активность ребенка и скоро Вы получите самого интересного для себя собеседника!

        Помните: совместная работа логопеда, учителя и родителей определит общий успех коррекционного обучения.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование возможностей УМК «Начальная школа XXI века» для создания здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Проблема сохранения здоровья ребёнка в процессе школьного обучения имеет многовековую историю, так как возникла с момента организации систематического обучения детей в России. ...

Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе.

Доклад на тему "Создание здоровьесберегающей среды в начальной школе"...

Основные подходы к созданию здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве образовательного учреждения

Современная школа ищет пути построения образовательного процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся. Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя о...

Создание здоровьесберегающей среды.

Создание здоровьесберегающей среды....

Система методов работы по созданию здоровьесберегающей среды в начальных классах

Реализация здоровьесберегающих технологий обучения....